Воссоздающее воображение детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 19:00, курсовая работа

Краткое описание

С древности воображение привлекало к себе внимание, как особое свойство человеческой психики, стоящее отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Однако феномен воображения остается загадочным и в наши дни. Человечеству до сих пор почти ничего не известно именно о механизме воображения, в том числе о его анатомо-физиологической основе. Вопросы о том, где в мозгу человека локализовано воображение, с работой каких известных нам нервных структур оно связано, сегодня еще не разгаданы. По крайней мере, об этом мы можем сказать гораздо меньше, чем, например, об ощущениях, восприятии, внимании и памяти, которые изучены в достаточной степени.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Общее представление о воображении 5
1.1 Особенности воображения в дошкольном возрасте 5
1.2 Виды и функции воображения дошкольника; этапы развития 13
Вывод по первой главе 28
Глава 2. Изучение уровня проявления воссоздающего воображения в речевой и изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста….30
2.1. Цели, задачи, методика исследования ………………………………...…..30
2.2 Экспериментальное изучение уровня проявления воссоздающего воображения в речевой и изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста………………………………………………………….. 34
Вывод по второй главе 50
Заключение 52
3. Список литературы 53

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки РФ.doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

Из исследований Ермакова В.П. и Григорьева Г.В известно, что  ограниченность творческих возможностей детей с нарушением зрения в области  искусства подтверждается наличием среди них подлинно творческих талантов и гениев. Их творчество основано на не столь богатом запасе зрительных представлений, которые трансформируются силой воображения в новые, высокохудожественные образы. Одновременно нужно подчеркнуть, что творческое воображение не ограничивается сферой искусства, оно пронизывает все виды человеческой деятельности.

Дефекты зрения ограничивают возможности развития творческого  воображения лишь в определенных, связанных с нормальным функционированием  зрения областях человеческой деятельности. Это положение подтверждается практикой слабовидящих и слепых ученых, таких как Н. Винер и Л. Понтрягин и др.

Характеризуя в целом  произвольное творческое воображение  детей с амблиопией и косоглазием, следует подчеркнуть снижение его  количественной продуктивности в сравнении  с нормой. Это связано с бедностью и однообразием ассоциативных связей, лежащих в основе продуцирования образов фантазии. Качественные изменения в сфере воображения проявляются в снижении уровня оригинальности, т.е. новизны, нестандартности образов.

По мнению Плаксиной Л.И. и Солнцевой Л.И.,  для воображения лиц с дефектами зрения, особенно дошкольного, характерна стереотипность, схематичность, условность, подражательность, стремление к прямым заимствованиям, подмена образов воображения образами памяти. Часто наблюдается явление персеверации, т.е. склонность к повторению одних и тех же образов с незначительными модификациями. Образы воображения возникают, как правило, на основе очень простых и прямых аналогий. Вероятно, персеверации являются способом преодоления затруднений в репродуцировании образов воображения. Затруднен у детей с нарушением зрения и переход от одного образа к другому из-за их низкой динамичности и пластичности.

Снижение уровня оригинальности воображения детей с косоглазием  и амблиопией отчетливо проявляется в игровой деятельности, для которой характерны обедненность сюжетов, недостаточная изобразительность, низкая активность, склонность к стереотипным действиям.

Воображению детей с  нарушением зрения свойственна неустойчивость первоначального замысла, наблюдаются трудности в доведении его до окончательного воплощения, многочисленные соскальзывания на побочные ситуации. Часто образы оказываются лишенными единого смыслового стержня - простым механическим соединением различных элементов. Недостаточный уровень осмысленности образов фантазии проявляется в снижении способности к антиципации, т.е. к предвидению, опережающему отражению, вероятностному прогнозированию.

Воображение тесно связано  с эмоциональной сферой личности. Эмоциональная окрашенность является одной из важнейших особенностей образов фантазии. С этой точки зрения воображение дети с нарушением зрения можно охарактеризовать как эмоционально недоразвито, так как его образы, как правило, эмоционально не выразительны.

Таким образом, наличие  специфических черт в воображении лиц с дефектами зрения не снимает основных закономерностей развития этого процесса, последние в равной мере проявляются как в норме, так при патологии зрения.

 

 

И так заканчивая главу, можно отметить, что воображение – это психический процесс создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения, имеющихся у человека знаний в новое сочетание.

