Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 15:40, курсовая работа
Актуальность исследования формирования индивидуального имиджа педагога обусловлена процессом реформирования образования, который предполагает усиление внимания к индивидуальности не только ученика, но и учителя, поощрение его творческих способностей, необычности, неординарности. Но, как бывало и прежде, в действительности многие из декларативных идей и принципов не реализуются в достаточной мере.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы изучения внешнего вида педагога-воспитателя и его имиджа в школьной системе взаимодействия………...6
1.1.Характеристика общей системы взаимодействия школе…………………..6
1.2.Внешний вид и имидж педагога……………………………………………13
Глава 2.Практическая часть по изучению внешнего вида педагога-воспитателя и его имиджа…………………………………………………….22
2.1.Изучение внешнего вида педагога-воспитателя в школьной системе взаимодействия………………………………………………………………….22
2.2.Методические рекомендации по формированию внешнего вида педагога-воспитателя и его имиджа в школьной системе взаимодействия…………....26
Заключение……………………………………………………………………...30
Список литературы………………
Имидж учителя
проявляется в некоторой
В образе
конкретного учителя
В структуре имиджа профессионала, предложенный Л.М. Митиной, выделены внешний, процессуальный и внутренний компоненты [13;87].
Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку [13;87].
Внешний вид преподавателя, безусловно, может создать рабочее или нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение [13;87].
Профессиональная деятельность, по мнению Л.М. Митиной, раскрывается через процессуальную составляющую имиджа, которая конкретизируется такими формами общения, как профессионализм, пластичность, выразительность и т.д. [13;88].
«Эмоционально богатый учитель, владеющий приемами вербального и невербального проявления чувств и целенаправленно их применяющий … », способен «оживить урок», сделать его экспрессивным, приблизить к естественному общению[13;89].
Внутренняя составляющая – это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом.
Есть и другие точки зрения на структуру имиджа.
Таким образом, имидж учителя содержит следующие структурные компоненты: индивидуальные и личностные качества, коммуникативные, особенности профессиональной деятельности и поведения. Возможно говорить об имидже педагога и ситуативном воплощении его образа.
В общественном сознании существует, в первую очередь, имидж профессии учителя, который обобщает наиболее общие характеристики, свойственные разным педагогам, и закрепляет их в виде образа-стереотипа.
Что такое хороший учитель?
Исследование Е.А. Петровой показывает, что имидж «хорошего» учителя в восприятии всех изучаемых категорий учащихся и родителей четко связан с такими универсальными качествами, как миролюбивый, веселый, тактичный, откровенный, активный, щедрый, уверенный, сотрудничающий, организованный, трудолюбивый, умный и приятный [22;47].
На наш взгляд,
качества, входящие в образ стереотипа
«идеального» учителя, можно
При этом
никто не призывает учителя
к некритическому следованию
образцу (идеальной модели), несовместимому
с его конкретным
Педагогический авторитет во многом зависит от общей культуры поведения учителя (умение владеть речью, мимикой и жестами, опрятность в костюме и т.п.). Внешность учителя и его культура поведения в значительной мере влияют на завоевание учителем авторитета. Лучшие учителя на занятиях приходят в хорошем костюме, постоянно следят за собой, всегда подтянуты и организованы. Личным примером они воспитывают такие же качества и у своих воспитанников. Всё это укрепляет авторитет учителя[11;60].
Учащиеся ценят скромность, простоту, естественность во внешности и поведении своих учителей [11;60].
Не только в младших классах, но и в средней школе учащиеся особенно требовательны к таким качествам своих учителей, как скромность и аккуратность в костюме [11;61].
Школьники любят аккуратность в костюме, подтянутость и культуру в поведении. От их внимательного взора ничего не ускользает. Небрежность в костюме (оторванная пуговица, не почищенная обувь и пр.), не причёсанные волосы у учителя снижают его авторитет. В том случае, когда учитель не следит за собой, нарушается в классе дисциплина, с приходом его в класс слышатся нелестные отзывы, перешептывания, смех [11;61].
