Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 19:53, дипломная работа
Целью работы является выявление влияния Интернет среды на становление личности педагога профессионального образования.
Данная цель может быть реализована при решении следующих задач:
1.провести теоретический анализ данной проблемы в отечественной и зарубежной литературе;
2.изучить особенности формирования и развития профессиональной личности;
3.изучить возможности влияния Интернет - среды на становление личности;
4.провести экспериментальное исследование с целью выявления влияния Интернет – среды на становление личности педагога профессионального образования.
Личность формируется и развивается в течение всей жизни по мере социализации, воспитания и научения. Однако ранние годы жизни человека они рассматривают как более важные. Основа любых знаний, способностей, в том числе творческих и духовных, по их мнению, закладывается в детстве. В личности рациональные и иррациональные процессы представлены в равной мере. Их противопоставление не имеет смысла. Все зависит от типа и сложности поведения. В одних случаях человек может четко осознавать свои поступки и свое поведение, в других — нет.
В понимании личности у отечественных психологов наблюдается различие во взглядах.
В ХХ веке одно из лучших объяснений социальной сущности личности осуществлено в рамках культурно-исторической теории Л. С. Выготского [19,с.113], согласно которой личность не «созревает» из внутренних предпосылок, а «формируется», достраивается на биологическом фундаменте той системой общественных отношений, в которых развивается человек. Высшие психические функции не представлены в человеке от рождения, а даны лишь в виде потенциальной возможности.
Переход из потенциального в актуальное происходит благодаря взаимодействию природных и социальных факторов в процессе социализации, важнейшим механизмом которой является интериоризация личностью культурного опыта человечества.
В отличие от социологизаторских теорий, где фактически отрицается роль наследственности, развитие с позиций культурно-исторической теории является диалектическим отрицанием. В процессе онтогенеза приобретается относительная независимость от врожденных задатков человека, которые, в конечном счете, не предопределяют развития высших психических функций. Связь врожденных задатков и развившихся способностей неоднозначна и опосредована[22,с.124]. "
А.Н. Леонтьев утверждал, что задатки «чисто человеческих» способностей не врожденны, а формируются при жизни, и их природа связана с так называемыми «функциональными органами».
Биологические факторы лишь в том случае играют решающую роль в развитии (а точнее, в не развитии) личности, когда существуют врожденные органические дефекты (чем больше патология, тем большее влияние). В этом случае, развитие может не выходить за рамки созревания. При отсутствии врожденных патологий на определенном этапе решающим становится формирование в условиях социальной среды. От него, в конечном счете, зависит, останется ли человек на уровне индивида (например, дети, выросшие вне общества), или сформируется как личность.
А.Н.Леонтьев [35,с.104] различал понятия «индивид» и «личность». Он считал, что личность не следует рассматривать как продукт перекрещивания биологического и социального факторов. Личность, по его убеждению, не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не рождаются, личностью становятся.
Личность, по определению А.Н.Леонтьева, представляет собой: «…относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека»[34,с.57].
По мнению А.Н. Леонтьева, базисом личности человека является совокупность его общественных отношений к миру, но отношений, которые реализуются в совокупности его многообразных деятельностей. Имеются в виду именно деятельности субъекта, которые и являются исходными единицами психологического анализа личности. Различные виды деятельностей вступают между собой в иерархические отношения. Их особенностью является их «отвязанность» от состояний организма. Эти иерархии деятельностей, отмечает А.Н.Леонтьев, порождаются их собственным развитием, они-то и образуют ядро личности[34,с.132].
Основной внутренней характеристикой личности в концепции А.Н. Леонтьева является мотивационная сфера личности. Другим важным понятием в его теории является личностный смысл. Он выражает отношение целей деятельности человека, т. е. того, на что она в данный момент непосредственно направлена, к ее мотивам, т. е. к тому, что ее побуждает. Чем шире, разнообразнее виды деятельности, в которые личность включена, чем они более развиты и упорядочены, тем богаче сама личность.
