Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 13:43, курсовая работа
Актуальность. Решающим условием развития психики ребенка является общественная среда, воспитание и обучение под руководством взрослых. Взрослые создают условия, необходимые для жизни ребенка, передают ему свой жизненный опыт. Самообслуживание, выполнение посильных поручений – хорошее средство развития детской самостоятельности. Самостоятельность рассматривается как один из основных компонентов развития активной личности ребенка. Упражнения в самостоятельности формируют волю ребенка уже в раннем возрасте. Организация самостоятельной работы, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого воспитателя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания у детей третьего года жизни, т. к. в этом возрасте ребенок, обладая высокой пластичностью функцией мозга и психики, имеет больше потенциальных возможностей развития и реализации, от которых зависит непосредственное влияния окружающих взрослых, от воспитания и обучения. Эта задача стоит перед каждым воспитателем как первостепенная.
Данное положение обусловило выбор темы «Воспитание самостоятельности у детей третьего года жизни в процессе самообслуживания».
Введение………………………………………………………………….….………..3
Глава I. Теоретически- методологические основы изучения развития самостоятельности……………………………………………………...…………...6
1.1. Характеристика понятия «самостоятельность» в трудах ученых…………….6
1.2. Психолого-педагогические аспекты формирования самостоятельности….....7
1.3. Понятие «самостоятельная деятельность» и ее функции…...............................8 1.4.Выводы по I главе…………………………………………………...…………...9
Глава II. Теоретические основы и проблемы формирования самостоятельности у детей трех лет жизни в процессе самообслуживания………………………………………….………….…..............11
2.1. Особенности возраста детей трех лет жизни………………………................11
2.2. Особенности развития самостоятельности ребенка раннего детского возраста……………………………………................................................................13
2.3. Формирование навыков самообслуживания в первой младшей группе……………………………………………………………………...................14
2.4.Выводы по II главе…………………………………………………....................14
Глава III. Формы и методы развития самостоятельности у детей трех лет жизни в процессе самообслуживания……….……………..................................16
3.1. Организация эксперимента: краткая характеристика испытуемых, методы исследования…………………………………………………...………………….....16
3.2. Изучение уровня развития самостоятельности испытуемых на констатирующем этапе исследования….17
3.3. Развитие самостоятельности у детей трех лет жизни на формирующем этапе …………………….19
3.4. Итоги заключительного этапа…………………………………….…….……...21
3.5. Выводы по III главе………………………………………………...……….…..23
Заключение……………………..………………………….……………..................24
Список использованной литературы…………………………….……....................24
Глава III. Формы и методы развития самостоятельности у детей трех лет жизни в процессе самообслуживания
3.1 Организация эксперимента: краткая характеристика испытуемых, методы исследования
Наше исследование мы проводили в дошкольном образовательном учреждении №6 «Ромашка» города Холмска. В качестве участников исследования выступали дети первой младшей группы. Дети были участниками естественного педагогического эксперимента. При выборе методик исследования учитывались специфика и особенности детей третьего года жизни. Наблюдением было охвачено 10 детей третьего года жизни, поступивших в начале сентября и ранее не посещавших дошкольных учреждений. Дети общительны, любознательны. Из них 6 мальчиков и 4 девочки в возрасте от 2,6 до 3,2лет жизни. У одного ребенка медицинская комиссия предположила, что может проявиться тяжелый прогноз адаптации (Максим Б). В связи с плохим состоянием здоровья и назначили ему щадящий режим посещения дошкольного учреждения.
Воспитатель экспериментальной группы Татьяна Николаевна Филимонова работает с детьми по традиционной «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. Преобладающий уровень развития – средний. Большинство детей группы из семей со средним уровнем доходов. Родители работают в сфере малого бизнеса, в бюджетных организациях и военнослужащие. По первым наблюдениям дети самостоятельно выполняют определенные действия: раздеваются, моют руки, правильно берут ложку во время приема пищи, и т.д.
Эта группа являются уравновешенными по количеству, полу, возрасту, уровню развития.
Опытно-педагогический эксперимент состоял из трех этапов: констатирующего, формирующего и заключительного (Приложение 1). Использовались методы исследования: наблюдение, беседа, анкетирование.
3.2. Изучение уровня развития самостоятельности испытуемых на констатирующем этапе исследования
В соответствии с планом исследования на констатирующем этапе 1.09.2010 года была проведена беседа с детьми.