В жизни человека воображение  выполняет ряд специфических  функций. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах. Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека. Четвертая функция состоит в формировании внутреннего плана действий. Пятая функция – это планирование и программирование деятельности.

В психологии выделяют следующие  виды воображения: непроизвольное или пассивное: сновидения, грезы, галлюцинации (слуховые и зрительные); произвольное или активное воображение: воссоздающее или репродуктивное и творческое. В творческое, в свою очередь, входят мечта и фантазия.

Воображение играет в  жизни ребенка большую роль, чем  в жизни взрослого, проявляется  гораздо чаще и допускает значительно  более легкое отступление от действительности, нарушение жизненной реальности. Неустанная работа воображения – это один из путей, ведущих к познанию и освоению детьми узкого личного опыта.

В первой половине дошкольного  детства у ребенка преобладает  репродуктивное воображение, механически воспроизводящее полученные впечатления в виде образов.

В старшем дошкольном возрасте, когда появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного  механически воспроизводящего действительность превращается в творчески ее преобразующее.

Воображение из непроизвольного (пассивного) становится произвольным (активным), постепенно превращается из непосредственного в опосредственное, причем основным орудием овладения им со стороны ребенка являются сенсорные эталоны.

Помимо своей познавательно-интеллектуальной функции воображение у детей выполняет еще одну, аффективно-защитную роль.

Познавательное воображение  формируется благодаря отделению  образа от предмета и обозначению  образа с помощью слова. Аффективное  воображение складывается в результате образования и осознания ребенком своего «Я», психологического отделения себя от других людей и от совершаемых поступков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Изучение проявления воссоздающего воображения у детей младшего дошкольного возраста

2.1. Цели, задачи, методика исследования

 

Исследование уровня проявления воссоздающего воображения у детей младшего дошкольного возраста на базе МБДОУ «Детский сад № 73» г. Чебоксары. В эксперименте приняли участие 15 детей 6-7 лет.

Констатирующий эксперимент был проведен в три этапа:

1. Подбор методик исследования  и изготовление необходимого  для них оборудования.

2. Проведение эксперимента.

3. Количественный и  качественный анализ полученных  данных.

Цель исследования: сравнение воссоздающего воображения в речевой и изобразительной деятельности детей дошкольного возраста .

В соответствии с целью  эксперимента нами были обозначены следующие  задачи:

- проанализировать рассказы и рисунки детей;

- определить соответствие описаний и рисунков заданному тексту.

Для решения поставленных задач нами использовались две методики:

  • «Методика изучения воображения дошкольников при понимании сказочных образов». Диагностика познавательных способностей: Методики и тесты: Учебное пособие. – М.: Академический Проект; Альма Матер, 2009. – 533 с.
  • «Методика изучения построения дошкольниками образов сказочных персонажей». Диагностика познавательных способностей: Методики и тесты: Учебное пособие. – М.: Академический Проект; Альма Матер, 2009. – 533 с.

1. Методика. Изучение воображения при понимании сказочных образов.

Подготовка исследования. Подобрать сказку для чтения (например, «Маша и медведь»), составить вопросы, помогающие ребенку при пересказе сказки в случаях затруднения. Подготовить бумагу, цветные карандаши для рисования.

Проведение исследования. Детям 6-7 лет выразительно читают сказку. После чтения проводят эксперимент.

Выясняют, насколько понял  сюжет и образы главных героев сказки. Если ребенок затрудняется, то ему задают подготовительные вопросы:

1) назови главных героев сказки.

2) кто тебе понравился  в сказке? Почему?

3) Кто не понравился? Почему?

4) О чем эта сказка?

Обработка данных. Определяют степень соответствия оригиналу  созданного детьми образа (количество соответствующих деталей, усложнение и обогащение созданного образа). Описывают изменения в понимании – воссоздании сказочных образов. Результаты оформляют в таблицу. (см. таблицу к методике 1).

Ф. И ребёнка

Название задания

Средний балл

Общий уровень

Пересказ

Нарисуй

Балл

Уровень

Балл

Уровень


 

 

Выводы об уровне развития:

10 баллов –  (очень высокий) Обогащение образ

8-9 баллов – (высокий) Усложнение образа

5-7 баллов – (средний) Полное соответствие образов

3-4 балла – (низкий) Частичное соответствие образов

   0-2 балла – (очень низкий) Отсутствие соответствия образов

 

Методика 2. Изучение построения образов сказочных персонажей.

