Воспитание культуры межнационального общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 10:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель: выявить методические особенности организации воспитательной работы по воспитанию межнациональной толерантности.
Задачи:
1. Определить сущность понятий «толерантность», «культура межнационального общения».
2. Определить методы и формы работы по воспитанию культуры межнационального общения.
3. Разработать методические рекомендации по воспитанию культуры межнационального общения

Содержание

Введение
1. Понятия «толерантность», «культура межнационального
общения»
2. Методы и формы работы по воспитанию толерантности и культуры межнационального общения
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 45.65 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Методы и формы работы по воспитанию толерантности и культуры межнационального общения

 

Традиционно метод воспитания рассматривают как способ воздействия  на сущностные сферы человека с целью  выработки у них заданных целью  воспитания качеств [9].

Методы воспитания толерантности - это способы формирования у детей  готовности к пониманию других людей  и терпимому отношению к их своеобразным поступкам. В интеллектуальной сфере необходимо формировать объем, глубину, действенность знаний о  ценностях толерантности: идеалы терпимости, принципы отношений с людьми иных социальных и национальных групп. В  ценностно-смысловых образованиях содержится нравственное значение толерантного поведения.

При воздействии на интеллектуальную сферу используется, прежде всего, метод  убеждения. Убеждение предполагает разумное доказательств необходимости  толерантного поведения. Воспринимая  предложенную информацию, учащиеся воспринимают не только понятия и суждения, сколько  логичность изложения педагогами своей  позиции. При этом учащиеся, оценивая полученную информацию, или утверждаются в своих взглядах, позициях, или  корректируют их. Убеждаясь в правоте  сказанного, учащиеся формируют свою систему взглядов и отношения  между людьми.

Убеждение как метод в  воспитательном процессе реализуется  через различные формы, в частности, используются отрывки из различных  литературных произведений, исторические аналогии, библейские притчи, басни.

Детей надо логически подвести к выводу о том, что на свете  могут быть люди, которых ошибочно можно воспринимать как врагов, недоброжелателей, так как они выглядят по-другому, ведут себя не так, как все. Внешнее  впечатление часто обманчиво. Так  логически, при помощи сказок и других бесед, можно формировать убеждение в необходимости терпимого отношения ко всем людям.

Убеждению соответствует  самоубеждение - метод самовоспитания, который предполагает, что дети осознанно, самостоятельно, в поиске решения  какой-либо социальной проблемы формируют  у себя комплекс взглядов. В основе этого формирования лежат логические выводы, сделанные самим ребенком.

В эмоциональной сфере  необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанных с нормами  или отклонениями от норм и идеалов: жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость, самолюбие, эмпатию и  др. Воспитание толерантности приносит плоды только в том случае, если оно происходит в правильном эмоциональном  тоне, если педагогу удается сочетать требовательность и доброту.

Методы воздействия на эмоциональную сферу ребенка  предполагают формирование необходимых  навыков в управлении своими эмоциями, обучение его управлению конкретными  чувствами, пониманию своих эмоциональных  состояний и причин, их порождающих.

Методом, оказывающим влияние  на эмоциональную сферу ребенка, является внушение и связанные с  ним приемы аттракции [14].

Под внушением понимают такое  психическое воздействие, словесное  или образное, которое вызывает некритическое  восприятие и усвоение какой-либо информации. Под влиянием внушения могут возникать  представления о людях или  группах людей, не соответствующие  действительности, а также стремление действовать без оценки полученных побуждений и верить источнику информации, не сомневаясь в его надежности. Через внушение в сознание входят стереотипы, создается настроение. Внушение является важным фактором распространения  лозунгов-суждений, в которых предельно  кратко, но точно определяется отношение  к людям. Поэтому внушение имеет  существенное значение для формирования толерантного отношения к людям.

Метод внушения может реализоваться  через использование цитат из высказываний великих людей, музыкальных  произведений, использование речёвок, заучивание лозунгов и их скандирование  на различных мероприятиях.

Процесс внушения часто сопровождается процессом самовнушения (переживания), когда ребенок пытается сам себе внушать ту или иную эмоциональную  оценку своему поведению, как бы задавая  себе вопрос: "Что бы мне сказал в этой ситуации учитель, или сказали  родители?".