По мнению Б.Г. Ананьева, личность это: «общественный индивид, объект и субъект исторического процесса» [4,с.33]. Исходным моментом структурно-динамических свойств личности, по словам Б.Г.Ананьева, является ее статус в обществе, равно как статус общности, в которой складывалась и формировалась данная личность. На основе статуса и в постоянной взаимосвязи с ним строятся системы:
а) общественных функций-ролей
б) целей и ценностных ориентаций.
Основная форма развития личностных свойств человека, по Ананьеву, - это жизненный путь человека в обществе, его социальная биография. Формирование личности путем интериоризации - присвоения продуктов общественного опыта и культуры в процессе воспитания и обучения - есть вместе с тем освоение определенных позиций, ролей и функций, совокупность которых характеризует ее социальную структуру. Все сферы мотивации и ценностей, утверждает Б.Г. Ананьев [4,с.56], детерминированы именно этим общественным становлением личности. Доминирующее влияние всегда остается за социальной стороной личности - ее мировоззрением и направленностью, потребностями и интересами, моральными и эстетическими чувствами.
Л.И. Божович под личностью понимает "человека, достигшего определенного уровня психического развития"[14,с.32]. Этот уровень распознается ею как состояние, когда "в процессе самопознания человек начинает воспринимать и переживать самого себя как единое целое, отличное от других людей и выражающееся в понятии "Я". Для того чтобы с полным правом называться личностью, по мнению Л.И. Божович, человек должен иметь "собственные взгляды и отношения, собственные моральные требования и оценки, делающие его относительно устойчивым и независимым от чуждых его собственным убеждениям воздействий среды". Необходимой характеристикой личности, по мнению Л.И. Божович[14,с.72], является "активность", заключающаяся в "сознательном воздействии на окружающую действительность, изменении ее в своих целях; способности управлять своим поведением, деятельностью и своим психическим развитием".
Наиболее известным определением личности является определение Л.С. Рубинштейна[45,с.498], согласно которому личность есть совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия. Или более подробно: личность есть то, чего хочет человек (это так называемая направленность как мотивационно-потребностная система личности, ценности, установки, идеалы); что может человек (это его способности и дарования), что есть он сам (что из его тенденций, установок и поведения закрепилось в его характере). Вне общества личности нет, так как каждый человек формируется как личность только в обществе, коллективе и проявляется в общении с другими людьми, иначе говоря, личность — это человек как носитель сознания.
С. Л. Рубинштейн [Цит.по:34,с.59] выделяет три компонента в структуре личности :
1) Направленность - Чего хочет человек? Что для него привлекательно, к чему он стремится?
- проявляется в потребностях, интересах, идеалах, убеждениях, доминирующих мотивах деятельности и поведения, и мировоззрения;
2)Знания, умения, навыки - Что человек может?
- приобретаются в процессе
жизни и познавательной
3) Индивидуально – типологические особенности - Что он есть. Что закрепилось в качестве стержневых особенностей его личности?
- проявляются в темпераменте, характере, способностях.
Таким образом, С.Л. Рубинштейн включает в структуру личности ее направленность, характер и способности.
Психологическая структура личности чрезвычайно разнообразна: в нее входят все те индивидуальные особенности человека, которые мы привыкли называть чертами личности. В психологической науке существует два основных подхода к структурированию личности. Первый основан на выделении черт личности, которые принято группировать на основе внутренней связи в подструктуры, а подструктуры, в свою очередь, делить на уровни.
Второй подход основывается на выделении типов личности, которые не сводятся к определенному набору черт, но раскрывают некие общие особенности личности и способа ее взаимодействия с миром. В качестве примера типологического подхода можно привести деление, в основу которого положены четыре основных типа темперамента.
Наиболее развернутая структура личности, была предложена К.К. Платоновым [34,с.264] концепция динамической функциональной структуры личности, которая выделяет детерминанты, определяющие те или иные свойства и особенности психики человека, обусловленные социальным, биологическим и индивидуальным жизненным опытом. Он выделяет в динамической структуре личности следующие подструктуры:
1)социально-обусловленные особенности (направленность, моральные качества);
2)опыт (объем и качество имеющихся знаний, навыков, умений и привычек);
3)индивидуальные особенности различных психических процессов (ощущения, восприятие, память);
4)биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты, простейшие потребности).
