Воспитание детей в игре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 17:43, контрольная работа

Краткое описание

Детские игры чрезвычайно разнообразны по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу. В дошкольной педагогике сложилась классификация детских игр, базирующаяся на степени самостоятельности и творчества детей в игре. Первоначально к классификации детских игр подошёл П.Ф. Лесгафт, позже его идея получила развитие в работах Н.К. Крупской. В её работах детские игры делятся на две группы по тому же принципу, что и у П.Ф. Лесгафта:
- игры придуманные самими детьми, т.е. - творческие, где она подчеркивала их главную особенность - самостоятельный характер.
- игры с правилами.

Вложенные файлы: 1 файл

конрольна по педагогоке.doc

— 181.00 Кб (Скачать файл)

    Дидактические  игры  в сочетании с движениями хорошо  проводить со  всей  группой.     В  таких  случаях труднее  найти, скажем, свою пару, а это  повышает интерес к игре, вызывает   радость достижения цели.

          Роль  воспитателя в организации игры  детей  средней группы меняется, хотя и здесь он продолжает  наблюдать за ней и сам включается  в игру.       Все   чаще  роль ведущего поручается  детям,  правила игры теперь  объясняются до  её  начала.      Ребята запоминают правила, если они даются четко, понятно, эмоционально, как и в младшей группе.

       В процессе игры воспитатель  внимательно следит за её  ходом, поведением детей, выявляет индивидуальные  особенности, что позволяет ему планировать индивидуальную работу не только в игре, но и в других видах деятельности.

       При  подведении  итогов  игры акцентируется внимание  ребят на их      успехах,  если даже они  были у  кого-то       незначительными.   Например, у одного следует отметить  быстроту решения задания, у другого -  старательность, настойчивость, у третьего – желание  играть вместе с товарищем, договариваться, что будут вместе делать.

           Анализ  проведенной  игры помогает  воспитателю продумать усложнение  её содержания за счет включения новых материалов (стекла, тканей), а также  правил игры:  объединять играющих детей в звенья.

         В средней  группе вводятся чаще словесные  игры не только с целью развития  речи, но и для умственных задач   на основе  представлений:  «Что  подарили Наташе?,    «Что бывает широкое (длинное, высокое, низкое)?,   «А  что потом?»

    С расширением опыта  и развитием  речи детям  средней группы становятся доступными  словесные игры, проводимые в  форме шутки.   Например,  игра  «Бывает

не -  бывает»: правильный ответ – хлопают в ладоши, неправильный – грозят пальцами.17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОД

 

Воспитатель в этой группе использует различные виды дидактических игр, направленные на дальнейшее развитие  сенсорных способностей ребят, знаний о природе и предметах  окружающего  мира, психических процессов, восприятия ощущений, мышления. Речи, памяти, воли.    У детей  постепенно накапливаются  качества отвлеченного, логического мышления.    И этому во многом помогают используемые на протяжении  всего  учебного года  дидактические  игры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Методика организации  дидактических  игр детей  от 5 до 6 лет.

 

 

 

Руководя играми воспитанников  старшей группы,  педагог учитывает  их возросшие возможности.   В  этом  возрасте детям свойственна  любознательность, наблюдательность, интерес ко всему новому, необычному: самому отгадать загадку, высказать суждение, найти правильное  решение задачи.  Дети 5-6 лет делают это с большим увлечением.

         С расширением   объема знаний меняется и характер  умственной деятельности  ребят.     Возникают новые формы мышления.    В основе выполнения ребенком умственной работы – понимание, процесс, который строится на анализе и синтезе.    С развитием мышления анализ становится все более детальным, а синтез все более обобщенным  и точным.   Дети способны понять связь между окружающими предметами  и явлениями, причины наблюдения явлений, их особенности.      Главным в умственной  деятельности  становится стремление узнать новое: приобрести новые знания. Новые способы умственных действий.

   При  отборе  игр главное  внимание обращается на степень трудности игровых правил и действий. Чтобы при их выполнении дети проявляли  усилия ума, воли.  Отбирая предметы, материал для игр, воспитатель также учитывает изменения в мыслительных процессах детей, поэтому основные признаки различия предметов для игр менее заметны, иногда скрыты  за внешней их схожестью.    И   наоборот,  за внешними  различиями   предметов необходимо  бывает найти их сходство.

