Воспитательный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 01:41, курсовая работа

Краткое описание

Проблемы воспитания и обучения неразрывно связаны, поскольку данные процессы направлены на человека как целое. Поэтому на практике трудно выделить сферы исключительного влияния обучающих и воспитательных воздействий на развитие человека. А именно как его эмоций, воли, характера, так и мотиваций, ценностных ориентации и интеллекта. Еще Платон писал: «...самым важным в обучении мы признаем надлежащее воспитание». Однако в научном понимании и организации процессов обучения и воспитания есть свои особенности. Поэтому разделение данных процессов проводится нами с целью объяснения их сущности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Раздел 1. Сущность воспитания и ее место в воспитательном процессе……..4
1.1.Понятие воспитания детей……………………………………………………4
1.2.Влияние воспитания на характер и поведение ребенка…………………….9
Раздел 2. Воспитание как процесс……………………………………………...12
2.1. Структура воспитательного процесса……………………………………..12
2.2. Направления воспитания и воспитательной работы……………………...15
2.3. Методика воспитательного воздействия на человека…………………….21
Раздел 3. Особенности воспитательного процесса……………………………29
3.1.Проблемы воспитания трудных детей младшего школьного возраста…..29
3.2.Характеристика проблем воспитания пубертатного периода…………….31
Заключение……………………………………………………………………….36
Список использованной литературы…………………………………………...38

Вложенные файлы: 1 файл

Воспитательный процесс Курсовая.doc

— 172.00 Кб (Скачать файл)

На воспитание характера  влияют литература и искусство. Образы литературных героев и их поведение часто служат для школьника своеобразным образцом, с которым он сравнивает свое поведение.

На воспитание характера влияет и личный пример воспитателя, будь то родите ли или педагоги. То, что делают воспитатели, часто гораздо больше влияет на жизнь ребенка, чем то, что они ему говорят. Как учитель относится к работе, как он следует общественным нормам поведения, владеет ли собой и своими чувствами, каков стиль его работы - все это имеет огромное значение для воспитания характера детей [6,с.12].

Важную роль в формировании характера играет живое слово  учителя, воспитателя, с которым  он обращается к ребенку. Значительное место занимают, в частности, этические, или моральные, беседы. Их цель - формировать у детей правильные моральные представления и понятия. Для более старших школьников один из путей формирования характера - самовоспитание. Однако и у младших школьников учитель должен воспитывать стремление изжить у себя те или иные недостатки, нежелательные привычки, выработать полезные привычки. Особенно важна необходимость индивидуального подхода в воспитании характера

Индивидуальный подход требует выбора и осуществления таких воспитательных мероприятий, которые соответствовали бы особенностям личности школьника и состоянию, в котором он в данное время находится.

Совершенно необходимо принимать во внимание мотивы поступков, так как различия в мотивах определяют и различия в воспитательных мероприятиях, которые должны быть осуществлены учителем в ответ на тот или иной поступок учащегося. Индивидуальный подход требует опоры на то положительное, что уже есть у каждого ребенка в области его интересов, отношений к людям, к отдельным видам деятельности и т. д. Всемерно развивая уже имеющиеся ценные черты, поощряя положительные поступки, педагог легче может добиться преодоления отрицательных черт характера у детей.

Для того чтобы воспитывать  характер школьника с учетом его  индивидуальных особенностей, следует хорошо знать их, т. е. всесторонне и глубоко изучить индивидуальность ученика. Изучение ребенка - сравнительно длительный процесс. Только хорошее знание учащегося позволит наметить индивидуальные мероприятия по его дальнейшему воспитанию или перевоспитанию и приведет к желаемым результатам.

Впервые встречаясь с  учениками в самом начале первого  года обучения, учитель должен внимательно  наблюдать их, побеседовать с родителями об условиях и некоторых особенностях развития ребенка, о проявлениях его характера. На основании наблюдений и бесед необходимо составить определенную программу формирования характера ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.

 

 

 

Раздел 2. Воспитание как  процесс

2.1. Структура воспитательного процесса

 

Структура воспитательного  процесса представляет собой взаимосвязь  основных элементов: целей и содержания, методов и средств, а также  достигнутых результатов.

