Воспитание одаренных детей в Росии и за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 15:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить сущность, закономерности и особенности развития одаренных детей в России и за рубежом.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ОДАРЕННОСТИ 6
1.1. Понятия «способности», «задатки», «одаренность» 6
1.2. Виды одаренности 8
1.3. Психологические особенности одаренных детей 18
Выводы по I главе 21
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 22
2.1. Проведение исследования по выявлению общего уровня развития детей в школе 22
2.2. Современные подходы к обучению и развитию одаренных детей 24
2.3. Подготовка учителя к работе с одаренными детьми 30
Заключение 34
Список литературы 36

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 84.78 Кб (Скачать файл)

Россия вплотную озаботилась  проблемой обучения и развития одаренных  детей совсем недавно. В 2000 году была утверждена программа «Одаренные дети», целью которой является создание государственной системы выявления, развития и поддержки одаренных и талантливых детей, развитие интеллектуального и творческого потенциала страны, развитие системы конкурсных мероприятий по выявлению одаренных детей. Авторитетные ученые и практики разработали «Рабочую концепцию одаренности», в которой изложены теоретические принципы и методы выявления одаренных и талантливых детей. [17]

Государственная политика РФ предполагает сочетание всех вышеперечисленных  подходов по выявлению, обучению и поддержке  одаренных детей.

В качестве основных образовательных  структур для обучения одаренных  детей в России можно выделить:

  1. Систему дошкольных образовательных учреждений - детские сады общеразвивающего вида, «Центры развития ребенка», в которых созданы наиболее благоприятные условия для формирования способностей дошкольников.
  2. Систему общеобразовательных школ, в рамках которых создаются условия для индивидуализации обучения одаренных детей.
  3. Систему дополнительного образования, позволяющую обеспечить выявление, поддержку и развитие их способностей   в   рамках   внешкольной   деятельности.
  4. Систему школ, ориентированных на работу с одаренными детьми и призванных обеспечить поддержку и развитие возможностей таких детей в процессе получения общего среднего образования (лицеи, гимназии, нетиповые образовательные учреждения).

Важно иметь в виду, что  два последних подхода являются сегодня наиболее распространенными. Они позволяют учесть познавательные и личностные особенности одаренных  детей. Дополнительное образование  способствует расширению сферы творчества одаренного ребенка. Внешкольные объединения  дают возможность реализовывать  интересы, выходящие за рамки школьной программы.

В обучении одаренных учащихся в РФ применяются четыре основных подхода к разработке содержания учебных программ:

Ускорение. Позитивным примером такого обучения в нашей стране могут быть летние и зимние лагеря, творческие мастерские, мастер-классы, предполагающие прохождение интенсивных курсов обучения по дифференцированным программам для детей с разными видами одаренности.

Углубление. Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности. В нашей стране широко распространены школы с углубленным изучением математики, физики и иностранных языков, где обучение ведется по углубленным программам соответствующих предметов.

Обогащение. Занятия планируются таким образом, чтобы у детей оставалось достаточно времени для свободных занятий любимой деятельностью, соответствующей виду их одаренности.

Проблематизация. Специфика обучения в этом случае состоит в использовании оригинальных объяснений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию личностного подхода к изучению различных областей знаний учащихся, а также рефлексивного плана сознания.

Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся ведущими и основными являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с  методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал, и соответствуют уровню познавательной активности и интересов  учащихся. Процесс обучения одаренных  детей должен предусматривать наличие  и свободное использование разнообразных  источников и способов получения информации, в том числе через компьютерные сети. [14]

В заключение необходимо подчеркнуть, что, внимательно изучив различные инновационные подходы в работе с одаренными учащимися, можно отметить, что для отечественной системы школьного образования перспективными являются комплексное использование методов диагностики одаренности, развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся, а также использование специализированных программ педагогического наставничества.

