Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 18:50, курсовая работа
Цель курсовой работы: проанализировать методическую и теоретическую литературу, ознакомиться с новейшими методиками по проблеме исследования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать методическую и теоретическую литературу по проблеме исследования.
2. Раскрыть особенности читателей-дошкольников.
3. Рассмотреть формы и методы развития интереса к чтению у дошкольников в детском саду и дома.
Художественная литература
расширяет его кругозор, вводит в
богатый мир образов, отражающих
жизнь, прививает любовь к искусству,
развивает эмоционально-
По словам известного литературоведа
Ю.М.Лотмана, художественные тексты обладают
свойствами «сгущенной информативности»,
т.е. содержат столько сведений о
мире, сколько не может дать ограниченный
временем и пространством реальный
опыт. И действительно, художественные
тексты - при правильном их подборе -- могут
охватить если не все, то большую часть
образовательных, воспитательных умений,
которые необходимо освоить детям. Именно
поэтому чтение художественной литературы
может быть использовано как одно из средств,
создающих смысловой фон и стимул для
развертывания других форм совместной
деятельности взрослого с детьми (продуктивной,
познавательно-
Используя художественные
произведения как готовый культурный
материал, воспитатель и родители
выступают проводниками детей в
миры, создаваемые книгой, и в
то же время не остаются безучастными
исполнителями, а, как партнеры, вместе
с ними удивляются, восхищаются, огорчаются,
предвосхищают возможные
Иначе говоря, чтение художественной литературы
выступает как одна из форм совместной
партнерской деятельности взрослого с
детьми. В отличие от других форм -- продуктивной,
познавательно-
Воспитание интереса к чтению книг не должно ограничиваться каким-либо одним аспектом, как это часто делается: например, творческое восприятие художественных произведений формируется только на занятиях по развитию речи. Такое воспитание должно проводиться не только и не столько на занятиях, сколько в свободной жизнедеятельности, и прежде всего в семье.
Список литературы
1. Алексеева, А.Формирование
готовности к овладению
2. Афанасьева, Л. И. Формирование
интереса к чтению у детей
с интеллектуальными
3. Барташева, Н. Воспитание будущего Читателя // Дошкольное воспитание. - 1994. - N 8. - С. 28-34.
4. Гончарова, Е. Ранние
этапы приобщения детей к
// Воспитание школьников. - 2005. - № 12. - С.
45-56.
5. Гриценко, 3. Ребенок и книга// Дошкольное воспитание. - 2000. - N 3. - С. 49-52.
6. Детское чтение. - М.: Дрофа-плюс, 2004. - 79 с.
7. Князева О.Л. Приобщение
детей к истокам русской
8. Кондратьева, С. Ю.
Ознакомление с художественной
литературой дошкольного
9. Ливанова, О. А. Учимся
читать художественную
10. Кирьянова, Р. А.Учимся играя: система игр и упражнений по обучению детей чтению // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 3. - С 7-12.
11. Кузьменкова, Е. И. Воспитание будущего читателя: литературно-художественное развитие детей 3 - 5 лет.- М. : Чистые пруды, 2005. - 30 с.
12. Леонтьева, Н. Детский сад. Библиотека // Дошкольное воспитание. - 1994. - N 4. - С. 50-57.
13. Любимое чтение в детском саду : от 5 до 7 лет. - Балашиха: Транзиткнига; Кызыл : ACT, 2003.- 351 с.
14. Миронова, Н. Как научить ребенка любить литературу?// Дошкольное воспитание. - 2005. - № 5. - С. 117-121.
15. Прудовская, С. Н. Книжкины затеи: о том, что можно делать с книгой малышам. - М.: Чистые пруды, 2007. - 30 с.
16. Сокольская, Л. В. Материнское чтение. - М.: Либерея-Бибинформ, 2007. - 79 с.
17. Тимофеева, И.Н. Что и как читать вашему ребенку от года до десяти: Энциклопедия для родителей по руководству детским. - СПб., 2000. - 511с.
18. Тюнников, Ю. Воспитание дошкольника как читателя и зрителя// Дошкольное воспитание. - 2005. - № 9. - С. 31 -38.
Приложение I
Рассказывание русской народной сказки «Лисичка со скалочкой»
Цели: развивать интерес к чтению; воспитывать эмоционально-образное восприятие содержания сказки; учить понимать и оценивать характер и поступки героев; изучение жанровых особенностей сказок и их видов; обогащение словаря детей.
Демонстрационный материал: теа
Ход занятия.
В гости к детям приходят игрушки: волк, заяц, лиса. Воспитатель или от своего имени, или от имени этих персонажей задает дошкольникам вопросы:
Кто из лесных животных самый страшный? (Волк зубастый, злой...)
Как волка называют в сказках? (Волчок -- серый бочок...)
Кто самый слабый и трусливый? (Заяц.)
Как зайчика называют в сказках? (Зайчик-побегайчик...)
О каком звере в сказках говорят: «красивая шубка»? (О лисе.)
Как по-другому называют в сказках лису? (Лиса Патрикеевна, лисичка-сестричка...)
