Воспитание как средство, прингцип, результат

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 16:37, курсовая работа

Краткое описание

Воспитание как процесс, осуществляемый при взаимодействии воспитателей и воспитанников, а также взаимодействии между собой самих воспитанников, являющихся полноправными субъектами, а не только объектами воспитания. Организация процесса воспитания связана с построением такой общественной практики, которая направляет развитие субъективного мира человека, содействуя осознанному принятию им общественных ценностей и самостоятельности в решении сложных нравственных проблем в соответствии с образцами, принятыми в обществе.

Содержание

Введение
Основная часть
1. Средство воспитания
1.2. Общение как средство воспитания
1.3 Учение как средство воспитания
1.4. Труд как средство воспитания
1.5. Игра как средство воспитания
2. Процесс воспитания.
2.1. Содержание процесса воспитания
2.2. Особенности воспитательного процесса
2.3 Сложность воспитательного процесса
2.4. Воспитательный процесс, как система, и его роль в целостном
педагогическом процессе
3.Воспитание-результат воспитательных воздействий.
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Воспитание как средство.docx

— 65.67 Кб (Скачать файл)

• привлечение учащихся к самостоятельному поиску путей решения проблемы, которая будет рассматриваться на следующем занятии, или наоборот – к самостоятельному анализу частных случаев, вытекающих из полученного на уроке решения этой проблемы;

• подбор учебно-познавательных заданий творческого характера, которые ученик сможет выполнить, только проявив нестандартный подход, в результате самостоятельного поиска решения;

• побуждение учащихся к анализу явлений и факторов (теоретическому объяснению), в результате которого возникают противоречия между имеющимися и новыми знаниями, пониманием важности проблемы и неумением подойти к ее решению;

• ведение обучения на высоком, но посильном уровне трудности;

• наличие достаточно (но не чрезмерно) разнообразного учебного материала и приемов учебной работы.

• обучение детей приемам умственной деятельности: сравнению, анализу, синтезу, классификации, обобщению и др.;

• обеспечение условий для получения личностно и общественно значимого результата труда;

• ознакомление учащихся с научными и практическими проблемами современности, обучение видению проблем в реальной жизни и методике их исследования;

• создание материально-технических и организационных условий для творческой деятельности по разным направлениям, как минимум – по всем учебным предметам, изучаемым в школе;

• одобрение успехов учеников, публичное признание достижений каждого ребенка в интеллектуальном труде.

Труд души – это нравственные усилия, которые возвышают ребенка и выводят его на новый уровень отношений с окружающими и отношения к самому себе. Труд души выражается в том, что ребенок подавляет свои желания ради удобства, радости, удовольствия другого человека. Известный российский писатель Ф. Абрамов писал о труде души: «Это самовоспитание, строительство собственной души, каждодневный самоконтроль, каждодневная самопроверка высшим судом, который дан человеку – судом собственной совести».

Результатом душевного труда является то, что ребенок начинает иначе, с большей теплотой и заботой, относиться ко всем людям. Труд души в любой его разновидности может найти продолжение и развитие, например, в благотворительной деятельности (практическая работа по оказанию помощи больным, инвалидам, старикам, детям, а также сбор и изготовление игрушек для детских домов и интернатов, вещей для малоимущих и т. п.).

Следует помнить, что ни одна из описанных выше разновидностей труда не может быть признана лучшей или менее важной, поскольку лишь единство физического, интеллектуального и душевного труда способно сформировать настоящего гражданина и неповторимую личность.

1.5. Игра как средство воспитания

Важным средством воспитания является игра – воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения или обучения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его социальной практики, отношения с окружающими людьми и самим собой.

Применительно к воспитательному процессу говорят о коллективных играх (организационно-деятельностных, соревновательных, имитационных, сюжетно-ролевых, социально-ориентирующих и др.), которые в большей мере ориентированы на формирование личности ребенка, поскольку, во-первых, представляют собой формы моделирования им общественных отношений, во-вторых, воссоздают наиболее типичные ситуации жизнедеятельности в материальной, доступной ребенку форме, и в-третьих, позволяют активно осваивать формы социально одобряемого поведения.

Главный педагогический смысл коллективных игр – создание ситуаций выбора, в которых ребенок может найти способ решения той или иной социальной проблемы на основе сформированных у него ценностей, нравственных установок и имеющегося социального опыта. Это происходит в силу того, что в процессе игры имеют место:

• активизация участников, которая достигается путем их постановки перед необходимостью решения проблемы в ситуации, когда готовых решений нет или их поиск затруднен объективными обстоятельствами;

• преодоление интеллектуально-познавательных затруднений, которые переживаются ребенком как личностная проблема;

• актуализация потребности ребенка в самосовершенствовании, пересмотре и переоценке имеющегося опыта, самомобилизация;

• появление возможности эффективного решения многоаспектных проблем за счет погружения участников в особую игровую атмосферу и одновременного включения их в решение совершенно реальной (особо значимой) для них проблемы во всей ее сложности;

• замещение, при котором игра очень быстро перестает быть для участников просто игрой, поскольку реальные жизненные столкновения, возникающие в ее ходе благодаря специальной работе педагога, становятся столь интенсивными, что дети ведут себя так, будто игра становится для них реальностью;

• совершенствование процессов взаимодействия участников, расширение их коммуникативной компетентности.

