Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 18:50, курсовая работа
Цель курсовой работы: проанализировать методическую и теоретическую литературу, ознакомиться с новейшими методиками по проблеме исследования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать методическую и теоретическую литературу по проблеме исследования.
2. Раскрыть особенности читателей-дошкольников.
3. Рассмотреть формы и методы развития интереса к чтению у дошкольников в детском саду и дома.
Итак, литературный вкус надо формировать у ребенка с ранних лет. В первые годы жизни его следует приобщать к фольклору (пестушки, колыбельные песни, потешки, сказки и др.), а в возрасте 3-4 лет к русской классической детской литературе (А. Пушкин, К. Чуковский, А. Барто, Б. Заходер и др.). Включение ребенка раннего возраста в чтение способствует более осознанному выбору произведений для чтения в отроческие и юношеские годы, прививает любовь к чтению.
Читать детям должны и родители дома, и воспитатели в детском саду. Ребенок постарше уже самостоятельно делает выбор, и если он не знаком с классикой, его выбор вряд ли падет на настоящую литературу.3
1.3 Особенности работы с дошкольниками в детском саду
Каким же образом воспитывать дошкольника как читателя, формируя указанные позитивные стереотипы и преодолевая негативные? Для этого необходима специальная работа с детьми и родителями и должны решаться следующие воспитательные задачи.
Работу с детьми желательно начинать с выявления их читательских интересов. В индивидуальной или групповой беседе детям можно задать следующие вопросы: «Умеешь ли ты читать? Читают ли тебе дома родители? Как часто? Какую книгу ты читал (слушал) на этой неделе? Есть ли у тебя любимые книги? Какие? Перечитываешь ли ты книги, просишь прочитать еще раз? Какие? Какие книги тебе не нравятся? Почему?».
Логичным продолжением этого разговора может стать беседа «О пользе и вреде чтения». Воспитатель спрашивает у детей: «Как вы думаете, а чтение книг может принести вред?». Оказывается, да, если читать, например, только детские детективы и «ужастики». Или если читать, не понимая, о чем это произведение. Основная мысль, которую воспитатель должен донести до детей в ходе беседы: нужно читать с пользой, обдуманно подходить к выбору книг.
Два-три раза в неделю
во время утренней беседы с детьми
можно проводить пятиминутки «
Когда дети научатся анализировать прочитанное, можно предложить им не просто рассказать о прочитанном, а сочинить рекламу или антирекламу книги(можно использовать юмор, рисунки, театрализацию). Рекламу может придумывать один ребенок или группа детей (сначала с помощью воспитателя, затем сами). Рекламы же, составленные воспитателем, помогают расширить круг читательских интересов детей. Например, им нравится юмористическая детская литература (Д. Хармс, Г. Остер, Б. Заходер, небылицы, перевертыши и др.), однако в программе по развитию речи ей уделяется недостаточно внимания. Реклама такой литературы позволит детям ближе познакомиться с ней, что повысит их интерес к чтению.
Чтобы научить детей рациональному выбору книг можно предложить составить план чтения на неделю, месяц (что ребенок планирует прочитать, послушать, с какой целью). При этом надо учить дошкольников осознанно подходить к выбору.
Эффективной формой работы является ведение дневников читателя. Ребенок сам или с помощью взрослых записывает книги, которые прочитал или прослушал. Рисует красное солнышко, если они понравились и принесли пользу, желтое солнышко - если просто получил удовольствие, тучку - если принесли вред (перевозбудился, не мог уснуть, заболела голова, зря потратил время, не понравилось и т.д.). В дальнейшем в план чтения такие книги уже не включаются.
С целью формирования полноценного восприятия прочитанного на занятиях по развитию речи необходимо побуждать детей к сравнительному анализу художественных произведений. Например, предложить сравнить сказки разных народов со схожими сюжетами, народные и авторские сказки. Важно научить детей понимать, что главным в произведении является не столько сюжет, сколько идеи, смыслы, авторский замысел. Если такое понимание не закладывается с детского возраста, то вырастают читатели, которых привлекают только динамичный, насыщенный сюжет, возможность испытать острые ощущения и не интересуют заложенные или отсутствующие в них идеи и смысл. И тогда практически единственным чтением становятся остросюжетные детективы примитивного уровня.
Полезна работа и по повторному восприятию прочитанного. Читая книгу первый раз, ребенок следит, прежде всего, за сюжетом. Повторное чтение помогает извлечь новые идеи и смысл. Можно прочитать детям рассказ первый раз, побеседовать. Через месяц вновь прочитать его и спросить: изменилось ли восприятие? Что нового увидели в произведении? Обычно понравившееся произведение дети читают по нескольку раз. Следует попросить их рассказать о таких книгах, о том, как меняется их восприятие при повторном чтении.
Чтобы научить детей понимать авторский замысел, можно предложить после чтения книги придумать вопросы к автору.
Оценка персонажей дошкольниками
чаще всего основывается на одном
из наиболее запомнившихся качеств
или поступков. Они учитывают, соответствует
или не соответствует поведение
героя их собственным нормам и
требованиям. У дошкольников такие
нормы и требования еще не сформированы,
поэтому многие поступки и качества
оцениваются неправильно и
С целью их воспитания как творческих читателей на занятиях по развитию речи можно предложить творческие задания: придумать продолжение сказки; домыслить судьбу литературных героев; сочинить устное письмо герою литературного произведения и ответ на него; объединить героев разных литературных произведений в одно произведение, например, сочинить сказку, в которой героями являются Буратино, Кот в сапогах и Красная Шапочка. Можно провести игры «Герои сказки в необычной обстановке», «У нас в гостях герои любимой книги». (Один ребенок объявляет себя героем литературного произведения, мультфильма. Остальные дети задают ему вопросы, на которые он должен ответить от лица выбранного персонажа.)