Наши гости принесли с собой конверт. Хотите посмотреть, что в нем лежит? А тут лежит сказка, называется она «Лисичка со скалочкой».
Кто скажет, что такое сказка?
После ответов детей воспитатель обобщает:
Слово «сказка» произошло от старого русского слова «сказывать», т.е. рассказывать. Сказки начали сочинять давным-давно и на протяжении нескольких тысяч лет передавали их из уст в уста. (Объясните детям, что означает выражение «из уст в уста».) Поэтому сказки называют произведениями устного народного творчества. Записывать в России народные сказки начали примерно двести лет назад.
Вы уже знаете много русских народных сказок. Наверное, вы заметили, что они бывают разные. Есть сказки про животных. Звери в них ведут себя так же, как люди. Назовите, в каких знакомых вам сказках действуют главные герои -- животные? (Ответы детей.)
Другие сказки называются бытовыми. В них говорится о простых людях. Обычно ничего сказочного и волшебного в них не случается. Но в любой сказке можно найти ответ на вопрос -- что хорошо, а что плохо. Хотите послушать и посмотреть русскую народную сказку «Личка со скалочкой»? Тогда приготовили свои ушки и глазки: сказка начинается.
Воспитатель рассказывает сказку с показом театра на фланелеграфе. После рассказывания -- беседа:
Как вы думаете, эта сказка про животных или бытовая? (Рассуждения детей.)
Эта история о лисичке могла быть на самом деле или это выдумки? Почему?
Хорошо ли поступила лисичка? Почему?
Какая лисичка в сказке? Как ее можно назвать? (Обманщица, хитрая, коварная, плутовка...)
Что означает слово «плутовка»? Как вы его понимаете?
Мы можем сказать, что в этой сказке добро побеждает зло? Почему?
Расскажите, с чего все началось.
Воспитатель предлагает детям пересказать сказку, используя фланелеграф. Одновременно он учит их интонационно передавать образ персонажей:
-- Как лиса просилась
переночевать? Что она говорила?
Каким голосом? А каким
На прощание гости хвалят ребят за прекрасный пересказ сказки и уходят.
Приложение II
Анкеты для родителей
Анкета, заполняемая родителями на первом родительском собрании
Мы хотим лучше узнать вашего малыша, расскажите о нем.
Фамилия и имя ребенка:
______________________________
Дата рождения: ______________________________
Как вы называете ребенка
дома (включая ласкательные имена): ______________________________
Имя и отчество тех взрослых, которые будут вместе с ребенком
присутствовать на занятиях
(мамы, папы, бабушки, дедушки, няни и т.д.):
______________________________
Если у малыша есть братишки
или сестренки, назовите их имя и
возраст: ______________________________
Домашний адрес и телефон
______________________________
На какие особенности вашего ребенка вы бы хотели обратить внимание педагогов (нужное подчеркните): застенчивость; возбудимость; желание быть лидером; плохая контактность с детьми, со взрослыми; различные страхи; другие особенности:
______________________________
______________________________
Вы ожидаете, что наши занятия с детьми будут способствовать (нужное подчеркнуть):
Любимые книги вашего ребенка:______________________
Анкета, заполняемая на последнем родительском собрании
Расскажите, пожалуйста, как
ваш ребенок реагировал на наши занятия.
С каким настроением собирался
в библиотеку (нужное подчеркните или
впишите сами): радостно, спокойно, с неохотой,_____________________
Что его особенно влекло:
книжки, игры, общение: ______________________________
С кем хотелось встретиться:
с другими детьми, с книжными персонажами
______________________________
Что вспоминал дома после занятия:
Какие книжки, увиденные
и услышанные на занятии, просил почитать
дома: ______________________________
Что из звучавшего на занятиях
запомнил наизусть: ______________________________
Что вызывало особые эмоции:
позитивные____________________
негативные____________________
Нас очень интересуют и
другие ваши наблюдения, замечания
и предложения:________________
Спасибо!
Памятка для родителей
Участие взрослых в занятиях предполагает повторение вместе с детьми словесных заданий (фраз, стихов, звукоподражаний); участие в двигательных и словесных играх вместе с детьми; выражение эмоциональной реакции на услышанное и увиденное (удивление, сопереживание, радость и т.д.).
Повторяйте дома стихи
и игры, включаемые в занятия. Читайте
и рассматривайте книги, с которыми
малыш познакомился в студии. Найдите
время для совместного
1 Тюников Ю., Мазниченко М. Воспитываем дошкольника как читателя и зрителя// Дошкольное воспитание. - 2005. - №9. - С. 31-34
2 Тюников Ю., Мазниченко М. Воспитываем дошкольника как читателя и зрителя// Дошкольное воспитание. - 2005. - №9. - С. 31-34
3 Миронова М. Как научить ребенка любить литературу// Дошкольное воспитание. - 2005. - № 5. - С. 117-120
4Тюников Ю., Мазниченко М. Воспитываем дошкольника как читателя и зрителя// Дошкольное воспитание. - 2005. - №9. - С. 35-38