Воспитание культуры межнационального общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 10:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель: выявить методические особенности организации воспитательной работы по воспитанию межнациональной толерантности.
Задачи:
1. Определить сущность понятий «толерантность», «культура межнационального общения».
2. Определить методы и формы работы по воспитанию культуры межнационального общения.
3. Разработать методические рекомендации по воспитанию культуры межнационального общения

Содержание

Введение
1. Понятия «толерантность», «культура межнационального
общения»
2. Методы и формы работы по воспитанию толерантности и культуры межнационального общения
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 45.65 Кб (Скачать файл)

В предметно-практической сфере  необходимо развивать способность  совершать нравственные поступки, честно и добросовестно относиться к  действительности; умение оценить нравственность поступков; умение оценить поведение  современников с точки зрения моральных норм. Психологи отмечают, что не всякая деятельность развивает  способности и не все возникшие  способности приводят к развитию личности в целом [14]. Личность выбирает тот способ применения своих способностей, который выражает ее готовность к  овладению определенными видами деятельности и к их успешному  осуществлению. Способ этот, в свою очередь, зависит от сформированности экзистенциальной сферы.

Методы воздействия на предметно-практическую сферу направлены на развитие у детей качеств, помогающих человеку реализовать себя и как  существо сугубо общественное, и как  неповторимую индивидуальность. Методы организации деятельности и поведения  воспитанников в специально созданных  условиях сокращенно называют методами воспитывающих ситуаций. Это те ситуации, в процессе которых ребенок ставится перед необходимостью решить какую-либо проблему. Это, прежде всего проблема выбора способа отношений с другими людьми.

Таких ситуаций множество. Например, дети должны выбрать себе команду, с  которой нужно выполнить какое-либо задание учителя.

Требует выбора и ситуация, в которой учащийся вынужден сотрудничать со всеми детьми, в том числе  и теми, нормальным отношениям с  которыми мешали определенные предрассудки.

Педагог  умышленно создает  лишь условия для возникновения  ситуации. Когда в ситуации возникает  проблема для ребенка и существуют условия для самостоятельного ее решения, создается возможность  социальной пробы (испытания) как метода самовоспитания. Социальные пробы охватывают все сферы жизни человека и  большинство его социальных связей. В процессе включения в эти  ситуации у детей формируется  определенная толерантная позиция  и социальная ответственность, которые  и являются основой для их дальнейшего  вхождения в социальную среду.

В экзистенциальной сфере  требуется формировать сознательное отношение к своим действиям, стремление к нравственному самосовершенствованию, любовь к себе и другим, заботу о  красоте тела, речи, души, понимание  морали в себе. Эта сфера помогает человеку вступать в определенные отношения  с другими людьми. Она характеризуется  умением человека управлять своими отношениями. Позиции и ориентации, посредством которых индивид  вступает в отношения с миром, определяют суть его экзистенциальной сферы, выполняющей функцию отбора идей, позиций, взглядов и ценностных ориентации. Среди целей развития этой сферы немаловажными являются: обеспечение развития позитивной Я-концепции  и самоуважения; развитие способности  чуткого отношения, уважения к людям; формирование навыков социального  взаимодействия, признаков плодотворной ориентации [27].

Методы воздействия на экзистенциальную сферу направлены на включение учащихся в систему  новых для них отношений. У  каждого ребенка должен накапливаться опыт социально полезного поведения, опыт жизни в условиях, формирующих элементы плодотворной ориентации, высоконравственные установки, которые позже не позволят ему вести себя непорядочно, бесчестно. Для этого необходима организация работы над собой - "труд души" [6]. В условиях школы полезно рассматривать упражнения по формированию у детей способности к суждениям на основе принципа справедливости, еще лучше - решать так называемые дилеммы Л. Кольберга [11].

Метод дилемм заключается  в совместном обсуждении школьниками  моральных дилемм. К каждой дилемме  разрабатываются вопросы, в соответствии с которыми строится обсуждение. По каждому вопросу дети приводят убедительные доводы "за" и "против". Анализ ответов полезно провести по следующим  признакам: выбор, ценность, социальные роли и справедливость.

