Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 16:37, курсовая работа
Краткое описание
Воспитание как процесс, осуществляемый при взаимодействии воспитателей и воспитанников, а также взаимодействии между собой самих воспитанников, являющихся полноправными субъектами, а не только объектами воспитания. Организация процесса воспитания связана с построением такой общественной практики, которая направляет развитие субъективного мира человека, содействуя осознанному принятию им общественных ценностей и самостоятельности в решении сложных нравственных проблем в соответствии с образцами, принятыми в обществе.
Содержание
Введение Основная часть 1. Средство воспитания 1.2. Общение как средство воспитания 1.3 Учение как средство воспитания 1.4. Труд как средство воспитания 1.5. Игра как средство воспитания 2. Процесс воспитания. 2.1. Содержание процесса воспитания 2.2. Особенности воспитательного процесса 2.3 Сложность воспитательного процесса 2.4. Воспитательный процесс, как система, и его роль в целостном педагогическом процессе 3.Воспитание-результат воспитательных воздействий. Заключение Список использованных источников
В последние годы наметилась
тенденция относить к средствам воспитания
компоненты мира жизнедеятельности ребенка.
Поэтому ниже будут рассмотрены виды деятельности,
в которые включается формирующаяся личность
в ходе воспитательного процесса: учение,
общение, труд, игру.
1.1. Общение как средство
воспитания
Роль общения как воспитательного
средства проявляется в том, что, общаясь
с окружающими людьми в процессе различных
видов деятельности, во время игр, спортивных
занятий, входя в неформальные контакты
со сверстниками, старшими и младшими
школьниками, родственниками, знакомыми
и другими людьми, ребенок получает разнообразные
знания о предметном мире, а также о мире
идей и отношений. Это очень эффективный
путь познания, поскольку обмен информацией
в общении характеризуется высоким уровнем
понимания, низкой избыточностью информации,
экономией затрат времени.Общение – не
только важнейший источник информации.
Оно оказывает существенное влияние и
на восприятие тех знаний, которые школьник
получает по другим каналам, в частности
в ходе учебно-воспитательного процесса
школы, в процессе практического освоения
мира, из средств массовой коммуникации.
Кроме того, общение во многом определяет
интерес ребенка к знаниям вообще, получаемым
из любых источников. Общение – один из
важнейших факторов возникновения, формирования,
развития и укрепления познавательных
интересов у растущего человека. Особенно
это относится к общению со сверстниками,
в ходе которого ребенок проявляет свои
интересы и, встречая понимание со стороны
товарищей, укрепляется в своих склонностях.Для
эффективного использования общения как
средства воспитания школьников необходима
организация его педагогически направляемого
влияния на жизнедеятельность групп, коллективов
и отдельных личностей.Общение, организованное
с целью оказать влияние на воспитанника,
чтобы включить его в деятельность, способствующую
формированию положительных личностных
качеств и вызвать у него стремление к
самосовершенствованию, называют педагогическим
общением. Его специфика
проявляется в ярко выраженном воспитательном
характере, поскольку оно в отличие от
других видов общения (социального, психологического,
бытового и др.) обязательно предусматривает
решение педагогических задач.
В зависимости от решаемых педагогических
задач принято выделять следующие виды
педагогического общения: а) непосредственное,
в форме прямых контактов воспитателя
и воспитанника; б) опосредованное,
проявляющееся в том, что педагог направляет
свои воздействия не на воспитанника,
а на знания, которые тот должен усвоить,
на качества личности, которые он должен
сформировать, на ценности, в которых он
должен определенным образом сориентироваться.
Педагогическое общение – это
не только общение воспитателя и воспитуемого,
но и общение воспитанников между собой.
Общение со сверстниками – не только самостоятельная
сфера жизнедеятельности личности, но
и фактор, который пронизывает все остальные
сферы, поскольку на его основе происходит
обмен духовными ценностями в форме диалога
школьника как с «другими Я», так и в процессе
взаимодействия с окружающими людьми.
Именно этим определяется роль общения
в воспитательном процессе.
Однако общение со сверстниками
может разрушать, уродовать интересы и
склонности ребенка, а также способствовать
формированию социально опасных интересов.
Именно в сфере общения учащихся со сверстниками,
старшими и младшими школьниками наблюдается
наибольшее число конфликтов, закладываются
асоциальные привычки, формируется и проявляется
противоправное поведение.
