Воспитание одаренных детей в Росии и за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 15:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить сущность, закономерности и особенности развития одаренных детей в России и за рубежом.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ОДАРЕННОСТИ 6
1.1. Понятия «способности», «задатки», «одаренность» 6
1.2. Виды одаренности 8
1.3. Психологические особенности одаренных детей 18
Выводы по I главе 21
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 22
2.1. Проведение исследования по выявлению общего уровня развития детей в школе 22
2.2. Современные подходы к обучению и развитию одаренных детей 24
2.3. Подготовка учителя к работе с одаренными детьми 30
Заключение 34
Список литературы 36

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 84.78 Кб (Скачать файл)

Каждый вид интеллекта Х. Гарднер проанализировал с учетом используемых умственных операций, случаев появления высокоодаренных, проявлений в других культурах, возможного пути эволюционного развития. В силу наследственных факторов или же под влиянием особенностей обучения у некоторых людей развиваются определенные виды интеллекта сильнее других, тогда как все они необходимы для более полной реализации личности.

Сопоставление известных  видов одаренности и видов  интеллекта по Гарднеру показывает, что  они почти совпадают. Полное совпадение отмечается между психомоторной одаренностью и кинестетическим интеллектом. Этот вид одаренности хорошо известен, исследуется особо (психология спорта). Существует целая сеть учебных заведений, развивающих эти способности, — спортивные школы и кружки, балетные студни и школы и т.п. Психомоторная одаренность также получила повсеместное признание.

Художественная  одаренность

Этот вид одаренности  поддерживается и развивается в  специальных школах, кружках, студнях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в  музыке, живописи, скульптуре, актерские  способности. Одна из серьезных проблем  состоит в том, чтобы в общеобразовательной  школе признавались и уважались  эти способности. Эти дети уделяют  много времени, энергии упражнениям, достижению мастерства в своей области. У них остается мало возможностей для успешной учебы, они часто  нуждаются в индивидуальных программах по школьным предметам, в понимании  со стороны учителей и сверстников.

Общая интеллектуальная и академическая одаренность

Главным является то, что  дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют  информацию. Высоко развитые способности  переработки информации позволяют  им преуспевать во многих областях знаний.

Несколько иной характер имеет  академическая одаренность, которая  проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам  и является более частной, избирательной.

Эти дети могут показывать высокие результаты по легкости, глубине, быстроте продвижения — в математике или иностранном языке, физике или  биологии и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые  воспринимаются ими не так легко. Выраженная избирательность устремлений  в относительно узкой области  создает проблемы в школе и в семье. Родители и учителя бывают недовольны тем, что ребенок не учится одинаково хорошо по всем предметам, отказываются признавать его одаренность и не пробуют найти возможности для поддержки и развития специального дарования.

Как пример академической  одаренности можно назвать широко известную математическую одаренность.

Творческая одаренность 

Особо был выделен такой  вид одаренности как творческая (или творческое, продуктивное, мышление). Прежде всего, до сих пор продолжаются споры о самой необходимости  выделения этого вида одаренности. Суть разногласий состоит в следующем. Одни специалисты полагают, что творчество, креативность является неотъемлемым элементом  всех видов одаренности, которые  не могут быть представлены отдельно от творческого компонента. Так, A.M. Матюшкин настаивает на том, что есть лишь один вид одаренности — творческая: если нет творчества, бессмысленно говорить об одаренности. Другие исследователи  отстаивают правомерность существования  творческой одаренности как отдельного, самостоятельного вида. Одна из точек  зрения такова, что одаренность порождается  или способностью продуцировать, выдвигать  новые идеи, изобретать или же способностью блестяще исполнять, использовать то, что уже создано.

Вместе с тем исследования показывают, что дети с творческой направленностью нередко обладают рядом поведенческих характеристик, которые их выделяют и которые  вызывают отнюдь не положительные эмоции в учителях и окружающих людях:

-  отсутствие внимания к условностям и авторитетам; большая независимость в суждениях; тонкое чувство юмора;

-  отсутствие внимания к порядку и «должной» организации работы;

-  яркий темперамент.

Целесообразность выделения  творческой одаренности как отдельного вида определяется тем, что стандартные  учебные программы и учебный  процесс дают маю возможностей для  ее проявления и развития.

