Влияние интеллектуальных игр на развитие познавательных способностей младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 15:52, курсовая работа

Краткое описание

Состояние современного общества поставило перед образованием ряд острейших проблем, среди которых резкое ухудшение физического, психического, неврологического и нравственного здоровья детей. А ведь все это, разумеется, сказывается на развитии детей, их интересов и способностей, в первую очередь интеллектуальных. В основе развития интеллектуальных способностей лежат развитие внимания, мышления, памяти. Развитие интеллектуальных способностей, развитие самостоятельного мышления особенно актуально. В обществе ощущается дефицит специалистов высокого уровня, способных глубоко и самостоятельно мыслить. Только таким под силу совершить прорыв в экономике, экологии, науке и, наконец, продвинуть общество вперед. По данным психологов если к 4 годам интеллект формируется на 50%, то в начальных классах - на 80 - 90%.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Психолого-педагогические особенности развития познавательных способностей младших школьников
1.1 Возрастные особенности младшего школьника…………………………………........7
1.2 Игра как средство развития индивидуальных способностей ребенка…….12
1.3 Дидактическая игра как средство интеллектуального развития………………16
1.4 Игры детей младшего школьного возраста……………………............................22
Глава 2. Влияние интеллектуальных игр на развитие познавательных способностей младших школьников
2.1 Планирование и организация эксперимента……………………………………………25
2.2 Анализ результатов экспериментальной работы……………………………………..31
Заключение…………………………………………………………………………………………………..…39
Библиография………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Дип. работа Развитие познавательных способностей у младших школьников через участие в интеллектуальных играх..doc

— 2.12 Мб (Скачать файл)

При организации интеллектуальных игр необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, так как младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат.

В игре у ребенка формируется воображение, которое заключает в себе и отлет от действительности, и проникновение в неё. Способности к преобразованию действительности в образе и преобразованию её в действии, её изменению закладываются и подготавливаются в игровом действии, и в игре прокладывается путь от чувства к организованному действию и от действия к чувству. Словом, в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через неё формируются все стороны психической жизни личности в ролях, которые ребенок, играя, принимает на себя, расширяется, обогащается, углубляется сама личность ребенка.

В игре в той или иной мере формируется свойства, необходимые для учения в школе, обуславливающие готовность к обучению.

На разных этапах развития детям свойственны разные игры в закономерном соответствии с общим характером данного этапа. Участвуя в развитии ребенка, игра сама развивается.

Для того чтобы игра была эффективным средством развития и воспитания ребенка, при организации и проведении игр необходимо выполнение следующих условий:

Содержание игры должно служить развитию и воспитанию. Игры должны быть обязательно:

эмоциональные (чтобы привлекали ребенка, доставляли ему удовольствие, радость);

познавательные, обучающие (ребенок должен учиться чему-то новому, что-то узнавать, решать, мыслить);

игры должны быть социально ориентированные.

Основная цель педагога - последовательно руководить процессом формирования самостоятельной игры у каждого ребенка и коллектива в целом, т.к. только игра в форме детской самостоятельности в наибольшей степени влияет на психическое развитие ребенка. В этом заключается её педагогическая ценность. Необходимо, чтобы игра не потеряла своей ценности, свободы и непринужденности.

Необходим учет индивидуальных и возрастных особенностей.

При соблюдении этих условий игра будет служить развитию и воспитанию ребенка.

Анализируя проведенное исследование, можно судить об эффективности использования интеллектуальных игр для развития познавательных способностей, а именно внимания и мышления у младших школьников. Подтверждением выше сказанному служат полученные нами результаты диагностик - возросла концентрация внимания, оно стало более устойчивым, сформировались умения находить существенные признаки предметов, умение сравнивать и обобщать.

Поэтому, мы считаем, целесообразным проведение интеллектуальных игр и активное включение учащихся в этот процесс.

 

 

 

 

Библиография

1. Алферов А.Д. Психология развития школьников: Учебное пособие по психологии. - Ростов на/Д: изд-во Феникс, 2000. - 384с.

2. Аникеева Н.П. Учителю  о психологическом климате в  коллективе. - М., 1983. - 215с.

3. Вахрушева Л.Н. Проблема  интеллектуальной готовности детей к познавательной деятельности в начальной школе // Начальная школа. 2006. - № 4. - с.63-68.

4. Возрастная и педагогическая  психология: Хрестоматия / Под общ. ред. И.В. Дубровиной. - М.: Академия, 1999. - 320с.

5. Возрастная психология: Хрестоматия // Под общ. ред. В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 1999. - гл.2. - с.258-270, 302-305, 274-284.

6. Гальперин П.Я. Введение  в психологию: Учебное пособие  для вузов. - 2-е изд. - М.: Университет, 2000. - 336с.

7. Гуров В.А. Интеллектуально - творческие игры // Начальная школа. 2005. - № 5. - с.121 - 122.