Детям были заданы вопросы:
Результаты беседы показали, что только 3детей на первый вопрос ответили: «Да». Остальные затруднялись ответить. А на вопрос: «Кто умеет умываться?» - отвечали: «Так надо». Дома помогают родителям мыть посуду, убирать игрушки, моют руки.
На данном этапе нами 4.09.2010г было проведено анкетирование воспитателей. Приложение 2
Мы 8.09.2010г провели совместно с воспитателем определение уровня самостоятельной подготовленности детей в ДОУ.
Были выявлены причины неудовлетворительного самостоятельного развития детей:
3. Неправильное воспитание самостоятельности детей в домашних условиях.
Мы считаем, что решение проблемы самостоятельного развития детей возможно при правильной организации воспитательной работы по развитию самостоятельности в процессе самообслуживания в ДОУ.
Во время наблюдения у детей была проявлена самостоятельная активность в контактах с детьми и с взрослыми, а также познавательная активность в повседневной жизни и при обучении.
Так как показатели нормального развития самостоятельности на каждом возрастном этапе разные, то мы имеем и разные самостоятельные навыки в процессе самообслуживания. Поэтому одни дети, на момент эксперимента, проявляют самостоятельность, а другие нет.
Наблюдение велось за самостоятельной деятельностью ребенка, за изменением деятельности и настроением детей, за количеством и целью обращений воспитателя и детей к наблюдаемому ребенку и его ответные действия. А также проявления самостоятельности в социальных связях и речевые высказывания ребенка. Все эти данные записывались в протоколе, а затем были обработаны в виде таблицы с использованием условных обозначений. Чтобы определить самостоятельность каждого ребенка мы составили Таблицу 1. Приложение 2, где проанализировали данные наблюдения.
Для анализа, нами были выделены 13 параметров проявления самостоятельности в игре, которые представлены в Таблице 1.Приложение 2. В данной таблице мы приводим количественные показатели проявления самостоятельности у каждого ребенка.
А также определяем балы каждого из параметров проявления самостоятельности.
Для определения балов были введены следующие условные обозначения: "+" - 1 бал, что показывает наличие у ребенка, данного параметра;
"-" - 0 балов, что показывает отсутствие данного параметра;
"+ - " - 0,5 балов, что
показывает неполное
Полученные результаты, для более объективной оценки, можно представить в виде следующей диаграммы проявления самостоятельности. В оси категорий диаграмма 1 (Приложение 3) заложено количество детей, а в оси значений количество параметров проявления самостоятельности.
Так 13 и 12 баллов не набрал никто, мы считаем, что дети, набравшие до 9 баллов, дали хороший результат. Поэтому в коррекционную работу мы отбираем шесть детей набравших меньше 8 баллов.
Для выявления наиболее проблемных зон мы составили диаграмма 2 (Приложение 4) представляющий ранговый ряд параметров проявления самостоятельной активности.
Таким образом, на констатирующем этапе эксперимент показал, что не все дети имеют высокий уровень самостоятельности. Это видно из таблицы 1 (Приложение 2) , где анализируются параметры самостоятельности в игре, социальная активность и познавательная активность. Оценивая уровень самостоятельного развития, мы получили диагностические данные для составления программы развития самостоятельности на основе индивидуального подхода к каждому ребенку.
У одного ребенка (Максим Б) адаптация протекала тяжело (42 дня), что не было отмечено в психолого-педагогическом прогнозе. Объяснить такое можно тем, что он очень часто болел, в связи с этим у него снижена активность, повышена утомляемость, из-за частых пропусков плохой контакт с детьми и воспитателями.
3.3. Развитие самостоятельности у детей трех лет жизни на формирующем этапе
На формирующем этапе эксперимента нам предстоит провести занятия по развитию самостоятельности у детей третьего года жизни в процессе самообслуживания.
Формирующий этап проводился с 10 сентября по 23 сентября 2010года.
Целью формирующего эксперимента является, разработка системы методов, форм, создание благоприятных условий на основе индивидуального подхода к каждому ребенку по формированию навыков самообслуживания через игровую деятельность.
Мы определили основные направления:
_ работа с детьми;
Была проведена индивидуальная работа с детьми. Основная деятельность маленьких детей — игра. Мы старались ее организовать так, чтобы дети в играх овладевали умениями, необходимыми в самообслуживании.
Сначала в присутствии детей сами одевали кукол на прогулку, раздевали их, укладывали спать, показывали способы застегивания и расстегивания одежды, несколько замедляя действия и сопровождая их пояснениями. Затем в совместной с ребенком игре предлагали ему выполнить любое из этих действий.
Также с помощью художественного слова учили, детей умываться читали стихотворение: «Водичка, водичка умой наше личико…»
Водичка, водичка умой наше личико,
Чтоб глазки блестели,
Чтоб щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
И кусался зубок.
В содержание программы были включены следующие формы и методы работы: специальные упражнения, практические занятия, обучающие игры, игровые упражнения, беседы, домашние задания.
Формы работы с педагогическим коллективом и родителями: родительское собрание, индивидуальное консультирование, фотовыставки, наглядная агитация.
15 сентября 2010 года прошло групповое родительское собрание «Воспитание самостоятельности в процессе самообслуживания». Цель: оказать помощь родителям в организации и воспитания самостоятельности детей.
С родителями была проведена беседа о воспитании самостоятельности дома, чтобы одежда была удобной для ребенка, надевать обувь самостоятельно.
В уголке для родителей были вывешены рекомендации, в которых указан, план организации по воспитанию самостоятельности в процессе самообслуживания. (Приложение 5). Их цель - познакомить родителей навыкам самообслуживания.
С детьми мы использовали такую форму работы как домашнее задание. То есть дети получали домашнее задание – дома помочь родителям, покормить рыбку, погулять с собакой, помыть посуду, убрать игрушки и т. д.
Цели: 1. Организовать совместную деятельность детей и родителей.
2. Подготовить ребенка к самостоятельной деятельности.
Занятия проводились в свободной обстановке, без принуждения. Дети, по каким-либо причинам не желающие выполнять упражнение, могут просто наблюдать или выполнять частично. Хотя такие случаи были крайне редки.
Проведенный эксперимент показал, что
индивидуальная работа с ребенком положительно
влияют на развитие его самостоятельности,
когда руководство его деятельностью
идет через активизацию мыслительных
процессов. Практически у всех детей в
начале эксперимента наблюдались сложности
по многим параметрам. Так как они все
время ждали подсказки педагога, и сами
боялись действовать. К концу эксперимента почти
все показатели стали гораздо лучше.
Эту работу нельзя считать завершенной, поскольку самостоятельность у ребенка формируется на протяжении длительного времени.
Проведя работу на формирующем этапе, мы пришли к выводу, что организация воспитательной работы в ДОУ необходима и возможна.
3.4 Итоги заключительного этапа.
Заключительный этап проводился 24 сентября по 1октября 2010 года.
Его цель: подвести итоги
научно-исследовательской
Аналогично констатирующему этапу исследования с 4 сентября по 6 сентября 2010 года нами было проведено повторное анкетирование воспитателей.
Результаты анкетирования показали, что отношение родителей к воспитанию самостоятельности в процессе самообслуживания изменилось.
Воспитатели и родители, так же замечают изменения, произошедшие в поведении детей. Они стали более любознательными, общительными, самостоятельными.
Дети рассказали, как помогали родителям; более полная информация, предоставленная родителям по воспитанию самостоятельности в процессе самообслуживания; совместные мероприятия (собрание, семинар-практикум, присутствие на занятиях, оформление фотовыставок и др.) – все это способствовало пересмотру их отношения к воспитанию самостоятельности в положительную сторону.
Результаты оценки самостоятельного развития детей на заключительном этапе представлены в диаграмме 3.Приложения 6.
На основании полученных результатов на заключительном этапе, мы пришли к выводу, что в экспериментальной группе увеличилось количество детей со средним уровнем самостоятельного развития до 10 детей, что говорит о том, что развитие самостоятельности детского коллектива в целом считается удовлетворительным.
Заключение
Результаты эксперимента показали, что третий год жизни ребенка является благоприятным для развития самостоятельности в процессе самообслуживания, так как этот период, с которого идет начало становления данного вида деятельности детей. Изучение исследований по данной проблеме продемонстрировало нам большую значимость наших исследований, так как самостоятельность является одним из главных качеств, для формирования активной, самостоятельной, творческой личности.