Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 15:00, курсовая работа
Цель исследования: изучить сущность, закономерности и особенности развития одаренных детей в России и за рубежом.
Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ОДАРЕННОСТИ 6
1.1. Понятия «способности», «задатки», «одаренность» 6
1.2. Виды одаренности 8
1.3. Психологические особенности одаренных детей 18
Выводы по I главе 21
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 22
2.1. Проведение исследования по выявлению общего уровня развития детей в школе 22
2.2. Современные подходы к обучению и развитию одаренных детей 24
2.3. Подготовка учителя к работе с одаренными детьми 30
Заключение 34
Список литературы 36
Содержание
Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ОДАРЕННОСТИ 6
1.1. Понятия «способности», «задатки», «одаренность» 6
1.2. Виды одаренности 8
1.3. Психологические особенности одаренных детей 18
Выводы по I главе 21
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 22
2.1. Проведение исследования по выявлению общего уровня развития детей в школе 22
2.2. Современные подходы к обучению и развитию одаренных детей 24
2.3. Подготовка учителя к работе с одаренными детьми 30
Заключение 34
Список литературы 36
Приложение 38
Распознать, выявить, раскрыть,
взлелеять, выпестовать в каждом
ученике его неповторимо-
Сухомлинский В.А. [15]
Наше время – это время перемен. Сейчас в России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. А кто если не те люди, которые имели хорошую успеваемость в школе, высокий уровень интеллекта, были более активны, поможет в этом. Перечисленные характеристики – это характеристики одаренных людей, одаренных детей, школьников.
Среди множества направлений
совершенствования системы
Исследования и практика показывают, что развитие таланта может быть задержано, а иногда и загублено на любом этапе развития.
Актуальность нашего исследования связана с тем, что на сегодняшний день проблемами образования являются как проблемы выявления одаренных, способных, талантливых детей (на сегодняшний день выявляется 1 из 5 одаренных детей), так и проблемы создания условий их обучения, воспитания и развития. В Национальной образовательной Доктрине, в Законе об образовании, Федеральной программе «Одаренные дети» это направление педагогической деятельности признано одним из приоритетных.
Необходима специальная психолого-педагогическая помощь и поддержка в развитии талантливой личности.
Проблема нашего исследования связана с разрешением актуального вопроса современной науки об изучении одаренных детей, как в нашей стране, так и за рубежом.
Цель исследования: изучить сущность, закономерности и особенности развития одаренных детей в России и за рубежом.
Учитывая название темы, объектом нашей работы являются школьники. Предметом работы – особенности воспитания и обучения одаренных детей.
Исходя из цели, объекта и предмета исследования нами были сформулированы следующие задачи исследования:
Методами исследования являются: теоретический анализ работ отечественных педагогов, таких как Юркевич В. С., Шумакова Н. Б., Попова Л.В. и зарубежных психологов и педагогов, таких как Ховард Гарднер, К. Тейлор, Р. Стернберг и др.; обработка данных и их систематизация в ходе исследования информации.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в этой работе можно понять различия между понятиями «задатки», «способности» и «одаренность», а также узнать признаки одаренности
Практической значимостью является то, с помощью каких методов и образовательных структур ведется обучение одаренных детей и какие подходы составляют основы подготовки педагога к обучению одаренных детей.
Структура курсовой работы – курсовая работа состоит из введения, двух глав, практической части, заключения, приложения и библиографического списка.
Во введении дано обоснование проблеме исследования, ее актуальность, определены цели и задачи, объект и предмет исследования, определены теоретическая и практическая значимость работы.
В первой главе «Теоретические основы одаренности» мы определяем сущность понятия «одаренность».
Во второй главе исследован практический опыт применения подходов к обучению одаренных детей и приведен опыт работы учителей с одаренными детьми.
В заключении обобщена полученная информация, на основе которой сделаны выводы, дана оценка значимости методам обучения одаренных детей.
В списке литературы отображен перечень книг и журналов, использованных при подготовке работы.
В приложении приведены примеры тестов по диагностике одаренности детей.
