Воспитание дошкольников к чтению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 18:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: проанализировать методическую и теоретическую литературу, ознакомиться с новейшими методиками по проблеме исследования.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Проанализировать методическую и теоретическую литературу по проблеме исследования.

2. Раскрыть особенности читателей-дошкольников.

3. Рассмотреть формы и методы развития интереса к чтению у дошкольников в детском саду и дома.

Вложенные файлы: 1 файл

ириночке.docx

— 72.47 Кб (Скачать файл)

Итак, литературный вкус надо формировать у ребенка с ранних лет. В первые годы жизни его следует  приобщать к фольклору (пестушки, колыбельные песни, потешки, сказки и др.), а в возрасте 3-4 лет к русской классической детской литературе (А. Пушкин, К. Чуковский, А. Барто, Б. Заходер и др.). Включение ребенка раннего возраста в чтение способствует более осознанному выбору произведений для чтения в отроческие и юношеские годы, прививает любовь к чтению.

Читать детям должны и родители дома, и воспитатели  в детском саду. Ребенок постарше уже самостоятельно делает выбор, и  если он не знаком с классикой, его  выбор вряд ли падет на настоящую  литературу.3

 

1.3 Особенности работы с дошкольниками в детском саду

 

Каким же образом воспитывать  дошкольника как читателя, формируя указанные позитивные стереотипы и  преодолевая негативные? Для этого  необходима специальная работа с  детьми и родителями и должны решаться следующие воспитательные задачи.

  1. Расширение круга читательских интересов дошкольников, знакомство с высокими образцами искусства (воспитание разностороннего читателя).
  2. Формирование готовности к рациональному выбору книг, (воспитание разборчивого читателя).
  3. Формирование готовности к полноценному восприятию прочитанного, воспитание вдумчивого, заинтересованного читателя.
  4. Формирование готовности к адекватной оценке прочитанного, воспитание критически мыслящего, творческого читателя.

Работу с детьми желательно начинать с выявления их читательских интересов. В индивидуальной или групповой беседе детям можно задать следующие вопросы: «Умеешь ли ты читать? Читают ли тебе дома родители? Как часто? Какую книгу ты читал (слушал) на этой неделе? Есть ли у тебя любимые книги? Какие? Перечитываешь ли ты книги, просишь прочитать еще раз? Какие? Какие книги тебе не нравятся? Почему?».

Логичным продолжением этого разговора может стать беседа «О пользе и вреде чтения». Воспитатель спрашивает у детей: «Как вы думаете, а чтение книг может принести вред?». Оказывается, да, если читать, например, только детские детективы и «ужастики». Или если читать, не понимая, о чем это произведение. Основная мысль, которую воспитатель должен донести до детей в ходе беседы: нужно читать с пользой, обдуманно подходить к выбору книг.

Два-три раза в неделю во время утренней беседы с детьми можно проводить пятиминутки «Что мы читаем?». Один-два ребенка рассказывают о том, что они вчера читали, понравились ли им книга и почему. В ходе пятиминуток воспитатель учит детей анализировать, оценивать прочитанное, причем не только сюжет, но и героев, замысел автора, идеи. Каждый ребенок анализирует, что полезного он приобрел в ходе чтения: узнал что-то новое, захотел стать лучше, научился что-то делать и т.д.

Когда дети научатся анализировать  прочитанное, можно предложить им не просто рассказать о прочитанном, а сочинить рекламу или антирекламу книги(можно использовать юмор, рисунки, театрализацию). Рекламу может придумывать один ребенок или группа детей (сначала с помощью воспитателя, затем сами). Рекламы же, составленные воспитателем, помогают расширить круг читательских интересов детей. Например, им нравится юмористическая детская литература (Д. Хармс, Г. Остер, Б. Заходер, небылицы, перевертыши и др.), однако в программе по развитию речи ей уделяется недостаточно внимания. Реклама такой литературы позволит детям ближе познакомиться с ней, что повысит их интерес к чтению.

Чтобы научить детей  рациональному выбору книг можно  предложить составить план чтения на неделю, месяц (что ребенок планирует прочитать, послушать, с какой целью). При этом надо учить дошкольников осознанно подходить к выбору.

Эффективной формой работы является ведение дневников читателя. Ребенок сам или с помощью взрослых записывает книги, которые прочитал или прослушал. Рисует красное солнышко, если они понравились и принесли пользу, желтое солнышко - если просто получил удовольствие, тучку - если принесли вред (перевозбудился, не мог уснуть, заболела голова, зря потратил время, не понравилось и т.д.). В дальнейшем в план чтения такие книги уже не включаются.