8. Жукова З.П. Развитие  интеллектуальных способностей  младших школьников в ходе  игры // Начальная школа. 2006. - № 5. - с.30-31.

9. Лейтес Н.С. Возрастная  одаренность школьников: Учебное  пособие по психологии. - М.: Академия, 2000. - 320с.

10. Лейтес Н.С. Возрастная  и педагогическая психология: Хрестоматия. - М.: Академия, 1999. - С.25-37.

11. Лейтес Н.С. Психология  одаренности детей и подростков: Учебное пособие. - 2-е изд. - М.: Академия, 2000. - 334с.

12. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника: Учебное пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1997. - 224с.

13. Немов Р.С. Психология: Учебное пособие для студентов  пед. учеб. заведений. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1995. - 496с.

14. Орлик Е.Н. Тексты, развивающие логику и мышление. - М.: Грамотей, 2003. - с.48-56.

15. Педагогический словарь. / Под ред. И.А. Каирова. - М.: Изд-во  Академии педагогических наук, 1960, Ι том. - 775с.

16. Петровский А.В. Психология. - М.: Академия, 2000. - 512с.

17. Психологический словарь. / Под ред. Ю.Я. Неймера. - Ростов - на - Дону: Феникс, 2003. - 640 с.

18. Рогов Е.И. Настольная  книга практического психолога, ч.2. - М.: Владос, с.321-331, с.377.

19. Смирнова Е.О. Психология  ребенка. - М.: Школа-пресс, 1977, с. 200-215.

20. Табакова Г.Н. Интеллектуально-творческие  игры // Начальная школа. 2005. - № 5. - с.121-122.

21. Талызина Н.Ф. Формирование  познавательной деятельности младших  школьников. - М.: Просвещение, 1988, с.38-48.

22. Тарабарина Т. И.50 развивающих  игр. - Ярославль: Академия, 2003. - с.12-43.

23. Шагрева О.А. Детская  психология // теоретический и практический  курс. - М.: Владос, 2001. - с.243-254.

 

 

Приложение 1.

Танграм своими руками (схемы игры, фигуры).

Танграм - старинная восточная головоломка из фигур, получившихся при разрезании квадрата на 7 частей особым образом: 2 больших треугольника, один средний, 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. В результате складывания этих частей друг с другом получаются плоские фигуры, контуры которых напоминают всевозможные предметы, начиная от человека, животных и заканчивая орудиями труда и предметами обихода. Такого рода головоломки часто называют "геометрическими конструкторами", "головоломками из картона" или "разрезными головоломками".

С танграмом ребенок научится анализировать изображения, выделять в них геометрические фигуры, научится визуально разбивать целый объект на части, и наоборот - составлять из элементов заданную модель, а самое главное - логически мыслить.

Как сделать танграм

Танграм можно сделать из картона или бумаги, распечатав шаблон и разрезав по линиям. Вы можете скачать и распечатать схему  квадрата танграма, кликнув по картинке и выбрав "печать" или "сохранить картинку как...".

Танграм своими руками

Можно и без шаблона. В квадрате чертим диагональ - получается 2 треугольника. Один из них разрезаем пополам на 2 небольших треугольника. Отмечаем на каждой стороне второго большого треугольника середину. Отсекаем по этим отметкам средний треугольник и остальные фигуры.

 

Более практичный и долговечный танграм можно вырезать из жесткой офисной папки или пластиковой коробки из под DVD. Можно немного усложнить себе задачу, вырезав танграм из кусочков разного фетра, обметав их по краям, или вовсе из фанеры или дерева.

Как играть в танграм

Каждая фигура игры должна складываться из семи частей танграма, и при этом они не должны перекрываться.

Самый легкий вариант для детей дошкольников 4-5 лет - собирать фигуры по расчерченным на элементы схемам (ответам), как мозаику. Немного практики, и ребенок научится составлять фигуры по образцу-контуру и даже придумывать свои фигуры по такому же принципу.

 

 

 

 

 

Приложение 2.

Логические игры и головоломки со спичками для детей.

Логические задачи со спичками, это прекрасный способ развлечь и занять ребенка. Для детей это возможность в игровой форме развить свою логику и смекалку. Кроме того логические игры со спичками развивают воображение и конструкторские навыки.

 

 

 

 

 

 

 

Лабиринт – это одна из разновидностей головоломок, придуманных человеком очень и очень давно. Лабиринты бывают нарисованные на плоскости – чаще всего они создавались для развлечения. Это игры лабиринты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение магических квадратов способствует формированию вычислительных навыков, а также развитию мышления, умения планировать и контролировать свою деятельность.

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3.

Игры найди лишнее, найди пару.

 

 

 

 

 

 

 

                        

 

   

 

Найдите на этой таблице последовательно цифры от 1 до 90 включительно.

 

 


Информация о работе Влияние интеллектуальных игр на развитие познавательных способностей младших школьников