В нашей стране педагогика детской одаренности начала оформляться как наука в конце XIX – начале XX в. В. П. Вахтеров, А. Н. Острогорский, А. П. Модестов, В. М. Экземплярский и другие специалисты разрабатывали научные и практические основы диагностики, поддержки, учебных и развивающих программ для одаренных детей. [4]
Но следует начать с
самого главного: понятия способности.
Педагогический словарь дает нам
следующее определение – это
индивидуально-психологические
Одним словом, способности это способы выполнения какой-то деятельности. Не отдельные приемы, а глобальные, фундаментальные способы. Чьи способы лучше, у того и выше способности. Одни решают задачу путем переборов вариантов, а другие ищут и находят оптимальный способ.
Становится ясно, что от
природы способностей не может существовать
– способы нужно каждому
Задатки – это такие природные возможности, которые могут превратиться в способности, а могут и не превратиться. Чаще всего большая часть из них так и остается «погребенной в психике», и никто не подозревает на что был способен этот человек, если бы развивали его способности. [18]
Краткий педагогический словарь
дает нам следующее определение
понятию «задатки» - наследственно
обусловленные анатомо-
Из вышесказанного можно сделать вывод, что способности формируются при правильном развитии задатков человека. Человек может прожить всю жизнь и не подозревать о тех возможностях, которые в него заложила природа.
Что же вкладывается в понятие «одаренность»?
Под одаренностью ребенка мы понимаем более высокую, чем у его сверстников, при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. Одаренность как системное образование личности является координатором, регулятором, стимулятором творческой деятельности, способствует нахождению таких решений, которые дают возможность ребенку лучше приспосабливаться к миру, окружению, другим людям, самому себе. Одаренность — это своего рода мера генетически и опытно предопределенных возможностей ребенка адаптироваться к жизни.
Известный специалист в области детской одаренности Н. С. Лейтес, классифицируя разные педагогические подходы к этой проблеме, выделяет три категории детей, которых в социально- педагогической практике обычно и принято именовать одаренными:
1) с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях;
2) с признаками специальной умственной одаренности, например, к математике или языкам;
3) проявляющие яркую познавательную активность, отличающиеся оригинальностью психического склада, незаурядными умственными способностями. Это случай потенциальной творческой одаренности. Таким образом, можно говорить об общей, специальной и творческой видах одаренности детей. [13]
Словосочетанием «одаренные дети» (одаренный ребенок) обозначается некая исключительность. Произнося его, мы допускаем возможность существования особой группы детей. Эти дети уже по определению качественно отличаются от сверстников. Данный подход довольно уязвим и традиционно является предметом критики со стороны большинства отечественных педагогов и психологов, хотя такое понимание вполне допустимо и нельзя не отметить, что оно отражает реальное положение дел.
Среди определений понятия «одаренный ребенок», наиболее удачное содержится в тексте «Рабочей концепции одаренности»: «Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности». Точно характеризуя суть явления, это определение все же оставляет неясным, о каких именно «ярких, очевидных» или «выдающихся достижениях» идет речь. [15]
Таким образом, из сказанного выше можно сделать вывод, что однозначного понимания данных терминов нет, можно лишь принимать мнения каждого из авторов, анализировать их и делать выводы, разделяя точку зрения одного из них. Либо обобщать все и приходить к своему пониманию данных понятий.
Одаренными и талантливыми
учащимися являются те, кто выявлен
профессионально
- общие интеллектуальные способности;
- конкретные академические способности;
- творческое, или продуктивное, мышление;
- лидерские способности;
- художественные и исполнительские искусства;
- психомоторные способности.
Углубленные исследования последующих
лет привели к тому, что уже
признанные виды одаренности стали
рассматриваться
Согласно этой теории не существует какого-то единого интеллекта: есть, по крайней мере, семь видов. Каждый из них независим от других и функционирует как отдельная система по своим собственным правилам. Каждый обладает особым статусом в силу своего происхождения. Например, в эволюционном развитии человечества музыкальный интеллект является более древним, чем остальные.
Семь видов интеллекта
К выделенным семи видам интеллекта относятся следующие:
Информация о работе Воспитание одаренных детей в Росии и за рубежом