Чтобы педагогическое общение
эффективно выполняло свои воспитательные
функции, в ходе его организации необходимо
соблюдение следующих условий: 1) оно должно
осуществляться в соответствии с единым
гуманистическим принципом во всех сферах
жизни воспитанника – в семье, школе, во
внешкольных учреждениях и др.; 2) общение
должно сопровождаться воспитанием у
ребенка отношения к человеку как к высшей
ценности; 3) в ходе общения должно обеспечиваться
усвоение ребенком необходимых психолого-педагогических
знаний, умений и навыков познания других
людей и обращения с ними; 4) общение должно
организовываться и осуществляться методически
грамотно.В педагогической практике чаще
всего имеют место «смешанные» стили педагогического
общения. Педагог не может абсолютно исключить
из своего арсенала некоторые частные
приемы авторитарного стиля, иногда достаточно
эффективные, особенно при работе с классами
и отдельными учащимися, имеющими низкий
уровень социально-психологического и
личностного развития.Достаточно результативно
педагогическое общение в форме дружеского
расположения, которое можно
рассматривать как предпосылку демократического
стиля. Дружеское расположение выступает
стимулом развития взаимоотношений педагога
с учащимися. Однако дружественность не
должна нарушать статусные позиции, поэтому
одной из распространенных форм педагогического
общения является общение-дистанция. Этот стиль
используют как опытные, так и начинающие
педагоги. Вместе с тем исследования показывают,
что излишне гипертрофированная (чрезмерная)
дистанция ведет к формализации взаимодействия
педагога и учащегося. Дистанция должна
соответствовать общей логике их отношений:
являясь показателем ведущей роли педагога,
она должна основываться на авторитете.
Думающий педагог, осмысливая
и анализируя свою деятельность, должен
обращать пристальное внимание на то,
какие формы общения для него наиболее
типичны и чаще используются им. На основе
навыков профессиональной самодиагностики
он должен сформировать стиль педагогического
взаимодействия, адекватный его психофизиологическим
параметрам, обеспечивающий решение задач
личностного роста педагога и учащихся.
1.3. Учение как средство
воспитания
Учение как деятельность
ученика, в результате которой он усваивает
знания, формирует умения и навыки, выступает
одним из ведущих воспитательных средств,
обеспечивая целенаправленное формирование
отношения ученика к предметам и явлениям
окружающего мира. В ходе обучения воспитывающее
влияние на учащихся оказывают содержание
изучаемого материала, формы и методы
учебной работы, личность учителя, его
отношение к ученикам, учебному предмету
и всему миру, а также обстановка в классе
и школе.
Отметим, что учение далеко
не всегда является воспитательным средством
воздействия на формирующуюся личность
школьника. В учебной практике нередки
случаи, когда ребенок учится (и получает
хорошие оценки) из чувства долга или даже
страха перед наказанием за невыполнение
заданий. Чтобы учение оказывало воспитательное
влияние, оно должно быть соответствующим
образом организовано.
Эффективность воспитательного
воздействия учения значительно повышается,
когда на уроке практикуется так называемая
совместная продуктивная деятельность
школьников. В основе такой деятельности
лежит учебное взаимодействие, в ходе
которого дети: а) выясняют условия совместного
выполнения задания; б) организуют его
взаимное обсуждение; в) фиксируют ход
совместной работы; г) обсуждают полученные
результаты; д) оценивают успехи каждого;
е) утверждают самооценки членов группы;
е) совместно решают, как будут отчитываться
о выполнения задания; ж) проверяют и оценивают
итоги совместно проделанной работы.
Совместная деятельность школьников
становится продуктивной, если она осуществляется
при условии включения каждого ученика
в решение задач в начале процесса усвоения
нового предметного содержания, а также
при активном его сотрудничестве с учителем
и другими учениками.
Личностно-развивающие возможности
совместной учебной деятельности школьников
повышаются при следующих условиях: 1)
в ней должны быть воплощены отношения
ответственной зависимости; 2) она должна
быть социально ценной, значимой и интересной
для детей; 3) социальная роль ребенка в
процессе совместной деятельности и функционирования
должна меняться (например, роль старшего
– на роль подчиненного и наоборот); 4)
совместная деятельность должна быть
эмоционально насыщена коллективными
переживаниями, состраданием к неудачам
других детей и «сорадованием» их успехам.
В результате организации на
уроке совместной продуктивной деятельности
возрастают и объем усваиваемого материала,
и глубина его понимания, на формирование
понятий, умений и навыков тратится меньше
времени, чем при фронтальном обучении.