В воспитании толерантности  нельзя ограничиться только знаниями о толерантном поведении толерантных  поступках и возникающими в процессе внушения эмоциями. Дело в том, что  формирование толерантности хотя и  есть процесс освоения специальной  сферы общественного опыта, но процесс  совершенно особый. Он отличается от усвоения знаний, умений способов действий. Ведь здесь речь идет о таком усвоении, в результате которого происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование, соподчинение и  т. п. А достичь этого просто усвоением  нельзя. Нужно подумать, что необходимо формировать в рассматриваемом  аспекте мотивационной сфере [27].

Методы воздействия на мотивационную сферу включают стимулирование, в основе которого лежит формирование у детей осознанных побуждений их жизнедеятельности.

В результате стимулирования толерантного поведения должна формироваться  устойчивая мотивация терпимого  отношения к людям, блокирующая  агрессивные поступки детей. Но, прежде всего речь идет об одобрении толерантных  поступков детей и толерантных  суждениях. При этом педагог должен также четко выражать свое негативное отношение к интолерантному поведению  школьников основанному на неприятии  норм и обычаев какого- либо социальной или национальной группы людей.

Стимулирование может  осуществляться в разных вариациях. Одобрительный взгляд, одобрительная  фраза, когда ребенок изменяет свое поведение позитивную сторону. Стимулирует толерантное поведение организация общения и совместной деятельности представителей различных национальных социальных групп.

Стимулирование толерантного поведения должно всегда учитывать  различное восприятие разными группами детей слов учителя. Поэтому и  одобрение и осуждение должны применяться педагогом очень  осторожно. Позитивная оценка поведения  одной группы детей не всегда может  быть понятна другой группе, в результате может возникнуть непонимание действий педагога.

Методы стимулирования помогают ребенку формировать умение правильно  оценивать свое отношение к другим людям, что способствует осознанию  им и своих потребностей, пониманию  смысла своего поведения, выбору соответствующих  мотивов и соответствующих им целей, то есть тому, что составляет суть мотивации.

В волевой сфере нужно  формировать нравственно-волевые  устремления в реализации толерантного поведения: мужество, смелость, принципиальность в отстаивании нравственных идеалов. Здесь важно не столько то, что  личность ставит цели, сколько то, как  она их реализует, на что пойдет личность ради достижения целей. Принятие решений  это не только выбор альтернатив  нерациональной основе, но и волевое  разрешение противоречий, способность  выполнять деятельность на оптимальном  уровне активности, психическая устойчивость по отношению к трудностям. Проявление активности в необходимой форме, инициатива, требовательность к себе есть особые качества личности, возникающие  на волевой основе.

Методы воздействия на волевую сферу с целью воспитания толерантности предполагают:

- развитие у детей инициативы, уверенности в своих силах;

- развитие настойчивости,  умения преодолевать трудности  для достижения намеченной цели;

- формирование умения  владеть собой (выдержка, самообладание);

- совершенствование навыков  самостоятельного поведения и  т. д. [31].

Доминирующее влияние  на формирование волевой сферы могут  оказать методы требования и упражнения. По форме предъявления различаются  прямые и косвенные требования. Для  воспитания толерантности гораздо  более эффективно использование  косвенного требование (совета, просьбы, намека, доверия, одобрения и т. д.) Косвенное требование отличается от прямого тем, что стимулом действия становится уже не столько само требование, сколько вызванные им психологические  факторы: переживания, интересы, стремления воспитанников. Среди наиболее употребительных  форм косвенного требования выделяются следующие:

- Требование-совет - это  апелляция к сознанию воспитанника, убеждение его в целесообразности  полезности, необходимости рекомендуемых  педагогом действий. Совет будет  принят, когда воспитанник видит  в своем наставнике старшего, более опытного товарища, авторитет  которого признан и мнением  которого он дорожит.

- Требование в игровом  оформлении (требование игра). Опытные  педагоги используют присущее  детям стремление к игре для  предъявления самых разнообразных  требований. Игры доставляют детям  удовольствие, а вместе с ними  незаметно выполняются и требования. Это наиболее гуманная и эффективная  форма предъявления требования, предполагающая, однако, высокий уровень  профессионального мастерства.

- В ряде случаев эффективным  оказывается требование-просьба.  В хорошо организованном коллективе  просьба становится одним из  наиболее употребляемых средств  воздействия. Она основывается  на возникновении товарищеских  отношений между педагогами и  воспитанниками. Сама просьба - форма  проявления сотрудничества, взаимного  доверия и уважения [5].