         В играх  детей важное место занимают  мотивы соревнования. Им предоставляется   большая  самостоятельность,  как в выборе  игры, так и в решении её задач.

          При   проведении самой игры роль  воспитателя тоже меняется.      Но  и здесь  он четко,  эмоционально знакомит детей   с новой игрой, её  содержанием,  правилами и действиями, уточняет их понимание играющими, вместе с ними участвует в игре, чтобы выяснить,  насколько её  правила усвоены.     Затем предлагает детям  поиграть самостоятельно, при   этом на  первых порах следит за ходом  игры,  выступает  в качестве арбитра в конфликтных ситуациях.

       Однако не все  игры требуют такого активного  участия воспитателя.      Иногда он может ограничиться  лишь объяснением правил игры  до её  начала.     Дети  старшей группы могут действовать   самостоятельно без участия   воспитателя.    Это относится  ко многим настольно - печатным играм.

       В играх детей   старшей  группы  правила становятся  сложнее,  их больше  и по  количеству.   Поэтому  воспитатель,  прежде чем предложить детям   игру, должен сам хорошо усвоить  эти правила,  последовательность игровых действий.

        Как   закончить  игру?     Это важно для  того, чтобы дети вновь захотели  в неё  поиграть.   Разыгрыванием   фантов, чествованием  победителей,  сообщением  о новом  варианте  игры, которая будет в следующий   раз.

       Очень важно самому воспитателю проанализировать игру: удачно ли подобрана, есть ли у детей необходимые знания, представления, умения  играть  в неё, все ли  было  предусмотрено в организации обстановки и, самое главное, достаточно ли были активны и игре все дети,  какие нравственные  качества проявились и какие социальные, нравственные  качества сформировались, например; радость не только от своих успехов,  но и от удачных действий   товарищей, умение подчинить свое поведение правилам игры, желание общаться со  сверстниками.

      В конце  игры  воспитатель оценит как правильные  решения детьми игровых задач,  так и их нравственные  поступки, поведение, отметит успехи, поддержит  тех,    у кого что-то не  получилось.

      При  подборе  материала для игры  детей старшей группы воспитатель  предусматривает его использование в  творческой, спортивной игре.       Например, в  игре «Магазин» продаются не просто игрушки, а спортивный инвентарь.      «Купив»  такие предметы   дети берут их с собой на прогулку и там организуют спортивные развлечения.

         Дети  шестого  года жизни   готовятся  к  школьному обучению.  От  того, как они  будут подготовлены  к школе, зависит их успешное  усвоение знаний.    Поэтому   воспитатель при проведении дидактических   игр  особое внимание  обращает на четкое,    обязательное выполнение  детьми правил игры  поведения в процессе игровой деятельности: организованности, дисциплинированности, дружелюбия, уважения товарищей по игре, старших.     Все эта качества  крайне необходимы будущему  школьнику.18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОД

 

Организация    дидактических игр  детей старшей группы  требует от воспитателя большой продуманной работы в процессе  подготовки к их проведению:  обогащение детей соответствующими  знаниями,  подбор материала, а иногда и его изготовление вместе с детьми, организации обстановки для игры, где будут сидеть и двигаться дети, где будут прятать предметы, куда положить материал для игр.    И   в процессе проведения  самой игры определить свою роль от её начала и до конца.

     

 

        

    

              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         3.  Организация  и  методы обучения дидактическим  играм   детей от 6 до 7 лет.

 

Особенностями умственного  развития детей седьмого года  жизни являются их возросшие способности к более углубленному анализу и синтезу: умения выделять как общие, так и индивидуальные признаки предметов и явлений,  сравнивать их по различным признакам, делать обобщения,  высказывать суждения, умозаключения.    Шестилетние дети проявляют  большой интерес к учению, желание учиться в школе.    Но и в воспитании и обучении  игровой метод  все еще имеет большое  значение.

