Воспитательный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 01:41, курсовая работа

Краткое описание

Проблемы воспитания и обучения неразрывно связаны, поскольку данные процессы направлены на человека как целое. Поэтому на практике трудно выделить сферы исключительного влияния обучающих и воспитательных воздействий на развитие человека. А именно как его эмоций, воли, характера, так и мотиваций, ценностных ориентации и интеллекта. Еще Платон писал: «...самым важным в обучении мы признаем надлежащее воспитание». Однако в научном понимании и организации процессов обучения и воспитания есть свои особенности. Поэтому разделение данных процессов проводится нами с целью объяснения их сущности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Раздел 1. Сущность воспитания и ее место в воспитательном процессе……..4
1.1.Понятие воспитания детей……………………………………………………4
1.2.Влияние воспитания на характер и поведение ребенка…………………….9
Раздел 2. Воспитание как процесс……………………………………………...12
2.1. Структура воспитательного процесса……………………………………..12
2.2. Направления воспитания и воспитательной работы……………………...15
2.3. Методика воспитательного воздействия на человека…………………….21
Раздел 3. Особенности воспитательного процесса……………………………29
3.1.Проблемы воспитания трудных детей младшего школьного возраста…..29
3.2.Характеристика проблем воспитания пубертатного периода…………….31
Заключение……………………………………………………………………….36
Список использованной литературы…………………………………………...38

Вложенные файлы: 1 файл

Воспитательный процесс Курсовая.doc

— 172.00 Кб (Скачать файл)

Поощрение как метод  воспитания направлен на эмоциональное  утверждение успешно производимых действий и нравственных поступков  человека и стимулирование к новым [18,с.24].

Наказание как метод  воспитания ориентирован на сдерживание  негативных действий человека и «сковывающее» (тормозящее) влияние в подобных ситуациях.

Виды поощрений могут  быть самыми разнообразными: одобрение, похвала, благодарность, награда, ответственное поручение, поцелуй близкого, моральная поддержка в трудной ситуации, проявление доверия и восхищения, заботы и внимания, прощение за проступок.

Виды наказаний: замечание, выговор, общественное порицание, отстранение  от важного дела, моральное исключение из общественной повседневной жизни, сердитый взгляд воспитателя, осуждение, возмущение, упрек или намек, ироническая шутка.

Методические приемы — это конкретное проявление определенного  метода воспитания на практике. Они  определяют своеобразие используемых методов и подчеркивают индивидуальный стиль его работы. В конкретных ситуациях взаимосвязь между методами и приемами носит диалектический и неоднозначный характер. Они могут заменять друг друга, и не всегда видны их соподчиненные отношения. Например, в процессе применения метода убеждения воспитатель может использовать примеры, проводить беседы, создавать специальные ситуации воздействия на сознание, чувства, волю воспитанника. В данном случае пример, беседа выступают в качестве приемов решения воспитательной задачи. В то же время, применяя метод приучения, воспитатель может использовать убеждение в качестве одного из приемов. Убеждение поможет осуществить задачу включения воспитанника в систему целесообразных действий по формированию конкретного опыта; например, строгого выполнения режима работы и отдыха.

Средства воспитания являются «инструментарием» материальной и духовной культуры, который используется для решения воспитательных задач. К ним относятся:

знаковые символы;

материальные средства;

способы коммуникации;

мир жизнедеятельности  воспитанника;

коллектив и социальная группа как организующие условия  воспитания;

технические средства;

культурные ценности (игрушки, книги, произведения искусства) [10,с.29].

Как правило, человек  ощущает на себе ситуативные акты воспитательного влияния, которые носят кратковременный характер. Варианты целенаправленного воспитательного взаимодействия воспитателя и воспитанника могут иметь разную форму, продолжительность и осуществляться в различных условиях (в семье, образовательно-воспитательном учреждении).

Формы воспитания — это  варианты организации конкретного  воспитательного акта. Например: разъяснительная  беседа родителей о правилах поведения  в общественных местах (в школе, музее, театре, стадионе, в магазине), диспут на тему «Что важнее для человека — "Я" или "Мы"?», совместная акция взрослых и детей по благоустройству своего дома, озеленению двора [12,с.53].

Процедуру использования  комплекса методов и приемов  по достижению воспитательной цели принято  называть методикой.

Систему методов, приемов  и средств, применяемую в соответствии с конкретной логикой достижения целей и принципами действия воспитателя, определяют как технологию.