Лучшие учителя в этом отношении предъявляют к себе строгие требования. Само собой понятно, что внешность и культура поведения только в том случае является фактором, определяющим авторитет учителя, когда они свойственны ему, наряду с другими положительными качествами его как учителя и воспитателя [11;62].
Как правило, хороший педагог всегда подтянут, опрятен, требователен к своему поведению и поведению других. Вместе с тем у любимых учителей школьники не замечают и не желают замечать некоторых внешних недостатков. И наоборот, у плохого учителя, не пользующего у них авторитетом, они подмечают все мелочи [11;62].
Завоевать у учащихся авторитет может только правдивый, трудолюбивый, преданный своему делу учитель. Педагогическая практика показывает, что учащиеся небезразлично относятся к жизни учителя. Если учитель допускает в быту аморальнее поступки, это становится известным учащимся, и тогда даже при всех положительных качествах авторитет его как учителя рушится. Единственный выход - перейти в другую школу, изменить своё поведение и вновь, шаг за шагом, завоёвывать авторитет [16;20].
Немаловажное значение для учителя имеет его умение держать себя в классе. Не только спокойствие, выдержка, тактичность, но и известная дисциплинированность педагога на уроке являются положительными его качествами. Неуместная мимика, чрезмерная жестикуляция, хождение учителя по классу во время объяснения урока не нравится школьникам . Это рассеивает их внимание, они хуже воспринимают и усваивают объясняемый материал [16;22].
Одним из положительных качеств хороших учителей является обладание правильной и выразительной речью. Если учесть, что школьники, особенно младших классов, подражают речи учителей, становится понятным, почему работа педагогов над своей речью приобретает такое большое значение [20;73].
Лучшие учителя на уроке немногоречивы, не допускают разговоров, не относящихся к делу. Сила голоса учителя тоже имеет большое значение. О значении выразительности речи в педагогической работе Макаренко А.С. сказал, что педагогом - мастером он сделается только тогда, когда научится говорить “иди сюда” с пятнадцатью - двадцатью оттенками [20;73].
Таким образом, недостаточность общего развития учителя, его низкая речевая культура подрывает авторитет учителя- воспитателя и снижает качества учебно-воспитательной работы.
Понятие имидж в последние годы прочно входит в словарь современного человека. Многие справочные издания раскрывают содержание понятия «имидж», трактуя его как «целенаправленно формируемый образ»; как «сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ»; как «набор определенных качеств, которые люди ассоциируют с определенной индивидуальностью»; или как «мысленное представление чего-то ранее видимого ...конкретного или абстрактного, сильно напоминающего... в представлении о другом» [8;51].
Таким образом, чаще всего понятие «имидж» расшифровывается как сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо.
В обыденном понимании слово «имидж» употребляется по отношению к человеку в двух смыслах: как внешний вид человека и как его репутация. На самом деле эти две грани образа слиты. Мы наблюдаем внешний вид, а оцениваем репутацию. Можно сказать, что имидж - это образ, включающий внутренние и внешние характеристики [20;98].
Модель имиджа педагога - это структурированная совокупность взаимосвязанных компонентов: внутреннего (знания, умения, способности, установки, ценности, самооценка, Я-концепция), внешнего (габитарный, вербальный, кинетический, средовой и овеществленный элементы) и процессуального (стиль руководства и стиль общения), проявляющихся во взаимодополняющих друг друга функциях (коммуникативная, информативная, когнитивная, конативная, эмотивная, мотивационная, организационная, дисциплинарная, избирательная, компенсаторная, представительская, креативная, воспитательная, адаптивная, здоровье сберегающая) [20;98].
Имиджелогия сегодня ищет и находит наиболее эффективные методы, пути и средства воздействия на свою аудиторию, поэтому наиболее значимыми и важными, на наш взгляд, являются следующие: позиционирование, манипулирование, эмоционализация, детализация, метафоризация, акцентирование информации, вербализация, визуализация, дистанцирование, опрос общественного мнения, внедрение моделей восприятия, нейролингвистическое программирование и другие[10;23].
