ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Воспитание
– один из сложнейших социальных процессов.
Его сложность – в бесконечной многогранности,
в постоянном взаимодействии управляемого
и стихийного. В процессе своего становления
как личности, ребенок испытывает взаимодействия
со стороны школы, семьи, сверстников,
средств массовой информации и т. д.
Важную роль в жизни
ребенка играют объективные социокультурные
условия его развития, каким дисгармоничным
фактором сказывается та или
иная степень социальной деривации
в семье и школе, когда личность
остро ощущает свою заброшенность,
отчужденность, обездоленность. Но
нельзя сбрасывать и дефекты
современного школьного образования,
которые и сами по себе способны
резко затормозить развитие личности,
ограничивая сферу ее потенциальной
самореализации в будущем и
явно точки приложения ее сил
в условиях высокотехнологического
общества.
В социальном опыте
человека особенно важен первый,
хотя бы робкий успех в жизни.
Для ребенка естественным “
полигоном” радостей и разочарований,
успехов и неудач является
школа и все то, что с ней
связано.
Школа – как фактор, твердо
определяющий, в каком направлении пойдет
развитие личности – позитивном или отягощенном
грузом постоянных срывов и неудач. Убеждена,
что, если ребенку удается добиться успеха
в школе, у него есть все шансы на успех
в жизни.
Необходимость повышения
конкурентоспособности каждого
в условиях жесткой требовательности
общества к адекватной социальной
приспособленности личности, к адаптации
ее в широком смысле слова,
к ее функциональным возможностям
– это повседневная реальность,
“заданный параметр” современной
цивилизации. Поэтому необходимы
личные усилия, личная ответственность
ребенка за свой успех в
жизни, который возможен лишь
в результате упорного труда.
Личность ответственна перед
собой в качестве субъекта
гражданского общества.
Сама жизнь бросает
все новые и новые вызовы
педагогике: невероятно уплотняется
время в условиях стремительной
эскалации научно-технического прогресса,
быстро взрослеет молодежь, все
острее проявляют себя кризисные
точки ее самосознания и самовыражения,
все труднее дается ее моральное
воспитание. Важно, чтобы школа
возродилась как психологически
необходимый ребенку институт, став
местом, где дети могут открыто
выражать свои мысли, основанные
на их жизненном опыте и
наблюдениях. Интерес со стороны
школы к их миру будет приносить
им чувство удовлетворения. Нужно
исходить из приоритетности ответов
школы на основные заложенные
в каждом из нас с детства
личные потребности, в особенности
в отношении чувства безопасности
и любви, принадлежности к другим
людям. Собственно “экология
школы” должна преобразовываться,
чтобы дети не чувствовали
себя в ней “лишними людьми”,
превращаясь в инертную массу
немотивированных, равнодушных к
учению детей
Формы самовыражения
личности могут быть бесконечно
уникальными и многообразными, однако
к конечном счете они выступают
в качестве внешнего проявления
более фундаментальных запросов
человеческой психики.
Оптимальное решение
проблемы неудачников по всему
социальному спектру – приобретение
опыта успеха в школе. Каждый
ребенок должен нести ответственность
за свой труд во имя достижения
жизненного успеха и преодоления
трудностей.
Лишь тот осознает
себя полноценной личностью, кто
нашел свой путь к любви
и самоуважению, последнее же
во многом зависит от приобретенных
знаний, опыта и умений решать
жизненные проблемы.
Для большинства детей
существует только два места,
где они могут научиться следовать
этими путями,- это дом и школа.
Реальность:
- ответственность вырабатывается только через самостоятельную оценку ситуации и выбор правильной линии поведения, которая, с точки зрения ребенка, способна принести пользу ему и окружающим;
- ребенок обязательно сам должен реализовать свой выбор;
- человек должен уметь сдерживать данное самому себе слово. Но руководить им должно не чувство страха перед грядущим наказанием, а осознание правильности принятого решения.
Это и есть дисциплина.
Воспитательная
работа с классом по предупреждению
и профилактики этих явлений
строится с учетом выше перечисленного.
ЦЕЛИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:
- моделирование воспитательной системы класса;
- сплочение классного коллектива;
- развитие творческой личности учащихся на основе формирования педагогической культуры и поддержки творчески устремленных учеников в индивидуальной и совместной деятельности.
Основные
целевые направления работы:
- Всестороннее развитие человека, охватывающее интеллектуальный, нравственный, культурный, эстетический, политический рост личности.
- Гуманизм и коллективизм как позиции характеризующие ребенка в его отношении к людям.
- Отношение к труду, что является показателем человеческой сущности.
- Любовь к прекрасному и потребность в общении с прекрасным.
- Преданность Родине и гордость за нее в независимости от экономических и политических трудностей.
- Физическое воспитание и гигиеническая культура.
ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ:
- развить субъективность личности
каждого учащегося;
- создать условия для интеллектуального,
нравственного, коммуникативного, эстетического
и -
физического самовыражения
личности;
- формирование педагогической
культуры учащихся;
- поддерживать творческую активность
учащихся во всех сферах деятельности.
Ключевыми понятиями,
характеризующими сущность воспитательной
системы класса, являются “Индивидуальность”, “Самостоятельность”,
“Доброта”, “Творчество”, “Активность”,
“Коллектив”, которые одновременно
выполняют роль принципов строящейся
системы и жизнедеятельности классного
сообщества
СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ
Главным системообразующим
фактором служит коллективная деятельность,
которая в большинстве случаев носит личностно-ориентированный
и творческий характер.