Уменьшаются некоторые дисциплинарные
трудности (сокращается число учеников,
не работающих на уроке, не выполняющих
домашние задания). Дети получают большее
удовольствие от процесса учения, комфортнее
чувствуют себя в школе. Снижается школьная
тревожность, развиваются познавательная
активность и творческая самостоятельность
учащихся. Возрастает сплоченность класса,
взаимоотношения между детьми становятся
теплее, человечнее, ученики начинают
лучше понимать друг друга и самих себя.
Растет самокритичность детей, поскольку,
приобретая опыт совместной работы со
сверстниками, они более точно оценивают
свои возможности, лучше контролируют
себя. Дети, помогавшие в учении товарищам,
начинают с большим уважением относиться
к труду учителя. Они приобретают навыки,
необходимые для жизни в обществе (ответственность,
такт, умение строить свое поведение с
учетом позиции других людей, коллективистские
мотивы поведения). Учитель же получает
возможность реально осуществлять дифференцированный
и индивидуальный подход к воспитанникам
(учитывать их способности, темп работы,
взаимные склонности при делении класса
на группы, давать группам задания, дифференцированные
по трудности, уделять больше внимания
«слабым»). Воспитательная работа учителя
становится необходимым условием группового
обучения, так как группы в своем становлении
проходят стадию конфликтных отношений.
1.4. Труд как средство
воспитания
Труд выступает воспитательным
средством, в котором эффективное воздействие
на формирующуюся личность оказывает
деятельность, целенаправленно видоизменяющая
и совершенствующая объекты материальной
и духовной среды. В этой деятельности
совершенствуется и сам ребенок – в физическом,
умственном, нравственном, эстетическом
и других отношениях. Воспитательная сила
труда заключается преимущественно в
том, что достижение его цели и удовлетворение
вследствие этого какой-то потребности
влечет за собой появление новых потребностей.
Они могут быть заложены в самом труде,
его результатах или в том, что может этот
результат дать ребенку.
Все созданные в XX в. воспитательные
системы, прославившиеся своими результатами,
были основаны на использовании физического труда
в качестве одного из важнейших средств
воспитания. Чем разнообразнее и совершеннее
по своей организации были разновидности
трудовой деятельности, тем устойчивее
и результативнее были воспитательные
системы.
Чтобы физический труд стал
эффективным средством воспитательного
воздействия, при его организации необходимо
соблюдать следующие требования: 1) привлекательность,
общественная и личная значимость цели,
четкость организации, моральная удовлетворенность
результатами; 2) положительная мотивация
трудовой деятельности, возможность выбора
детьми видов труда и форм его организации;
3) связь труда с основной идеей школы и
ее педагогической концепцией, с другими
видами деятельности и в целом с жизнедеятельностью
личности, запросами и ожиданиями родителей;
4) посильность, разнообразие, высокая
нравственная основа, связь с учением,
творческий характер, результативность,
коллективность, поощрение успехов в труде.
Физический труд по сравнению
с другими видами трудовой деятельности
становится понятным и доступным ребенку
уже в раннем возрасте. К его разновидностям
относится труд по самообслуживанию,
которым человек занимается на протяжении
всей своей жизни. Получая удовлетворение
от результатов своего труда (уборки, приготовления
пищи, подготовки одежды и обуви к использованию
и др.), ребенок приобретает потребность
постоянно иметь такой порядок вещей.
Но одновременно он обнаруживает, что
для поддержания порядка необходимы приложение
усилий, затраты труда. Систематическое
приложение усилий требует развития и
укрепления воли. Здесь особенно нужны
участие и пример взрослого, умело создающего
эмоционально-психологические условия
для эффективной в воспитательном отношении
работы.
Кроме того, важно, чтобы начатая
работа была завершена и совместно оценена.
Ребенок должен получить удовольствие
от выполненной работы, подкрепленное
поощрением в виде положительной эмоциональной
оценки нового, измененного его деятельностью
состояния предметов, с которыми он работал.
Интеллектуальный труд – это
эмоциональное и умственное напряжение,
мыслительная деятельность, выполняемая
исследователем, познающим неизвестное.
Такой труд имеет место в ходе учебной
деятельности, когда учитель стимулирует
и организует самостоятельный поиск учащихся
с целью открытия ими неизвестного.
Для того чтобы превратить процесс
учения в интеллектуальный труд, существует
множество возможностей, в частности:
• постановка проблемных вопросов
с четко выраженными противоречиями, требующих
от учащихся самостоятельного поиска;
• введение проблемных заданий
с показом нескольких вариантов решения
и предоставлением ученикам возможности
подумать над тем, какой из них правильный;