Есть несколько причин, показывающих, что личный имидж является важной составляющей для профессионального роста педагога:
· имидж влияет на тех, кто принимает решения в вопросах профессионального роста;
· мы верим тому, что видим;
· мы все занятые люди и часто принимаем решения на основе первого впечатления;
· мы все действуем, осознаем это или нет, как послы своей профессии или организации;
· хорошо выглядеть и уверенно себя чувствовать - это хорошо для вас.
Для педагога-профессионала очень важен эффективный взаимовыгодный контакт с детьми, поэтому определяющей частью его имиджа являются: высокая самооценка, уверенность в себе; социальная и личная ответственность; желание меняться и повышать свою профессиональную самооценку [11;33].
Таким образом, мы рассмотрели структурные понятия имиджа и внешнего вида педагога-воспитателя.
Глава 2. Практическая часть по изучению внешнего вида педагога-воспитателя в школьной системе взаимодействия
2.1. Изучение внешнего
вида педагога-воспитателя в
Изучение теоретической части внешнего вида педагога-воспитателя, дала основу для изучения практической части нашей курсовой работы. Для этого был проведён опрос, который содержал два вопроса:
1.Как, по вашему мнению, должен выглядеть педагог-воспитатель?
2.Как вы думаете, какое воздействие оказывает внешний вид педагога на учеников?
В опросе приняли участие родители учеников, 3 учителей и ученики 10 класса в количестве 11 человек.
По итогам опроса родители на первый вопрос дали ответы:
1.Педагог-воспитатель должен соответствовать строгому классическому стилю.
2.Педагог-воспитатель должен выглядеть строго, опрятно, не должно быть вульгарности.
На второй вопрос был дан ответ:
1.Внешний вид педагога настраивает или не настраивает ученика на получение знаний.
2.Внешний вид педагога должен настраивать детей на правильное поведение в классе.
Анализируя опрос учителей, мы увидели такие ответы:
На первый вопрос:
1. Учитель должен быть современным, понимающим, открытым.
2. Внешний вид педагога должен быть опрятным, официальным.
3. Своим внешним видом педагог должен подавать пример ученикам.
На второй вопрос:
1. Внешний вид педагога на своих учеников оказывает нравственное воздействие.
2. Внешний вид педагога оказывает влияние на атмосферу в классе, настроение учеников, на дисциплину.
3. Внешний вид педагога оказывает определённое влияние на учеников, поэтому он должен одеваться строго, чтобы не развращать подопечных.
Учениками 10 класса были даны ответы:
Первый вопрос:
1. Педагог-воспитатель должен выглядеть ухоженно, опрятно. Всем своим видом внушать серьёзность.
2.Одежда педагога-воспитателя должна быть в меру строгой, не вызывающей.
3. Педагог-воспитатель должен следить за своим внешним видом, прилично одеваться.
4. Педагог должен быть одет строго и опрятно. Он должен быть воспитанным, образованным и добрым.
5. Педагог должен выглядеть серьёзно, в классическом стиле.
6.Педагог-воспитатель должен выглядеть серьёзно.
7. Педагог-воспитатель должен иметь располагающую привлекательную внешность, уверенное поведение и стиль в одежде.
8. Педагог должен выглядеть молодо, красиво, опрятно, стильно, строго.
9. Педагог должен быть доброжелательным, терпеливым и понимающим.
10. Педагог должен быть активным, заинтересованным своей работой, любить детей, уметь решать конфликты.
11. Педагог-воспитатель должен быть строгим, объективным, пунктуальным, опрятным.
Второй вопрос:
1. Внешность педагога оказывает большое влияние на дисциплину ученика.
2. Педагог-воспитатель своим внешним видом оказывает нравственное, эстетическое, облагораживающее, приятное влияние.
3. Ученик может взять пример с педагога. Его внешность, его стиль могут вдохновить ученика, стимулировать на учёбу.
4.Педагог-воспитатель своим внешним видом даёт возможность не отвлекаться от учёбы.
5. Внешний вид педагога должен в учениках вызывать уважение, желание присутствовать на уроке.
6. Внешний вид педагога должен быть примером для учеников.
Информация о работе Внешний вид педагога-воспитателя и его имидж в школьной системе взаимодействия