Основу этой деятельности
составляет годовой круг традиционных
дел: творческая мастерская в
День знаний, осенний поход, Новогодний
праздник, прогулки, праздник мам
и бабушек, Масленица, встреча
с участниками ВОВ, чаепитие
и др.
Важную роль в раскрытии
и развитии творческих способностей
учащихся играет работа творческих
мастерских на основе педагогических
идей:
- равенство всех участников;
- ненасильственное привлечение
к процессу деятельности;
- отсутствие оценки, соревнования,
соперничества, замена этих стимулов
самооценкой, самокоррекцией, самовоспитанием;
- чередование индивидуальной и
коллективной работы;
- ориентация на результаты творческого
поиска и сам процесс творчества;
- выбор материала, вида деятельности,
способа предъявления результатов;
- нравственная ответственность
каждого за свой выбор, процесс
и результат деятельности.
Основная цель работы
творческой мастерской – подтолкнуть
к поиску ответа, помочь избавиться
от чувства страха, раскрепоститься,
эмоционально раскрепоститься, пробудить
к общению и творчеству.
Развитию субъектности
личности способствует формирование
самодеятельных и самоуправленческих
начал в жизни класса через
деятельность класса-города БЭМС
(Боевые Энергичные Молодые Симпатичные).
В развитии используется
социокультурный потенциал города:
музеи, театры, библиотеки, выставки,
музыкальные школы, спортивные
секции, кружки.
Основные внутренние
и внешние связи классного
сообщества (ученики – учитель
– родители – шефы – другие
учителя – другие классы) базируются
на принципах:
- много знать – престижно;
- помогать друг другу – нормально;
- готовить дело по чужому сценарию – невозможно;
- жить в неуютной обстановке – нельзя.
Образ ученика
складывается из 5 потенциалов личности:
- нравственный (ценностный) потенциал: восприятие и понимание ценностей “семья”, “школа”, “учитель”, “Родина”, “природа”, “дружба со сверстниками”, “уважение к старшим”, потребность выполнять правила для учащихся, умение различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе, общественных местах, правила уличного движения;
- познавательный потенциал: наблюдательность, активность, прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию;
- коммуникативный потенциал: умение говорить и слушать; способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе; сформированность навыков саморегуляции;
- художественный потенциал: эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природной и социальной среде, наличие личностного (собственного, индивидуального) эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства;
- физический потенциал: соблюдение режима дня и правил личной гигиены, стремление стать (быть) сильным, быстрым, ловким, закаленным. Направления Приоритеты в работе классного руководителя Функции классного руководителя Диагностика в работе кл. руководителя
НРАВСТВЕННОСТЬ - воспитание этической
культуры учащихся;
- формирование нравственных отношений;
- развитие способностей эмоционально
отзываться на переживания других
людей;
- развивать волевые качества
учащихся, способности к критическому
осмыслению своих сильных и
слабых сторон;
- желание совершенствоваться;
- сотрудничество с родителями,
психологом, учителями с целью
воспитания трудолюбия, ответственности
за порученное дело; развития
желания знать, понимать и действовать
сообразно ценностям в жизни;
- предметно-эстетическая обстановка.
1. Классные часы и уроки по
этике.
2. Анализ педагогических ситуаций
в классе.
3. Анализ стиля общения и отношений,
создаваемых в классе.
4. Способствовать решению поставленных
задач.
5. Создавать потребности в выполнении
правил для учащихся.
6. Изучение с учащимися традиций
и обычаев народов мира и
России, семьи, школы.
7. Создавать атмосферу эмоциональной
отзывчивости, защищенности, безопасности,
взаимной ответственности для ощущения
значимости ребенка, правильной оценки;
8. Формировать необходимость соблюдения
порядка и дисциплины в школе, общественных
местах, ПДД.
9. Формировать ответственность:
- методика
неоконченных предложений;
- чем я
занят в свободное время?
- какие качества
я в себе взрастил?
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ- деятельность по развитию
познавательных интересов учащихся;
- формирование у учащихся умений
и навыков самоорганизации, самовыражения
и самовоспитания;
- способствовать в развитии
способности действовать целесообразно,
рационально и эффективно;
- определить круг реальных учебных
возможностей учащегося, его развитие
и перспективы, коррекция;
- определить методы, приемы, формы,
стили индивидуальной работы
с учащимися (в урочной и
вне урочной деятельности);
- изучать и влиять на кругозор,
любознательность (использовать во
внеклассной работе);
- организовывать просветительскую
и консультативную помощь семье;
– добиваться наблюдательности, активности,
прилежания, устойчивости интереса.
Задачи
деятельности классного руководителя:
1. Создать и совершенствовать “интеллектуальный
паспорт класса” (учебные интересы, отношение
к учению, отдельным дисциплинам, степень
работоспособности и организованности,
необходимость учебной деятельности,
ЗУН);
2. Постоянно определять причины отставания
в учебной деятельности, состояние здоровья,
пичины пробелов и их коррекция, отношения
“учитель – ученик”, “ученик – ученик”,
особенности мышления;
3. Организовать взаимопомощь;
4. Проводить развивающие мероприятия:
конкурсы, викторины, брейн-ринги, игры,конференции,
диспуты. Дискуссии с целью научения высказыванию
и доказуемости своего мышления, аргументированности,
умения выслушивать;