Влияние стиля педагогического общения на взаимоотношения дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 16:48, реферат

Краткое описание

Объектом исследования являются межличностные отношения дошкольников. Предметом – влияние стиля педагогического общения на межличностные взаимоотношения дошкольников.

В данной работе нами были поставлены для последующего решения следующие задачи:

- проанализировать литературу по вопросу стилей педагогического общения;

- выявить стиль взаимодействия воспитателей дошкольного учреждения с воспитанниками;

- определить статус ребенка старшего дошкольного возраста в посещаемой им группе детского сада, с помощью методики диагностики межличностных взаимоотношений;

Содержание

Введение

Глава 1. Влияние стиля педагогического общения на межличностные отношения дошкольников

1.1 Характеристика стилей межличностного общения. Педагогическое общение

1.2 Описание методов исследования стилей общения, изучения межличностных взаимоотношений

Глава 2. Выявление стиля педагогического общения и его влияние на межличностные отношения детей старшего дошкольного возраста

2.1 Методика диагностики стиля педагогического общения

2.2 Методика диагностики межличностных отношений

2.3 Коррекция стилей педагогического общения

Заключение

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Влияние стиля педагогического общения на взаимоотношения дошкольников.docx

— 53.63 Кб (Скачать файл)

     Исследователь Исмагилова А.Г. рассмотрела стиль  педагогического общения как  фактор развития ребенка. Исследование, выполненное автором, показало, что  разные стили педагогического общения  объясняются разными комплексами свойств индивидуальности воспитателя.

     Диагностика стиля педагогического общения  позволила выявить две группы воспитателей отличающихся по этому параметру. Для общения воспитателей первой группы характерно: позиция «над ребенком», стремление дать ребенку определенные знания, сформировать различные навыки.

     Во  взаимодействии с детьми воспитателей второй группы выделены следующие особенности: позиция «рядом и вместе с ребенком», учитывающая его интересы и права, тактика общения – сотрудничество, основанное на принятии и понимании  личности ребенка. Анализ факторов показал, что в структуре индивидуальных свойств этих воспитателей есть различия, которые могут проявляться в  регуляции их поведения. Также наблюдаются отличия в конфликтности воспитателей с разными стилями общения.

     Стиль педагогического общения непосредственно  оказывает влияние и на взаимодействие между воспитанниками детского сада. Так, у воспитателей с разными стилями педагогического общения дети характеризуются разными проявлениями реакции на фрустрацию [2;16] .

     Личностно-ориентированное  взаимодействие с детьми, протекающее в рамках сотрудничества воспитателя и ребенка, основанное на понимании, принятии и уважении личности ребенка порождают в нем уверенность и личную значимость, которые делают его более уверенным и способным справляться с трудностями жизни. Ребенок приобретает способность более верно оценивать мир и вести себя соответственно. Это облегчает взаимодействие с окружающими.

     В то же время реализация учебно-дисциплинарной модели во взаимоотношениях воспитателя  с дошкольниками, проявляющаяся  в его детерминировании над ребенком, нетерпении, «сверхправильности», способствуют возникновению у него дискомфорта, тревоги в контактах.

     Все эти особенности, складывающиеся уже  в дошкольном возрасте, когда ребенок  начинает осознавать себя, принимать  на себя все более сложные социальные роли, определяют характер его взаимоотношений, его статус в коллективе. Именно поэтому очень важно, чтобы стиль педагогического общения был адекватным ситуации, доброжелательным, последовательным, недоминантным, иначе неадекватно репрессивное общение со стороны взрослого ведет к накоплению отрицательного опыта во взаимодействии, начиная уже с дошкольного возрастам [6; 201] .

     Таким образом, стиль педагогического  общения влияет на характер эмоциональных  переживаний: авторитарный стиль вызывает у детей депрессию, астению. А состояние спокойного удовлетворения и радости возникает в том коллективе, где во главе стоит воспитатель, придерживающийся демократичных принципов воспитания. 

     1.2 Описание методов исследования стилей общения, изучения межличностных взаимоотношений 

     Для диагностики особенностей стилей педагогической деятельности предлагаются две методики: опросник структуры темперамента В.М.Русалова и методика диагностики стиля  взаимодействия В.Л.Симонова.

