Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 18:50, курсовая работа
Цель курсовой работы: проанализировать методическую и теоретическую литературу, ознакомиться с новейшими методиками по проблеме исследования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать методическую и теоретическую литературу по проблеме исследования.
2. Раскрыть особенности читателей-дошкольников.
3. Рассмотреть формы и методы развития интереса к чтению у дошкольников в детском саду и дома.
Введение
Общение в Сети, компьютер и телевизор сейчас часто заменяют книгу. Но не стоит забывать о том, что любовь и интерес к книге формирует у детей дошкольного возраста внимание к окружающему миру, интеллект и мировоззрение. Ребенок станет таким человеком, какие книги он читает с самых ранних лет. Тяга к книге появляется у детей, как правило, в раннем детстве. Почему это происходит? Может быть, интерес к книге возникает потому, что она дает возможность действовать и пальчикам, и ушкам, и глазкам, и язычку, доставляет удовольствие и при рассматривании, и при перелистывании, и при слушании.
Кроме того, книга удовлетворяет две одновременно существующие в ребенке потребности: к неизменному, стабильному и к новому, незнакомому. Книга — величина постоянная. Ребенок — переменная. Малыш берет книгу в руки в любое время — а она все та же. Происходит самопроверка, самоутверждение. Дети же меняются не только ежегодно, но и ежечасно — разные настроения и состояния, и вот уже "постоянная величина" открывается им по-новому. Радость открытия! Но у каждого ребенка есть в любимой книге и свой "стоп-кадр" — желание еще и еще раз услышать именно этот кусочек текста, рассмотреть именно эту картинку.
Книга формирует нравственные качества и воспитывает личность. Получить важные нравственные ценности, отделять зло от добра помогают личности переживания героев, даже если это лисичка, петушок или курочка. Книга дает возможность усвоить нормы поведения и передает знания последующим поколениям.
Книга — это и возможность общения с взрослыми. Через их речь, интонацию воспринимаются сюжет, характеры, настроения. Можно вместе переживать, веселиться и быть надежно защищенными от злого и страшного.
Воспитанию читателя-
Все это складывается в копилку, необходимую будущему читателю. Но, чтобы появился Читатель, способный на сотворчество с писателем и иллюстратором, необходима тактичная помощь чуткого взрослого. В то же время «художники-читатели» также должны способствовать развитию любви и интереса к книге у дошкольников. Детский писатель Маршак сказал, что интерес к книге зависит от автора, который вкладывает только половину работы, а вторую половину работы читатель дополнит своим воображением.
Проблемой исследования является развитие интереса к чтению книг у дошкольников.
Цель курсовой работы: проанализировать методическую и теоретическую литературу, ознакомиться с новейшими методиками по проблеме исследования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать методическую и теоретическую литературу по проблеме исследования.
2. Раскрыть особенности читателей-дошкольников.
3. Рассмотреть формы и методы развития интереса к чтению у дошкольников в детском саду и дома.
При написании данной курсовой работы применялись следующие методы научного исследования: 1) теоретический анализ работ педагогов и методистов, посвященных данной проблеме; 2) изучение опыта воспитателей, использующих в своей практике различные программы и методики развития интереса к чтению книг.
1 Воспитание будущего читателя
1.1 Возрастные особенности читателя-дошкольника
Дошкольники уже в 3-4 года отличаются высокой познавательной активностью, стремятся расширить свой кругозор, вырваться за рамки той среды, которая их окружает. Главный их помощник в этом - книга. К общению с ней они уже готовы: эмоционально реагируют на услышанное, улавливают и различают разнообразные интонации, узнают любимых литературных героев, сопереживают им. Наиболее активно они воспринимают малые жанры фольклора (потешки, прибаутки), песни игрового характера, сказки, стихи. Знакомство детей со стихотворными текстами целесообразно проводить на занятиях в детском саду и дома, а также во время прогулки, одевания, умывания, кормления. При этом дети вместе с взрослым разыгрывают сюжеты стихотворных произведений, прислушиваются к звукоподражаниям, созвучиям, рифмам.
Главная ценность данного
возраста - высокая эмоциональная
отзывчивость на художественное слово,
способность сопереживать, с волнением
следить за развитием сюжета, ждать
счастливой развязки, поэтому мы и
говорим о возможности и
Определим возрастные особенности
дошкольника как читателя.
Второй возрастной особенностью является эмоциональность восприятия прочитанного. Воспринимая сказку, ребенок бурно выражает свои эмоции: плачет, смеется, сочувствует, возмущается и т.д. С одной стороны, это хорошо: он является заинтересованным, сопереживающим читателем. Но, с другой стороны, сильные эмоции не позволяют трезво, критически оценить прочитанное. Поэтому одновременно с эмоциональностью нужно воспитывать и рациональность восприятия.
Еще одна особенность дошкольника-
Описанные возрастные особенности позволяют выделить негативные стереотипы дошкольника-читателя, которые надо преодолевать, и позитивные, которые надо формировать. Можно назвать четыре группы таких стереотипов.
Первая - стереотипы отношения к процессу
чтения. Среди них имеют место негативные: отношение
к чтению исключительно как к развлечению,
отдыху, получению удовольствия или, наоборот,
обязанности. В противовес им нужно
формировать позитивные стереотипы: отношение
к чтению, как к серьезному занятию, требующему
работы мысли, как к полезному занятию,
обогащающему духовный мир человека,
позволяющему удовлетворить познавательные
интересы.
Вторая группа - стереотипы читательских интересов и предпочтений. Здесь также имеют место: стереотип ограниченного читателя, когда ребенок слушает только сказки и не любит стихи и т.д.; читателя всеядного, который читает без разбору все книги, включая и взрослые; читателя конформиста, читающего только те книги, которые читают сверстники. Преодолевая эти стереотипы, мы формируем позитивный стереотип разборчивого читателя - он не читает все книги подряд, а выбирает те из них, которые полезны.
Третья группа - стереотипы восприятия прочитанного. Среди
них для дошкольников характерен негативный стереотип
«наивного реалиста»: ребенок воспринимает
прочитанное как реальность, идентифицирует
себя с героем книги. Чем плох такой стереотип?
Во-первых, он не позволяет осуществить
анализ прочитанного. (В школе от ребенка
будут требовать, чтобы он определил замысел
писателя и средства его достижения, а
ребенок не будет к этому готов.) Во-вторых,
стереотип наивного реалиста не позволяет
критически оценить прочитанное. Он требует
коррекции, направленной на формирование
позитивных стереотипов читателя-
И, наконец, четвертая группа - стереотипы оценки прочитанного. Зачастую дошкольники либо вообще не оценивают прочитанное, либо оценивают некритически, полагаясь только на эмоции или мнение взрослых и сверстников. Поэтому необходимо воспитывать дошкольников как критически мыслящих, творческих читателей2
1.2 Формирование и развитие
Важнейшей задачей воспитателя
и родителей становится отбор
таких художественных произведений,
которые действительно
Дошкольникам особенно важны книги по интересам. У них еще нет усидчивости и нет способности, делать что-то по чувству долга, и значит, покупать книжку в книжном магазине нужно только вместе с ребенком. Только в этих случаях, когда родителям приходится апеллировать к интересам («помнишь, тебе понравилась эта книга?»), ребенок с большим интересом будет относиться к книге и процессу чтения. Таким образом, малыш подтверждает свои решения и собственный выбор.
Необходимо замечать, каковы интересы и потребности ребенка. «Про кукол» читают девочки, «про машинки» - мальчики, каждый ребенок имеет своих значимых персонажей и свои желания. Если книга задевает за душу, значит, она подтверждает значение литературы и помогает ребенку лишний раз убедиться в том, что читать – это замечательно. Вырастая после таких книг, люди любят читать и стараются найти увлекательные, интересные и сильные книги.
Читательский кругозор дошкольника необходимо расширять, знакомить его с произведениями разных жанров и стилей, с детской классической русской и зарубежной литературой. Чтобы заниматься развитием литературного вкуса ребенка, воспитатели и родители сами должны быть начитанными людьми с развитым эстетическим вкусом и чутьем.
Известны определенные методы, способствующие формированию и развитию литературного вкуса в дошкольном возрасте. Их может использовать воспитатель, ими должны овладеть родители.
1. Выразительное чтение вслух способствует созданию у ребенка образных представлений, воздействует на эмоции и восприятие, помогает заинтересовать ребенка, вызвать у него желание вновь слушать знакомое произведение. Более того, чтение вслух приучает к внимательному слушанию текста. Выбирая эту форму работы с книгой, важно соблюдать определенные правила: четко выговаривать слова, читать не очень громко, но и не очень тихо, соблюдать паузы. Чтение должно быть эмоционально окрашенным, чтобы удержать внимание ребенка. Не секрет, что монотонное, однообразное чтение или чтение с запинками вряд ли будут слушать даже взрослые, какими бы интересными ни были читаемые произведения. Целесообразно выбирать небольшие по объему произведения, с динамичным сюжетом, повторами, что способствует более внимательному слушанию и более быстрому запоминанию текста. Для выразительного чтения вслух рекомендуются русские народные сказки: «Репка», «Колобок», «Теремок» (для младших дошкольников).
2. Использование иллюстративного комментария при чтении вслух младшим дошкольникам небольших по объему произведений, например стихотворений А. Барто, Б. Заходера, К. Чуковского. Методика работы следующая: воспитатель или родитель читает вслух художественный текст, дети показывают предметы и героев, изображенных на иллюстрации к книге. Младшие дошкольники показывают, где на иллюстрации расположены бычок, кроватка, мишка, слон, качающий головой, и т.д.
При выборе книг предпочтение надо отдавать тем иллюстрированным изданиям, где изображение животных, людей, предметного мира максимально реалистично.
3. Литературные викторины. Их организацию в детском саду необходимо досконально продумать, иначе неизбежны шум, гвалт и, что самое недопустимое, обиды и даже необъективность оценки детских достижений. Особое значение придается подготовительному этапу, который включает чтение книг, организацию книжной выставки, предварительное ознакомление с вопросами и т.д.
4. Кукольные драматизации. В современной методике дошкольного воспитания кукольным спектаклям уделяют серьезное внимание, поэтому воспитателям и родителям следует владеть методами и приемами использования кукольных постановок. Дошкольники могут под руководством воспитателей или родителей заниматься изготовлением кукол, быть не только слушателями, но и полноценными участниками спектакля. Кукольный театр поможет ребенку более осознанно слушать литературный текст, ярче представлять героев, активнее следить за развитием действия.
Помимо указанных методов работы по формированию у детей литературного вкуса, воспитатели и родители должны владеть приемами, позволяющими включать художественное слово в повседневную жизнь ребенка. Например, надевая варежки ребенку на прогулку зимой, можно обыграть стихотворение Н. Саконской «Где мой пальчик?». После дневного пробуждения прочитать стихотворение Е. Благининой «Наша Маша рано встала...».
Важное условие успешной педагогической работы - сопровождение чтения игровыми действиями. Дошкольники способны слушать понравившееся им произведение многократно, сохраняя непосредственность эмоционального переживания. Этому способствует эмоциональная включенность в процесс чтения самого воспитателя или родителя, который занимает позицию зрителя или участника событий. Начинать знакомство с новой книгой можно с показа ярких цветных иллюстраций. Уже в раннем возрасте малыши учатся прогнозировать будущее чтение, отвечают на вопросы по иллюстрациям: «О ком эта сказка? Кто это? Кто к кому пришел в гости?» и т.п. Наиболее эффективно такое рассматривание книги с небольшой группой детей (не более четырех-пяти человек), когда каждого можно включить в беседу, каждому обеспечить доступ к книге.