Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 10:33, курсовая работа
Цель: выявить методические особенности организации воспитательной работы по воспитанию межнациональной толерантности.
Задачи:
1. Определить сущность понятий «толерантность», «культура межнационального общения».
2. Определить методы и формы работы по воспитанию культуры межнационального общения.
3. Разработать методические рекомендации по воспитанию культуры межнационального общения
Введение
1. Понятия «толерантность», «культура межнационального
общения»
2. Методы и формы работы по воспитанию толерантности и культуры межнационального общения
Заключение
Литература
ПЛАН
Введение
общения»
Заключение
Литература
Введение
Россия является многонациональной страной. Известно, что человек не может существовать вне общения с другими людьми, а нации не могут развиваться обособленно, вне общения друг с другом. Поэтому проблема взаимоотношений разных народов, особенно в пределах одного государства, присутствовала во все времена.
В современных условиях резко повышается актуальность и значимость национальных культурных установок, ценностно-символических аспектов бытия национальных социумов, специфических особенностей конкретных этносов. Нынешняя социально - экономическая ситуация в стране характеризуется высоким динамизмом, непредсказуемостью перемен, усложнением всей общественной жизни. Проблемы воспитания, обучения особенно остро встают на переломах развития общества, поскольку связаны с резким изменением требований к человеку со стороны общества. В настоящее время при отсутствии общей культуры на фоне низкого социального уровня жизни, резкого расслоения общества по материальной обеспеченности, происходящей внутри страны, обесценивания человеческой жизни и общечеловеческих культурных ценностей, одной из самых незащищенных категорий в обществе являются дети.
Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений.
Наиболее эффективным
Особую актуальность проблема воспитания толерантности приобретает в условиях многонациональных коллективов, где необходимо не допускать ситуаций проявления неравенства детей в правах и обязанностях.
В этих условиях при организации воспитательной работы крайне важно сближать интересы учащихся различных национальностей.
Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности темы контрольной работы «Методика воспитания толерантности и культуры межнационального общения».
Цель: выявить методические особенности организации воспитательной работы по воспитанию межнациональной толерантности.
Задачи:
1. Понятия «толерантность», «культура межнационального
общения»
Этническая толерантность
понимается как сложное установочное
образование личности. Она выражается
в терпимости к чужому образу жизни,
чужим обычаям, традициям, нравам, иным
чувствам, мнениям и идеям. В соответствии
с Декларацией принципов
Этническая толерантность
личности проявляется в различных
критических ситуациях
Категория толерантности
может быть рассмотрена с разных
позиций: как этико-философское понятие,
как принцип взаимоотношений
между последователями разных идеологических
концепций, убеждений и верований,
как метод социально-
Основой толерантности является признание права на отличие. Она проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь, понимании и принятии традиций, ценности и культуры представителей другой национальности и веры.
В то же время толерантность вовсе не означает безразличие к любым взглядам и действиям. Так, например, аморально и преступно мириться с расизмом, насилием, унижением достоинства, ущемлением интересов и прав человека. Нельзя мириться в том случае, если искажаются научные данные или сведения, экспериментально доказанные.
Если невозможно однозначно
оценить, что лучше, что оптимальнее,
где истина, то целесообразно уважительно
и спокойно отнестись к инакомыслию,
оставаясь при своих
Толерантность - интегрированное
качество. Если она сформирована, то
и проявляется во всех жизненных
ситуациях и по отношению ко всем
людям. В то же время, опыт показывает,
что человек может быть толерантным
в отношениях с близкими, знакомыми,
но пренебрежительно, нетерпимо относиться
к людям другой веры или национальности.
В этой связи, на наш взгляд, можно
говорить о межличностной, социальной,
национальной толерантности и
Происшедшие в России и
других странах СНГ резкие перемены
в экономике и политике значительно
осложнили межнациональные
Национальная толерантность
в словарях трактуется как специфическая
черта национального характера,
духа народов, неотъемлемый элемент
структуры менталитета, ориентирующий
на терпимость, отсутствие или ослабление
реакции на какой-либо фактор в межнациональных
отношениях. Таким образом, межнациональная
толерантность - это свойство личности,
которое проявляется в
В публицистической, научной
литературе понятие «культура
Ф.С. Бабейко рассматривает межнациональное общение как «обусловленную социальной потребностью активную деятельность наций и народностей по взаимному познанию и выражению своего отношения к национальному» [1].
З.Т. Гасанов определяет межнациональное общение как «взаимосвязи и взаимоотношения, в процессе которых люди, принадлежащие к разным национальным общностям и придерживающиеся различных религиозных взглядов, обмениваются опытом, духовными ценностями, мыслями, чувствами» [2].
Анализируемые определения
понятия межнациональное
Основу культуры межнационального общения составляют национальные и общечеловеческие ценности, именно они определяют поведение человека, позволяют оценивать ему свои поступки, действия и, конечно, поведение людей других культур с точки зрения их определенных представлений и выбирать конструктивные способы межнационального общения.
Будучи продуктом
Для обобщающего определения культуры межнационального общения необходимо выделить её интегральное нравственное свойство личности. Таковым, по нашему мнению, выступает невозможность вести речь о культуре межнационального общения и не говорить о достоинстве, гордости, доброжелательности, дружелюбии, честности, взаимопонимании, взаимовыручке, ответственности и других моральных категориях. Используя накопленный в науке опыт, дадим определение рассматриваемому нами понятию.
Культура межнационального общения - это интегральное качество личности, характеризующееся знаниями о культуре, традициях и обычаях других народов; уважительным и толерантным отношением к иным точкам зрения и ценностям, отличных от собственных; умением преодолевать трудности в коммуникативных и иных формах взаимодействия с членами различных этнических общностей в процессе общения.
Формирование культуры межнационального общения предполагает приобретение индивидом не только объективных знаний о других народах, где не исключается антитеза «мой – другой», но в этом случае непонимание проявлений другой культуры выступает прежде всего как импульс к ее изучению, осмыслению. Кроме того, представления и знания о той или иной этнической культуре реализуются через умения и навыки поведения, которые способствуют эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию. Другими словами, культура межнационального общения как интегральное качество личности позволяет человеку найти адекватные модели поведения, способствующие поддержанию атмосферы согласия и взаимного доверия, высокой результативности в совместной деятельности, а, следовательно, и устранению нетерпимого отношения к людям, отличающимся антропологическим обликом, языком, ценностями, культурой.
Информация о работе Воспитание культуры межнационального общения