Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 08:31, курсовая работа
Цель этой работы - обсудить проблему так называемой нетипичной семьи, применительно к нашей стране.
Уже само по себе это понятие может стать предметом дискуссии. Какую семью в нынешних условиях следует считать "нетипичной"? Семью, где ребенка воспитывает одна мать? Или один отец? Многодетную? Многопоколенную? Семью, где воспитывается ребенок-инвалид? Или может быть, изменения последнего времени привели к тому, что "нетипичной" стала так называемая нормальная семья: муж-жена-дети? И что такое "норма" применительно к современной семье? Данные проблемы являются предметом исследования в данной работе.
воспитанием следующую цель: "Эстетическое воспитание служит формированию…
способности активного эстетического отношения учащихся к произведениям
искусства, а также стимулирует посильное участие в создании прекрасного в
искусстве, труде, в творчестве по законам красоты" (16; 14). Из определения
видно, что автор важное место в эстетическом воспитании отводит искусству.
Искусство - это часть эстетической культуры, как художественное воспитание
часть эстетического, часть важная, весомая, но охватывающая только одну
сферу человеческой деятельности. "Художественное воспитание есть процесс
целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря
которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к
искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по
возможности творить в искусстве" (26; 61). Эстетическое же воспитание
гораздо шире, оно затрагивает как художественное творчество, так и эстетику
быта, поведения, труда, отношений. Эстетическое воспитание формирует
человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и
искусством как его самым мощным средством. Эстетическое воспитание,
используя для своих целей художественное воспитание, развивает человека в
основном не для искусства, а для его активной эстетической
жизнедеятельности.
В "активизации
способности творчески
степени совершенства своих результатов труда, как духовного, так и
физического" видит цель эстетического воспитания Л.П. Печко (18; 16).
Н.И. Киященко придерживается той же точки зрения. "Успех деятельности
личности в той или иной области определяется широтой и глубиной развития
способностей. Вот почему всестороннее развитие всех дарований и
способностей личности есть конечная цель и одна из основных задач
эстетического воспитания" (10; 29). Главное - воспитать, развить такие
качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть
успеха в какой либо деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей,
наслаждаться ими и красотой окружающей действительности.
Помимо формирования эстетического отношения детей к действительности и
искусству, эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их
всестороннее развитие. Эстетическое воспитание способствует формированию
нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе.
Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и
воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности.
Таким образом, наиболее удачно, на наш взгляд, отразил цель эстетического
воспитания
Рукавицын М.М., который считает: "Конечная цель (эстетического воспитания(
- гармоничная личность, всесторонне развитый человек… образованный,
прогрессивный, высоконравственный, обладающий умением трудиться, желанием
творить, понимающий красоту жизни и красоту искусства" (21; 142). Эта цель
также отражает и особенность эстетического воспитания, как части всего
педагогического процесса.
Любая цель не может рассматриваться без задач. Большинство педагогов
(Г.С. Лабковская, Д.Б. Лихачев, Н.И. Киященко и другие) выделяют три
ведущие задачи, которые имеют свои варианты и у других ученых, но при этом
не теряют главной сути.
Итак, во-первых, это "создание определенного запаса элементарных
эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть
склонность, тяга, интерес
к эстетически значимым
60).
Суть этой задачи состоит в накоплении разнообразного запаса звуковых,
цветовых и пластических впечатлений. Педагог должен умело подобрать по
указанным параметрам такие предметы и явления, которые будут отвечать нашим
представлениям о красоте. Таким образом, будут формироваться чувственно-
эмоциональный опыт. Необходимы также конкретные знания о природе, самом
себе, о мире художественных ценностей. "Разносторонность и богатство знаний
- основа формирования широких интересов, потребностей и способностей,
которые проявляются в том, что их обладатель во всех способах
жизнедеятельности ведет себя как эстетически творящая личность" (26; 60), -
отмечает Г.С. Лабковская.
Вторая задача эстетического воспитания состоит в "формировании на
основе полученных знаний и развития способностей художественного и
эстетического восприятия таких социально-психологических качеств человека,
которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать
эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими" (26; 60).
Эта задача говорит о том, что случается, что дети интересуются,
например живописью, лишь на общеобразовательном уровне. Они торопливо
смотрят картину, стараются запомнить название, художника, затем обращаются
к новому полотну. Ничто не вызывает в них изумления, не заставляет
остановиться и насладиться совершенством произведения.
Б.Т. Лихачев отмечает, что « …такое беглое знакомство с шедеврами
искусства исключает один из главных элементов эстетического отношения –
любование» (13; 168).
С эстетическим любованием тесно связана общая способность к глубокому
переживанию. «Возникновение гаммы возвышенных чувств и глубокого духовного
наслаждения от общения с прекрасным; чувства отвращения при встрече с
безобразным; чувства юмора, сарказма в момент созерцания комического;
эмоционального потрясения, гнева, страха, сострадания, ведущих к
эмоциональному и духовному очищению, возникающему в результате переживания
трагического, - все это признаки подлинной эстетической воспитанности», -
отмечает тот же автор (13; 169).
Глубокое
переживание эстетического
эстетического суждения, т.е. с эстетической оценкой явлений искусства и
жизни. А.К. Дремов эстетическую оценку определяет, как оценку, "основанную
на определенных эстетических принципах, на глубоком понимании сущности
эстетического, которое предполагает анализ, возможность доказательства,
аргументации" (8; 120). Сравним с определением Д.Б. Лихачева. "Эстетическое
суждение - доказательная, обоснованная оценка явлений общественной жизни,
искусства, природы" (13; 20). На наш взгляд, эти определения аналогичны.
