Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 12:54, реферат
Сокра́т— древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека. Его деятельность — поворотный момент античной философии. Своим методом анализа понятий (майевтика, диалектика) и отождествлением положительных качеств человека с его знаниями он направил внимание философов на важное значение человеческой личности.
Сократ Принимал активное участие в общественной жизни Афин. Участвовал в Пелопоннесской войне — сражался под Потидеей и при Делии. Был учителем и старшим другом афинского политика и полководца Алкивиада. В 399 г. до н. э. ему было предъявлено обвинение в том, что «он не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества, и повинен в том, что развращает юношество». Как свободный афинский гражданин, не был подвергнут казни, а сам принял яд
Иоганн Генрих Песталоцци
Биография
Песталоцци родился в семье хирурга (по другим источникам — глазного врача). В 1780 г. Песталоцци написал небольшое сочинение под названием «Досуги отшельника», представлявшее собой сборник афоризмов. Именно в нём Песталоцци излагает свои взгляды, которые будет развивать впоследствии. Большой успех имели «Лингард и Гертруда, книга для народа» (1781).
Социально-педагогические
и философские взгляды
Утверждая, что воспитание и образование
должны быть достоянием всех людей, Песталоцци
считал школы одним из важнейших рычагов
социального преобразования общества.
Важнейшим средством воспитания и развития
человека, по Песталоцци, является труд,
который Центром всего воспитания является
формирование нравственности человека.
Познание, утверждал Песталоцци, начинается
с чувственного восприятия и восходит
путем переработки представлений к идеям,
которые существуют в сознании человека
как образующие силы, но для своего выявления
и оживления нуждаются в материале, доставляемом
ощущениями.
Цель и сущность воспитания.
Теория элементарного образования. Цель воспитания, по Песталоцци,
заключается в том, чтобы развить все природные
силы и способности человека, причем это
развитие должно быть разносторонним
и гармоническим. Педагог должен направлять
развитие по правильному пути, устранять
препятствия и влияния, которые могли
бы его задержать или отклонить в сторону.
Целенаправленное воспитание совершенно
необходимо каждому человеку, так как
предоставленный самому себе, стихийно
развивающийся человек не достигнет той
степени гармонического развития всех
своих человеческих сил, которая требуется
от него как члена общества.
Значение педагогической теории и практики Песталоцци. Песталоцци разработал общие основы первоначального обучения и частные методики начального образования. Идея развивающего школьного обучения, выдвинутая Песталоцци, оказала, несомненно, положительное влияние на дальнейшее развитие передовой педагогической теории и практики.
Иоганн Фридрих Гербарт
Биография
Родился в Ольденбурге. Гербарт получил образование сначала в латинской классической школе, а затем в Йенском университете. Он ознакомился с учениями представителей немецкой классической философии Канта, Фихте, но большое влияние оказало на него учение античного философа Парменида о том, что всё в мире едино и неизменно. Окончив университет, Гербарт стал воспитателем детей в семье швейцарского аристократа. В 1800 году он посетил Бургдорфский институт Песталоцци. Однако демократическая направленность взглядов великого педагога не была им усвоена. С 1802 года Гербарт работал в Гёттингенском и Кёнигсбергском университетах в должности профессора. В них он развернул широкую педагогическую деятельность: читал лекции по психологии и педагогике, руководил семинарией для подготовки учителей. Умер в 1841 году в Гёттингене.
Психологические идеи
Основоположник эмпирической психологии в Германии. Выступал против теории способностей Вольфа. Гербарт был сторонником ассоциативной психологии и стремился построить психологию, основанную прежде всего на опыте: её предметом должны быть факты, явления сознания. По Гербарту сознание имеет три области: ясность сознания, сознания и бессознательного. Термин «вытеснение», применённый Гербартом для обозначения перехода представления в область бессознательного, широко использовался затем в психоанализе.
Философские и психологические основы педагогики.
Из философии выводил
цели воспитания. С помощью психологии
обосновывал пути достижения этих целей.
Разработал эстетическую теорию. Сводил
процесс психической
Идеи в области воспитания
Педагогику понимал как науку об искусстве воспитания, умеющего укреплять и отстаивать существующий строй.
Ввёл в педагогику понятие «воспитывающее обучение».
ДИСТЕРВЕГ Фридрих Адольф Вильгельм
ДИСТЕРВЕГ Фридрих Адольф Вильгельм (1790-1866) - представитель германской буржуазно-демократической педагогики середины XIX в.
