Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 17:43, контрольная работа
Детские игры чрезвычайно разнообразны по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу. В дошкольной педагогике сложилась классификация детских игр, базирующаяся на степени самостоятельности и творчества детей в игре. Первоначально к классификации детских игр подошёл П.Ф. Лесгафт, позже его идея получила развитие в работах Н.К. Крупской. В её работах детские игры делятся на две группы по тому же принципу, что и у П.Ф. Лесгафта:
- игры придуманные самими детьми, т.е. - творческие, где она подчеркивала их главную особенность - самостоятельный характер.
- игры с правилами.
В физическом развитии дидактическая игра создаёт эмоциональный подъём, вызывает хорошее самочувствие, двигательная активность развивает мозг ребёнка, развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, формируют культурно – гигиенические навыки.
Дидактические игры развивают у дошкольников способности к взаимооценке и самооценке, рождают стремление к самосовершенствованию.
Дидактическая игра способствует развитию у детей старшего дошкольного возраста произвольной образной памяти.
2. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК ФОРМА И ИГРОВОЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ.
Дидактическая
игра представляет собой
многоплановое, сложное
Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры – занятия и дидактические или автодидактические, игры. В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приемы, создаёт игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом.
С
помощью игр-занятий
Дидактическая игра используется при обучении детей математике, развитию речи, ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитии сенсорной культуры.
Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала:
- учебное (познавательное)
- игровое (занимательное)
Взрослый одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.
Дидактическая игра реже используется при обучении детей старшего дошкольного возраста. Если на занятиях расширяются и углубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов.12
Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра может служить составной частью занятия. Она помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Особенно эффективны эти игры на занятиях по ознакомлению с окружающим, по обучению развитию речи, формированию элементарных математических представлений.
В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому при организации игры следует особое внимание обращать на присутствие в занятиях элементов занимательности: поиска, сюрпризности, отгадывания и т. п.
При обучении детей, в основном старшего дошкольного возраста, наряду с дидактическими играми используются упражнения с дидактическими материалами. При обучении детей раннего и младшего дошкольного возраста значительное место отводится занятиям с дидактическими игрушками: матрёшками, башенками, шарами, грибками.
Действия малышей приобретают игровой характер: ребята составляют из нескольких частей целую матрёшку, подбирают детали по цвету, размеру, обыгрывают полученный образ. Наличие игрового содержания в занятиях с дидактическими игрушками дает право объединить их с дидактическими играми и назвать этот вид деятельности детей раннего возраста дидактическими играми – занятиями.
В играх – занятиях педагог целенаправленно воздейтсвует на малышей, продумывает содержание игр, методические приёмы их проведения, добивается, чтобы дидактические задачи были приняты всеми детьми. Систематически усложняя материал, с учетом возрастных особенностей детей, воспитатель через игры – занятия сообщает детям доступные знания, формирует необходимые умения, совершенствует психические процессы (восприятие, мышление, речь, память).
Особенность дидактических игр – занятий состоит в том, что усвоение детьми знаний и умений происходит в практической деятельности при наличии непроизвольного внимания и запоминания, что обеспечивает лучшее усвоение материала. Все игры - занятия осуществляются под непосредственным руководством взрослого.13
Дидактические игры, особенно в младших возрастных группах, рассматриваются в дошкольной педагогике как метод обучения детей сюжетно – ролевым играм: умению взять на себя определённую роль, выполнить правила игры, развернуть сюжет игры14
ВЫВОД
Таким образом, дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах
1) игры – занятия, 2) дидактические или автодидактические игры.
В играх - занятиях ведущая роль принадлежит взрослому, который использует разнообразные игровые приёмы, создает игровую ситуацию. С помощью игр – занятий взрослыми передаются определённые знания, формируются представления у детей. Важно, чтобы затем были созданы условия для переноса знаний и представлений в самостоятельные игры детей. Дидактическая игра используется при обучении детей на занятиях и в самостоятельных играх детей.
Дидактическая игра как форма обучения содержит два начала 1) учебное и
2) игровое. Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Дидактическая игра помогает ребятам чему-то научится в лёгкой, непринуждённой форме. Обучение происходит посредством интересной для них деятельности.