Таким образом, одна из составных этой задачи - сформировать такие качества
ребенка, которые позволили бы ему дать самостоятельную с учетом возрастных
возможностей, критическую оценку любому произведению, высказать суждение по
поводу него и своего собственного психического состояния.
Третья задача эстетического воспитания связана с формированием у
каждого воспитуемого эстетической творческой способности. Главное состоит в
том, чтобы "воспитать, развить такие качества, потребности и способности
личности, которые превращают индивида в активного созидателя, творца
эстетических ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой мира,
но и преобразовывать его
"по законам красоты" (26; 60).
Суть этой задачи заключается в том, что ребенок должен не только знать
прекрасное, уметь им любоваться и оценивать, а он еще должен и сам активно
участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, труде, поведении,
отношениях. А.В. Луначарский подчеркивал, что человек научается всесторонне
понимать красоту лишь тогда, когда сам принимает участие в ее творческом
создании в искусстве, труде, общественной жизни.
Рассмотренные нами задачи частично отражают сущность эстетического
воспитания, однако, мы рассмотрели лишь педагогические подходы к этой
проблеме.
Помимо
педагогических подходов
состоит в том, что в процессе эстетического воспитания у ребенка
формируется эстетическое сознание. Эстетическое сознание педагоги и
психологи подразделяют на ряд категорий, которые отражают психологическую
сущность эстетического воспитания и позволяют судить о степени эстетической
культуры человека. Большинство исследователей выделяют следующие категории:
эстетического восприятия, эстетического вкуса, эстетического идеала,
эстетической оценки. Д.Б. Лихачев выделяет также эстетическое чувство,
эстетическую потребность и эстетическое суждение (13; 51). Эстетическое
суждение выделяет также и профессор, доктор философских наук Г.З. Апресян
(3; 26). О таких категориях как эстетическая оценка, суждение, переживание
мы упоминали ранее.
Наряду с ними важнейшим элементом эстетического сознания является
эстетическое восприятие. Восприятие - начальный этап общения с искусством и
красотой действительности. От его полноты, яркости, глубины зависят все
последующие эстетические переживания, формирование художественно-
эстетических идеалов и вкусов. Д.Б. Лихачев эстетическое восприятие
характеризует, как: "способность человека вычленять в явлениях
действительности и искусства процессы, свойства, качества, пробуждающие
эстетические чувства" (13; 51). Только так возможно полноценное освоение
эстетического явления, его содержания, формы. Это требует развития у
ребенка способности тонкого различения формы, цвета, оценки композиции,
музыкального слуха, различения тональности, оттенков звука и других
особенностей эмоционально-
есть начало эстетического отношения к миру.
Эстетические явления действительности и искусства, глубоко воспринятые
людьми, способны порождать богатый эмоциональный отклик. Эмоциональный
отклик, по мнению Д.Б. Лихачева, является основой эстетического чувства.
Оно представляет собой "социально-обусловленное субъективное эмоциональное
переживание, рожденное оценочным отношением человека к эстетическому
явлению или предмету" (13; 20).
В зависимости от содержания, яркости эстетические явления способны
возбуждать в человеке чувства духовного наслаждения или отвращения,
возвышенные переживания или ужас, страх или смех.
Д.Б. Лихачев отмечает, что, испытывая такие эмоции неоднократно, в человеке
формируется эстетическая потребность, которая представляет собой
"устойчивую нужду
в общении с художественно-
вызывающими глубокие переживания" (13; 20).
Центральным звеном эстетического сознания является эстетический идеал.
"Эстетический идеал
- представление человека о
материального, духовно-интеллектуального, нравственного и художественного
мира" (17; 12). То есть, это представление о совершенной красоте в природе,
обществе, человеке, труде и искусстве. Н.А. Кушаев отмечает, что для
школьного возраста характерна неустойчивость представлений об эстетическом
идеале. "Школьник способен ответить на вопрос, какое произведение того или
иного искусства больше всего нравится ему. Он называет книги, картины,
музыкальные произведения. Эти произведения являются показателем его
художественного или эстетического вкуса, даже дают ключ к пониманию его
идеалов, но не являются конкретными примерами, характеризующими идеал" (17;
12). Возможно, причина этого в недостатке жизненного опыта ребенка,
недостаточными знаниями в области литературы и искусства, что ограничивает
возможности формирования идеала.
Еще одна категория эстетического воспитания - сложное социально-
психологическое образование - эстетический вкус. А.И. Буров определяет его,
как "относительно устойчивое свойство личности, в котором закреплены нормы,
предпочтения, служащие личным критерием для эстетической оценки предметов
или явлений" (28; 20). Д.Б. Неменский определяет эстетический вкус, как
"невосприимчивость к художественным суррогатам" и "жажду общения с
подлинным искусством". Но нам более импонирует определение данное А.К.
Дремовым. "Эстетический вкус - это способность непосредственно, по
впечатлению, без особого анализа чувствовать, отличать подлинно прекрасное,
подлинные эстетические достоинства явлений природы, общественной жизни и
искусства" (7; 56). "Эстетический вкус формируется у человека в течение
многих лет, в период становления личности. В младшем же школьном возрасте о
нем говорить не приходится. Однако это ни в коей мере не означает, что
эстетические вкусы не следует воспитывать в младшем школьном возрасте.
Информация о работе Влияние семейного воспитания на культуру ребенка дошкольного возраста