Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 13:43, курсовая работа
Актуальность. Решающим условием развития психики ребенка является общественная среда, воспитание и обучение под руководством взрослых. Взрослые создают условия, необходимые для жизни ребенка, передают ему свой жизненный опыт. Самообслуживание, выполнение посильных поручений – хорошее средство развития детской самостоятельности. Самостоятельность рассматривается как один из основных компонентов развития активной личности ребенка. Упражнения в самостоятельности формируют волю ребенка уже в раннем возрасте. Организация самостоятельной работы, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого воспитателя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания у детей третьего года жизни, т. к. в этом возрасте ребенок, обладая высокой пластичностью функцией мозга и психики, имеет больше потенциальных возможностей развития и реализации, от которых зависит непосредственное влияния окружающих взрослых, от воспитания и обучения. Эта задача стоит перед каждым воспитателем как первостепенная.
Данное положение обусловило выбор темы «Воспитание самостоятельности у детей третьего года жизни в процессе самообслуживания».
Введение………………………………………………………………….….………..3
Глава I. Теоретически- методологические основы изучения развития самостоятельности……………………………………………………...…………...6
1.1. Характеристика понятия «самостоятельность» в трудах ученых…………….6
1.2. Психолого-педагогические аспекты формирования самостоятельности….....7
1.3. Понятие «самостоятельная деятельность» и ее функции…...............................8 1.4.Выводы по I главе…………………………………………………...…………...9
Глава II. Теоретические основы и проблемы формирования самостоятельности у детей трех лет жизни в процессе самообслуживания………………………………………….………….…..............11
2.1. Особенности возраста детей трех лет жизни………………………................11
2.2. Особенности развития самостоятельности ребенка раннего детского возраста……………………………………................................................................13
2.3. Формирование навыков самообслуживания в первой младшей группе……………………………………………………………………...................14
2.4.Выводы по II главе…………………………………………………....................14
Глава III. Формы и методы развития самостоятельности у детей трех лет жизни в процессе самообслуживания……….……………..................................16
3.1. Организация эксперимента: краткая характеристика испытуемых, методы исследования…………………………………………………...………………….....16
3.2. Изучение уровня развития самостоятельности испытуемых на констатирующем этапе исследования….17
3.3. Развитие самостоятельности у детей трех лет жизни на формирующем этапе …………………….19
3.4. Итоги заключительного этапа…………………………………….…….……...21
3.5. Выводы по III главе………………………………………………...……….…..23
Заключение……………………..………………………….……………..................24
Список использованной литературы…………………………….……....................24
Гипотеза, положенная в основу исследования полностью подтвердилась. Это видно из заключительного эксперимента, так как по всем параметрам проявления самостоятельности таблица 1 (Приложение 2) были улучшения у всех шестерых детей, а также это прослеживалось и в ответах воспитателей таблица 4 (Приложение 5) . Значит, все условия воспитания самостоятельности были сформированы правильно и являлись необходимыми для проведения эксперимента.
Мы считаем, что индивидуальный метод необходим, так как его можно использовать для воспитания самостоятельности в процессе навыков самообслуживании детей.
Наша экспериментальная работа имела положительное влияние на отношение воспитателей и родителей в воспитания самостоятельности.
Проведенные исследования подтвердили
данные о влиянии самостоятельного развития,
на навыки в процессе самообслуживания
детей к дошкольному учреждению на познавательную
активность и самостоятельность ребенка.
Что дало возможность сделать вывод нашего
исследования: самостоятельность – постоянно
развивающееся личностное качество, первоосновы
которого закладываются в раннем возрасте.
Список использованной литературы
1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. М.: Просвещение, 1977. 312 с.
2. Блонский П.П. Дошкольный возраст. // Блонский П.П.. Педология. М.:ТЦ Сфера, 2000. 119с.
3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. М.: Просвещение, 1968. 464с.
4. Волосова Е. Развитие ребёнка дошкольного возраста. М.: Академия, 2005. 250 с.
5. Вавилова Н. Д. Ребёнок поступает в детский сад. М.: Айрис-пресс, 2003г.97с.
6. Волкова-Гаспарова Е. Особенности работы педагогов-психологов с детьми и их родителями // Дошкольное воспитание. 2001. № 3. С. 70-72.
