Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 17:43, контрольная работа
Детские игры чрезвычайно разнообразны по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу. В дошкольной педагогике сложилась классификация детских игр, базирующаяся на степени самостоятельности и творчества детей в игре. Первоначально к классификации детских игр подошёл П.Ф. Лесгафт, позже его идея получила развитие в работах Н.К. Крупской. В её работах детские игры делятся на две группы по тому же принципу, что и у П.Ф. Лесгафта:
- игры придуманные самими детьми, т.е. - творческие, где она подчеркивала их главную особенность - самостоятельный характер.
- игры с правилами.
« Откуда стол пришел?», « Кем рубашка сшита?» и другие, содержат дидактические задачи, при решении которых дети должны проявить конкретные знания о труде строителей, хлеборобов, плотников и др., о машинах которые помогают им в работе, об этапах производства.
С помощью дидактических игр, взрослые приучают детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.
Многие дидактические
игры ставят перед детьми
задачу рационально использовать
имеющиеся знания в
Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком окружающей среды. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.7
Сенсорное развитие ребёнка в дидактической игре происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли в слове чтобы решить игровую задачу, требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать, сходство и различие, обобщать делать выводы. Таким образом, развивается способность к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных условиях.8
Дидактические игры способствуют пополнению и активизации словаря, формированию правильного звукопроизношения, развитию связной речи, умению правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих задач составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например «Назови одним словом» или «Назови три предмета». Нахождение антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию, - главная задача многих словесных игр. Если ребёнку достаётся роль гида в игре «Путешествие по городу», то он охотно рассказывает туристам о достопримечательностях города. Так развивается монологическая речь.
В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. Например, в игре «Угадай, что мы задумали!» необходимо ставить вопросы, на которые дети отвечают только двумя словами: «да» или «нет». Активизируется речь при общении детей в игре, решении спорных вопросов. В игре развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы.
У дошкольников формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим их предметам; игрушкам как продуктом труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.
В воспитании нравственных качеств личности ребёнка особая роль принадлежит содержанию и правилам игры. Решение дидактической задачи всегда служит упражнением воли. Выполнение правил игры требует от детей выдержки самообладания, дисциплинированности, приучают к честности, справедливости.
Содержание дидактических игр помогает формированию моральных представлений и понятий. Например, игры, в которых надо определять «что такое хорошо и что такое плохо»
В работе с детьми младшего возраста основным содержанием дидактических игр является усвоение детьми культурно – гигиенических навыков, культуры поведения. Это хорошо известные игры: «Уложим куклу спать», «Завтрак куклы», «День рождения куклы Маши», «Оденем куклу на прогулку». Само название игр направляет на то, что дети, играя, усваивали культурно – гигиенические навыки, нормы поведения, чтобы у них развивались положительные игровые взаимоотношения.
Использование дидактических игр в работе с детьми старшего возраста решает несколько иные задачи. В центре внимания - воспитание у детей нравственных чувств и отношений: уважения к людям труда, защитникам нашей Родины, любви к Родине, родному краю.
Наблюдая за поведением детей в играх, взрослые отмечают их поступки. Например, играя в настольную игру, один из играющих всё время выигрывает. Затем ему становится не интересно играть, и он хочет бросить игру. «Давай ещё раз сыграем, - просят его товарищи. И Дима включается в игру, помогает друзьям советом, как надо играть, чтобы победить. Наконец, тот тоже стал победителем в игре. Оба довольны. «Дима настоящий друг, помог Вове, научил его играть», - подчеркивает воспитатель. Дети потом сами вызываются помочь малышам во время игры, сделать им подарок, научить новенького играть в знакомую детям игру.
Таким образом, ребёнок, играя в дидактические игры, по собственной инициативе оказывает помощь товарищу и радуется, когда это удаётся. Дидактические игры требуют от участников взаимопомощи, солидарности, инициативы.
В плане трудового воспитания, многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку, вызывают интерес к труду взрослых, желание трудится самим. Например, в игре «Кто построил этот дом?» дети узнают о том, что, прежде чем строить дом, архитекторы-проектировщики работают над чертежом, затем к делу приступают строители: каменщики, штукатуры, маляры и другие рабочие. Так у детей пробуждается интерес к людям этих профессий, появляется желание играть в строительство домов, мостов, железной дороги.
Некоторые навыки
труда дети приобретают
при изготовлении материала
для дидактических игр.
Игры с дидактическими игрушками, природным материалом, картинками, способствуя накоплению чувственного опыта, вместе с тем помогают эстетическому воспитанию детей. Научившись различать цвета и формы, дети начинают замечать красоту в их сочетании, расположении, в играх учатся тонкостям родного языка и начинают чувствовать его красоту.
В плане эстетического воспитания дидактический материал должен соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям: игрушки должны быть разрисованы яркими красками, художественно оформлены, помещены в удобные для хранения коробки и папки. Яркие красивые дидактические игрушки привлекают внимание детей, вызывают желание играть с ними, способность воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное. Дети в дошкольном возрасте способны реагировать на красивое в окружающей их обстановке. Эстетически оформленные дидактические игры способствуют обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, известно, что для дошкольника понятия «красивый» и «добрый» почти идентичны.
В плане физического воспитания дидактическая игра создаёт положительный эмоциональный подъём, вызывает хорошее самочувствие и вместе с тем требует определённого напряжения нервной системы. Двигательная активность детей во время игры развивает мозг ребёнка. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, в процессе которых развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, что также благоприятно сказывается на умственном развитии детей, на подготовке руки ребенка к письму, к изобразительной деятельности, т. е. будущему обучению в школе.
Многие дидактические игры формируют культурно – гигиенические навыки. В игре дети ярко выражают социальные чувства, стремятся делать всё сообща. Игра укрепляет коллективные эмоции, коллективные переживания.
В дидактических играх
ярко проявляются черты
характера каждого участника,
В играх проявляются и такие черты характера ребёнка, которые могут служить примером для других: отзывчивость, скромность, честность. Важно обращать внимание, играющих на эти качества, делая это очень осторожно.
С помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей, посредством этих же игр педагог устраняет нежелательные последствия в характере ребят. Большое значение, имеют не только дидактические правила игры, но и правила общения: договариваясь играть, будь добрым вежливым и справедливым; не требуй всегда ведущей роли, помни, что и другие хотят быть ведущими; не мешай друзьям, если они заняты игрой; если хочешь вместе играть, попроси разрешения; когда играешь с друзьями, думай, чем можешь им помочь; старайся хорошо, чётко выполнить свою роль и правила в игре; если начал игру, не бросай; помни, что к материалам для игр надо бережно относится; закончив игру, убери всё на место.9
Дидактические игры дают возможность каждому участнику сравнивать свои действия и их результаты с действиями и результатами других. Ценно и то, что ребёнок пытается самостоятельно оценить свои действия и действия других играющих (в отличие от иных видов деятельности, где это делают взрослые). Таким образом, дидактические игры благоприятны для развития у дошкольников способности к взаимооценке и самооценке. То, что ребёнок в конкретной ситуации игры, которая ему интересна, ярко, эмоционально окрашена, видит свои промахи, несоответствующие требованиям и осознаёт это в сравнении, вызывает у него желание стать лучше, т. е. рождает стремление к самосовершенствованию. Также успех в игре поднимает его в собственных глазах и глазах других детей, побуждает к новым усилиям и достижениям.
В дошкольном возрасте интенсивно формируются образные формы познания. Среди них образная память занимает центральное место, обеспечивая взаимосвязь познавательных процессов, видов деятельности ребёнка. В конце дошкольного возраста в памяти ребёнка происходит переход от непроизвольной к произвольной памяти. Одним из средств развития произвольной образной памяти является дидактическая игра, поскольку детям легче усвоить задачу, запомнить, опосредованную игровым материалом. Играя, у детей формируется осознание мнемической цели (её направленность на будущий результат), а также способность самостоятельно её ставить, появляется способность во время запоминания выделять в материале объекты и их признаки: цвет, расположение, форму, количество.10
В дидактической игре широкий простор для воспитания у детей самостоятельности.
Самостоятельно дети могут играть в дидактические игры как на занятиях, так и
вне их. Играя, в отведённые для игры время дети самостоятельны не только в выполнении правил и действий, но и в выборе партнёра, в создании новых вариантов, в выборе водящего.11
ВЫВОД
Таким образом, дидактическая игра выступает как средство всестороннего воспитания ребёнка. В умственном развитии дидактические игры формируют у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природы, предметам окружающего мира. Многие игры приучают детей мыслить, использовать полученные знания в жизни, развивают сенсорные способности, развивают коммуникативные способности.
У дошкольников формируются нравственные представления – бережное отношение к игрушкам, предметам, развиваются представления о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.
Дидактические игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку, вызывают интерес к труду взрослых, желание самому трудиться и являются хорошим средством воспитания первоначального трудолюбия, бережного отношения к продуктам труда.
В эстетическом воспитании дидактические игры способствуют обогащению чувственного опыта ребёнка, вызывают положительные эмоции у малышей, воспитывают художественный вкус, потребность в познании прекрасного.