     Руководя дидактическими  играми детей шести лет, воспитатель  опирается на их возрастные  особенности.     Чаще отбираются  игры, в которых дети учатся связно и последовательно излагать свои мысли, выразительно рассказывать, в которых развиваются  математические представления, способность к слуховому анализу устной речи, выдержка, воля.

         Роль ведущего чаще поручается кому-либо из участвующих, они более самостоятельны в выборе дидактических игр, организации обстановки, подборе партнеров по игре.   Воспитатель следит за играющими выступает в качестве советчика, справедливого судьи во время самостоятельной игровой деятельности детей.

          Как  игровой метод обучения  дидактическая  игра  используется  на всех  занятиях для усвоения определенных способов умственной действий, систематизации, уточнения знаний детей.    инициатива в выборе и в проведении игры принадлежит самому воспитателю.   Содержание  игры и её правила подчинены  воспитательно-образовательным задачам, выдвигаемым конкретными программными  требованиями того или иного вида занятий.    Эти  игры описаны в разных  методических пособиях по  определенному  разделу.

    При организации и  руководстве дидактических игр  вне занятий воспитатель может  давать новые игры  в том  случае, если у ребят имеются  необходимые для решения игровых  задач знания.

         Принципы  отбора игр остаются постоянными:  доступность правил, материала, возможность варьирования заданий, эмоциональное воздействие на детей.

         При анализе  проведенной  игры воспитатель  в большей  мере отмечает  нравственное  поведение детей:  способность прийти на выручку,  не хвастаться успехами,  быть  терпеливыми, не перебивать своего товарища, подождать пока он соберется со своими мыслями.      Все это важно  для формирования правильного поведения на уроке в школе.

     В подготовительной  группе  многие игры воспитатель  изготавливает вместе  с детьми.    Чтобы эта работа была результативной, педагогу необходимо знать, какой иллюстративный материал будет нужен, и его надо постепенно подбирать; какие предметы надо сделать самим.   Эта работа важна, так как с её помощью воспитывают у детей  трудолюбие, развивают навыки ручного труда, а  главное, формируют чувство ответственности за порученное дело.

      Здесь важна роль  самого воспитателя, его руководство  дидактической игрой, отношение  к игре как методу воспитания  и обучения детей.    Прежде всего, он сам должен хотеть играть с детьми.        Ш.А.  Амонашвили  пишет по этому поводу: «Они будут смеяться, когда я преднамеренно с ошибками прочитаю текст, и им будет поручено обнаружить мои  «ошибки».   А я приму вполне   серьезный вид и буду настаивать на своем, пока  они не докажут свою правоту.  Найдя мою «ошибку», они будут со смехом доказывать, почему я не прав …..    и как же, если не в споре со мной, переживать ребенку чувство   радости от  своей интеллектуальной победы,  от провозглашения и утверждения истины!»

       Опыт показывает, что именно в таком «бою»  дети в большей мере узнают  радость познания; при этом у  них развивается ценное качество  будущего ученика, личности:  доказать  правильность своего решения,  суждения.

      Через усвоение игровых правил,  а следовательно, с помощью дидактической игры воспитатель подводит детей к   серьезному отношению к правилам и в других видах деятельности:  в творческой игре, на занятиях в игре.   Нельзя не выполнять правила – это усваивают дети на протяжении всего детства.     И усвоению этого способствуют дидактические игры.

       В подготовительной  группе  воспитатель продумывает  связь дидактических игр с  другими видами детской деятельности,  с творческими играми, трудом, художественной деятельностью.   Дидактические игры  являются одним из путей создания игрового замысла  в творческой игре.

      Во время трудовой  деятельности воспитатель  часто  прибегает к дидактическим играм,  объединяя  детей в бригады,  звенья, вводя новые элементы соревнования с подведением  итогов работы.19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таким образом,  в подготовительной группе воспитатель активно руководит  дидактической игрой.   Здесь  игра   шире используется  как  средство формирования детского общения, закрепления норм  и правил поведения не только в игре, но и вне её, как средство воспитания у детей интереса  к явлениям окружающей жизни.

Информация о работе Воспитание детей в игре