ВЫВОД
Дидактические игры созданы в целях воспитания и обучения детей. Для играющих детей воспитательно – образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера - обучающей задачи. Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть.
Выигрыш в игре зависит от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями. Поэтому дидактическая игра побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, то есть игра помогает ребенку чему-то научится в непринужденной форме. Отличительная черта дидактической игры - присутствие автодидактизма.
Дидактическая игра является средством умственного развития, она приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в жизни. Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком окружающей среды.
Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарный запас детей, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.
У дошкольника формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных или отрицательных качествах личности.
Многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку, вызывают интерес к труду взрослых, желание самим трудиться. Игра является хорошим средством воспитания первоначального трудолюбия, бережного отношения к продуктам труда.
Дидактическая игра предусматривает эстетическое развитие ребенка. Развивает умение видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное, воспитывает художественный вкус.
Игра создает положительный эмоциональный подъём, вызывает хорошее самочувствие, требует определённого напряжения нервной системы, развивает мелкую мускулатуру рук в плане физического развития ребенка. В дидактических играх ярко проявляются черты характера каждого ребенка.
Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах:
играх – занятиях и дидактических играх. С помощью игр - занятий воспитатель или взрослый не только передает определенные знания, формирует определённые представления, но и учит детей играть. Дидактическая игра используется при обучении детей РЭМП, развитию речи, ознакомлению с природой и окружающим.
Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное и игровое. Воспитатель одновременно является и учителем, участником игры.
При организации дидактических игр детей от 3 до 4 лет воспитатель должен знать их возрастные особенности, сочетать в игре умственные задачи с активными действиями самого ребенка, включать элементы загадочности, вносить в содержание игры что-то новое и более сложное. Подбирать дидактический материал к играм необходимо такой, который дети могут обследовать и активно действовать с ним. Во 2 младшей группе воспитатель объясняет правила по ходу игры, обращать свой взгляд то на одного, то на другого ребенка. Речь воспитателя должна быть эмоциональной, четкой, спокойной. До игры воспитатель должна познакомить детей с предметами, которые будут использованы, их свойствами, изображениями на картинках. При подведении итогов воспитатель отмечает только положительные стороны.
С учетом возрастных особенност
При подведении
итогов игры педагог обращает
внимание ребят ни их успехи.
При отборе игр для детей старшей группы воспитатель обращает внимание на степень трудности игровых правил и действий, чтобы дети при их выполнении проявляли усилия ума, воли. Детям предоставляется самостоятельность как в выборе игры, так и творческом решении её задач. Применяются мотивы соревнования. И в этой группе воспитатель должна четко, эмоционально знакомить детей с новой игрой, её содержанием, правилами и действиями, вместе с детьми участвует в игре или выступает как наблюдатель или в качестве арбитра.
При отборе материала для игры воспитатель предусматривает его использование детьми в других видах деятельности. Педагог обращает внимание на четкое выполнение правил игры детьми
При оценке игры воспитатель отмечает как правильные решения детьми игровых задач, так и нравственные поступки детей.
В подготовительной к школе группе чаще отбираются игры, в которых дети учатся связно и последовательно излагать свои мысли, где развиваются математические способности, сообразительность, выдержка. Роли ведущего чаще всего поручаются детям, они более самостоятельны в выборе игр, организации обстановки, подборе партнеров. Как игровой метод обучения дидактическая игра используется на всех занятиях для усвоения определенных способов умственных действий, систематизации, уточнения знаний. Принципы отбора дидактических игр в самостоятельной деятельности детей, остаются постоянными: доступность правил, материала, возможность варьирования заданий, эмоциональное воздействие на детей. для воспитания у детей трудолюбия, чувства ответственности за порученное дело, развития ручного труда, воспитатель предлагает детям изготовить материал, атрибуты для дидактических игр. С помощью усвоения правил в дидактической игре воспитатель подводит детей к серьезному отношению к правилам и в других видах деятельности. При анализе игры воспитатель подготовительно к школе группе в большей мере отмечает нравственное поведение детей.