Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 16:48, реферат
Объектом исследования являются межличностные отношения дошкольников. Предметом – влияние стиля педагогического общения на межличностные взаимоотношения дошкольников.
В данной работе нами были поставлены для последующего решения следующие задачи:
- проанализировать литературу по вопросу стилей педагогического общения;
- выявить стиль взаимодействия воспитателей дошкольного учреждения с воспитанниками;
- определить статус ребенка старшего дошкольного возраста в посещаемой им группе детского сада, с помощью методики диагностики межличностных взаимоотношений;
Введение
Глава 1. Влияние стиля педагогического общения на межличностные отношения дошкольников
1.1 Характеристика стилей межличностного общения. Педагогическое общение
1.2 Описание методов исследования стилей общения, изучения межличностных взаимоотношений
Глава 2. Выявление стиля педагогического общения и его влияние на межличностные отношения детей старшего дошкольного возраста
2.1 Методика диагностики стиля педагогического общения
2.2 Методика диагностики межличностных отношений
2.3 Коррекция стилей педагогического общения
Заключение
Список использованной литературы
Таким
образом, демократический стиль
взаимодействия доминирует у Домашкевич
И.В, Кузнецовой М.М. У воспитаеля Рощинской
Н.Ю. выявлено доминирование авторитарного
стиля взаимодействия.
2.2
Методика диагностики
межличностных отношений
Так
как для наблюдения нами были выбраны
демократический и авторитарный
стили взаимодействия, то методика
диагностики межличностных
Цель исследования: определить статус ребенка в группе детского сада.
Материалы и оборудование: листы протоколов, ручка.
Чтобы снизить вероятность случайного выбора, использовалась параметрическая процедура социометрии. Детям предлагалось выбирать по одному человеку на каждый вопрос.
Перед
тестированием у детей
Сначала всей группе детей предлагали сесть удобно и вспомнить прошедшее занятие: что тогда делали, как играли; затем закрыть глаза и представить море - как оно шумит, какого цвета и т. д. После этого каждому ребенку индивидуально задавались вопросы. Детей спрашивали:
1) «Если бы ты был капитаном корабля, кого из группы ты взял бы себе в помощники?
2) «Кого ты бы взял в плавание в команду?»
3) «Кого ты пригласил бы на корабль в качестве гостя?»
4)
«Кого ты бы оставил на берегу?
Таким
образом, данная методика помогла нам
выявить наличие в группах
эмоционального, гностического, организационного
лидеров, а также наличие «отверженных».
Лидеров по всем параметрам мы далее будем
называть «звезды». Результаты исследования
могут быть представлены в виде таблицы:
Воспитатель | Колич. «звезд» | Колич. «отверженных» | Доминир. стиль |
Рощинская Н.Ю. | 1 | 2 | Авторитарн. |
Кузнецова М.М. | 2 | 0 | Демократ. |
Домашкевич И.В. | 1 | 1 | Демократ. |
Таким образом, оценивая характер взаимодействия детей в группе, обращалось внимание на количество выбранных «звезд», а также наличие или отсутствие в данном коллективе «отверженных».
Наиболее благоприятным коллективом, с точки зрения характера взаимодействия между его членами, можно считать группу, где воспитателем является Кузнецова М.М.: здесь двое детей выбираются остальными членами коллектива как лидеры, отвергаемых детей нет. Также достаточно ровная и благоприятная атмосфера складывается в группе Домашкевич И.В.
Наименее
благоприятная атмосфера в
2.3
Коррекция стилей
педагогического
общения
Профессиональная деятельность учителя включает в себя, как обязательный элемент, общение с учениками, их родителями, коллегами по работе, руководством школы. Процесс педагогического общения имеет определенную структуру. Ведущая ее составляющая – позиционное взаимодействие. Другими словами, в зависимости от ситуации, учитель занимает определенные коммуникативные позиции: доминирует в общении (позиция “над”), обращается на равных с партнером по коммуникации (позиция “наравне”), учитель занимает подчиненное положение (позиция “под”).