Например, говорят о  методике воспитания культуры речи или  аккуратности у ребенка, но о технологии речевого тренинга или делового общения. Разработка и применение как методики, так и технологии опираются на научные знания о человеке и процессе его воспитания. Поэтому их относят к сфере профессиональной деятельности специалистов в области воспитания человека.

Сочетание развивающих  методов и средств воспитания следует использовать в период становления  личности воспитанника и стимулировать  в нем способность активно  реагировать на воспитательное воздействие. То есть действительно быть субъектом  конкретной ситуации. Воспитательные методы и средства применяют не только для решения воспитательных задач подрастающего поколения. Они также используются с целью оказания помощи взрослым людям, в процессах социализации, адаптации к новым жизненным условиям, коррекции стиля поведения или характера взаимоотношений с людьми.

Одни и те же воспитательные задачи могут быть решены разными способами.

Эффективность решения  воспитательной задачи зависит от многих факторов, но в первую очередь от:

логики совокупного  применения методов, приемов и воспитательных средств;

индивидуально-личностных особенностей воспитанника и воспитателя;

условий и обстоятельств, в которых осуществлялся воспитательный акт [12,с.36].

На самом деле методы и средства воспитания применяются  во взаимосвязи. Такое сочетание возможно в контексте как комплекса, так и отдельной воспитательной ситуации. Например, в рамках воспитательной работы родителей, членов трудового (ученического, студенческого) коллектива и в ходе воспитательной деятельности профессионалов в специальных учреждениях.

К основным понятиям, используемым для понимания способов воспитательного  воздействия на человека и приемов  взаимодействия воспитателя и воспитанника, относят методы, приемы и средства воспитания, формы воспитания, методику и технологию воспитания.

 

 

 

 

 

Раздел 3. Особенности воспитательного  процесса

3.1.Проблемы воспитания трудных детей младшего школьного возраста

 

Возрастные особенности младших  школьников отметим только те строго установленные истины, которые необходимы для верного толкования конфликтных ситуаций, участниками которых является контингент младших учащихся общеобразовательной школы. Для школьника младших классов характерна недолговечность, кратковременность эмоциональных переживаний, если, конечно, речь идет не о глубоких потрясениях и постоянных угнетающих ребенка раздражителях. Эмоциональная переключаемость и высокая степень комфортности способствуют защищенности психики младшего школьника.

Однако кратковременность нервных  переживаний учащихся этого возраста не дает учителю оснований для неосторожных форм давления на него под предлогом, что все будет забыто. Лишь бы привести поведение или сознание его в сиюминутно требуемое состояние.

Еще одна психологическая истина состоит  в том, что для детей начального школьного возраста свойственна потребность в защите со стороны взрослых и прежде всего учителя. В любой стрессогенной ситуации он устремляет свой взор в сторону учителя и ждет от него помощи, поддержки. Тем сильнее потрясение, если его ожидания не оправдываются, если его оставляют с переживанием один на один. И еще хуже, когда вместо помощи от учителя ребенок получает противоположное.

Из теоретических положений  по конфликтологии отметим несколько  педагогически значимых разъяснений. Конфликтующими сторонами. могут быть все участники учебно-воспитательного процесса. В том числе и родители школьников, руководители методических служб и управленческого аппарата. По характеру возникновения конфликты в младших классах могут быть внезапными, непредсказуемыми. Это наиболее опасный вариант конфликта, т. к. здесь требуется безошибочная реакция педагога в условиях дефицита времени. Именно в подобных случаях импровизация часто подводит учителя, и последствия внезапных столкновений с непродуманными реакциями со стороны учителя могут оказаться болезненными.

Кроме внезапных происходят и такие  конфликты, характер и протекание которых  типичны. Здесь в опыте учителя  обычно уже имеются более или  менее отработанные сценарии реагирования. Остается лишь откорректировать их в связи с данной ситуацией.

Наконец, в поле зрения учителя  должны быть ситуации, где предстоит  создать направленный конфликт, вовлечь  своих подопечных в его разрешение и этим обеспечить продвижение вперед. Прежде чем перейти к освещению  конфликто-стрессогенных ситуаций в учебно-воспитательном процессе начальной школы, обозначим основные содержательные блоки. Ответим на несколько вопросов: а) какова частота конфликтов в работе учителей с младшими школьниками, 6) между кем реально возникают конфликты, в) каково содержание конфликтных ситуаций, г) интерпретация последствий конфликтно-стрессогенных происшествий в жизни начальных классов общеобразовательной школы [16,с.39].