По мнению К. К. Платонова, в эти подструктуры «могут быть уложены все известные свойства личности».
Таким образом, можно сделать вывод о том, что во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.
Развитие определяется как объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения материальных и идеальных объектов [41,с.198].
Проведенный нами анализ научной литературы показал, что множество психологических концепций развития личности не дают четкого ответа на вопрос, что понимается под «развитием личности». Существует много определений.
По мнению Б.Г. Ананьева [3,с.255], развитие личности, с одной стороны, «есть возрастающая по масштабам и уровням интеграция – образование крупных «блоков», систем или структур, синтез которых в определенный момент жизни человека выступает как наиболее общая структура личности… С другой стороны, развитие личности есть и все возрастающая дифференциация ее психофизиологических функций, процессов, состояний и личностных свойств, соразмерная прогрессирующей интеграции».
Развитие личности – объективный процесс становления и обогащения физических и духовных сил человека, обеспечивающих реализацию его внутреннего потенциала, его сущности и назначения, процесс изменения индивида в результате его социализации[52,с.143].
Развитие личности осуществляется через изменение её направленности. Направленность личности является результатом противоречивого единства социализации, то есть усвоения социального опыта и культуры, и индивидуализации (процесса развития интеллекта, воли, эстетического вкуса, творческих способностей личности). В ходе развития личности происходит и становление её целостности.
По мнению К. М. Левитана [Цит.по:33,с.23], эта целостность заключается в направленности, которая обеспечивает непрерывность, преемственность всех периодов развития личности, а также в обретении необходимых отсутствующих качеств личности. Развитие личности профессионала происходит путем качественных изменений, ведущих к новому уровню ее целостности. Оно предполагает изменения сущностных сил личности, преобразование сложившихся установок, ориентации, мотивов поведения под влиянием изменяющихся общественных отношений.
С точки зрения Л.И. Анциферова [Цит.по:25,с.64], «развитие – основной способ существования личности, социальное и психическое становление которой не ограничено какими-то определёнными отрезками времени. Оно осуществляется на всех этапах жизненного пути человека. Период зрелости не может рассматриваться как конечное состояние, к которому направлено развитие и которым оно завершается. Наоборот, чем более зрелой в социальном и психологическом смысле становится личность, тем более возрастает её способность к дальнейшему развитию».
Таким образом, постоянная незавершённость, а, следовательно, нескончаемость процесса становления – характерная черта психологической организации личности и одно из обязательных условий её способности к безграничному развитию.
Личность, развиваясь, формируется, принимает определённую форму. Эта форма представляет собой целостную систему социальных свойств, позволяющую общественной жизни человека функционировать не только в коллективной, но и индивидуальной форме. Под формированием обычно понимают совокупность приёмов и способов социального воздействия на индивида, имеющих целью создать у него систему определённых отношений, ценностных ориентаций, убеждений, воспитать профессионально значимые качества. Прогнозируя себя в будущее, личность сама себя формирует[26,с.108].
Таким образом, формирование личности – процесс становления социально значимых качеств личности, ее убеждений, взглядов, способностей, черт характера. По мере становления личности растёт целостность её психологической организации, накапливается новый потенциал развития.
Как отмечают в своём исследовании Э.Н. Гусинский и Ю.И. Турчанинова [Цит.по:28,с.60], пытаясь точно указать момент появления личности в процессе индивидуального развития, мы обязательно наталкиваемся на трудноопределимый период своеобразной «подготовки» к появлению объекта, которую, как правило, обозначают словом «становление». В этот период внешний наблюдатель иногда уже может разглядеть отдельные черты будущего объекта, но они ещё не складываются в то определённое целое, которое наблюдателю известно по другим образцам. Отделить становление от развития нелегко: размышляя о становлении и развитии личности, мы рассматриваем, как правило, именно тот период, когда личность формируется, но ещё не выявилась вполне. Когда мы говорим о развитии какого-то объекта, мы обычно имеем в виду, что этот объект как-то совершенствуется, усложняется, развивается.