Использование моральных  дилемм как средств развития экзистенциальной сферы, безусловно, продуктивно. По каждой дилемме можно определить ценностные ориентации человека. Дилеммы может  создать любой учитель при  условии, что каждая дилемма должна:

1) иметь отношение к  реальной жизни школьников;

2) быть, по возможности,  простой для понимания;

3) быть незаконченной;

4) включать два или  более вопроса, наполненные нравственным  содержанием; 

5) предлагать на выбор  учащимся варианты ответов, акцентируя  внимание на главном вопросе: "Как должен вести себя центральный  герой?" Такие дилеммы всегда  порождают спор в коллективе, где каждый приводит свои доказательства, а это дает возможность в  будущем сделать правильный выбор  в жизненных ситуациях. 

Соответствующим методу дилемм методом самовоспитания является рефлексия, означающая процесс размышления  индивида о происходящем в его собственном сознании. Рефлексия предполагает не только познание человеком самого себя в определенной ситуации или в определенный период, но и выяснение отношений к себе окружающих, а так же выработку представлений об изменениях, которые могут произойти.

Таким образом, выделены следующие  доминирующие методы воспитания толерантности: убеждение и самоубеждение (интеллектуальна  сфера), стимулирование и мотивация (мотивацнонная сфера), внушение и  самовнушение (эмоциональная сфера), требование и упражнение (волевая  сфера), коррекция и самокоррекция (сфера саморегуляции), воспитывающие  ситуации и социальные пробы-испытания (предметно-практическая сфера), метод  дилемм и рефлексия (экзистенциальная сфера).

Реализация каждого метода воспитания толерантности предполагает использование совокупности приемов, соответствующих педагогической ситуации, особенностям учащихся, индивидуальному  стилю педагогической деятельности учителя. При этом реализация различных  методов может быть осуществлена при помощи одних и тех же приемов.

Приемы воспитания - это  педагогически оформленные действия, посредством которых на поведение  и позиции обучаемого оказываются  внешние суждения, изменяющие его  взгляды, мотивы и поведение, в результате чего активизируются резервные возможности  человека и он начинает действовать  определенным образом [7].

Следует сразу же отметить, что далеко не всякое педагогическое воздействие ведет к позитивным изменениям в процессе воспитания, а только то, которое принимается  учащимся, соответствует его внутренним устремлениям, становится для него личностно значимым.

Для педагогической теории и практики важно классифицировать приемы воспитания. Классификация дает возможность упорядочить приемы и представить их педагогический потенциал в целостном виде: выявить  сходство и отличие между ними, определить их место в процессе формирования личности, указать на те конкретные действия, которые они оказывают в воспитательном процессе. При выборе основания для классификации приемов следует принять во внимание то, каким образом педагог добивается изменений в отношениях с учеником и его отношениях с окружающими.

Можно выделить три группы приемов воспитания толерантности [4].

Первая группа приемов  связана с организацией деятельности детей в классе.

Вторая группа связана  с организацией диалоговой рефлексии.

Под диалоговой рефлексией мы понимаем диалог педагога и ребенка, способствующий формированию отношения  ученика к какой-либо значимой проблеме, вопросу, проявляющегося в соответствующем  поведении и поступках. Для воспитания толерантности можно применить  приемы в рамках проведения рефлексивной беседы с ребенком.

Третья группа связана  с использованием художественной литературы, кинофильмов и т. д.

Педагогических приемов  бесконечное множество. Каждая ситуация рождает новые приемы, каждый учитель  из множества приемов использует те, которые соответствуют его  индивидуальному стилю. Прием, который  подходит к одному ученику, может  быть неприемлем для другого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Происшедшие в России и  других странах СНГ резкие перемены в экономике и политике значительно  осложнили межнациональные отношения  населяющих их народов. Рост национального  самосознания, усиливающееся внимание к сохранению и развитию национальных культур и языков, к возрождению  народных традиций, религиозных верований  приводят в такой многонациональной  стране как Российская Федерация  к межэтническим и межнациональным  конфликтам. В этой связи особое внимание необходимо обратить на воспитание терпимого отношения к представителям других наций.