В настоящее время дифференциация по аспектам интеллектуальной и творческой одаренности идет дальше. В связи  с этим следует упомянуть о  взглядах Б.М.Теплова, который возражал против представлений о том, что  высокая одаренность в одной  области сопровождается снижением  одаренности в других областях. Он подчеркивал, что «талант как  таковой многосторонен», и считал, что не о сосуществовании разных одаренностей должна идти речь, а о  шпроте самой одаренности. Он писал: «Возможность успешно действовать  в различных областях объясняется  прежде всего наличием некоторых  общих моментов одаренности, имеющих  значение для разных видов деятельности. В этом — центр научной проблемы многосторонних дарований». [17]

В современной психологии примером подхода к многосторонности дарований является концепция К.Тейлора. В ней привлекается внимание к ее специфическому выражению. Первоначально в концепции К.Тейлора были две как бы полярные области — академическая и творческая одаренность. Затем творческая одаренность распалась на восемь видов; она может проявляться в продуктивном мышлении, принятии решений, прогнозировании, общении, планировании, воплощении или исполнении решений, построении взаимоотношений, усмотрении возможностей. Последние три таланта (в терминологии К.Тейлора) существенны для того, чтобы привести идеи в действие. Проявления таланта трактуются довольно узко. Например, общение понимается как умение выражать свои мысли и чувства так, чтобы они были поняты другими; усмотрение возможностей предполагает умение обнаруживать возможности и взаимоотношения, скрытые от других людей.

Согласно концепции многосторонности таланта все таланты могут  быть присущи одному человеку. В  силу разной степени выраженности они  составляют его неповторимый профиль. В то же время каждый из талантов может стать важнейшей особенностью и основным каналом реализации индивидуальных возможностей.

Социальная одаренность

Одно из определений социальной одаренности гласит, что это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с  другими людьми. Такое, целостное  по сути, определение просуществовало  недолго, так как очевиден комплексный  характер этой способности. Выделяют такие  структурные элементы социальной одаренности  как социальная перцепция, просоциальное  поведение, нравственные суждения, организаторские  умения и т.д.

Социальная одаренность  выступает как предпосылка высокой  успешности в нескольких областях. Она предполагает наличие способности  понимать, сопереживать, ладить с другими, что позволяет быть хорошим педагогом, психологом, психотерапевтом, социальным работником. Таким образом, понятие  социальной одаренности охватывает широкую область проявлений, связанных  с легкостью установления и высоким  качеством межличностных отношений. Эти особенности позволяют быть лидером, то есть проявлять лидерскую  одаренность.

Социальная одаренность  отлична от интеллектуальной, хотя исследования показали, что она требует  умственного развития выше среднего.

Лидерскую одаренность можно  рассматривать как одно из проявлений социальной одаренности, более связанное  с активным взаимодействием с  другими людьми. Существует множество  определений лидерской одаренности, в которых можно, тем не менее, выделить общие черты:

-   интеллект выше среднего;

-  умение принимать решения;

- способность иметь дело  с абстрактными понятиями, с  планированием будущего, с временными  ограничениями;

-   ощущение цели, направления движения;

-   гибкость, приспосабливамость;

-  чувство ответственности;

- уверенность в себе  и знание себя;

-  настойчивость;

-   терпимость и терпение в работе с людьми;

-  энтузиазм;

- умение ясно выражать  мысли в устной и/или письменной  форме.

Приведенный перечень характеристик  уточняет специфику лидерской одаренности  по сравнению с социальной и помогает как в ее выявлении, так и в  развитии.

В социальной психологии, в  теориях лидерства накоплен богатый  материал по развитию лидерской одаренности.

Еще один вид одаренности

Роберт Стернберг, психолог из Йельского университета, обсуждает  «практическую одаренность», которая  столь редко признается школой, что  не рассматривается как одаренность  вообще. Будущий менеджер или предприниматель  может иметь в шкале репутацию  весьма среднего ученика без каких-либо замечательных особенностей. Люди, которые с успехом применяют  интеллект к окружающей действительности, не обязательно отличаются в работе с абстрактными понятиями, и академические  требования не всегда способствуют проявлению их таланта. Ключевой особенностью практической одаренности Р.Стернберг называет знание своих слабых и сильных  сторон и способность использовать это знание. Например, для компенсации  слабых сторон человек вырабатывает свои способы, включая привлечение других людей для выполнения того, что он не может делать хорошо. Очевидно, что этот вид одаренности имеет общие компоненты с социальной (лидерской) одаренностью, возможно, включает ее в себя.

Следует подчеркнуть, что  в отечественной психологии проблема практического мышления, практического  интеллекта была поставлена еще в  работах С.Л.Рубинштейна и Б.М.Теплова. [7]

Согласно рабочей концепции  одаренности, среди критериев выделения видов одаренности можно назвать следующие:

1. Вид деятельности и  обеспечивающие ее сферы психики.

2. Степень сформированности.

3. Форма проявлений.

4. Широта проявлений в  различных видах деятельности.

5. Особенности возрастного  развития.

 По критерию вид  деятельности и обеспечивающие  ее сферы психики выделение  видов одаренности осуществляется  в рамках основных видов деятельности  с учетом разных психических  сфер и соответственно степени  участия определенных уровней  психической организации (принимая  во внимание качественное своеобразие  каждого из них).

 К основным видам  деятельности относятся: практическая, теоретическая (учитывая детский  возраст, предпочтительнее говорить  о познавательной деятельности), художественно-эстетическая, коммуникативная  и духовно-ценностная. Сферы психики  представлены интеллектуальной, эмоциональной  и мотивационно-волевой. В рамках  каждой сферы могут быть выделены  следующие уровни психической  организации. Так, в рамках  интеллектуальной сферы различают  сенсомоторный, пространственно-визуальный  и понятийно-логический уровни. В  рамках эмоциональной сферы уровни  эмоционального реагирования и  эмоционального переживания. В  рамках мотивационно-волевой сферы  уровни побуждения, постановки целей  и смыслопорождения.

Соответственно могут  быть выделены следующие виды одаренности:

  1. В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную. В познавательной деятельности интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).
  2. В художественно-эстетической деятельности хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность.
  3. В коммуникативной деятельности лидерскую и аттрактивную одаренность.
  4. И, наконец, в духовно-ценностной деятельности одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.

 Каждый вид одаренности  предполагает одновременное включение  всех уровней психической организации  с преобладанием того уровня, который наиболее значим для  данного конкретного вида деятельности. Например, музыкальная одаренность  обеспечивается всеми уровнями  психической организации, при  этом на первый план могут  выходить либо сенсомоторные  качества (и тогда мы говорим  о виртуозе), либо эмоционально-экспрессивные  (и тогда мы говорим о редкой  музыкальности, выразительности  и т.д.).

 Каждый вид одаренности  по своим проявлениям охватывает  в той или иной мере все  пять видов деятельности. Например, деятельность музыканта-исполнителя,  будучи по определению художественно-эстетической, кроме того, формируется и проявляется  в практическом плане (на уровне  моторных навыков и исполнительской  техники), познавательном плане (на уровне интерпретации музыкального произведения), в коммуникативном плане (на уровне коммуникации с автором исполняемого произведения и слушателями), духовно-ценностном плане (на уровне придания смысла своей деятельности в качестве музыканта). [14]

В заключении необходимо отметить, что  и российские педагоги и зарубежные психологи различают большое  количество видов одаренности, которые  могут восприниматься как совершенно независимые, тогда как в действительности они очень сильно связаны между  собой и имеют много общего.

  1. 3. Психологические особенности одаренных детей

 

Психологические особенности  одаренных детей, или так называемые «признаки одаренности», часто являются предметом больших споров среди психологов. Существует большое количество «списков» основных признаков одаренности, в которых отражаются особенности одаренных детей, проявляемые ими в их реальной жизни и деятельности. Как правило, наличие таких признаков можно оценить при наблюдении за особенностями поведения ребенка. Трудность заключается в том, что сами признаки одаренности весьма разнообразны и сильно зависят от социокультурной среды. Это порождает значительные расхождения в представлениях о том, что должно быть включено в «список» особенностей одаренных детей, а что нет, какие признаки обязательно должны проявляться, а какие нет и т, п. Наиболее продуктивной, на наш взгляд, можно считать такую позицию в этом вопросе, согласно которой наличие хотя бы одного из выделяемых признаков должно привлекать внимание специалиста и побуждать его к тщательному и продолжительному анализу конкретного случая.

Анализ существующих «списков» признаков одаренности позволяет отметить наличие в них характеристик, связанных с мотивационными аспектами поведения (со специфическими потребностями) и инструментальными (возможностями ребенка), относящимися к способам и успешности деятельности ребенка. Многие авторы таких списков отмечают наличие некоторых общих, абсолютных, или универсальных атрибутов одаренности, которые можно наблюдать во всех культурах (практически вне зависимости от культурного контекста), и специфических признаков, которые наблюдаются в одних и не наблюдаются других социокультурных слоях. 

Информация о работе Воспитание одаренных детей в Росии и за рубежом