     Среди существующих методик диагностики  темперамента предлагаемый опросник структуры  темперамента (ОСТ) выделяется простотой  в обращении и наиболее современной  на сегодняшний день теоретической  концепций, положенной в его основу. Данная методика ориентирует не на изучение конкретных типов темперамента, а на диагностику основных его  характеристик. Такой подход представляется наиболее обоснованным, поскольку известно, что в чистом виде выделенные типы темперамента по сути не существуют. Подавляющее  большинство людей относятся  к вариациям его основных типов. Предлагаемая методика, разработанная  В.М. Русаловым, направлена на исследование активности, которая представлена в виде трех компонентов – эргичности (выносливости), пластичности, скорости и чувствительности.

     Достоинством  данного опросника является то, что  вышеуказанные характеристики темперамента рассматриваются с учетом сферы жизнедеятельности человека: предметной или коммуникативной. Исходя из того, что смысл и содержание предметной деятельности (субъектно-объектное взаимодействие) и коммуникативной (субъектно-субъектное взаимодействие) совершенно различны, данная методика выделяет два различных аспекта темперамента: предметно-деятельностный и коммуникативный (или социальный). Опросник диагностирует два аспекта эргичности (предметный и коммуникативный), два аспекта пластичности, два аспекта скорости, а также два вида эмоциональной чувствительности: к вещам (предметам) и к людям. В предлагаемой трактовке темперамент выступает не только как совокупность формальных способов деятельности и общения их, но и как совокупность формальных способов их эмоционального регулирования.

     Методика  диагностики стиля взаимодействия состоит из суждений закрытого типа. Предполагаемые суждения сгруппированы  по три и образуют 50 блоков. Формулировка суждений не дает возможности отвечающему  догадаться, какую реальную информацию извлекает экспериментатор из его  ответов. Из каждого блока испытуемый должен выбрать тот вариант, который  больше соответствует его поведению.

     Обработка результатов, полученных в ходе выполнения методики, состоит из двух этапов. На первом этапе в соответствии с  ключевой таблицей подсчитывается количество сырых баллов по каждому стилю (авторитарному, демократическому, либеральному). На втором этапе числовые показатели выраженности стилей умножаются на два (при этом общий итоговый показатель числовых значений будет равен 100 баллам). Таким образом, результаты переводятся в процентное соотношение выраженности стилей.

     Среди методов изучения межличностных  взаимоотношений в первую очередь  нужно назвать метод социометрии. Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования.

     Метод социометрии относится к эффективным  инструментам социально-психологического исследования малых групп и коллективов. Кроме того, он выступает также  и методом изучения личности как  элемента группы. Ценность социометрии  повышается при ее комплексировании с другими методами исследования личности и группы.

     Термин  «социометрия» означает измерение  межличностных взаимоотношений  в группе. Основоположник социометрии  известный американский психиатр и  социальный психолог Дж. Морено.

     Наиболее  общей задачей социометрии является изучение неофициального структурного аспекта социальной группы и царящей  в ней психологической атмосферы. Социометрический тест позволяет, конечно, исследовать эти проблемы приблизительно и лишь с определенной степенью надежности. Однако, дополненные данными наблюдений и эксперимента, он выступает удобным  средством для быстрого и технически достаточно простого проникновения  во внутреннее строение группы. Только с учетом групповых факторов может  быть выработана действительно научная  и эффективная система управления развитием и совершенствованием социальных отношений в коллективе. Социометрия позволяет в определенных отношениях изучить эти факторы  и тем самым внести посильную  лепту в решение задач прикладной и экспериментальной 

     Перед тестированием у детей проводилась  костюмированная игра с макетом  корабля, а так же тематическое музыкальное  занятие по «морской» тематике. Занятие  проводили воспитатель и музыкальный  работник в рамках учебной программы. В связи с этим, вопросы для социометрии были выбраны на тему «Корабль».