В рамках воспитания толерантного поведения может быть просьба, связанная  с оказанием помощи кому-то из детей, просьба понять других людей и  т. д.

- К этой форме требования  близка следующая - требование-намек,  которое успешно применяется  опытными педагогами и в ряде  случаев почти всегда превосходит  по эффективности прямое требование.

- Существует и требование-одобрение.  Вовремя высказанное педагогом,  оно действует как сильный  стимул. В практике мастеров педагогического  труда одобрение принимает различные,  но всегда целесообразные формы.

Требования вызывают положительную, отрицательную или нейтральную (безразличную) реакцию воспитанников. В этой связи  выделяются позитивные и негативные требования. Прямые приказания большей  частью негативны, так как почти  всегда вызывают отрицательную реакцию  воспитанников.

К негативным косвенным требованиям  относятся осуждения и угрозы. Они обычно рождают лицемерие, двойственную мораль, формируют внешнюю покорность при внутреннем сопротивлении.

По способу предъявления различают непосредственное и опосредованное требование [2]. Требование, с помощью  которого воспитатель сам добивается от воспитанника нужного поведения, называется непосредственным. Требования воспитанников друг к другу, "организованные" воспитателем, - опосредованные требования. Они вызывают не простое действие отдельного воспитанника, а цепочку  действий - последующие требования к товарищам.

Требование существенно  влияет на процесс самовоспитания человека, и следствием его реализации являются упражнения - многократные выполнения требуемых действий: доведение их до автоматизма. Результат упражнений - навыки и привычки - устойчивые качества личности. Этим качествам в жизни  человека принадлежит важная роль. Если бы человек не имел способности  к образованию привычки, отмечал  К. Д. Ушинский, то он не смог бы продвинуться ни на одну ступень в своем развитии. Использование упражнения признает я успешным, когда воспитанник  проявляет устойчивые качества во всех противоречивых жизненных ситуациях.

Чтобы сформировать устойчивые навыки и привычки, надо начинать упражнения как можно раньше, ибо, чем моложе организм, тем быстрее укореняются  в нем привычки [5]. Привыкнув, человек  умело управляет своими чувствами, тормозит свои желания, если они мешают выполнять определенные обязанности, контролирует свои действия, правильно  их оценивает с позицией других людей. Выдержка, навыки самоконтроля, организованность, дисциплина, культура общения - качества, которые основываются на сформированных воспитанием привычках.

В то же время личность может  проявлять активность в ситуации, когда деятельность или общение  не отвечают ее мотивам и чувствам: в ситуациях неуспеха, неподкрепления. В этих случаях вступает в действие сфера саморегуляции, когда в  качестве оценивающего выступает сам  субъект [9] и его субъективные параметры  оценки.

В сфере саморегуляции  необходимо формировать нравственную правомерность выбора: совестливость, самооценку, самокритичность, умение соотнести  свое поведение с другими, добропорядочность, самоконтроль и др. Саморегуляция  осуществляется в соответствии с  известной формуле и С. Л. Рубинштейна  о преломлении внешнего через  внутреннее: саморегуляция осуществляется как система внутреннего обеспечения  направленности действия при наличии  множества внешних условий, возможностей, задач. В процессе саморегуляции  раскрывается организация активности субъекта, ее системный характер.

Методы воздействия на сферу саморегуляции направлены на формирование у детей навыков  психических и физических саморегуляций, развитие навыков анализа жизненных  ситуаций, обучение детей навыкам  осознания своего поведения и  состояния Других людей, формирование навыков честного отношения к  самим себе и другим людям. К ним  можно отнести метод коррекции  поведения.

Метод коррекции направлен  на то, чтобы создать условия, при  которых ребенок внесет изменения  в свое поведение в отношениях с людьми. Такая коррекция может  происходить на основе сопоставления  поступка учащегося с общепринятыми  нормами, анализа последствий поступка, уточнения целей деятельности. В  качестве модификации этого метода можно рассматривать пример педагога, который должен выступать эталоном толерантного поведения. Его воздействие  основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются  в сознании, потому что не требуют  ни раскодирования, ни перекодирования, в котором нуждается любое  речевое воздействие. Поэтому пример - наиболее приемлемый путь к коррекции  поведения учащихся. Но коррекция  невозможна без самокоррекции. Опираясь на идеал, пример, сложившиеся нормы, ребенок часто может сам изменить свое поведение и регулировать свои поступки, что можно назвать саморегулированием.

Информация о работе Воспитание культуры межнационального общения