.
1.4 Работа воспитателя с родителями
Перейдем к работе воспитателя с родителями, в ходе которой решаются следующие воспитательные задачи.
Познакомить родителей с возрастными особенностями дошкольников-читателей, позитивными и негативными стереотипами.
Расширить их представления о детской литературе.
* Научить руководить
воспитанием детей как
Работа с родителями
может проводиться в форме инди
Именно родители во многом определяют круг читательских интересов дошкольников, поэтому необходимо расширять представления родителей о детской литературе. Воспитатель может пригласить работников библиотеки или же сам провести лекции, беседы, круглые столы с родителями на темы: «Стихи и сказки С. Михалкова», «Вообразилия Б. Заходера», «Грамматика фантазии Дж. Родари», «Мудрый волшебник С. Маршак», «В мире героев Н. Носова», «Детские страшилки, детективы: вред или польза?» и др. В группе может быть представлена наглядная информация для родителей о творчестве детских писателей.
Значительную часть работы с родителями необходимо посвятить обучению их руководству чтением дошкольников. В дворянских семьях существовала традиция семейного чтения вслух: вечером вся семья собиралась за столом, кто-нибудь читал вслух, затем прочитанное обсуждалось. В некоторых семьях такая традиция сохранилась и сейчас, но, к сожалению, она все больше уходит в прошлое. На лекции можно рассказать родителям о пользе семейного чтения, когда не только мама, но и папа, бабушка, дедушка, другие члены семьи высказывают свое мнение о прочитанном, отвечают на вопросы ребенка. По силе эмоционального воздействия такое чтение несравнимо с чтением воспитателя в группе. Чтобы мотивировать родителей к семейному чтению, можно организовать в группе «Вечер семейного чтения», на котором воспитатель, дети, родители будут читать и обсуждать прочитанное. Если же у кого-то принято семейное чтение, то организовать обмен опытом. Воспитатель может дать родителям список книг для семейного чтения; при этом необходимо обратить их внимание на то, что не нужно бояться читать детям т.н. «взрослые» книги. Например, ребенок услышал разговор про Шарикова и просит прочитать о нем. Некоторые родители подумают: «Не рано ли "Собачье сердце" в 6 лет?». Но почему бы и нет? Ограничивая круг чтения ребенка, мы убиваем его интерес к литературной классике. Воспитатель замечает, что очень полезно семейное чтение не только художественной литературы, но и справочников, энциклопедий. Например, у ребенка возник вопрос «Откуда берется дождь?». Можно вместе почитать детскую энциклопедию по естествознанию. Потом члены семьи могут рассказать о дожде, который больше всего запомнился в жизни каждого из них. Чтение справочной литературы учит ребенка самостоятельному поиску ответов на вопросы, приобретению новых знаний.
Воспитатель просит родителей оказывать детям помощь в ведении дневника читателя, рассказывает о пользе такого дневника. Можно предложить родителям вести «Педагогический дневник родителей - руководителей чтения», в котором фиксировать наблюдения за процессом развития ребенка-читателя (что читает, какие любимые книги, как реагирует, слушая то или иное произведение, и др.).
Можно устроить в группе конкурс иллюстраций детей и родителей к литературным произведениям. Детям нравится рассказывать о том, что нарисовали их родители, почему именно так изобразили литературных героев.
Воспитатель может прочитать
родителям следующие лекции: «
Особое внимание родителей следует обратить на необходимость руководства просмотром телепередач, видео. Необходимо убедить их в том, что ребенок не должен находиться у телевизора больше часа в день, не должен смотреть все подряд.
Описанная нами работа ориентирована прежде всего на старших дошкольников. Но начинаться она может и в младшем дошкольном возрасте.4
2. Программы по развитию интереса дошкольников к чтению
Современная система дошкольного образования использует большое количество вариативных и альтернативных программ для обучения и воспитания детей. Подходы к процессу образования и воспитания дошкольников весьма разнообразны, но основной целью этих программ является воспитание доброго, умного, творческого человека, способного чутко относится к людям, к окружающему миру, то есть заложить основы настоящего человека.
Наибольший интерес могут
представлять программы, предполагающие
реализацию таких задач, которые
связаны с воспитанием
Каждая из этих программ, которые будут представлены ниже, по-своему подходит к литературному развитию дошкольников. Рассмотрим некоторые из них.
Программа «Из детства в отрочество», над которой работал временный научный авторский коллектив под руководством Т. Н. Дороновой, является комплексной программой для родителей и педагогов. По мнению авторов, развитие у детей интереса к чтению начинается задолго до того, как ребенок сам научится читать. Необходимо систематическое чтение, и лучше всего начинать со сказок, поскольку им принадлежит особое место в развитии дошкольника: они эмоционально близки ребенку и составляют особый мир, который наиболее активно воспринимается детьми.
В программе широко представлены разные жанры и виды литературных произведений.
Авторы ставят следующие задачи.
Воспитателям: