Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 10:33, курсовая работа
Цель: выявить методические особенности организации воспитательной работы по воспитанию межнациональной толерантности.
Задачи:
1. Определить сущность понятий «толерантность», «культура межнационального общения».
2. Определить методы и формы работы по воспитанию культуры межнационального общения.
3. Разработать методические рекомендации по воспитанию культуры межнационального общения
Введение
1. Понятия «толерантность», «культура межнационального
общения»
2. Методы и формы работы по воспитанию толерантности и культуры межнационального общения
Заключение
Литература
Традиционно метод воспитания рассматривают как способ воздействия на сущностные сферы человека с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств [9].
Методы воспитания толерантности
- это способы формирования у детей
готовности к пониманию других людей
и терпимому отношению к их
своеобразным поступкам. В интеллектуальной
сфере необходимо формировать объем,
глубину, действенность знаний о
ценностях толерантности: идеалы терпимости,
принципы отношений с людьми иных
социальных и национальных групп. В
ценностно-смысловых
При воздействии на интеллектуальную сферу используется, прежде всего, метод убеждения. Убеждение предполагает разумное доказательств необходимости толерантного поведения. Воспринимая предложенную информацию, учащиеся воспринимают не только понятия и суждения, сколько логичность изложения педагогами своей позиции. При этом учащиеся, оценивая полученную информацию, или утверждаются в своих взглядах, позициях, или корректируют их. Убеждаясь в правоте сказанного, учащиеся формируют свою систему взглядов и отношения между людьми.
Убеждение как метод в воспитательном процессе реализуется через различные формы, в частности, используются отрывки из различных литературных произведений, исторические аналогии, библейские притчи, басни.
Детей надо логически подвести к выводу о том, что на свете могут быть люди, которых ошибочно можно воспринимать как врагов, недоброжелателей, так как они выглядят по-другому, ведут себя не так, как все. Внешнее впечатление часто обманчиво. Так логически, при помощи сказок и других бесед, можно формировать убеждение в необходимости терпимого отношения ко всем людям.
Убеждению соответствует самоубеждение - метод самовоспитания, который предполагает, что дети осознанно, самостоятельно, в поиске решения какой-либо социальной проблемы формируют у себя комплекс взглядов. В основе этого формирования лежат логические выводы, сделанные самим ребенком.
В эмоциональной сфере необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм и идеалов: жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость, самолюбие, эмпатию и др. Воспитание толерантности приносит плоды только в том случае, если оно происходит в правильном эмоциональном тоне, если педагогу удается сочетать требовательность и доброту.
Методы воздействия на эмоциональную сферу ребенка предполагают формирование необходимых навыков в управлении своими эмоциями, обучение его управлению конкретными чувствами, пониманию своих эмоциональных состояний и причин, их порождающих.
Методом, оказывающим влияние на эмоциональную сферу ребенка, является внушение и связанные с ним приемы аттракции [14].
Под внушением понимают такое психическое воздействие, словесное или образное, которое вызывает некритическое восприятие и усвоение какой-либо информации. Под влиянием внушения могут возникать представления о людях или группах людей, не соответствующие действительности, а также стремление действовать без оценки полученных побуждений и верить источнику информации, не сомневаясь в его надежности. Через внушение в сознание входят стереотипы, создается настроение. Внушение является важным фактором распространения лозунгов-суждений, в которых предельно кратко, но точно определяется отношение к людям. Поэтому внушение имеет существенное значение для формирования толерантного отношения к людям.
Метод внушения может реализоваться через использование цитат из высказываний великих людей, музыкальных произведений, использование речёвок, заучивание лозунгов и их скандирование на различных мероприятиях.
Процесс внушения часто сопровождается процессом самовнушения (переживания), когда ребенок пытается сам себе внушать ту или иную эмоциональную оценку своему поведению, как бы задавая себе вопрос: "Что бы мне сказал в этой ситуации учитель, или сказали родители?".
В воспитании толерантности
нельзя ограничиться только знаниями
о толерантном поведении
Методы воздействия на мотивационную сферу включают стимулирование, в основе которого лежит формирование у детей осознанных побуждений их жизнедеятельности.
В результате стимулирования толерантного поведения должна формироваться устойчивая мотивация терпимого отношения к людям, блокирующая агрессивные поступки детей. Но, прежде всего речь идет об одобрении толерантных поступков детей и толерантных суждениях. При этом педагог должен также четко выражать свое негативное отношение к интолерантному поведению школьников основанному на неприятии норм и обычаев какого- либо социальной или национальной группы людей.
Стимулирование может осуществляться в разных вариациях. Одобрительный взгляд, одобрительная фраза, когда ребенок изменяет свое поведение позитивную сторону. Стимулирует толерантное поведение организация общения и совместной деятельности представителей различных национальных социальных групп.
Стимулирование толерантного поведения должно всегда учитывать различное восприятие разными группами детей слов учителя. Поэтому и одобрение и осуждение должны применяться педагогом очень осторожно. Позитивная оценка поведения одной группы детей не всегда может быть понятна другой группе, в результате может возникнуть непонимание действий педагога.
Методы стимулирования помогают ребенку формировать умение правильно оценивать свое отношение к другим людям, что способствует осознанию им и своих потребностей, пониманию смысла своего поведения, выбору соответствующих мотивов и соответствующих им целей, то есть тому, что составляет суть мотивации.