С целью формирования полноценного восприятия прочитанного на занятиях по развитию речи необходимо побуждать  детей к сравнительному анализу художественных произведений. Например, предложить сравнить сказки разных народов со схожими сюжетами, народные и авторские сказки. Важно научить детей понимать, что главным в произведении является не столько сюжет, сколько идеи, смыслы, авторский замысел. Если такое понимание не закладывается с детского возраста, то вырастают читатели, которых привлекают только динамичный, насыщенный сюжет, возможность испытать острые ощущения и не интересуют заложенные или отсутствующие в них идеи и смысл. И тогда практически единственным чтением становятся остросюжетные детективы примитивного уровня.

Полезна работа и по повторному восприятию прочитанного. Читая книгу первый раз, ребенок следит, прежде всего, за сюжетом. Повторное чтение помогает извлечь новые идеи и смысл. Можно прочитать детям рассказ первый раз, побеседовать. Через месяц вновь прочитать его и спросить: изменилось ли восприятие? Что нового увидели в произведении? Обычно понравившееся произведение дети читают по нескольку раз. Следует попросить их рассказать о таких книгах, о том, как меняется их восприятие при повторном чтении.

Чтобы научить детей  понимать авторский замысел, можно  предложить после чтения книги придумать вопросы к автору.

Оценка персонажей дошкольниками  чаще всего основывается на одном  из наиболее запомнившихся качеств  или поступков. Они учитывают, соответствует  или не соответствует поведение  героя их собственным нормам и  требованиям. У дошкольников такие  нормы и требования еще не сформированы, поэтому многие поступки и качества оцениваются неправильно и вызывают неадекватное отношение. Задача воспитателя - подвести детей к правильной оценке.

С целью их воспитания как  творческих читателей на занятиях по развитию речи можно предложить творческие задания: придумать продолжение сказки; домыслить судьбу литературных героев; сочинить устное письмо герою литературного произведения и ответ на него; объединить героев разных литературных произведений в одно произведение, например, сочинить сказку, в которой героями являются Буратино, Кот в сапогах и Красная Шапочка. Можно провести игры «Герои сказки в необычной обстановке», «У нас в гостях герои любимой книги». (Один ребенок объявляет себя героем литературного произведения, мультфильма. Остальные дети задают ему вопросы, на которые он должен ответить от лица выбранного персонажа.)

.

1.4 Работа воспитателя с родителями

 

Перейдем к работе воспитателя  с родителями, в ходе которой решаются следующие воспитательные задачи.

Познакомить родителей  с возрастными особенностями  дошкольников-читателей, позитивными  и негативными стереотипами.

Расширить их представления  о детской литературе.

* Научить руководить  воспитанием детей как читателей,  привлечь их к взаимодействию  с ДОУ.

Работа с родителями может проводиться в форме индивидуальных бесед, консультаций, лектория, участия в проводимых ДОУ мероприятиях. Прежде всего, на собрании воспитатель знакомит родителей с читательскими интересами группы, выявленными в ходе беседы с детьми; освещает имеющиеся проблемы. Затем можно провести лекцию «Возрастные особенности дошкольника-читателя», в ходе которой раскрыть негативные и позитивные стереотипы читателя, рассказать о вреде раннего приучения ребенка к телевизору, видео, компьютерным играм, о недопустимости замены ими непосредственного общения ребенка с родителями.

Именно родители во многом определяют круг читательских интересов  дошкольников, поэтому необходимо расширять представления родителей о детской литературе. Воспитатель может пригласить работников библиотеки или же сам провести лекции, беседы, круглые столы с родителями на темы: «Стихи и сказки С. Михалкова», «Вообразилия Б. Заходера», «Грамматика фантазии Дж. Родари», «Мудрый волшебник С. Маршак», «В мире героев Н. Носова», «Детские страшилки, детективы: вред или польза?» и др. В группе может быть представлена наглядная информация для родителей о творчестве детских писателей.