  1. 3. Подготовка учителя к работе с одаренными детьми

 

Одаренные — это наиболее перспективная группа учащихся, к которым нельзя подходить со стандартными мерками, так как их обучение по традиционным методикам губит креативность. Они не достигают высоких показателей ни как "творцы", создающие новое, ни как "губки", впитывающие предлагаемые учителями готовые знания. Наиболее полное раскрытие потенциала одаренных и талантливых детей составляет актуальную задачу современного образования. Психологические исследования продемонстрировали сложность, многоуровневость феномена одаренности, зависимость ее развития от условий воспитания и обучения детей.

Снижение интереса к обучению, а затем и показателей интеллектуального и творческого развития у одаренных детей, начинающих учиться в школе, вызывает тревогу у педагогов и психологов разных стран. Решение этой проблемы видится в создании специальных программ обучения, которые будут соответствовать потребностям и возможностям этой категории учащихся и могут обеспечить раскрытие их одаренности.

Стремление к совершенству, склонность к самостоятельности и углубленной работе одаренных детей определяют требования к психологической атмосфере учебных занятий и к технологиям обучения. За рубежом уже создано и применяется множество особых программ для одаренных детей, большое внимание уделяется подготовке учителей для работы с особо восприимчивыми к учению и творческими детьми.

Наблюдения показывают, что  учителя не всегда могут выявить  одаренность детей, не знают их особенностей; часто используют тактику количественного  увеличения знаний, а не качественного  их изменения; эмоционально не принимают  одаренных детей, так как они  представляют определенную угрозу авторитету учителей, не понимают и игнорируют их проблемы.

Одаренные дети в процессе обучения в школе остаются без  достаточного внимания и не получают поддержки. Для объяснения такого отношения  к ним есть веские основания: существующие учебные программы профессиональной подготовки учителя по психологии, педагогике, методике практически не содержат сведений ни об особенностях одаренных детей, ни о методах  их выявления, ни о стратегиях их обучения.

Требования к подготовке педагога выражены в профессиограмме, служащей основой квалифицированной  характеристики любого учителя-предметника. Анализ имеющихся характеристик  показывает, что требования к подготовке учителя сформулированы в них  достаточно в общем виде и не отражают специфику его работы в настоящее  время. Так же не определены особенности  подготовки педагогов для работы с одаренными детьми.

Так же отсутствует система  целенаправленной подготовки учителя  к обучению одаренных детей в  рамках новой образовательной парадигмы. В  США, например, без квалифицированного удостоверения учителя к работе с этим контингентом не допускаются.

Следующие подходы составляют теоретические основы подготовки педагога к обучению одаренных детей: целостный, системный, личностно-деятельностный.

Целостный подход означает необходимость четкого определения конечной цели подготовки учителя в области педагогики, психологии, методики обучения одаренных детей в виде системы требований, которые должны быть отражены в квалифицированной характеристике.

Системный подход включает в себя цели, содержание, методы, формы, средства обучения, особенности контингента детей, которые связаны между собой и влияют друг на друга. Так же подготовка учителя-предметника к обучению одаренных детей предполагает постепенное расширение необходимых знаний и повышение их уровня.

Личностно-деятельный подход предусматривает учет индивидуальных особенностей, интересов и склонностей учащихся.

Оперативные педагогические задачи учителя:

  • Психолого-педагогическая диагностика одаренных и высокоинтеллектуальных детей;
  • Корректировка учебных программ с учетом требований обучения одаренных детей;
  • Конструирование содержания обучения на уровне урока и других форм учебных занятий;
  • Отбор содержания (учебные тексты, учебные задачи, творческие работы, исследовательские проекты и др.;
  • Применение на уроках и других учебных занятиях педагогических технологий обучения одаренных детей. [12]

Подводя итог вышесказанному можно сделать следующий вывод: умения решать профессиональные задачи и получение необходимых для  этого знаний можно считать целями системы профессиональной подготовки учителей. Знания и умения должны быть отражены в квалифицированной характеристике учителя-предметника. 
Выводы по II главе

Разные страны по-разному  подходят к решению вопроса «Чему и как учить?» Вследствие этого разрабатываются педагогические технологии, позволяющие одаренным учащимся самостоятельно искать и находить ответы на интересующие вопросы. Для этих целей могут использоваться новые информационные технологии: Интернет, дистанционное и интерактивное обучение.

