Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 15:52, курсовая работа
Состояние современного общества поставило перед образованием ряд острейших проблем, среди которых резкое ухудшение физического, психического, неврологического и нравственного здоровья детей. А ведь все это, разумеется, сказывается на развитии детей, их интересов и способностей, в первую очередь интеллектуальных. В основе развития интеллектуальных способностей лежат развитие внимания, мышления, памяти. Развитие интеллектуальных способностей, развитие самостоятельного мышления особенно актуально. В обществе ощущается дефицит специалистов высокого уровня, способных глубоко и самостоятельно мыслить. Только таким под силу совершить прорыв в экономике, экологии, науке и, наконец, продвинуть общество вперед. По данным психологов если к 4 годам интеллект формируется на 50%, то в начальных классах - на 80 - 90%.
Введение………………………………………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Психолого-педагогические особенности развития познавательных способностей младших школьников
1.1 Возрастные особенности младшего школьника…………………………………........7
1.2 Игра как средство развития индивидуальных способностей ребенка…….12
1.3 Дидактическая игра как средство интеллектуального развития………………16
1.4 Игры детей младшего школьного возраста……………………............................22
Глава 2. Влияние интеллектуальных игр на развитие познавательных способностей младших школьников
2.1 Планирование и организация эксперимента……………………………………………25
2.2 Анализ результатов экспериментальной работы……………………………………..31
Заключение…………………………………………………………………………………………………..…39
Библиография………………………………………………………
2.2 Анализ результатов экспериментальной работы.
На первом этапе исследования мы провели диагностические процедуры, используя для оценки уровня развития внимания у второклассников методику Мюнстенберга, а для оценки уровня развития мышления - тест "Что лишнее?".
Таблица 1.
Данные первоначальной диагностики (методика Мюнстенберга).
ФИ ученика |
Выделенные слова |
Ошибки |
Пропущенные слова |
|
7 |
1 |
9 |
|
3 |
14 |
|
|
6 |
1 |
10 |
|
6 |
1 |
10 |
|
4 |
13 |
|
|
5 |
1 |
11 |
|
2 |
1 |
14 |
|
8 |
1 |
8 |
|
8 |
9 |
|
|
2 |
1 |
14 |
|
6 |
1 |
10 |
График 1. Количество ошибок, допущенных учащимися, при выполнении методики Мюнстенберга.
По результатам диагностики было установлено, что большинство учащихся допустили от 7 до 12 ошибок (61,1%), не значительная часть детей допустили от 13 до 17 ошибок (39,9%). Следовательно, можно сделать вывод о том, что внимание неустойчивое и уровень его концентрации низкий.
Тест "Что лишнее?" позволяет судить о степени сформированности мышления, умения находить существенные признаки предметов, умения сравнивать и обобщать. Результат оценивается в баллах:
9 - 10 баллов - высокий уровень (ребенок правильно решил все задания менее чем за 1,5 минуты).
7 - 8 баллов - выше среднего (ребенок справился с задачей за 2 минуты).
5 - 6 баллов - средний уровень (ребенок за 3 минуты справляется с заданием; возможно, не выполняет одно из заданий).
3 - 4 балла - ниже среднего (ребенок за 3 минуты не выполняет 2 - 3 задания).
0 - 2 балла - низкий уровень
(ребенок за 3 минуты не справляется
с заданием или выполняет
Таблица 2. Данные первоначальной диагностики (тест "Что лишнее?")
ФИ Ученика |
Уровень развития |
Баллы |
1.Байзулаев Аслан |
Ниже среднего |
4 |
2. Биттиров Алим |
Ниже среднего |
4 |
3. Жолаев Къурман |
Средний |
6 |
4. Маккаева Джамиля |
Ниже среднего |
4 |
5. Малкарова Жаннет |
Средний |
6 |
6. Моллаев Масхут |
Низкий |
2 |
7. Мусаева Саша |
Средний |
6 |
8. Отаров Омар |
Средний |
6 |
9. Садыгова Жаннет |
Средний |
6 |
10. Тебердиева Маржан |
Средний |
6 |
11.Эдоков Магомед |
Низкий |
2 |
График 2. Уровень развития мышления у второклассников по результатам первоначальной диагностики
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что уровень развития мышления у учащихся этого класса низкий и ниже среднего.
И лишь 44% детей имеют средний уровень развития мышления.
Таким образом, по результатам диагностик можно говорить о том, что учащиеся нуждаются в занятиях, направленных на развитие познавательных способностей.
Поэтому на втором этапе нашего исследования, мы считаем, целесообразным проведение интеллектуальных игр во внеурочное время.
В течение 5 недель с младшими школьниками проводились разнообразные игры на развитие познавательных способностей, а именно на мышление и внимание.
После чего с детьми были проведены повторные диагностические процедуры - тест "Что лишнее?" и методика Мюнстенберга.
Получились следующие результаты:
Таблица 3. Данные повторной диагностики (методика Мюнстенберга)
Ф.И. учеников |
Выделенные слова |
Ошибки |
Пропущенные слова |
1.Байзулаев Аслан |
10 |
1 |
6 |
2. Биттиров Алим |
5 |
11 |
|
3. Жолаев Къурман |
9 |
8 |
|
4. Маккаева Джамиля |
10 |
1 |
6 |
5. Малкарова Жаннет |
7 |
10 |
|
6. Моллаев Масхут |
10 |
7 |
|
7. Мусаева Саша |
5 |
12 |
|
8. Отаров Омар |
14 |
1 |
2 |
9. Садыгова Жаннет |
13 |
4 |
|
10. Тебердиева Маржан |
10 |
2 |
|
11.Эдоков Магомед |
7 |
3 |
График 3. Количество ошибок, допущенных учащимися, при выполнении методики Мюнстенберга (повторная диагностика)
График 4. Сравнительные контрольные данные результатов по методике Мюнстенберга
Исходя из полученных данных, после проведения с детьми интеллектуальных игр, мы видим, что результат значительно отличается от первоначального; а именно возросла концентрация внимания, оно стало более устойчивым, об этом свидетельствует увеличение количества верно выделенных слов.
А по выявлению изменений в уровне развития мышления учащихся получили следующие результаты:
Таблица 4. Данные повторной диагностики (тест "Что лишнее?"
Ученики |
Уровень развития |
Баллы |
1.Байзулаев Аслан |
Средний |
6 |
2. Биттиров Алим |
Средний |
5 |
3. Жолаев Къурман |
Выше среднего |
7 |
4. Маккаева Джамиля |
Средний |
5 |
5. Малкарова Жаннет |
Средний |
6 |
6. Моллаев Масхут |
Ниже среднего |
3 |
7. Мусаева Саша |
Средний |
5 |
8. Отаров Омар |
Выше среднего |
7 |
9. Садыгова Жаннет |
Выше среднего |
7 |
10. Тебердиева Маржан |
Ниже среднего |
4 |
11.Эдоков Магомед |
Средний |
6 |
График 5. Сравнительные контрольные данные результатов (тест "Что лишнее?")
В результате проведенной выходной диагностики, можно сделать вывод, что результаты показанные детьми в основном повысились, сформировались умения находить существенные признаки предметов, умение сравнивать и обобщать. После проведения интеллектуальных игр, мы видим, что большинство детей имеют средний уровень развития мышления, даже 27,7% учащихся имеют уровень развития мышления выше среднего, что не наблюдалось при проведении первоначальной диагностики.
Выводы и рекомендации: анализируя проведенное исследование, можно судить об эффективности использования интеллектуальных игр для развития познавательных способностей, а именно внимания и мышления у младших школьников. Подтверждением выше сказанному служат полученные нами результаты диагностик - возросла концентрация внимания, оно стало более устойчивым, сформировались умения находить существенные признаки предметов, умение сравнивать и обобщать. У учащихся происходит становление и развитие форм сознания и самоконтроля, исчезает боязнь ошибочных шагов.
Поэтому, мы считаем, целесообразным проведение интеллектуальных игр и активное включение учащихся в этот процесс.
Заключение
Сегодня, как никогда широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. Преобразование общеобразовательной и профессиональной школы нацеливает на использование всех возможностей, ресурсов для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
Далеко не все педагогические ресурсы используются в сфере воспитания и развития ребенка. К таким мало используемым средствам воспитания относится игра.
А между тем, педагогика и психология видят в игре такие важные
особенности как:
полифункциональность - возможность предоставить личности позицию субъекта деятельности вместо пассивного "потребителя" информации, крайне важные для эффективности учебно-воспитательного процесса.
Игра относится к косвенному методу воздействия: ребенок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, является полноправным субъектом деятельности.
Игра - это такое средство, где воспитание переходит в самовоспитание.
Игра теснейшим образом связана с развитием личности, а именно в период её особенно интенсивного развития в детстве, оно приобретает особое значение.
Игра - первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании свойств и обогащении его внутреннего содержания.