Значительную часть работы с родителями необходимо посвятить обучению их руководству чтением дошкольников. В дворянских семьях существовала традиция семейного чтения вслух: вечером вся семья собиралась за столом, кто-нибудь читал вслух, затем прочитанное обсуждалось. В некоторых семьях такая традиция сохранилась и сейчас, но, к сожалению, она все больше уходит в прошлое. На лекции можно рассказать родителям о пользе семейного чтения, когда не только мама, но и папа, бабушка, дедушка, другие члены семьи высказывают свое мнение о прочитанном, отвечают на вопросы ребенка. По силе эмоционального воздействия такое чтение несравнимо с чтением воспитателя в группе. Чтобы мотивировать родителей к семейному чтению, можно организовать в группе «Вечер семейного чтения», на котором воспитатель, дети, родители будут читать и обсуждать прочитанное. Если же у кого-то принято семейное чтение, то организовать обмен опытом. Воспитатель может дать родителям список книг для семейного чтения; при этом необходимо обратить их внимание на то, что не нужно бояться читать детям т.н. «взрослые» книги. Например, ребенок услышал разговор про Шарикова и просит прочитать о нем. Некоторые родители подумают: «Не рано ли "Собачье сердце" в 6 лет?». Но почему бы и нет? Ограничивая круг чтения ребенка, мы убиваем его интерес к литературной классике. Воспитатель замечает, что очень полезно семейное чтение не только художественной литературы, но и справочников, энциклопедий. Например, у ребенка возник вопрос «Откуда берется дождь?». Можно вместе почитать детскую энциклопедию по естествознанию. Потом члены семьи могут рассказать о дожде, который больше всего запомнился в жизни каждого из них. Чтение справочной литературы учит ребенка самостоятельному поиску ответов на вопросы, приобретению новых знаний.

Воспитатель просит родителей  оказывать детям помощь в ведении дневника читателя, рассказывает о пользе такого дневника. Можно предложить родителям вести «Педагогический дневник родителей - руководителей чтения», в котором фиксировать наблюдения за процессом развития ребенка-читателя (что читает, какие любимые книги, как реагирует, слушая то или иное произведение, и др.).

Можно устроить в группе конкурс иллюстраций детей и родителей к литературным произведениям. Детям нравится рассказывать о том, что нарисовали их родители, почему именно так изобразили литературных героев.

Воспитатель может прочитать  родителям следующие лекции: «Литературные игры в семейном кругу», «Читаем и рисуем вместе с ребенком», «Литературный театр дома», «Выразительно читаем и рассказываем ребенку», «Домашний литературный журнал» и др. На одно из заседаний читательского клуба пригласите родителей и устройте сочинение сказок детьми и родителями. Одна семейная команда придумывает начало сказки, а другая продолжает ее и т.д.

Особое внимание родителей  следует обратить на необходимость  руководства просмотром телепередач, видео. Необходимо убедить их в том, что ребенок не должен находиться у телевизора больше часа в день, не должен смотреть все подряд.

Описанная нами работа ориентирована прежде всего на старших дошкольников. Но начинаться она может и в младшем дошкольном возрасте.4

 

2. Программы по развитию интереса дошкольников к чтению

 

Современная система дошкольного  образования использует большое  количество вариативных и альтернативных программ для обучения и воспитания детей. Подходы к процессу образования  и воспитания дошкольников весьма разнообразны, но основной целью этих программ является воспитание доброго, умного, творческого  человека, способного чутко относится  к людям, к окружающему миру, то есть заложить основы настоящего человека.

Наибольший интерес могут  представлять программы, предполагающие реализацию таких задач, которые  связаны с воспитанием грамотного читателя:

  • формировать эмоциональную отзывчивость на литературное произведение;
  • развивать способность слушать литературные произведения разных жанров;
  • принимать участие в рассказывании знакомых произведений;
  • формировать потребность слушать чтение и рассказывание;
  • развивать интерес детей к детской литературе.

Каждая из этих программ, которые будут представлены ниже, по-своему подходит к литературному  развитию дошкольников. Рассмотрим некоторые  из них.

Программа «Из детства  в отрочество», над которой работал  временный научный авторский  коллектив под руководством Т. Н. Дороновой, является комплексной программой для родителей и педагогов. По мнению авторов, развитие у детей интереса к чтению начинается задолго до того, как ребенок сам научится читать. Необходимо систематическое чтение, и лучше всего начинать со сказок, поскольку им принадлежит особое место в развитии дошкольника: они эмоционально близки ребенку и составляют особый мир, который наиболее активно воспринимается детьми.

В программе широко представлены разные жанры и виды литературных произведений.

Авторы ставят следующие задачи.

Воспитателям:

  • ежедневно читать детям определенную программой литературу;
  • стараться увлечь чтением, используя мимику, жесты, изменения тембра голоса;
  • во время чтения способствовать созданию выразительных образов и действующих лиц;
  • организовать библиотеку, в которой можно брать книги для чтения детям дома;
  • прививать детям привычку бережно обращаться с книгой. 
    Родителям:
  • относиться к чтению как к серьезному и важному занятию с детьми;
  • создавать условия для слушания, не отвлекать ребенка;
  • читать выразительно, вызывая у ребенка интерес к чтению;
  • обсуждать прослушанное, рассматривать иллюстрации.

Информация о работе Воспитание дошкольников к чтению