     Сначала всей группе детей предлагали сесть  удобно и вспомнить прошедшее  занятие: что тогда делали, как  играли; затем закрыть глаза и  представить море - как оно шумит, какого цвета и т. д. После этого  каждому ребенку индивидуально  задавались вопросы. Детей спрашивали:

     1) «Если бы ты был капитаном  корабля, кого из группы ты  взял бы себе в помощники?

     2) «Кого ты бы взял в плавание в команду?»

     3) «Кого ты пригласил бы на  корабль в качестве гостя?»

     4) «Кого ты бы оставил на берегу?»

     Таким образом, среди методик, позволяющих  выявить особенности стиля педагогической деятельности в первую очередь можно  назвать опросник структуры темперамента В.М. Русалова и методику диагностики стиля взаимодействия В.Л.Симонова. Первый опросник основан на оценке испытуемым свойств темперамента. Самооценка позволяет вскрыть наиболее типовые, отраженные в индивидуальном сознании стилевые характеристики поведения человека, обобщенные конструкты его сознания относительно поведения.

     Наиболее  популярной методикой для выявления  особенностей взаимоотношения в  группе является техника социометрии. Данная методика позволяет выявить  статус ребенка в группе.

     Итак, проанализировав соответствующую  психолого-педагогическую литературу по теме исследования можно вычленить  следующие аспекты: хотя существует несколько видов стилей педагогического общения, однако наиболее целесообразным с точки зрения исследователей, является стиль деятельности, основанный на индивидуальном своеобразии педагога и ориентированный на личностное развитие ученика, что является подлинным вовлечением педагога в профессиональную деятельность. Стиль педагогического общения влияет на характер эмоциональных переживаний: авторитарный стиль вызывает у детей депрессию, астению, именно поэтому важно, чтобы стиль педагогического общения был адекватным ситуации, доброжелательным, последовательным, недоминантным, иначе неадекватно репрессивное общение со стороны взрослого ведет к накоплению отрицательного опыта во взаимодействии, начиная уже с дошкольного возраста 

 

      Глава 2. Выявление  стиля педагогического  общения и его  влияние на межличностные  отношения детей  старшего дошкольного  возраста 

     2.1 Методика диагностики  стиля педагогического  общения 

     Исследование  было проведено на базе детского сада №40, г. Барани. В данном исследовании приняли участие 4 воспитателя, работающие в указанном детском дошкольном учреждении, а также их 40 воспитанников. Диагностику проводила Ярома Марина.

     В исследовании, целью которого является выявление стиля педагогического общения, принимали участие 4 воспитателя дошкольного учреждения. Им была предложения методика диагностики стиля взаимодействия В.Л.Симонова. Диагностируемым было предложено ответить на 50 групп вопросов, каждый из которых указывает на один из видов педагогического общения.

     Вопросы к методике диагностики стиля  взаимодействия:

    1. Я всегда в хорошем отношении со всеми, даже с теми, чьи поступки не одобряю.
    2. Мне нравятся компании, где люди подшучивают друг над другом
    3. Я всегда следую чувству долга и выполняю все правила.

     2.1. Мне трудно бороться с самим  собой

     2.2. Я не люблю, когда другие  командуют мной

     2.3. Кое-кто имеет что-то против  меня.

     3.1. Уверен, что многие люди лгут, так как им это выгодно.

     3.2. Иногда я делаю такое, о чем  впоследствии сожалею.

     3.3. То, что я говорю, всегда соответствует  истине.

     4.1. Я могу так настаивать на  чем-нибудь, что люди теряют терпение.

     4.2. У меня отсутствует уверенность  в себе.

     4.3. Бывает так, что я откладываю  на завтра то, что можно сделать  сегодня.

     5.1. Я могу быть снисходительным,  когда надо мною посмеиваются.

     5.2. Люди часто разочаровывают меня.

     5.3. Критика или порицание всегда  сильно задевают меня.

     6.1. Работа для меня всегда связана  с большим напряжением

     6.2. Я принимаю участие в играх  всегда с целью выиграть.

     6.3. Я любил школу.

     7.1. Я очень люблю туризм

Информация о работе Влияние стиля педагогического общения на взаимоотношения дошкольников