Воспитание является многофакторным процессом. На него оказывают  влияние природная среда, жизненный мир и иерархия общественных ценностей; семья, школа и вуз, детские и молодежные организации; повседневная и профессиональная деятельность, искусство и средства массовой информации.

Среди многообразия воспитательных факторов выделяют две основные группы: объективную и субъективную.

К группе объективных  факторов относятся:

генетическая наследственность и состояние здоровья человека;

социальная и культурная принадлежность семьи, оказывающая  влияние на его непосредственное окружение;

обстоятельства биографии;

культурная традиция, профессиональный и социальный статус;

особенности страны и  исторической эпохи.

Группу субъективных факторов составляют:

психические особенности, мировоззрение, ценностные ориентации, внутренние потребности и интересы как воспитателя, так и воспитуемого;

система отношений с  социумом;

организованные воспитательные воздействия на человека со стороны  отдельных людей, групп, объединений  и всего сообщества [6,с.16].

В ходе истории возникла потребность в осмыслении процесса воспитания, определения его специфики. А именно в уточнении целей воспитания и уровней их реализации; специфике средств и видов воспитания.

Цели воспитания —  это ожидаемые изменения в  человеке (или группе людей), осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий. Процесс формулировки таких целей, как правило, аккумулирует гуманистическое отношение воспитателя (группы или всего общества) к личности воспитуемого.

В качестве критериев  оценки воспитанности человека принимают:

«добро» как поведение  на благо другого человека (группы, коллектива, общества в целом);

«истину» как руководство  при оценке действий и поступков;

«красоту» во всех формах ее проявления и созидания [5,с.18].

Мера воспитанности  человека определяется следующими критериями: широтой и высотой восхождения человека к вышеозначенным ценностям; степенью ориентации в правилах, нормах, идеалах и ценностях общества и мерой руководства ими в поступках и действиях, а также уровнем приобретенных на их основе личностных качеств.

О воспитанности человека можно судить по многочисленным показателям: по облику, речи, манере поведения в  целом и характерным отдельным  поступкам, по ценностным ориентациям, по отношению к деятельности и  стилю общения.

Вот что писал о воспитанных людях А. П. Чехов (Собр. соч. В 12-ти т. Т. 11. М., 1956. С. 83-84): «Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям:

1. Они уважают человеческую  личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы... Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя! Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних...

2. Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом...

3. Они уважают чужую  собственность, а потому и платят  долги.

4. Они чистосердечны  и боятся лжи как огня. Не  лгут они даже в пустяках. Ложь  оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии... Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают... Из уважения к чужим ушам они чаще молчат.

5. Они не уничтожают  себя с той целью, чтобы вызвать  в другом сочувствие и помощь. Они не играют на струнах  чужих душ, чтоб в ответ им  вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: меня не понимают!..

6. Они не суетны. Их  не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомство со знаменитостями, восторг встречного в Salon'e, известность по портерным...

7. Если они имеют  в себе талант, то уважают его.  Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой...

8. Они воспитывают  в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу...»

Любая воспитательная задача решается через инициирование воспитателем активных действий воспитанника. Таким  начинанием может стать, например, выполнение физического упражнения или решение учебной задачи, восприятие художественного произведения или уборка квартиры, преодоление страха или вредной привычки [6,с.28].

Успешность воспитательной акции как единства воспитательной цели-содержания (средств и способов достижения цели) проявляется как повышение степени автономной активности воспитанника. Таким образом, в совместно-распределенной деятельности осуществляется переход от позиции «на равных» к позиции расширения прав воспитанника, передачи ему полномочий и обязанностей. Начиная самостоятельную деятельность, стремясь к самосовершенствованию, воспитанник может рассчитывать на помощь и поддержку воспитателя.

 

2.2. Направления  воспитания и воспитательной  работы

 

Направление воспитания определяется единством целей и  содержания.