В волевой сфере нужно
формировать нравственно-
Методы воздействия на
волевую сферу с целью
- развитие у детей инициативы, уверенности в своих силах;
- развитие настойчивости,
умения преодолевать трудности
для достижения намеченной
- формирование умения владеть собой (выдержка, самообладание);
- совершенствование навыков самостоятельного поведения и т. д. [31].
Доминирующее влияние на формирование волевой сферы могут оказать методы требования и упражнения. По форме предъявления различаются прямые и косвенные требования. Для воспитания толерантности гораздо более эффективно использование косвенного требование (совета, просьбы, намека, доверия, одобрения и т. д.) Косвенное требование отличается от прямого тем, что стимулом действия становится уже не столько само требование, сколько вызванные им психологические факторы: переживания, интересы, стремления воспитанников. Среди наиболее употребительных форм косвенного требования выделяются следующие:
- Требование-совет - это
апелляция к сознанию
- Требование в игровом
оформлении (требование игра). Опытные
педагоги используют присущее
детям стремление к игре для
предъявления самых
- В ряде случаев эффективным
оказывается требование-
В рамках воспитания толерантного поведения может быть просьба, связанная с оказанием помощи кому-то из детей, просьба понять других людей и т. д.
- К этой форме требования
близка следующая - требование-намек,
которое успешно применяется
опытными педагогами и в ряде
случаев почти всегда
- Существует и требование-
Требования вызывают положительную, отрицательную или нейтральную (безразличную) реакцию воспитанников. В этой связи выделяются позитивные и негативные требования. Прямые приказания большей частью негативны, так как почти всегда вызывают отрицательную реакцию воспитанников.
К негативным косвенным требованиям относятся осуждения и угрозы. Они обычно рождают лицемерие, двойственную мораль, формируют внешнюю покорность при внутреннем сопротивлении.
По способу предъявления различают непосредственное и опосредованное требование [2]. Требование, с помощью которого воспитатель сам добивается от воспитанника нужного поведения, называется непосредственным. Требования воспитанников друг к другу, "организованные" воспитателем, - опосредованные требования. Они вызывают не простое действие отдельного воспитанника, а цепочку действий - последующие требования к товарищам.
Требование существенно влияет на процесс самовоспитания человека, и следствием его реализации являются упражнения - многократные выполнения требуемых действий: доведение их до автоматизма. Результат упражнений - навыки и привычки - устойчивые качества личности. Этим качествам в жизни человека принадлежит важная роль. Если бы человек не имел способности к образованию привычки, отмечал К. Д. Ушинский, то он не смог бы продвинуться ни на одну ступень в своем развитии. Использование упражнения признает я успешным, когда воспитанник проявляет устойчивые качества во всех противоречивых жизненных ситуациях.
Чтобы сформировать устойчивые навыки и привычки, надо начинать упражнения как можно раньше, ибо, чем моложе организм, тем быстрее укореняются в нем привычки [5]. Привыкнув, человек умело управляет своими чувствами, тормозит свои желания, если они мешают выполнять определенные обязанности, контролирует свои действия, правильно их оценивает с позицией других людей. Выдержка, навыки самоконтроля, организованность, дисциплина, культура общения - качества, которые основываются на сформированных воспитанием привычках.
В то же время личность может проявлять активность в ситуации, когда деятельность или общение не отвечают ее мотивам и чувствам: в ситуациях неуспеха, неподкрепления. В этих случаях вступает в действие сфера саморегуляции, когда в качестве оценивающего выступает сам субъект [9] и его субъективные параметры оценки.
В сфере саморегуляции
необходимо формировать нравственную
правомерность выбора: совестливость,
самооценку, самокритичность, умение соотнести
свое поведение с другими, добропорядочность,
самоконтроль и др. Саморегуляция
осуществляется в соответствии с
известной формуле и С. Л. Рубинштейна
о преломлении внешнего через
внутреннее: саморегуляция осуществляется
как система внутреннего
Методы воздействия на сферу саморегуляции направлены на формирование у детей навыков психических и физических саморегуляций, развитие навыков анализа жизненных ситуаций, обучение детей навыкам осознания своего поведения и состояния Других людей, формирование навыков честного отношения к самим себе и другим людям. К ним можно отнести метод коррекции поведения.
Метод коррекции направлен
на то, чтобы создать условия, при
которых ребенок внесет изменения
в свое поведение в отношениях
с людьми. Такая коррекция может
происходить на основе сопоставления
поступка учащегося с общепринятыми
нормами, анализа последствий поступка,
уточнения целей деятельности. В
качестве модификации этого метода
можно рассматривать пример педагога,
который должен выступать эталоном
толерантного поведения. Его воздействие
основывается на известной закономерности:
явления, воспринимаемые зрением, быстро
и без труда запечатлеваются
в сознании, потому что не требуют
ни раскодирования, ни перекодирования,
в котором нуждается любое
речевое воздействие. Поэтому пример
- наиболее приемлемый путь к коррекции
поведения учащихся. Но коррекция
невозможна без самокоррекции. Опираясь
на идеал, пример, сложившиеся нормы,
ребенок часто может сам
Информация о работе Воспитание культуры межнационального общения