Игра как средство воспитания имеет свои особенности. Так, в ней помимо взаимоотношений, которые разыгрываются детьми в соответствии с принятым сюжетом и взятой на себя ролью, возникают другого рода отношения – не изображаемые, а действительные, реальные. Эти виды отношений (игровые и реальные) тесно взаимосвязаны, но не тождественны и могут находиться в конфликте друг с другом.

Методика организации коллективной игры, как правило, включает несколько этапов.

1. Работа педагога по разработке стратегии игры, определению целей и способов их достижения, планирование ожидаемого результата. Итогом этой работы является создание модели игры и ее плана, подбор инициативных групп по разработке правил и условий игры.

2. Организация работы инициативных групп, состоящих из педагогов и детей и определяющих правила и условия игры. Результат этой деятельности – разработка правил и условий игры, механизма ее запуска, распределение обязанностей между членами оргкомитета игры.

3. Запуск игровой модели на основе альтернативного включения в игру детей. Итог этого этапа – определение каждым участником своей роли в игре, формирование группы детей, участвующих в ней, или нескольких групп, соревнующихся между собой.

4. Координация действий участников игры в соответствии с правилами и условиями развития игры. Итог этого этапа – принятие всеми участниками игры своей роли, осознание правил и условий игры, их выполнение, реализация потребностей и интересов детей.

5. Подведение итогов игры, организация рефлексии, т. е. оценки детьми характера своего участия в игре и достигнутых результатов. Итог данного этапа – определение перспектив дальнейших совместных действий, новых способов взаимодействия детей.

6. Последействие – закрепление и развитие позитивных тенденций и достижений, полученных в других формах работы с детьми, внесение изменений в организацию жизнедеятельности коллектива.

Таким образом, воспитание - это деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностной ориентации, обеспечивающих необходимые условия для его развития, подготовки к общественной жизни и профессиональной деятельности. 2.Процесс воспитания.

2.1. Содержание процесса воспитания.                  

Под содержанием воспитания понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны обладать учащиеся в соответствии с поставленными целями  и задачами.

Умственное, физическое, трудовое и политехническое, нравственное,

эстетическое воспитание, слитые в целостном педагогическом процессе, и дают возможность достичь главную цель воспитания: формирование всесторонне игармонически развитой личности.

     В основе современной идеологии воспитания лежат идеи:

1.     Реализм целей  воспитания. Реальная цель сегодня  – разносторонне

развитие человека, опирающееся на его способности и дарования. Средство

достижения этой цели – освоение человеком базовых основ культуры. Это

культура жизненного самоопределения: экономическая культура и культура труда,

политическая, демократическая и правовая; нравственная и экологическая;

художественная и физическая; культура семейных отношений.

2.      Совместная  деятельность детей и взрослых. Поиск совместно с детьми

нравственных образцов, лучших образцов духовной культуры, деятельности,

выработка на этой основе собственных ценностей, норм и законов жизни

составляют содержание работы воспитателя, обеспечивая активную личную позицию

школьника в воспитательном процессе.

3.    Самоопределение. Развивающее воспитание предполагает формирование

целостной личности – человека с твердыми убеждениями, демократическими

взглядами и жизненной позицией.

4.     Личностная  направленность воспитания. В центре  всей воспитательной

работы школы должна стоять не программа, не мероприятие, не формы и методы, а

сам ребенок, подросток, юноша – высшая цель, смысл нашей педагогической

заботы. Движение от ближайших интересов воспитанников к развитию высоких

духовных потребностей должно стать правилом воспитателя.

5.     Добровольность. Воспитательный процесс, если он  организован как

принудительный, ведет к деградации нравственности, как ребенка, так и

учителя. Детей нельзя обязать “воспитываться”. Свободная воля воспитанника проявляется, если воспитатели опираются на интерес, стремление к самостоятельности, романтику, чувство товарищеского и гражданского долга.

    

  1. Коллективная направленность. В    содержании воспитательной работы

  1. предстоит преодолеть отношение к коллективу, как  к сугубо дисциплинарному

  1. средству, способному подавлять  личность, а не возвышать её духовные,

  1. нравственные силы.

 

 2.2. Особенности воспитательного процесса.               

В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания(воспитательный процесс). Сущность, а также роль и место этого процесса легче всего обнаружить, рассматривая его в структуре более общего процесса формирования личности. Там, где формирование личности имеет управляемый, контролируемый характер, где люди руководствуются сознательными намерениями, действуют не стихийно, а по заранее намеченному плану в соответствии споставленными задачами, и проявляется воспитание. В – процесс целенаправленного формирования личности.        Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, у которых конечная цель – формирование личности.

Воспитательный процесс имеет ряд особенностей. Прежде всего, это процесс

целенаправленный. Наибольшую эффективность обеспечивает такая его

организация, при которой цель воспитателя превращается в цель, близкую и

понятную воспитаннику.

Современный воспитательный процесс характеризуется единством целей и

сотрудничеством при их достижении.

Особенность воспитательного процесса проявляется в том, что деятельность

Информация о работе Воспитание как средство, прингцип, результат