Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 08:31, курсовая работа
Цель этой работы - обсудить проблему так называемой нетипичной семьи, применительно к нашей стране.
Уже само по себе это понятие может стать предметом дискуссии. Какую семью в нынешних условиях следует считать "нетипичной"? Семью, где ребенка воспитывает одна мать? Или один отец? Многодетную? Многопоколенную? Семью, где воспитывается ребенок-инвалид? Или может быть, изменения последнего времени привели к тому, что "нетипичной" стала так называемая нормальная семья: муж-жена-дети? И что такое "норма" применительно к современной семье? Данные проблемы являются предметом исследования в данной работе.
Центр в своей деятельности руководствуется следующими принципами: приоритет интересов ребенка и его благополучие во всей деятельности Центра; опора в реабилитационной деятельности на позитивные начала в духовном и физическом развитии ребенка; осуществление коррекционно-реабилитационной деятельности на основе контактного взаимодействия с дезадаптированными подростками.
АОСРЦ осуществляет следующие виды деятельности:
Основная цель
АОСРЦ для детей и подростков
– социальная помощь и реабилитация
дезадаптированных
Социальная дезадаптация в детском возрасте ведет к формированию людей малообразованных, не имеющих навыков трудиться, создавать семью. Они легко переходят границы моральных и правовых норм.
И поэтому, задача
АОСРЦ для детей и подростков
многогранна: снять остроту психического
напряжения, провести первичную адаптацию
ребенка к жизни в социально зд
В состав АОСРЦ для детей и подростков входят структурные подразделения: социальная гостиница (приют), социально-реабилитационная служба, отделение специалистов по социальной работе, отделение дневного пребывания «парусник», учебно-производственный комбинат «Ориентир», научно-методический отдел, сельские филиалы.
Социальная гостиница
дает приют детям, попавшим в сложную
жизненную ситуацию или оставшимся
без родительского
Гостиница Центра принимает детей в возрасте от 4-х до 18-ти лет.
В 1998 г. в социальных гостиницах АОСРЦ для детей и подростков проживало 1568 воспитанников. За первый год основания Центра через гостиницу прошло 150 судеб.
А всего за 5 лет существования областного учреждения оно приняло в свои стены 3600 мальчишек и девчонок.
Дети, поступающие в приют Центра, пережили на своем коротком веку немало потрясений: безразличие, жестокое обращение, пьяные разгулы родителей, драки, издевательства.
Сотрудники Центра стараются компенсировать все тепло, которое недополучили эти обездоленные дети.
У ребят уютные спальни, игровые комнаты, их вовремя накормят, встретят из школы. О них заботятся. Но дети не растут иждивенцами. Как и во всякой домашней семье, с них спрашивают. За двойку, плохо выученный урок, небрежно убранную кровать. Детей учат ответственности. Именно для такой категории подростков с агрессивным поведением, научно-методический отдел центра разработал ряд методик по профилактике жестокости у детей.
Методики успешно
применяются психологами и
Кроме того, отделом разработана «Азбука защиты от преступника». А в наше время это особенно актуально.
Дети поступают ослабленными, у большинства впервые ставятся диагнозы хронических, запущенных заболеваний. При поступлении ребенок проходит тщательное медицинское обследование. Дополнительно, по показаниям, он получает консультации узких специалистов. При необходимости стационарного лечения дети госпитализируются в соответствующие профилированные отделения детских больниц.
Помимо этого, налажено тесное взаимодействие со всеми диспансерами города, оказывающими лечебно-консультативную и методическую помощь, с местными санаториями, где при необходимости дети получают санаторно-курортное лечение, с областным департаментов здравоохранения и Центром государственного санитарного эпидемиологического надзора, с Медицинской Академией, сотрудничество с которой помогает в решении научных вопросов.
В частности, совместно с кафедрой социальной медицины Медицинской Академии ведется научно-исследовательская работа по определению форм и методов, направленных на эффективную реабилитацию детей, оставшихся без родительского попечительства.
Дети и подростки попадают в АОСРЦ обычно из асоциальных семей или не имеющие их вообще. Это чревато для их будущей семейной жизни серьезными нарушениями. Подготовка взрослеющего человека к будущей семейной жизни – одно из важнейших слагаемых его развития. Все это ставит задачу подготовки подростков к семейной жизни, выработки у них устойчивой жизненной позиции. Поэтому, семейному воспитанию в социально-реабилитационном центре уделяется большое внимание.
В штате АОСРЦ для детей и подростков работает сексолог, который при поступлении детей выявляет у них аномальные отклонения, проводит индивидуальные и групповые занятия, направленные на развитие духовного мира детей, на гармонию семейных отношений, на потребности в будущем иметь детей и достойно их воспитывать.
С целью формирования устойчивого поведения и здорового образа жизни у подростков и профилактики СПИДа, а также заболеваний, передающихся половым путем, Центр сотрудничает с Областным СПИД-Центром.
У каждого ребенка, поступающего в Центр – своя искалеченная судьба.
Володя Р., 9 лет, бродяжничал, жил на рынках под прилавками, ночевал в коробах. Отец, второй брак, после очередной совместной пьянки убил свою жену и был осужден. Кроме Володи, осталась сиротой и младшая сестренка – инвалид. Сестру поместили в больницу, а Володя был направлен в Центр.
