Влияние Интернет среды на становление личности педагога профессионального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 19:53, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является выявление влияния Интернет среды на становление личности педагога профессионального образования.
Данная цель может быть реализована при решении следующих задач:
1.провести теоретический анализ данной проблемы в отечественной и зарубежной литературе;
2.изучить особенности формирования и развития профессиональной личности;
3.изучить возможности влияния Интернет - среды на становление личности;
4.провести экспериментальное исследование с целью выявления влияния Интернет – среды на становление личности педагога профессионального образования.

Вложенные файлы: 1 файл

ро.docx

— 125.14 Кб (Скачать файл)

         Стремятся перенести нормы виртуального  мира в реальный 16 студентов, т.е. желание в конфликтной ситуации «отключиться» или ввести в «игнор».

          По шкале восприятие Интернета  как лучшего, предпочтительно  по сравнению с реальной жизнью  существенных цифр не получено  всего 6 студентов. Скорее готовы  изменить, что-то в виртуальном  мире, чем в реальном. Трудности,  которые могут возникнуть при  какой – либо перемени в  реальной жизни, выглядят пугающе  для них, намного проще это  сделать в виртуальном пространстве.

        Изменение состояния в результате использования Интернета происходит у 22 студентов. При подключении настроение обычно улучшается, эти студенты воспринимают себя в Интернете иначе, чем в реальной жизни. Это обусловлено анонимностью в сети, там ты можешь быть, кем захочешь и делать то, что захочешь, 33 студента, считают, что Интернет не имеет границ, он скорее безграничен.

         Воспринимают Интернет как проективную  реальность 32 студента, находясь в  Интернете, чувствуют себя частью  чего-то большего. По шкале одушевленность  Интернета, 28 студентов считают свой  компьютер живым существом и  наделяют его человеческими характеристиками.

         Нецеленаправленность поведения в Интернете отмечено у 24 студентов. Ища нужную информацию, забывают о своем первоначальном намерении, заходя в Интернет, не всегда точно знают чего хотят, теряют контроль над происходящем. Предпочитают общаться в сети, нежели в реальности 11 студентов.

         Принадлежность к сетевой субкультуре  у 12 студентов, они употребляют  слова и выражения принятые  в сети, в своей реальной жизни.

 

 

 

 

Результаты методики «Самооценка  личности» С.А. Будасси.

          По итогам исследования факультета начального образования высокая неадекватная самооценка у 2 студента, высокая адекватная у 15 студентов, средняя адекватная у 19 студентов, низкая адекватная у 4 студентов, низкая неадекватная самооценка у студентов не выявлена.

 

Таблица 4. Показатели самооценки группа А

Самооценка

Высокая

(неадекват.)

Высокая

(адекватная)

Средняя

(адекватная)

Низкая

(адекватная)

Низкая

(неадекват.)

Группа А

2

15

19

4

0


 

          По итогам исследования физико  – математического факультета  высокая неадекватная самооценка  у 1 студента, высокая адекватная  у 19 студентов, средняя адекватная  у 15 студентов, низкая адекватная  у 3 студентов, низкая неадекватная  самооценка у 2 студентов.

 

Таблица 5.  Показатели самооценки группа Б

Самооценка

Высокая

(неадекват.)

Высокая

(адекватная)

Средняя

(адекватная)

Низкая

(адекватная)

Низкая

(неадекват.)

Группа Б

1

19

15

3

2


 

          Мы можем сделать вывод о том, что самооценки  двух факультетов не сильно различаются друг от друга. На факультете начального образования низкой неадекватной самооценки нет ни у кого, а на физико – математическом факультете у двоих студентов.

          Низкая адекватная самооценка почти одинакова.

          По результатам неадекватной  самооценки  у студентов факультета  начального образования показатель  лучше, нежели у студентов физико  – математического факультета.

 

         Для наглядности результаты двух факультетов, мы объединили в гистограмму, где можем пронаблюдать и сравнить уровень самооценки личности.


 

 

 

 

 

 

 

Рис.1 Гистограмма самооценки личности факультетов

         В общем, мы можем сделать  вывод о том, что на факультете  начального образования самооценка  в целом лучше, чем у физико  – математического факультета.