По этому признаку выделяют умственное, нравственное, трудовое, физическое и эстетическое воспитание. В наше время формируются новые направления воспитательной работы — гражданское, правовое, экономическое, экологическое.

Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и себя.

Оно предполагает:

развитие силы воли, памяти и мышления как основных условий  познавательного и образовательного процессов;

формирование культуры учебного и интеллектуального труда;

стимулирование интереса к работе с книгой и новыми информационными  технологиями;

а также развитие личностных качеств — самостоятельности, широты кругозора, способности к творчеству.

Задачи умственного  воспитания решаются средствами обучения и образования, специальными психологическими тренингами и упражнениями, беседами об ученых, государственных деятелях разных стран, викторинами и олимпиадами, вовлечением в процесс творческого поиска, исследования и эксперимента [6,с.21].

Этика составляет теоретическую основу нравственного воспитания.

Задачи и содержание нравственного  воспитания молодого поколения определяются посредством этических требований общества. В письменной традиции человечества основные постулаты нравственного  поведения человека были представлены в Библии и Коране.

В качестве основных задач этического воспитания выделяют:

• накопление нравственного опыта  и знаний о правилах общественного  поведения (в семье, на улице, в школе  и других общественных местах);

• разумное использование свободного времени и развитие нравственных качеств личности, таких как внимательного и заботливого отношения к людям; честности, терпимости, скромности и деликатности; организованности, дисциплинированности и ответственности, чувства долга и чести, уважения человеческого достоинства, трудолюбия и культуры труда, бережного отношения к национальному достоянию.

В повседневной жизни можно наблюдать  факты отклонения человека от морально-нравственных принципов,

Например, герой «Записок из подполья»  Ф. М. Достоевского хочет по своей, по глупой воле пожить; и поэтому, пусть хоть рушится весь мир, а он будет чайком баловаться. В психологии человека «из подполья» Достоевский увидел разрастающееся явление общественного «нигилизма».

Основными критериями нравственного человека являются его нравственные убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям.

В данном контексте уместно вспомнить  идею Л. Н. Толстого относительно приумножения «зла» в мире.

В рассказе «Фальшивый купон» гимназист обманывает лавочника; тот, в свою очередь, платит крестьянину за дрова фальшивыми деньгами. Из-за дальнейшего стечения обстоятельств крестьянин становится разбойником. Л. Н. Толстой концентрирует внимание читателя на действенности в повседневной жизни древнего постулата — «не делай другому того, чего себе не желаешь».

В процессе нравственного воспитания широко применяются такие методы, как убеждение и личный пример, совет, пожелание и одобрительный  отзыв, положительная оценка действий и поступков, общественное признание достижений и достоинств человека. Также целесообразно проведение этических бесед и диспутов на примерах художественных произведений и практических ситуаций. Одновременно спектр нравственного воспитания предполагает как общественное порицание, так и возможность дисциплинарных и отсроченных наказаний.

Главными задачами трудового воспитания являются: развитие и подготовка, добросовестного, ответственного и творческого отношения  к разным видам трудовой деятельности, накопление профессионального опыта как условия выполнения важнейшей обязанности человека.

Для решения вышеозначенных задач  используют разные приемы и средства:

организацию совместного труда  воспитателя и воспитанника;

объяснение значимости определенного  вида труда на пользу семьи, коллектива сотрудников и всего предприятия, Отечества;

материальное и моральное поощрение  производительного труда и проявления творчества;

знакомство с трудовыми традициями семьи, коллектива, страны;

кружковые формы организации труда по интересам (технического творчества, моделирования, театральной деятельности, кулинарии);

упражнения по выработке трудовых навыков при выполнении конкретных операций (навыков чтения, счета, письма, пользования компьютером; различных  ремонтных работ; изготовления изделий из дерева и металла);

творческие конкурсы и соревнования, выставки творческих работ и оценка их качества;

временные и постоянные домашние поручения, дежурства по классу в школе, выполнение возложенных  обязанностей в трудовых бригадах;

систематическое участие  в общественно-полезном труде, обучение технологиям и приемам организации  профессиональной деятельности;

Информация о работе Воспитательный процесс