Для успешной педагогической деятельности учитель должен уметь занимать коммуникативные позиции в зависимости от того, с кем и когда он вступает в коммуникативный контакт. Но в реальной жизни позиции смещаются, а “правила” общения нарушаются.
В предложенном нами виде тренинговых занятий основное внимание будет уделено специальным игровым упражнениям, направленным на выработку внутренних средств, помогающих учителю правильно соорентироваться в ситуации и выбрать наиболее эффективную коммуникативную позицию.
Таким образом, учитывая все вышесказанное, можно предложить для тренинга с учителями следующий блок упражнений:
Упражнение “Откровенность против манипулирования”
Ведущий: “Вы вызвали к доске школьника, и он не смог ответить домашнее задание. Что вы говорите?” А говорите ли вы примерно следующее: “Ну, Иванов, ты опять не выучил, садись – два!”
А
теперь довайте подумаем, что надо
бы сказать учителю в данной ситуации,
если он старается быть откровенным
и открытым человеком и хочет
избежать педагогического
Сравним эти две фразы.
Первая выражает воздействие манипулятивного характера: прослушивание – оценка. Учитель личностно закрыт, он не присутствует как человек. В словах педагога не выявлено его отношение к ученику и к тому положению, в которое он попал.
Вторая фраза выражает откровение учителя: “Я переживаю...”, “Я был бы рад...”. Психологический механизм второго высказывания состоит в демонстрации равноправноц позиции учителя: его откровенность направлена к ученику как человеку, как равноправному партнеру по коммуникативному взаимодействию.
Ведущий, продолжая упражнение: “Как дальше учитель строит свое реальное общение с учениками? После урока он попросит Сережу Иванова остаться и побеседует с ним.
Давайте разыграем ситуацию взаимодействия учителя и ученика.
Эту беседу попробуйте начать с описания своих чувств и переживаний и , например, рассказа о том, как с вами в школьные годы случались подобные ситуации.
Вспомните, какие еще проблемные ситуации вы могли бы разрешить в откровенной беседе с учеником? Попробуйте на практике преодалеть привычку к педагогическому манипулированию и быть в школе “меньше учителем – больше педагогом”.
Упражнение «Иванов, Петров, Сидоров»
Воспитатель, используя средства педагогического манипулирования, обычно называет воспитанников по фамилиям. Такое формальное обращение «сверху - вниз» подчеркивает деловой, административный стиль воздействия.
И,
напротив, воспитатель, стремящийся
к реальному общению с
Участникам тренинга предлагается разыграть ситуацию, в которых они будут обращаться к ученикам по имени. Причем, участники сами предлагают ситуации из личного опыта, а затем разыгрывают их.
Упражнение «Мышечная броня»
Для того, чтобы поменять позицию «над» на позицию «наравне», необходимо освободить собственные эмоции.
Известно, что на физическом уровне существуют мышечные механизмы, блокирующие эмоциональную активность человека. Описаны семь кругов «мышечной брони», пересекающей тело и подавляющей проявление непосредственных эмоций: на уровне глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота и таза.
Ведущий предлагает участникам тренинга следующие упражнения: глубоко вздохнуть, при выдохе резким движением в воображении как бы сорвите напряженную маску со своего лица, расслабьте губы, освободите шею и грудь.
Перейдя
границу, вы оказались в позиции
«наравне» и начали выполнять
другую роль. Произошло ролевое
Таким
образом, в группах, где ведущим
стилем взаимодействия воспитателя
является демократический стиль
взаимоотношения между
Кроме
того, было доказано, что для успешной
педагогической деятельности учитель
должен уметь занимать коммуникативные
позиции в зависимости от того,
с кем и когда он вступает в
коммуникативный контакт. С целью
научения воспитателей тому, как можно
пробовать занимать коммуникативные
позиции в зависимости от того,
с кем проходит общение, предлагается
для использования ряд
Заключение
На
основании исследованной
Список использованной
литературы
Информация о работе Влияние стиля педагогического общения на взаимоотношения дошкольников