Сравнение частоты возникновения  стрессогенных конфликтных ситуаций в младших, подростковых, старших  классах позвляет сделать заключение о том, что 'младшие школьники существенно реже своих старших товарищей оказываются вовлеченными в события конфликтного рода. 

Анализ и обобщение  конфликтных происшествий в начальных  классах по содержанию и сценарию можно условно разделить на три группы: дидактические, этические и прочие. Для получения по возможности реальной картины сценариев конфликтных столкновений обратимся к сжатому их описанию.

 

 

3.2.Характеристика проблем воспитания пубертатного периода

 

В физиологическом плане границы подросткового возраста примерно совпадают с обучением детей в 5-8 классах средней школы и охватывает возраст от 11-12 до 14-16 лет. Особое положение подросткового периода в цикле развития отражено в других его названиях: "переходный", "трудный", "критический" в них зафиксирована сложность и важность происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от одной эпохи жизни к другой.

Переход от детства к  взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период физического, умственного, нравственного, социального.

Важность подросткового  возраста определяется и тем, что  в нем закладываются основы и  намечаются общие направления формирования моральных и социальных установок  личности. [21,с.35].

Психологические особенности  подросткового возраста получили название "подросткового комплекса". Подростковый комплекс включает: чувствительность к оценке посторонних своей внешности, способности, умении сочетаться с крайней  самонадеянностью и безаппеляционными суждениями в отношении окружающих; внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование с сухим мудрствованием. [20,с.16].

Одной из основных причин психологических трудностей этого  возраста является половое созревание, которое предопределяет неравномерность развития по различным направлениям. Характерной чертой этого возраста является пытливость ума, стремление к познанию, подросток жадно стремиться овладеть как можно большим количеством знаний, при этом не обращая должного внимания на их систематичность. Подростки направляют умственную деятельность на ту сферу, которая больше всего их увлекает. Этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Наиболее аффективные бурные реакции возникают при попытке ущемить самолюбие. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек - 13-15 лет. Характерна для подростков полярность психики:

- Целеустремленность, настойчивость  и импульсивность, неустойчивость);

- Повышенная самоуверенность,  безаппеляционность в суждениях  быстро сменяется ранимостью  и неуверенностью в себе;

- Потребность в общении  + желание уединиться;

- Развязность в поведении  + застенчивость;

- Романтизм + цинизм, расчетливость

- Нежность, ласковость + жестокость.

Важным этапом созревания является процесс формирования самосознания. В его основе лежит способность  человека отличать себя от своей жизнедеятельности, осознанное отношение к своим  потребностям и способностям, влечениям, переживаниям и мыслям.

У подростков субъективный образ "Я" складывается в большей  степени от мнения окружающих. Обязательным компонентом самосознания является самооценка. Часто у подростков самооценка неадекватна: она либо имеет склонность к повышению, либо самооценка значительно снижена. Формирование личности у мальчиков и девочек различны в интеллектуальном и эмоциональном плане. У мальчиков ярче выражена способность к абстрагированию, значительно шире круг интересов, но наряду с этим, они беспомощнее в реальных жизненных ситуациях. У девочек - более высоко развита словесно-речевая деятельность, способность к состраданию и переживанию. Они более чувствительны к критике своей внешности, чем к критическим оценкам их интеллектуальных способностей. Подросток стремится к самостоятельности, но в проблемных жизненных ситуациях он старается не брать на себя ответственность за принимаемые решения, и ждет помощи со стороны взрослых.

Ведущей деятельностью  в этом возрасте является коммуникативная, общаясь в первую очередь со своими сверстниками подросток получает необходимые знания о жизни. Очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит. Сам факт принадлежности к определенной группе придает ему дополнительную уверенность в себе. Положение подростка в группе, те качества, которые он приобретает в коллективе существенным образом влияют на его поведенческие мотивы. Изолированность подростка от группы, может вызывать фрустрацию и быть фактором повышенной тревожности [22,с.56].

В современной западной литературе широкое распространение получила концепция Эрика Эриксона о кризисе идентичности как главной особенности подросткового возраста (под идентичностью понимается определение себя как личности, как индивидуальности). Эриксон называет этот кризис "Идентификация или путаница ролей". Подросток активно "примеряет" на себя различные социальные роли, определяет требования, возможности и права, присущие каждому новому образу. Безусловно, в ролевом веере будут присутствовать и негативные объекты, само существование которых может провоцировать конфликтные ситуации.

Информация о работе Воспитательный процесс