 

Подготовка исследования. Подготовить бумагу, цветные карандаши  или краски. Продумать включение  в эксперимент сказочных персонажей, существенно отличающихся от реальных (например, Кощей Бессмертный, Баба Яга, ведьма и др.), а также волшебные превращения сказочных героев, например Иванушки в козленка, Василисы Прекрасной в лягушку и т.д.

Проведение исследования. Эксперимент проводится коллективно с дошкольниками 6-7 лет (но при этом необходимо проследить, чтобы дети выполняли задания самостоятельно). Вначале их знакомят с образами сказок или напоминают об этих образах и их превращениях, читая выразительно соответствующие произведения или отрывки из них.

1 ситуация – детей  просят нарисовать эти образы и превращения, затем спрашивают о содержании изображенного;

2 ситуация – детей  просят рассказать об образах  и превращениях.

Обработка данных. По каждой ситуации анализируют степень соответствия образа оригиналу (количество соответствующих деталей, усложнение и обогащение образа), особенности изображения волшебных превращений, перехода из одного состояния в другое. Результаты оформляют в таблицу (см. таблицу к методике 1).

Выясняют изменения в воссоздании сказочных персонажей и волшебных превращений, анализируют трудности при воссоздании, устанавливают эффективность передачи образа при словесной и образной форме: как легче передать ребенку образ и превращение .

Выводы об уровне развития:

10 баллов –  (очень высокий ) Обогащение образ

8-9 баллов – (высокий) Усложнение образа

5-7 баллов – (средний) Полное соответствие образов

3-4 балла – (низкий) Частичное соответствие образов

   0-2 балла – (очень низкий) Отсутствие соответствия образов

 

 

 

    1. Экспериментальное изучение уровня проявления воссоздающего воображения в речевой и изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста.

 

Первым этапом исследования стало проведение «Методика изучения воображения дошкольников при понимании сказочных образов». Диагностика познавательных способностей: Методики и тесты: Учебное пособие. – М.: Академический Проект; Альма Матер, 2009. – 533 с.

Результаты диагностического исследования представлены в таблице (Приложение В).

Полученные данные отражены в диаграмме, которая представлена рисунке 1.

 

При проведении методики «Изучение построении и понимании сказочных образов» из 20 испытуемых только 40% наиболее правильно воссоздали образы и сюжет сказки, а  60% детям очень сложно передать образ и сюжет. Другая часть испытуемых неверно передала какой-либо из образов, т.к. дети либо не умеют этого делать, либо не имеют представления о предмете.

 

Вторым этапом исследования стало проведение «Методика изучения построения дошкольниками образов сказочных персонажей». Диагностика познавательных способностей: Методики и тесты: Учебное пособие. – М.: Академический Проект; Альма Матер, 2009. – 533 с.

Результаты диагностического исследования представлены в таблице (Приложение В).

Полученные данные отражены в диаграмме, которая представлена рисунке 2.

 

 

При проведении методики «Изучение построения образов сказочных персонажей» из 20 испытуемых только у 5%  детей самый высокий уровень, 35% детей так же высокий уровень им легче всего передать образ и превращение при помощи рисунка. И у 60%  детей средний уровень им тяжелее передать образ с помощью рисунка.

 

Так можно сделать  вывод по проведенным методикам «Изучение воображения при понимании сказочных образов» и «Изучения построения образов сказочных персонажей» что 60% детям намного легче передавать образы при помощи рисунка, а 20% словами. И 20% детей могут, как словами передавать образ и сюжет, так и рисунком.

Данные экспериментального исследования показывают, что развитие воображения дошкольников идет по пути усложнения и обогащения воссоздаваемых образов. Можно также отметить, что воссоздаваемые образы становятся более приближенными к действительности. Это можно объяснить тем, что ребенок овладевает сенсорными эталонами размера, цвета, пропорций и т.д.

В экспериментальных данных прослеживается еще одна линия развития воображения – освоение словесного способа описания образа. Это имеет особенно важное значение для развития игровой деятельности дошкольника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Воссоздающее воображение детей дошкольного возраста