Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 17:46, статья
Сегодня в связи с изменением государственного строя России, политической и социальной системы, трансформацией ценностных установок населения и культуры в целом, произошло и изменение образовательного пространства. Современная политика государства в сфере воспитания, образования и культуры направлена на формирование у человека совершенно иного типа мышления и мировосприятия.
Сегодня в связи с изменением государственного строя России, политической и социальной системы, трансформацией ценностных установок населения и культуры в целом, произошло и изменение образовательного пространства. Современная политика государства в сфере воспитания, образования и культуры направлена на формирование у человека совершенно иного типа мышления и мировосприятия.
Еще 15-20 лет назад ставка делалась на коллективистские установки, человек должен был воспринимать себя деталью какого-то единого механизма. Сейчас же ситуация в корне изменилась. В начале 90-х гг. ХХ века вся существующая до этого государственная, общественная система была разрушина до основания. Была свергнута старая идеология. То, что раньше считалось злом, стало приобретать положиельный оттенок. Во всем этом хаосе и новое правительство, и общество в целом были дезориентированны. В итоге, анализируя реформационные процессы, происходящие сегодня в нашей стране, можно сделать вывод о том, что Россией выбран западный путь развития государства и общества, где ставка делается на индивидуализацию каждой личности. В связи с этим изменяется и принципы воспитания человека, его приобщения к новым общественным ценностям, порядкам, нормам, законам и т.д.
В последнее время в педагогике, социологии, антропологии одним из самых актуальных вопросов при исследовании личностного развития человека является проблема социализации личности в обществе и факторов, которые оказывают на нее значительное влияние.
Под социализацией понимается процесс приобщения человека к социальной жизни, своение индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих ему становиться личностью, способной функционировать в данном обществе.
Процесс социализации начинается с младенческих лет, период детства и юности в процессе социализации играет наиболее важную роль, в этом возрасте закладываются основные знания о нормах поведения в обществе.1 Детство и юность являются наиболее благоприятным временем для социализации.
Средства массовой информации с каждым днем занимают все более значимые позиции в жизни каждого современного человека и общества в целом. Радио, различные печатные периодические издания, телевидение, интернет – основные источники информации, которые оказывают огромное влияние на формирование внутреннего мира человека, как личности. В следствие этого СМИ яавляются одним из многочисленных фактров процесса социализации человека.
СМИ оказывают большое влияние на формирование образа жизни молодежи. Это влияние распространяется как непосредственно через СМИ на личность молодого человека, так и опосредованное - через родителей, учителей, сверстников, на которых средства массовой информации, в свою очередь, так же оказывают значительное влияние. Даже господствующие в обществе социальные нормы в значительной мере сформированы СМИ.2
Дети в значительной мере усваивают роли и правила поведения в обществе из телевизионных передач, газет, фильмов и других средств массовой информации. Символическое содержание, представленное в этих средствах массовой информации окаывает глубокое воздействие на процесс социализации, способствуя формированию определенных ценностей и образцов поведения.3
СМИ оказывают как положительное, так и отрицательное воздействие на молодго человека.
Средства массовой коммуникации выполняют в первую очередь рекреативную роль, поскольку во многом определяют досуговое времяпрепровождение людей.
С рекреативной тесно связана релаксационная роль средств массовой информации. Она проибретает специфический оттенок, когда речь идет о подростках и юношах. Для большей части ребят телесмотрение, прослушивание музыкальных записей, работа с компьютером, а для некоторых и чтение становятся своеобразной компенсацией дефицита межличностных контактов, средством отвлечения при возникновении осложнений в общении со сверстниками.4
Телевидение мощно влияет на смысложизненные ориентации учащейся молодёжи, задаёт и продвигает стандарты красивой жизни.
Телевидение сильно
воздействует на поведения молодёжи,
вносит существенный вклад в характер
их общения с миром, оказывается
стимулом для действий, которые не
нужно изобретать самому, поскольку
они даны в готовом виде. Пропагандируя
определенные ценности, оно способно
формировать у людей
Можно проследить существенное противоречие в ценностных установках молодых людей: с одной стороны, на уровне сознания декларируется стремление к личной независимости, хорошим и стабильным межличностным отношениям, к созданию семьи и получению достойной работы; с другой стороны, просматривается четкая ориентация на западные стандарты жизни. Телевидение в данном контексте играет существенную роль в формировании ценностных установок молодых людей. Поскольку молодежь достаточно обособлена в культурном плане от старшего поколения, то телевидение, использующее в своих трансляциях западные передачи и фильмы, успешно продвигает западный образ жизни и восприятие мира.5
СМИ способствуют формированию «нужных» государству и данному обществу качеств личности. Ричард Никсон, выступая однажды в Совете национальной безопасности по вопросу бюджетных расходов, сказал, что он считает один доллар, вложенный в информацию и пропаганду, более ценным, чем десять долларов, вложенных в создание систем оружия, ибо последнее вряд ли будет когда-либо употреблено в дело, в то время как информация работает ежечасно и повсеместно».6
Представляя ту или иную информацию в определенном свете, СМИ тем самым формируют у человека те или иные качества, стереотипы мышления и поведения.