 

Таблица 6. Общие показатели самооценки двух групп

Самооценка

Группа А

Группа Б

Всего

 

Высокая

(неадекватная)

2

(2,5%)

1

(1,25%)

3

(3,75%)

 

Высокая

(адекватная)

15

(18,75%)

19

(23,75%)

34

(42,5%)

 

Средняя

(адекватная)

19

(23,75%)

15

(18,75%)

34

(42,5%)

 

Низкая

(адекватная)

4

(5%)

3

(3,75%)

7

(8,75%)

 

Низкая

(неадекватная)

0

(0%)

2

(2,5%)

2

(2,5%)

 

 

          Высокая неадекватная самооценка у 3 студентов, что составляет 3,75% от общего количества  испытуемых;  высокая адекватная самооценка у 24 студентов, что составляет 30% .

         Средняя адекватная самооценка у 44 студентов, что составляет 55% .    

         Низкая адекватная самооценка у 7 студентов, что составляет 8,75%;  низкая неадекватная самооценка у 2 студентов, что составляет 2,5%.

          Студенты с завышенной самооценкой гипертрофированно оценивают свои достоинства, ставят перед собой более высокие цели, чем те, которые они могут реально достигнуть, у них высокий уровень притязаний, не соответствующий их реальным возможностям.

          Студенты с заниженной самооценкой обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которые могут достигнуть, преувеличивая значение неудач. При заниженной самооценке человек характеризуется - чрезмерной неуверенностью в себе.

           Неуверенность, часто объективно необоснованная, является устойчивым качеством личности и ведет к формированию у человека таких черт, как смирение, пассивность, «комплекс неполноценности».

         Адекватная самооценка, предполагает равное признание человеком, как своих достоинств, так и недостатков. В основе оптимальной самооценки, выражающейся через положительное свойство личности - уверенность, лежат необходимый опыт и соответствующие знания.

 

          По результатам анкетирования получилось, что 64 студента (80%) посещают Интернет каждый день, 12 (15%) студентов раз в неделю, 4 (5%) студента раз в месяц.

          Испытывают потребность в поиске информации на сайтах Интернета 60 (75%) студентов, иногда испытывают 20 (25%) студентов. Наиболее значимой целью посещения Интернета является: развлечение - 50(62,5%) студентов, работа - 12 (15%) студентов, жизнь - 4(5%) студента, общение - 14 (17,5%) студентов.

          На вопрос «Какую поисковую  систему предпочитаете?» 46 (57,5%) студентов  выбрали Яндекс и 34 (42,5%) студента  выбрали Google.

          Социальной сетью пользуются все опрошенные, их них Вконтакте - 65 (81,25%) студентов, Одноклассники - 15 (18,75%) студентов. Время, которое проводят за день в сети Интернет: меньше часа – 12(15%) студентов, два-три часа – 36 (45%)студентов, три-четыре часа – 22(27,5%) студента, больше 3-4 часов – 10(12,5%) студентов.

         Наиболее часто посещаемыми сайтами являются социальные сети, форумы, чаты. Все из опрошенных студентов используют информацию из Интернета в своей деятельности.

          Не все опрошенные рекомендуют  своим коллегам (другим) использовать  Интернет – ресурсы: 68 (85%) студентов  рекомендуют и 12 (15%) не рекомендуют.

          На вопрос «Является ли Интернет  хорошим помощником для вашей  работы?» все опрошенные ответили  да, что составляет 100%.

          На последние два вопроса «Как Вы думаете, каким самым важным качеством характера Вы обязаны Интернету?»,  «Какие профессиональные качества в вашем характере сформировались под влиянием Интернета?» студенты отвечали одинаково, т.е. писали одни и те же качества личности на эти вопросы.  Наиболее распространённые ответы: терпеливостью – 14 студентов, избирательностью – 10 человек,  усидчивостью – 7 студентов, ответственностью – 4 студента, коммуникабельностью и  внимательность – 3 студентов. Такие качества, как сдержанность, вдумчивость, усидчивость, стрессоустойчивость, лень, работоспособность были выбраны по одному разу.