7. Выготский Л.С. Кризис трёх лет. // Дошкольное образование. 2005. №15.С. 24-27.
8. Воспитание детей в
игре./Под ред. Д.В.
9. Воспитание и обучение детей раннего возраста. / Под ред. Л.Н. Павловой. М.: Просвещение, 1986. 48с.
10. Воспитание детей раннего возраста. М.: Просвещение, 1999. 65с.
11. Година Г.Н. Самостоятельность младших дошкольников и ее влияние на развитие детских взаимоотношений // Нравственное воспитание дошкольников: Младший и средний дошкольный возраст. // Под ред. В.Г. Нечаевой, М.: Педагогика, 2003. 111с.
12. Гуськова Т.В., Что такое самостоятельный ребёнок. М.: Академия, 2005. 64с.
13. Гуськова Т.В. Можно ли воспитать ребёнка самостоятельного? // Дошкольное воспитание. 2008. №8. С.65-69.
14. Дошкольная педагогика. Под редакцией В.И.Логиновой П.Г.Саморуковой. М: Академия. 2001. 270 с.
15. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. СПб: Акцидент, 2001. 320 с.
16. Дневник воспитателя:
развитие детей дошкольного
17. Желеску Р. Психологические условия адаптации: Ранний возраст // Дошкольное воспитание. 1982. № 6. С. 32-33.
18. А.В.Запорожец Психологическое развитие ребенка. Психологические труды в 2 т. / А.В. Запорожец М.: Педагогика, 2001. 360с.
19. Калинина Р., Семёнова Л., Яковлева Г. Ребёнок пошёл в детский сад // Дошкольное воспитание. 2002. № 4. С. 35-37.
20. Каплан Л.И. Первые проявления самостоятельности. // Каплан Л.И. Посеешь привычку - пожнёшь характер. М.: Просвещение, 1980. 32 с.
21. Кузавкова К.П. Формирование общественно-направленной самостоятельности у детей дошкольного возраста: Учеб. Пособие для спец. Курса. Пермь, 2005. 57с.
22. А.А. Люблинская. Ранние формы самостоятельности у детей Спб.: Арден, 2008. 115 с.
23. А. Н. Леонтьев. Деятельность, сознание, личность. М.: Изд-во полит. Литературы. 2005. 260с.
24. Ожегов, И. Толковый словарь русского языка, 2 издание / И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. М.: Просвещение, 1995. 303с.
25. Основы дошкольной педагогики. / Под ред. А.В.Запорожца, Б.Д.Маркова, - М.: Просвещение, 1980. 231 с.
26. Павлова Л.Н. Раннее
детство: развитие речи и
27. Печора К.Л. Контроль над развитием и поведением детей, планирование занятий с детьми раннего возраста: методические рекомендации / К.Л.Печора, В.М.Сотникова. М.: Мир. 2000. 248 с.
28. Психологический словарь. / Под ред. В.В.Вавилова, А.В.Запорожца, Б.Ф.Ломова- М.: Педагогика, 1983. 234 с.
29. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении // Дуброва В.П., Милошевич Е.П.Педагогическая практика в детском саду. М., 2003. 100 с.
30. Павлова Л.Н. Организация
жизни и культура воспитания
детей в группах раннего
31. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М.: Просвещение, 2000. 246с.
32. Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно-методическое пособие / сост. Е.С.Демина. М.: ТЦ Сфера, 2006. 135 с.
33. Радуга. Программа и руководство для воспитателей первой младшей группы детского сада. М: Академия, 2004. 365 с.
34. Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. Диагностика психического развития детей от рождения до 3-х лет. Изд-во МГППУ, 2003. 97 с.
35. Самостоятельность у детей: фрагмент из книги К. Флейка-Хобсона, Б.Робинсона, И.Скина «Развитие ребёнка и его отношений с окружающими». // Дошкольное воспитание. 2005. №11._С. 28-30.
36. Цыркун Н.А. Самостоятельность. Развитие воли у дошкольников. // 2007. С. 81-82.
37. Юсупова Г. Воспитание самостоятельности у детей. // Дошкольное воспитание. 2002. №8. С. 28-29.
38. http://www.u.ru/biblio/