CRN (Coefficient of Recognizing of
Name — коэффициент узнаваемости
имени) — важное понятие в
современной культуре. Светская
хроника, сплетни, скандалы —
неотъемлемые составляющие
В последнее время все средства, используемые СМИ преимущественно направлены на пропаганду культа силы, материального богатства и внезапного успеха.
Необходимо отметить, что с распространением свободы слова резко снизился уровень речевой культуры населения, а следовательно и общий культурный уровень населения в целом. Немало этому способствуют и СМИ. Отмена цензуры, дала возможность высказать личное мнение, позволила слушателям оценить ораторские таланты видных политиков и общественных деятелей. Но вместе с тем, свержение цензурного гнета и демократизация государства привела к появлению в прямом эфире спонтанной устной речи. «Как это ни парадоксально, но возможность свободно выражать свое мнение в печати, на радио и телевидении выявила чудовищную и одновременно унизительную скудость языка многих наших сограждан, приверженность к речевым штампам, косноязычие, безграмотность, неумение говорить и писать правильно и литературно на своем родном языке. К многомиллионной аудитории нередко обращаются люди, исповедующие очень простой принцип: «Как могу, так и говорю (или пишу)». А ведь большая часть слушателей (и читателей) до сих пор все еще считает письменную и устную речь в средствах массовой информации эталоном русского литературного языка»7.
К сожаленью с каждым днем все чаще в современных молодежных журналах («Молоток» «BRAVO»), которыми зачитываются подростки, можно встретить такие выражения, как, например, татуха, шмотки, туснуть, днюха, депрессовать, баскет, чел, прива (привет), провафлил (пропустил), шарится, движуха, поцик, слинял, по-любэ, врубились, уважуха, простебали, затарился, тачила, колбасеры, бабло, кидалово. Этот список можно продолжать до бесконечности. Та же ситуация и на телевидении (МУЗ ТВ, ТНТ, МТV и т.д.). Наиболее рейтинговыми телепередачами среди подрастающего поколения являются «COMEDY CLUB», «Наша Раша», «Убойная лига», и т.п., которые ради высоких рейтингов готовы пренебрегать любыми нормами, и не только языковыми, но и нравственными.
В наше время особой остроты обрела проблема телевизионного насилия. Практически во всех современных сериалах, фильмах, и даже мультфильмах существует насилие. Термин «телевизионное насилие» давно используется в научном лексиконе и объединяет в себе демонстрацию нанесения повреждения или ущербов персонажам телевизионных программ или фильмов. С одной стороны существует множество исследований, результаты которых свидетельствуют, что просмотр сцен насилия по телепрограммам и фильмам связанный с последующей агрессией. Было доказано, что теленасилие может стать причиной кратковременного возбуждения и так званых «эффектов моделирования», когда посмотрев тот или иной фильм, человек начинает его моделировать в реальной жизни, копируя телегероев. Особенно часто это явление встречается среди детей и подростков. В то же время не менее авторитетные учены, использовав причинно-следственные статистические модели, не получили ни одного свидетельства существования связи между употреблением теленасилия и последующими изменениями агрессивности поведения. Это вопрос достаточно спорный, но мне кажется, что все же теленасилие может стать реальной причиной последующей агрессии.
СМИ являются также источниками пошлой информации, порнографии. В телевидении транслируется множество эротических фильмов, которые развращают, опошляют современную молодежь. Страшно то, что эту пошлость, нечистоту мы видим не только по телевидению, но и в газетах, журналах, в сети Интернет – везде. Можно проследить негативное воздействие телевидения на половую жизнь подростков. Ценности, нормы и стереотипы половой жизни, которые транслируют СМИ, очень часто далеки от реальности, ориентируют молодых людей на бесправные половые связи, которые не опираются на взаимные чувства любви и ответственности, провоцируют и стимулируют и без того повышенную подростковую сексуальность.8
Таким образом, можно
сделать вывод о том, что средства
массовой информации занимают огромное
значение как в жизни отдельного
индивидума, так и в жизни общества
в целом. Телевидение, радио, печать,
интернет, реклама стали основными
источниками информации, формирующими
внутренний мир человека как личности.
Отсюда вытекает актуальная потребность
в формировании у подростков информационной
культуры и критического отношения
к содержанию современных телепередач,
статей, книг и пр. Им необходимо дать
ориентир в условиях переизбытка
разнообразной информации, научить
грамотно воспринимать ее, понимать, анализировать,
иметь представление о
Список
литературы: