Выдающиеся деятели в области психологии и педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 12:54, реферат

Краткое описание

Сокра́т— древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека. Его деятельность — поворотный момент античной философии. Своим методом анализа понятий (майевтика, диалектика) и отождествлением положительных качеств человека с его знаниями он направил внимание философов на важное значение человеческой личности.
Сократ Принимал активное участие в общественной жизни Афин. Участвовал в Пелопоннесской войне — сражался под Потидеей и при Делии. Был учителем и старшим другом афинского политика и полководца Алкивиада. В 399 г. до н. э. ему было предъявлено обвинение в том, что «он не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества, и повинен в том, что развращает юношество». Как свободный афинский гражданин, не был подвергнут казни, а сам принял яд

Вложенные файлы: 1 файл

Сократ.docx

— 1.22 Мб (Скачать файл)

Сократ

Сокра́т— древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека. Его деятельность — поворотный момент античной философии. Своим методом анализа понятий (майевтика, диалектика) и отождествлением положительных качеств человека с его знаниями он направил внимание философов на важное значение человеческой личности.

Сократ Принимал активное участие в общественной жизни Афин. Участвовал в Пелопоннесской войне — сражался под Потидеей и при Делии. Был учителем и старшим другом афинского политика и полководца Алкивиада. В 399 г. до н. э. ему было предъявлено обвинение в том, что «он не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества, и повинен в том, что развращает юношество». Как свободный афинский гражданин, не был подвергнут казни, а сам принял яд

Используя метод диалектических споров, Сократ пытался восстановить через свою философию авторитет  знания, поколебленный софистами. Софисты  пренебрегали истиной, а Сократ сделал её своей возлюбленной. Несмотря на то, что его взгляды во многом не разделяли другие представители  софизма, все же Сократа можно  считать основоположником философии  софизма, так как именно его представления  наиболее полно отражали суть данного  учения.

В вопросах этики Сократ развивал принципы рационализма, утверждая, что добродетель проистекает  из знания, и человек, знающий, что  такое добро, не станет поступать  дурно. Ведь добро есть тоже знание, поэтому культура интеллекта может  сделать людей добрыми.

Сократу приписывают также  такие слова в отношении знания: «Я знаю только то, что ничего не знаю».

Свои приёмы исследования Сократ сравнивал с «искусством  повивальной бабки» (майевтика); его метод вопросов, предполагающих критическое отношение к догматическим утверждениям, получил название «сократовской иронии». Свои мысли Сократ не записывал, полагая, что это ослабляет память. А своих учеников приводил к истинному суждению через диалог, где задавал общий вопрос, получив ответ, задавал следующий уточняющий вопрос и так далее до окончательного ответа.

Платон

Платон (др.-греч. Πλάτων, 428 или 427 до н. э., Афины — 348 или 347 до н. э., там же) — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Точная дата рождения Платона неизвестна. Следуя античным источникам, большинство исследователей полагает, что Платон родился в 428—427 годах до н. э. в Афинах или Эгине в разгар Пелопоннесской войны между Афинами и Спартой. По античной традиции днём его рождения считается 7 таргелиона (21 мая), праздничный день, в который, по мифологическому преданию, на острове Делос родился бог Аполлон. Первым учителем Платона был Кратил. Около 408 года до н. э. Платон познакомился с Сократом и стал одним из его учеников.

Принято считать, что Платон является одним из основателей идеалистического направления в мировой философии.

Теория идей Платона

Следует признать наличие  трех родов сущего — вечных идей, изменяющихся конкретных вещей и  пространства, в котором существуют вещи: «Во-первых, есть тождественная  идея, нерожденная и негибнущая, ничего не воспринимающая в себя откуда бы то ни было и сама ни во что не входящая, незримая и никак иначе не ощущаемая, но отданная на попечение мысли. Во-вторых, есть нечто подобное этой идее и носящее то же имя — ощутимое, рождённое, вечно движущееся, возникающее в некоем месте и вновь из него исчезающее, и оно воспринимается посредством мнения, соединенного с ощущением. В-третьих, есть ещё один род, а именно пространство: оно вечно, не приемлет разрушения, дарует обитель всему роду, но само воспринимается вне ощущения, посредством некоего незаконного умозаключения, и поверить в него почти невозможно».

Учение о душе

  1. Дуализм души и тела
  2. Три части души
  3. Первый аргумент в пользу бессмертия души
  4. Второй аргумент в пользу бессмертия души
  5. Третий аргумент в пользу бессмертия души
  6. Четвертый аргумент в пользу бессмертия души

 

АРИСТОТЕЛЬ Стагирский

384 – 322 до  н. э. 

Аристотель  Стагирский, один из величайших философов античной Греции, родился в 384 г. до н. э. в Стагире, греческой колонии во Фракии, недалеко от Афона Отец Аристотеля Никомах и мать Фестида были благородного происхождения. Рано потеряв родителей, Аристотель отправился сначала в Атарней, в Малой Азии, а затем, в 367 году, – в Афины. Там Аристотель стал учеником Платона и в течении 20 лет был участником платоновской Академии. В 335 г. Аристотель вернулся в Афины и создал там свою школу (Ликей, или перипатетическую школу). После смерти Александра Аристотель был обвинён в безбожии и покинул Афины. Аристотель переселился в Халкис на Эвбее, куда за ним последовала толпа учеников и где через несколько месяцев он скончался от болезни желудка.

Дошедшие  до нас сочинения Аристотеля делятся  по содержанию на 7 групп: 
– Логические трактаты, объединённые в своде «Органон»: «Категории», «Об истолковании», «Аналитики первая и вторая», «Топика». 
– Физические трактаты: «Физика», «О происхождении и уничтожении», «О небе», «О метеорологических вопросах». 
– Биологические трактаты: «История животных», «О частях животных», «О возникновении животных», «О движении животных», а также трактат «О душе». 
– Сочинения о «первой философии», рассматривающее сущее как таковое и получившее впоследствии название «Метафизики». 
– Этические сочинения: т. н. «Никомахова этика» (посвященная Никомаху, сыну Аристотеля) и «Эвдемова этика» (посвященная Эвдему, ученику Аристотеля). 
– Социально-политические и исторические сочинения: «Политика», «Афинская полития». 
– Работы об искусстве, поэзии и риторике: «Риторика» и дошедшая не полностью «Поэтика».

Аристотель  различал 4 рода движения: качественное, или изменение; количественное –  увеличение и уменьшение; перемещение  – пространств, движение; возникновение  и уничтожение, сводимые к первым двум видам.

По Аристотелю, всякая реально существующая единичная  вещь есть единство «материи» и «формы», причём «форма»» – присущий самому веществу «вид», принимаемый им.

В учении о  познании и о его видах Аристотель различал «диалектическое» и «аподиктическое» познание.

 

Витторино де Фильтре

         

 

 Витторино де Фильтре(1378-1446) Итальянский педагог-гуманист эпохи Возрождения. Родился в семье бедного нотариуса.В Падуе он изучал греческий язык,затем математику,в которой добился больших успехов. В Падуе и начинается его педагогическая карьера.

Создал при дворе герцога Мантуанского школу,в которой учились дети герцога. Школе было дано название *Дом радости*. этим названием он подчеркивал отличие его школы от средневековой. Витторино де Фильтре называли *Первым школьным учителем нового типа*. Невозможно переоценить его вклад в развитие педагогики.

Основными чертами его школы были:

-Изучение древних языков и римской и греческой литературы.

-Применение нагладных пособий и практических работ.

-Хорошо поставленная физ.подготовка(верховая езда,фехтование,плавание)

-Телесные наказания применялись только в поступках против нравственности

В школе Витторино де Фильтре учились не только дети аристократов,но и талантливые дети из бедных семей. В этой школе он развивал и использовал программу,позаимствованную у итальянских гуманистов. В своей школе он пытался раскрыть в ребенке природные таланты и способствовать их развитию.Он стремился сделать для своих учеников занятия более интересными,используя ращные методики,в том числе и игры. Таким образом можно сделать вввод о том,что Витторино де Фильтре сделал огромный вклад в развитие педагогики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Томаззо Кампанелла


Томаззо Кампанелла (5 сентября 1568 — 21 мая 1639,Париж) —итальянский философ и писатель, один из первых представителей утопического социализма. Родился в Калабрии в семье сапожника, денег на обучение в семье не было и Джованни, влекомый жаждой познания в ранней молодости, вступил в доминиканский орден, где в 15 лет принял имя Томмазо.

Педагогические идеи в  идеальном государстве по Томмазо Кампанелле.

Верховный правитель у  них - священник, именующийся на их языке  «Солнце», на нашем же мы называли бы его Метафизиком. Он является главою всех и в бренном и в духовном, и по всем вопросам и спорам он выносит окончательное решение. При нём состоят три соправителя: Пон, Син и Мор, или по-нашему: Мощь, Мудрость и Любовь.

Ведение правителя Мощи.

В ведении Мощи находится  все касающееся войны и мира: военное  искусство, верховное командование на войне; но и в этом он не стоит  выше Солнца. Он управляет военными должностями, солдатами, ведает снабжением, укреплениями, осадами, военными машинами, мастерскими и мастерами, их обслуживающими.

Ведение правителя Мудрости.

Ведению правителя Мудрости подлежат свободные искусства, ремесла  и всевозможные науки, а также  соответственные должностные лица и ученые, равно как и учебные  заведения. Число подчинённых ему должностных лиц соответствует числу наук: имеется Астроном, также и Космограф, Геометр, Историограф, Поэт, Логик, Ритор, Грамматик, Медик, Физик, Политик, Моралист. И есть у них всего одна книга, под названием «Мудрость», где удивительно сжато и доступно изложены все науки. Её читают народу согласно обряду пифагорейцев. По повелению Мудрости, во всем городе стены, внутренние и внешние, нижние и верхние, расписаны превосходнейшею живописью, в удивительно стройной последовательности отображающей все науки.

Ведение правителя Любви.

Ведению Любви подлежит, во-первых, деторождение и наблюдение за тем, чтобы  сочетание мужчин и женщин давало наилучшее потомство. И они издеваются над тем, что мы, заботясь усердно  об улучшении пород собак и  лошадей, пренебрегаем в то же время  породой человеческой. В ведении  того же правителя находится воспитание новорождённых, врачевание, изготовление лекарств, посевы, жатва и сбор плодов, земледелие, скотоводство и т.д

 

Томас Мор

Томас Мор (7 февраля 1478-6 июня 1535)-английский мыслитель, писатель, гуманист, государственный  деятель.

Благодаря уму, честности  и неподкупности Томас Мор  стал сначала главой парламента, а  потом лорд-канцлером Англии.

Главным творением Томаса Мора стала его «Золотая книга  о наилучшем устройстве государства  и о новом острове Утопия»(1516).

Эта книга написана в форме  диалога, в котором принимаются  и отвергаются официальные политические воззрения. В первой части работы дается критика английского политического  устройства, во второй описывается  жизнь на вымышленном острове.

В своем произведении Мор  придает большое значение вопросам воспитания. Английский мыслитель полагал, что детям, независимо от пола и социального  происхождения, не обходимо давать равное общественное воспитание и первоначальное обучение. Преподавание должно вестись  на родном языке, а основными школьными  предметами являлись: чтение, письмо, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, диалектика и естествознание. В обучении должны широко применяться пособия.

Мор уделял большое внимание подготовке молодого поколения к  трудовой деятельности. Он одним из первых высказал мысль о соединении теоретического образования с трудом. Основой трудового воспитания было земледелия, которое изучалось в  школах теоретически, а на полях - практически. Кроме земледелия, каждый «утопиец» обязан был обучиться, по крайней мере, одному ремеслу еще в детском возрасте.

Умственный труд, считался одним из величайших благ и наслаждений. Наукой должны заниматься, по мнению Мора, наиболее одаренные, освобожденные  от физического труда.

Педагогические идеи Томаса Мора имели большое значение в  развитии педагогических мыслей. Он провозгласил принцип всеобщего обучения, равного  обучения мужчин и женщин, выдвинул мысль о широкой организации  самообразования, просвещение взрослых, требовал обучения на родном языке, на метил широкий круг учебных предметов, в центре которого стоит естествознание.

 

Ян Амос Коменский


Ян Амос Коменский – выдающийся чешский педагог, мыслитель-гуманист, основоположник научной педагогики, дидактики, писатель, общественный деятель. Родился в чешском городке Нивница 28 марта 1592 г.

 В 1632 г. Ян Амос Коменский написал «Дидактику» на чешском языке, а позже дополнил её и перевёл на латинский язык, назвав Didactica magna / Великой дидактикой, содержащей 33 главы. Строго говоря, полное название книги звучит так: «Великая дидактика, содержащая универсальное искусство учить всех всему, или верный и тщательно продуманный способ создавать по всем общинам, городам и селам каждого христианского государства такие школы, в которых бы все юношество того или другого пола, без всякого, где бы ты ни было исключения, могло обучаться наукам, совершенствоваться в нравах, исполняться благочестия и таким образом в годы юности научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни». 

Считая, что все дети способны воспринять знания, Ян Коменский хотел «учить всех всему». Он требовал всеобщего обучения, которое должно распространяться как на богатых, так и на бедных, как на мальчиков, так и на девочек: «… все должны получать образование, вплоть до ремесленников, мужиков, носильщиков и женщин».  
Его педагогические идеи рассредоточены по значительному числу произведений. 
Принцип наглядности обучении для учащихся («Пусть будет для учащихся золотым правилом: все, что только можно предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое - для восприятия зрением, слышимое - слухом, запахи - обонянием, подлежащее вкусу - вкусом, доступное осязание - путем осязания. Если какие-нибудь предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами»); 
  - принцип постепенности и систематичности знаний («Все занятия должны бать распределены таким образом, чтобы новый материал всегда основывался на предшествующем и укреплялся последующим» и: «Обучение «должно идти от более общего к более частному»; «от более легкого - к более трудному»; «от известного - к неизвестному»; «от более близкого к более далекому»); 
  - принцип сознательности и активности учащихся при обучении; 
  - принцип упражнений и прочного овладения знаниями и навыками («Правила должны поддерживать и закреплять практику»). 
Указанные выше принципы, наличие учебников учащихся, классно-урочная система Я.А. Коменского и детальная регламентация учебного процесса позволили значительно Упростить и улучшить обучение в школе. 
     Я.А. Коменский не прекращал научной деятельности почти до смерти, последние сочинения писались уже под его диктовку.

Информация о работе Выдающиеся деятели в области психологии и педагогики