Нелюдимый, угрюмый,
напряженный, часто ото всего
вздрагивающий маленький
Много сил пришлось приложить специалистам Центра, чтобы ее практически не стало, чтобы, видевший за свою небольшую жизнь только голод и горе, поверил в хорошее.
Володе провели
углубленное медицинское
Отдел специалистов по социальной работе подготовил необходимые документы по закреплению за Володей жилой площади, которая принадлежала умершей матери. За время нахождения в Центра Володя навещал сестру. И надо было видеть, как радовался он этим встречам, как заботливо угощал сестренку привезенными сладостями!
Душу лечили психологи. Постепенно, осторожно, чтобы еще больше не поранить. И оттаял, согрелся ребенок!
Чествовали юбиляра – массажиста. Дети подготовили стихи и песни. И неожиданно, не запланировано, Володя подошел к человеку, чьи руки прикасались к нему каждый день, обнял его и выдохнул: Дай Бог Вам здоровья!». Даже мужчины опустили головы. Не детские это были слова.
Работа психологической службы направлена на социальную психолого-дефектологическую реабилитацию детей и подростков. С момента вступления ребенка в приемное отделение специалисты службы обследуют его с использованием апробированных, стандартизированных психо-диагностических методик. Вся социально-реабилитационная работа планируется и проводится, исходя из результатов диагностики каждого конкретного ребенка. В руках педагога-психолога и дефектолога сосредотачивается вся информация о ребенке, разрабатываются основные направления коррекции. Анализ результатов свидетельствует об успешности и эффективности данной социальной технологии работы с детьми.
Миша Т., 8 лет. При поступлении в Центр отличался повышенной агрессивностью, отсутствием самоконтроля, необщительностью. Через несколько месяцев при определении мальчика в детский дом у него уже отмечались положительные изменения: мальчик стал более мягким, появилось чувство сопереживания и сострадания, он начал охотно общаться с детьми.
У Сережи А., 10 лет, на глазах сожитель-алкоголик убил мать. У мальчика присутствовала тяжелейшая психическая травма, глубокая депрессия. Психодиагностика показала глубокую тревожность, заниженную самооценку, низкую учебную мотивацию. Сережа был плаксив, капризен, требовал большого внимания к себе от взрослых.
Коррекция адаптационных механизмов, психоэмоционального состояния, релаксационные сеансы, создание мотивации учебной деятельности помогли появлению у Сережи позитивных изменений. Социально-реабилитационный центр стал для него родным домом, о котором он не перестает вспоминать, уже находясь в детском доме.
Со дня основания Центра основной задачей психологической службы является выведения детей «группы риска», детей с девиантным поведением из кризисного и пограничного с ним психологического состояния.
АОСРЦ за время нахождения в нем дает им не только кров, еду, тепло, но и качественное изменение жизни, отношение с миром, окружающими людьми. Изменив среду обитания детей и подростков, применяя в работе с ними новейшие методы и приемы, психологические консультации, беседы и тренинги, специалисты возрождают в детях представление о разнице между прошлым и возможным будущем, желание к нему стремиться.
Дима С., 13 лет, сирота при живых родителях, состоящих в разводе и не считающими себе обременять проблемами воспитания сына, постоянно бродяжничал, ночевал в подвалах, воровал себе на пропитание. Бродяжничество вошло в его плоть и кровь. Попав в Центр, увидев другую жизнь, мальчик все же зачастую убегал, но всегда возвращался обратно, в дом, ставший ему родным.
Жаль, что кратковременное пребывание детей в Центре порой не позволяет до конца решить реабилитационные и воспитательные задачи.
Социальная реабилитация – процесс достаточно сложный. Цель достигается, если на нее работает целый комплекс факторов: теплая, приближенная к домашней, среда обитания, и разумная снисходительность окружающих, выражающая любовь к ребенку, и вера в то, что он способен измениться к лучшему. и незнакомое ранее чувство заботы к нему.
У каждого второго
ребенка, обращающегося в Центр
– конфликт с родителями. Отсюда
– отчуждение от семьи, разрыв с
ней всяческих отношений. Важнейшей
задачей социально-
Витя Б., 14 лет. За время нахождения в Центре стал более общительным. У него появилась способность самому искать выход в трудных ситуациях, появилось желание видеться с родителями, состощих во 2-м браке. Одновременно психолог консультировал «новую» маму Вити. Менялась определенная родительская установка – излишняя требовательность. В семью подросток ушел легко, спокойно.
У Оли и Леши К. – пьющая мать, отец в местах заключения. У подростков появилось желание покончить с собой. В результате недетских забот развились нерешительность, тревожность, мнительность, их пугает бесперспективность – «мы никому не нужны». Специалисты центра сформировали у ребят определенные эмоциональные состояния, в результате чего у детей повысилось чувство ответственности друг за друга. Создавая ситуация достижения успеха, специалисты снизили психологические нагрузки у Оли и Алеши, помогли приобрести уверенность в своих возможностях, оптимистическое отношение к собственной жизни.
Психологическая
служба работает не только с детьми,
но и с педагогическим коллективом
Центра, ведутся занятия Педагогической
студии, на которой обсуждаются
Большую роль в
социально-психологической
Систематическое
участие дезадаптированных
Сотрудники учебно-
Информация о работе Влияние семейного воспитания на культуру ребенка дошкольного возраста