Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 19:00, курсовая работа
С древности воображение привлекало к себе внимание, как особое свойство человеческой психики, стоящее отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Однако феномен воображения остается загадочным и в наши дни. Человечеству до сих пор почти ничего не известно именно о механизме воображения, в том числе о его анатомо-физиологической основе. Вопросы о том, где в мозгу человека локализовано воображение, с работой каких известных нам нервных структур оно связано, сегодня еще не разгаданы. По крайней мере, об этом мы можем сказать гораздо меньше, чем, например, об ощущениях, восприятии, внимании и памяти, которые изучены в достаточной степени.
Введение 3
Глава 1. Общее представление о воображении 5
1.1 Особенности воображения в дошкольном возрасте 5
1.2 Виды и функции воображения дошкольника; этапы развития 13
Вывод по первой главе 28
Глава 2. Изучение уровня проявления воссоздающего воображения в речевой и изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста….30
2.1. Цели, задачи, методика исследования ………………………………...…..30
2.2 Экспериментальное изучение уровня проявления воссоздающего воображения в речевой и изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста………………………………………………………….. 34
Вывод по второй главе 50
Заключение 52
3. Список литературы 53
Из исследований Ермакова В.П. и Григорьева Г.В известно, что ограниченность творческих возможностей детей с нарушением зрения в области искусства подтверждается наличием среди них подлинно творческих талантов и гениев. Их творчество основано на не столь богатом запасе зрительных представлений, которые трансформируются силой воображения в новые, высокохудожественные образы. Одновременно нужно подчеркнуть, что творческое воображение не ограничивается сферой искусства, оно пронизывает все виды человеческой деятельности.
Дефекты зрения ограничивают возможности развития творческого воображения лишь в определенных, связанных с нормальным функционированием зрения областях человеческой деятельности. Это положение подтверждается практикой слабовидящих и слепых ученых, таких как Н. Винер и Л. Понтрягин и др.
Характеризуя в целом произвольное творческое воображение детей с амблиопией и косоглазием, следует подчеркнуть снижение его количественной продуктивности в сравнении с нормой. Это связано с бедностью и однообразием ассоциативных связей, лежащих в основе продуцирования образов фантазии. Качественные изменения в сфере воображения проявляются в снижении уровня оригинальности, т.е. новизны, нестандартности образов.
По мнению Плаксиной Л.И. и Солнцевой Л.И., для воображения лиц с дефектами зрения, особенно дошкольного, характерна стереотипность, схематичность, условность, подражательность, стремление к прямым заимствованиям, подмена образов воображения образами памяти. Часто наблюдается явление персеверации, т.е. склонность к повторению одних и тех же образов с незначительными модификациями. Образы воображения возникают, как правило, на основе очень простых и прямых аналогий. Вероятно, персеверации являются способом преодоления затруднений в репродуцировании образов воображения. Затруднен у детей с нарушением зрения и переход от одного образа к другому из-за их низкой динамичности и пластичности.
Снижение уровня оригинальности
воображения детей с
Воображению детей с нарушением зрения свойственна неустойчивость первоначального замысла, наблюдаются трудности в доведении его до окончательного воплощения, многочисленные соскальзывания на побочные ситуации. Часто образы оказываются лишенными единого смыслового стержня - простым механическим соединением различных элементов. Недостаточный уровень осмысленности образов фантазии проявляется в снижении способности к антиципации, т.е. к предвидению, опережающему отражению, вероятностному прогнозированию.
Воображение тесно связано с эмоциональной сферой личности. Эмоциональная окрашенность является одной из важнейших особенностей образов фантазии. С этой точки зрения воображение дети с нарушением зрения можно охарактеризовать как эмоционально недоразвито, так как его образы, как правило, эмоционально не выразительны.
Таким образом, наличие специфических черт в воображении лиц с дефектами зрения не снимает основных закономерностей развития этого процесса, последние в равной мере проявляются как в норме, так при патологии зрения.
И так заканчивая главу, можно отметить, что воображение – это психический процесс создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения, имеющихся у человека знаний в новое сочетание.
В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах. Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека. Четвертая функция состоит в формировании внутреннего плана действий. Пятая функция – это планирование и программирование деятельности.
В психологии выделяют следующие виды воображения: непроизвольное или пассивное: сновидения, грезы, галлюцинации (слуховые и зрительные); произвольное или активное воображение: воссоздающее или репродуктивное и творческое. В творческое, в свою очередь, входят мечта и фантазия.
Воображение играет в жизни ребенка большую роль, чем в жизни взрослого, проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкое отступление от действительности, нарушение жизненной реальности. Неустанная работа воображения – это один из путей, ведущих к познанию и освоению детьми узкого личного опыта.
В первой половине дошкольного детства у ребенка преобладает репродуктивное воображение, механически воспроизводящее полученные впечатления в виде образов.
В старшем дошкольном возрасте, когда появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного механически воспроизводящего действительность превращается в творчески ее преобразующее.
Воображение из непроизвольного (пассивного) становится произвольным (активным), постепенно превращается из непосредственного в опосредственное, причем основным орудием овладения им со стороны ребенка являются сенсорные эталоны.
Помимо своей познавательно-интеллектуальной функции воображение у детей выполняет еще одну, аффективно-защитную роль.
Познавательное воображение
формируется благодаря
Глава 2. Изучение проявления воссоздающего воображения у детей младшего дошкольного возраста
2.1. Цели, задачи, методика исследования
Исследование уровня проявления воссоздающего воображения у детей младшего дошкольного возраста на базе МБДОУ «Детский сад № 73» г. Чебоксары. В эксперименте приняли участие 15 детей 6-7 лет.