В зарубежных странах выделяется три основных подхода по выявлению  и обучению одаренных детей:

  1. Создание специальных государственных программ и образовательных учреждений для одаренных учащихся. Такой подход получил широкое распространение в США и Австрии.
  2. Обучение одаренных детей в общеобразовательных школах. Этот принцип пользуется широкой популярностью в Великобритании, которая интенсивно развивает поддержку одаренных учащихся в рамках обычных классов.
  3. Частные школы для одаренных детей, школы при университетах. Такой подход широко распространен во многих европейских странах.

В обучении одаренных учащихся в РФ применяются четыре основных подхода к разработке содержания учебных программ: ускорение, углубление, обогащение, проблематизация.

Для отечественной системы школьного образования перспективными являются комплексное использование методов диагностики одаренности, развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся, а также использование специализированных программ педагогического наставничества.

Многое в обучении одаренных  детей зависит от качественной подготовки учителя, его способности выделять таких детей на фоне всего класса. Все знания и умения должны быть четко прописаны в характеристике учителя.

 

Заключение

В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих  эту тему одаренности, таланта и  гениальности. Правда, все они всего  лишь капля в море педагогических проблем, появляющихся у учителей и родителей одаренных детей, когда информация меняется каждые пять лет, а порой и чаще.

Природа человеческой одаренности  вызывает достаточно бурные споры среди  ученых. Является ли одаренность врожденной или формируется прижизненно? Нужно  ли родиться музыкантом, или талант, как следует из известного высказывания, — это 1% способностей и 99% кропотливого труда?

Среди ученых в связи с  этим распространено мнение, что способности  биологически обусловлены и их проявление целиком зависит от унаследованного  генетического фонда. Обучение и  воспитание, считают ученые, стоящие  на этой позиции, может лишь ускорить процесс проявления способностей, но и без педагогического воздействия  они обязательно проявятся.

Другие же считают, что  одаренность, талант, гениальность могут  проявиться в связи с совокупностью  ряда совпадающих моментов: генетически  предрасположенности к определенному  виду деятельность из-за лишь легкой отличительной  физической особенности, наличия определенных случайных или специальных условий  именно в сензитивный для этой способности период, кропотливой  и долгой в дальнейшем работой  в русле этой деятельности.

Лучшим периодом развития способностей, раскрытия одаренности, таланта является детство. Именно этот период жизни человека является самым  благоприятным, потому что идет узнавание  мира и сначала не произвольно  развиваются некие способности, а потом уже и родители, и  в школе помогают их развивать.

Проблема таланта и  гениальности стоит перед педагогами в течение долгого времени и на сегодняшний день не существует единой концепции в рамках какой-либо теории личности, которая бы объясняла её в полном объёме. Большинство теорий рассматривают лишь некоторые аспекты данной проблемы. Тем не менее, изучение вопросов структуры одаренности, таланта и гениальности имеет очень большое значение для решения конкретных психолого-педагогических задач современного образования.

Как за рубежом, так и у  нас в стране разрабатываются  новые программы развития талантливых  детей и подростков, дающие им возможности  как можно раньше начать реализовывать  свой потенциал. Но на наш взгляд, по-настоящему хорошие методики могут быть разработаны  только на основе твёрдой теоретической  базы, после того как проблема будет  всесторонне изучена и будет  сформирована единая психолого-педагогическая концепция.

Информация о работе Воспитание одаренных детей в Росии и за рубежом