          Таким образом, мы делаем вывод  о том, что у студентов не  существует разницы между   личными и профессиональными качествами.

          Обобщая результаты анкетирования,  можно сделать выводы о том,  что:

- студенты пользуются  Интернетом часто (80%  испытуемых  посещают Интернет каждый день);

- наиболее значимой целью  посещения Интернета среди студентов  является поиск информации  и развлечение;

- наиболее посещаемыми сайтами являются социальные сети, форумы и чаты, то есть сайты, позволяющие реализовать цель общения.

         Таким образом, результаты нашего  исследования показали, что у  факультета начального образования  показатели по всем диагностикам  лучше, чем у физико – математического  факультета. Из этого можно сделать  вывод о том, что студенты  физико – математического факультета  больше подвержены влиянию Интернет  – среды, нежели студенты факультета  начального образования.

         Таким образом, можно сделать  общий вывод. Нам не удалось  подтвердить гипотезу о том,  что Интернет – среда влияет  на эмоциональный компонент личности педагога профессионального образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

             В ходе исследования мы опирались на предположение о том, что Интернет – среда влияет на становление личности педагога профессионального образования.

            Проанализировав отечественную и зарубежную литературу, мы пришли  к выводам, что в современной научной литературе понятие «личность» представлено весьма широко, однако, несмотря на большой интерес исследователей, общепризнанное его определение сформировать не удалось. Более того, в настоящее время нет даже единого подхода к определению термина «личность». Это объясняется тем, что каждая наука, исследуя эту проблему в ее частнопредметном содержании, стремится реализовать свои подходы, выработать свое, удовлетворяющее конкретным исследовательским задачам, понимание предмета.

             Проблема развития личности всегда стояла в центре внимания наук о человеке. Самые первые донаучные и более поздние натурфилософские концепции трактовали развитие личности как востребование и развитие врожденных качеств и свойств.

             Основой развития личности для большинства людей становится профессиональная деятельность. Ядром профессионального становления является взаимодействие личности и профессии. Но не любая профессиональная деятельность развивает личность, а может даже деформировать ее.

               Личность развиваясь, формируется. Под формированием понимают совокупность приёмов и способов социального воздействия на индивида, имеющих целью создать у него систему определённых отношений, ценностных ориентаций, убеждений, воспитать профессионально значимые качества. Прогнозируя себя в будущее, личность сама себя формирует.

             На развитие и формирование  профессиональной личности оказывают  влияние различные социальные  и биологические факторы. В  последнее время все чаще для профессиональной деятельности используется Интернет, который в свою очередь может оказать влияние на становление личности.

             В гипотезе мы предположили, что  на эмоциональный компонент личности  педагога профессионального образования  будет влиять Интернет – среда,  отличающаяся такими особенностями  как: анонимность, безопасность, доступность.

             Для подтверждения гипотезы нами  были отобраны 80 студентов Калужского  государственного университета  им. К.Э. Циолковского, г. Калуги. Студенты  факультета начального образования  (40 человек), студенты физико –  математического факультета (40 человек).

             Проведя анализ методик на выявление влияния Интернет – среды на становление личности педагога профессионального образования мы пришли к выводу, что показатели самооценки у студентов практически схожи, но у студентов факультета начального образования самооценка на более высоком уровне, нежели у студентов физико – математического факультета.

             По результатам опросника «Восприятие  Интернета» мы сделали вывод  о том, что все студенты мотивированы  использованием Интернета. Потребность  в сенсорной стимуляции у группы Б(60%) гораздо выше чем у группы А(37,5%). Изменение состояния сознания в результате использования Интернета также значительно различаются у группы Б (40%), у группы А (15%). Восприятие Интернета ка проективной реальности у группы Б (57,5%), у группы А (22,5%). По шкале одушевленность Интернета у группы Б (50%), у группы А (20%). Стремление перенести нормы виртуального мира в реальный мир у студентов группы Б (25%), у студентов группы А (15%). По шкале время в Интернете показатели двух групп практически одинаковые, у группы Б (45%), у группы А (42,5%).

Информация о работе Влияние Интернет среды на становление личности педагога профессионального образования