При организации воспитательного  процесса необходимо исходить из объективных  процессов, которые сегодня составляют сердцевину национальных отношений  как на мировой арене, так и  внутри многонациональных обществ. Глобальное образование предусматривает  включение в учебные планы  школы таких направлений педагогической деятельности, как воспитание у учащихся интереса и уважения к культурам  народов мира, развитие навыков системного подходы к изучению мировых процессов, воспитание признания равноправными  и равноценными различные точки  зрения на мировые явления.

Образование  призвано воспитывать  у учащихся чувство и сознание ответственности за настоящее и  будущее мира, в котором они  живут. Оно исходит из того, что  предрассудки по отношению к чужим  культурам (да и к своей собственной) возникают из-за отсутствия у людей  знаний о народах и их отношениях, о национальных культурах и традициях.

Опыт взаимодействия национальных культур богат, он складывался веками. Перед педагогами стоит задача приобщить учащихся к культурам и традициям различных национальностей, корректировать воздействие на детей социально-этнических факторов и формировать у них чувство и сознание граждан мира. Подлинная культура межнационального общения, взаимодействия и сотрудничества народов может возникнуть  только на основе раскрытия духовно-нравственного потенциала каждой нации, обмена опытом социального и культурного творчества, на основе реализации идеалов свободы, справедливости и равенства. И именно образование призвано обеспечить сочетание интернационального и национального воспитания школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Авксентьев, В.А. Этнические проблемы современной России: социально-философский аспект анализа. [Текст]/ В.А. Авксентьев,  В.А. Шаповалов. – Ставрополь: Прима, 2007. -78 с.
  2. Войновская, Т. Уважение к другому: может стоит потренироваться? [Текст]/ Т. Войновская //Народное образование.-2009.-№2.-С.216-218.
  3. Гасанов, Н.Н. О культуре межнационального общения [Текст]/ Н.Н. Гасанов //Социально-политический журнал.  2007,  № 3.  - С. 233.
  4. Гершунский, Б. Толерантность в системе ценностно – целевых приоритетов образования [Текст]/ Б. Гершунский//ЛС педагогической прессы. 2002, №5. -С.3.
  5. Егорова, И. Школа толерантности, школа дружбы [Текст]/И.Егорова//Воспитание школьников. 2008.№9.-С.8-10.
  6. Илюхина, Г.Е. Взаимосвязь и взаимозависимость толерантности и правовой культуры в школе [Текст]/Г.Е.Илюхина//Наука и практика воспитания и дополнительного образования. 2008. №2.-С65.
  7. Карпова, М.О. Программа «Толерантный класс» [Текст]/М. О. Карпова //Завуч начальной школы.2009.№6.-С.113-123.
  8. Кленова, Н.В. Что нужно знать о толерантности [Текст]/Н.В.Кленова// Образование в современном мире. 2005. №7.-С.13.
  9. Крушельницкая, О.И. Психологические условия формирования толерантности у младших школьников [Текст]/ О.И. Крушельницкая //Начальная школа плюс до и после. 2009. №2.-С.68-73.
  10. Методика воспитательной работы: Учеб. пособ. для вузов по спец. «Педагогика» [Текст]/Под. ред. В.А. Сластеника.–М.: Академия, 2002.–144 c.
  11. Методика воспитательной работы: Учеб. пособ. для студ. высших. пед. учеб. завед-ий [Текст]/Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремканиа и др.; Под ред. В.А. Сластенина.–М.: Академия, 2002.–144 с.
  12. Степанова, С. «…Да не судимы будете»: Толерантность [Текст]/ С. Степанова //Классное руководство и воспитание школьников. 2008. №14.-С.12-18.
  13. Тётушкина, Л.А. «Толерантность – слагаемое безопасности» [Текст] /Л.А.Тётушкина//ОБЖ. 2008. №11.-С.12-15.
  14.   Элиасберг, Н.И. Формирование толерантности школьников в системе гражданско-правового образования. [Текст]/ Н.И. Элиасберг //ПИОШ, 2009. №2.-С.56-62.
  15.    Степанов, П. Воспитание толерантности у школьников – подростков [Текст]/П.Степанов//Учитель.- 2005.-№6.-С.49.
  16. Кленова, Н.В. Как воспитать толерантность [Текст]/Н.В.Кленова//Дополнительное образование и воспитание.-2006.-№3.-С.17.

 

 

 

 

 


Информация о работе Воспитание культуры межнационального общения