Констатирующий эксперимент был проведен в три этапа:
1. Подбор методик исследования и изготовление необходимого для них оборудования.
2. Проведение эксперимента.
3. Количественный и
качественный анализ
Цель исследования: сравнение воссоздающего воображения в речевой и изобразительной деятельности детей дошкольного возраста .
В соответствии с целью эксперимента нами были обозначены следующие задачи:
- проанализировать рассказы и рисунки детей;
- определить соответствие описаний и рисунков заданному тексту.
Для решения поставленных задач нами использовались две методики:
1. Методика. Изучение воображения при понимании сказочных образов.
Подготовка исследования. Подобрать сказку для чтения (например, «Маша и медведь»), составить вопросы, помогающие ребенку при пересказе сказки в случаях затруднения. Подготовить бумагу, цветные карандаши для рисования.
Проведение исследования. Детям 6-7 лет выразительно читают сказку. После чтения проводят эксперимент.
Выясняют, насколько понял сюжет и образы главных героев сказки. Если ребенок затрудняется, то ему задают подготовительные вопросы:
1) назови главных героев сказки.
2) кто тебе понравился в сказке? Почему?
3) Кто не понравился? Почему?
4) О чем эта сказка?
Обработка данных. Определяют степень соответствия оригиналу созданного детьми образа (количество соответствующих деталей, усложнение и обогащение созданного образа). Описывают изменения в понимании – воссоздании сказочных образов. Результаты оформляют в таблицу. (см. таблицу к методике 1).
Ф. И ребёнка |
Название задания |
Средний балл |
Общий уровень | |||
Пересказ |
Нарисуй | |||||
Балл |
Уровень |
Балл |
Уровень |
Выводы об уровне развития:
10 баллов – (очень высокий) Обогащение образ
8-9 баллов – (высокий) Усложнение образа
5-7 баллов – (средний) Полное соответствие образов
3-4 балла – (низкий) Частичное соответствие образов
0-2 балла – (очень низкий) Отсутствие соответствия образов
Методика 2. Изучение построения образов сказочных персонажей.
Подготовка исследования.
Подготовить бумагу, цветные карандаши
или краски. Продумать включение
в эксперимент сказочных
Проведение исследования. Эксперимент проводится коллективно с дошкольниками 6-7 лет (но при этом необходимо проследить, чтобы дети выполняли задания самостоятельно). Вначале их знакомят с образами сказок или напоминают об этих образах и их превращениях, читая выразительно соответствующие произведения или отрывки из них.
1 ситуация – детей просят нарисовать эти образы и превращения, затем спрашивают о содержании изображенного;
2 ситуация – детей просят рассказать об образах и превращениях.
Обработка данных. По каждой
ситуации анализируют степень соответств
Выясняют изменения в воссоздании сказочных персонажей и волшебных превращений, анализируют трудности при воссоздании, устанавливают эффективность передачи образа при словесной и образной форме: как легче передать ребенку образ и превращение .
Выводы об уровне развития:
10 баллов – (очень высокий ) Обогащение образ
8-9 баллов – (высокий) Усложнение образа
5-7 баллов – (средний) Полное соответствие образов
3-4 балла – (низкий) Частичное соответствие образов
0-2 балла – (очень низкий) Отсутствие соответствия образов
Первым этапом исследования стало проведение «Методика изучения воображения дошкольников при понимании сказочных образов». Диагностика познавательных способностей: Методики и тесты: Учебное пособие. – М.: Академический Проект; Альма Матер, 2009. – 533 с.
Результаты диагностического исследования представлены в таблице (Приложение В).
Полученные данные отражены в диаграмме, которая представлена рисунке 1.
При проведении методики «Изучение построении и понимании сказочных образов» из 20 испытуемых только 40% наиболее правильно воссоздали образы и сюжет сказки, а 60% детям очень сложно передать образ и сюжет. Другая часть испытуемых неверно передала какой-либо из образов, т.к. дети либо не умеют этого делать, либо не имеют представления о предмете.
Вторым этапом исследования стало проведение «Методика изучения построения дошкольниками образов сказочных персонажей». Диагностика познавательных способностей: Методики и тесты: Учебное пособие. – М.: Академический Проект; Альма Матер, 2009. – 533 с.
Результаты диагностического исследования представлены в таблице (Приложение В).
Полученные данные отражены в диаграмме, которая представлена рисунке 2.
При проведении методики «Изучение построения образов сказочных персонажей» из 20 испытуемых только у 5% детей самый высокий уровень, 35% детей так же высокий уровень им легче всего передать образ и превращение при помощи рисунка. И у 60% детей средний уровень им тяжелее передать образ с помощью рисунка.
Так можно сделать вывод по проведенным методикам «Изучение воображения при понимании сказочных образов» и «Изучения построения образов сказочных персонажей» что 60% детям намного легче передавать образы при помощи рисунка, а 20% словами. И 20% детей могут, как словами передавать образ и сюжет, так и рисунком.
Данные экспериментального исследования показывают, что развитие воображения дошкольников идет по пути усложнения и обогащения воссоздаваемых образов. Можно также отметить, что воссоздаваемые образы становятся более приближенными к действительности. Это можно объяснить тем, что ребенок овладевает сенсорными эталонами размера, цвета, пропорций и т.д.
В экспериментальных данных прослеживается еще одна линия развития воображения – освоение словесного способа описания образа. Это имеет особенно важное значение для развития игровой деятельности дошкольника.
Информация о работе Воссоздающее воображение детей дошкольного возраста