Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 15:00, курсовая работа
Цель исследования: изучить сущность, закономерности и особенности развития одаренных детей в России и за рубежом.
Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ОДАРЕННОСТИ 6
1.1. Понятия «способности», «задатки», «одаренность» 6
1.2. Виды одаренности 8
1.3. Психологические особенности одаренных детей 18
Выводы по I главе 21
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 22
2.1. Проведение исследования по выявлению общего уровня развития детей в школе 22
2.2. Современные подходы к обучению и развитию одаренных детей 24
2.3. Подготовка учителя к работе с одаренными детьми 30
Заключение 34
Список литературы 36
Каждый вид интеллекта Х. Гарднер проанализировал с учетом используемых умственных операций, случаев появления высокоодаренных, проявлений в других культурах, возможного пути эволюционного развития. В силу наследственных факторов или же под влиянием особенностей обучения у некоторых людей развиваются определенные виды интеллекта сильнее других, тогда как все они необходимы для более полной реализации личности.
Сопоставление известных видов одаренности и видов интеллекта по Гарднеру показывает, что они почти совпадают. Полное совпадение отмечается между психомоторной одаренностью и кинестетическим интеллектом. Этот вид одаренности хорошо известен, исследуется особо (психология спорта). Существует целая сеть учебных заведений, развивающих эти способности, — спортивные школы и кружки, балетные студни и школы и т.п. Психомоторная одаренность также получила повсеместное признание.
Художественная одаренность
Этот вид одаренности
поддерживается и развивается в
специальных школах, кружках, студнях.
Он подразумевает высокие
Общая интеллектуальная и академическая одаренность
Главным является то, что дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высоко развитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний.
Несколько иной характер имеет академическая одаренность, которая проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам и является более частной, избирательной.
Эти дети могут показывать высокие результаты по легкости, глубине, быстроте продвижения — в математике или иностранном языке, физике или биологии и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко. Выраженная избирательность устремлений в относительно узкой области создает проблемы в школе и в семье. Родители и учителя бывают недовольны тем, что ребенок не учится одинаково хорошо по всем предметам, отказываются признавать его одаренность и не пробуют найти возможности для поддержки и развития специального дарования.
Как пример академической
одаренности можно назвать
Творческая одаренность
Особо был выделен такой
вид одаренности как творческая
(или творческое, продуктивное, мышление).
Прежде всего, до сих пор продолжаются
споры о самой необходимости
выделения этого вида одаренности.
Суть разногласий состоит в
Вместе с тем исследования
показывают, что дети с творческой
направленностью нередко
- отсутствие внимания к условностям и авторитетам; большая независимость в суждениях; тонкое чувство юмора;
- отсутствие внимания к порядку и «должной» организации работы;
- яркий темперамент.
Целесообразность выделения творческой одаренности как отдельного вида определяется тем, что стандартные учебные программы и учебный процесс дают маю возможностей для ее проявления и развития.
В настоящее время дифференциация по аспектам интеллектуальной и творческой одаренности идет дальше. В связи с этим следует упомянуть о взглядах Б.М.Теплова, который возражал против представлений о том, что высокая одаренность в одной области сопровождается снижением одаренности в других областях. Он подчеркивал, что «талант как таковой многосторонен», и считал, что не о сосуществовании разных одаренностей должна идти речь, а о шпроте самой одаренности. Он писал: «Возможность успешно действовать в различных областях объясняется прежде всего наличием некоторых общих моментов одаренности, имеющих значение для разных видов деятельности. В этом — центр научной проблемы многосторонних дарований». [17]
В современной психологии примером подхода к многосторонности дарований является концепция К.Тейлора. В ней привлекается внимание к ее специфическому выражению. Первоначально в концепции К.Тейлора были две как бы полярные области — академическая и творческая одаренность. Затем творческая одаренность распалась на восемь видов; она может проявляться в продуктивном мышлении, принятии решений, прогнозировании, общении, планировании, воплощении или исполнении решений, построении взаимоотношений, усмотрении возможностей. Последние три таланта (в терминологии К.Тейлора) существенны для того, чтобы привести идеи в действие. Проявления таланта трактуются довольно узко. Например, общение понимается как умение выражать свои мысли и чувства так, чтобы они были поняты другими; усмотрение возможностей предполагает умение обнаруживать возможности и взаимоотношения, скрытые от других людей.
Согласно концепции
Социальная одаренность
Одно из определений социальной
одаренности гласит, что это исключительная
способность устанавливать
Социальная одаренность
выступает как предпосылка
Социальная одаренность отлична от интеллектуальной, хотя исследования показали, что она требует умственного развития выше среднего.
Лидерскую одаренность можно
рассматривать как одно из проявлений
социальной одаренности, более связанное
с активным взаимодействием с
другими людьми. Существует множество
определений лидерской
- интеллект выше среднего;
- умение принимать решения;
- способность иметь дело с абстрактными понятиями, с планированием будущего, с временными ограничениями;
- ощущение цели, направления движения;
- гибкость, приспосабливамость;
- чувство ответственности;
- уверенность в себе и знание себя;
- настойчивость;
- терпимость и терпение в работе с людьми;
- энтузиазм;
- умение ясно выражать
мысли в устной и/или
Приведенный перечень характеристик
уточняет специфику лидерской
В социальной психологии, в теориях лидерства накоплен богатый материал по развитию лидерской одаренности.
Еще один вид одаренности
Роберт Стернберг, психолог
из Йельского университета, обсуждает
«практическую одаренность», которая
столь редко признается школой, что
не рассматривается как
Следует подчеркнуть, что в отечественной психологии проблема практического мышления, практического интеллекта была поставлена еще в работах С.Л.Рубинштейна и Б.М.Теплова. [7]
Согласно рабочей концепции одаренности, среди критериев выделения видов одаренности можно назвать следующие:
1. Вид деятельности и
обеспечивающие ее сферы
2. Степень сформированности.
3. Форма проявлений.
4. Широта проявлений в различных видах деятельности.
5. Особенности возрастного развития.
По критерию вид
деятельности и обеспечивающие
ее сферы психики выделение
видов одаренности
К основным видам
деятельности относятся:
Соответственно могут быть выделены следующие виды одаренности:
Каждый вид одаренности
предполагает одновременное
Каждый вид одаренности
по своим проявлениям
В заключении необходимо отметить, что и российские педагоги и зарубежные психологи различают большое количество видов одаренности, которые могут восприниматься как совершенно независимые, тогда как в действительности они очень сильно связаны между собой и имеют много общего.
Психологические особенности одаренных детей, или так называемые «признаки одаренности», часто являются предметом больших споров среди психологов. Существует большое количество «списков» основных признаков одаренности, в которых отражаются особенности одаренных детей, проявляемые ими в их реальной жизни и деятельности. Как правило, наличие таких признаков можно оценить при наблюдении за особенностями поведения ребенка. Трудность заключается в том, что сами признаки одаренности весьма разнообразны и сильно зависят от социокультурной среды. Это порождает значительные расхождения в представлениях о том, что должно быть включено в «список» особенностей одаренных детей, а что нет, какие признаки обязательно должны проявляться, а какие нет и т, п. Наиболее продуктивной, на наш взгляд, можно считать такую позицию в этом вопросе, согласно которой наличие хотя бы одного из выделяемых признаков должно привлекать внимание специалиста и побуждать его к тщательному и продолжительному анализу конкретного случая.
Анализ существующих «списков» признаков одаренности позволяет отметить наличие в них характеристик, связанных с мотивационными аспектами поведения (со специфическими потребностями) и инструментальными (возможностями ребенка), относящимися к способам и успешности деятельности ребенка. Многие авторы таких списков отмечают наличие некоторых общих, абсолютных, или универсальных атрибутов одаренности, которые можно наблюдать во всех культурах (практически вне зависимости от культурного контекста), и специфических признаков, которые наблюдаются в одних и не наблюдаются других социокультурных слоях.
Информация о работе Воспитание одаренных детей в Росии и за рубежом