В 1812—20 годах преподавал в средних школах, затем занимал должность директора учительской семинарии Дистервег стремился к объединению немецкого учительства, он создал в Берлине четыре учительских общества. Прогрессивную общественно-педагогическую деятельность Дистервег вел до последних дней своей жизни. Он скончался в 1866 году, заболев холерой.
Основной труд - "Руководство к образованию немецких учителей". Является автором множества учебных пособий для учителей, создателем учительских семинаров.
Дистервег сформулировал два взаимосвязанных принципа обучения и воспитания - природосообразности и культуросообразности.В воспитании и в обучении он предлагал следовать природе человека, учитывать персональные свойства ребенка (принцип природосообразности).Принцип культуросообразности означал организацию учебно-воспитательного процесса с учетом определенной внешней, внутренней и общественной культуры.
По Дистервегу, внешняя культура - это нормы морали, быта, потребления; внутренняя культура - духовная жизнь человека; общественная культура - социальные отношения и национальная культура.
Высшая цель воспитания: "самодеятельность на служении истине, красоте и добру". Умственное образование: главная задача обучения - развитие умственных сил и способностей детей. Ценность имеют знания, которые приобретены самостоятельным путем. Обучение должно способствовать всестороннему развитию человека и его нравственному воспитанию.
В начальной школе надо уделять внимание привитию навыков, развитию умственных способностей и умению самостоятельно работать. Цель средней школы - вооружение учащихся разносторонними и глубокими научными знаниями. Много внимания следует уделять закреплению материала. Дистервег настаивал на расширении естественно-научного образования.
В обучении отдавал предпочтение индуктивному методу . Сформулировал полезные для школы дидактические правила: ясность, четкость, последовательность, самостоятельность учащегося, заинтересованность учителя и ученика.
Джон Локк
Биография
Родился 29 августа 1632 года в небольшом городке Рингтон на западе Англии, близ Бристоля, в семье провинциального адвоката.
В 1646 году по рекомендации командира его отца зачислен в Вестминстерскую школу. В1652 году Локк, один из лучших учеников школы, поступает в Оксфордский университет.
1668 год — Локка избирают членом Королевского общества, а в 1669 году — членом его Совета.
1671 год — решает осуществить тщательное исследование познавательных способностей человеческого разума. Это был замысел главного труда ученого — «Опыта о человеческом разумении», над которым он работал 16 лет.
28 октября 1704 года умер от астмы в загородном доме своей подруги леди Дэмерис Мэшем.
Педагогические идеи
Был одним из основоположников
эмпирико-сенсуалистической
«Девять десятых людей делаются такими, какие они есть, только благодаря воспитанию». Важнейшие задачи воспитания: выработка характера, развитие воли, нравственное дисциплинирование.
Цель воспитания — воспитание джентльмена, умеющего вести свои дела толково и предусмотрительно, предприимчивого человека, утончённого в обращении. Конечную цель воспитания Локк представлял в обеспечении здорового духа в здоровом теле.
Основной дидактический принцип — в обучении опираться на интерес и любознательность детей. Главным воспитательным средством являются пример и среда. Устойчивые положительные привычки воспитываются ласковыми словами и кроткими внушениями.
Джон Локк широко признан как один из самых влиятельных мыслителей Просвещения и теоретиков либерализма. Письма Локка произвели воздействие на Вольтера и Руссо, многих шотландских мыслителей Просвещения и американских революционеров. Его влияние также отражено в американской Декларации независимости. Джон Локк первым из мыслителей раскрыл личность через непрерывность сознания. Он также постулировал, что ум является «чистой доской».
Жан Жак Руссо
Жан Жак Руссо родился 28 июня 1712 в Женеве, в семье часовщика. Мать Руссо, урожденная Сюзанна Бернар,была внучкой местного пастора; умерла вскоре после родов. Отец, Изак Руссо в 1722 из Женевы уехал, и 1723 - 1724 года молодой Руссо провел в протестантском пансионе Ламберсье в городке Боссе недалеко от грницы с Францией.
По возвращении в Женеву
он сначала собирался стать
В юности Жан Жак Руссо перепробовал множество занятий, которые несомненно оставили заметный отпечаток при становлении мировозрения будущего великого философа: был лакеем, гравером, гувернером, учителем музыки, писцом, секретарем, театральным писателем, композитором.
В 1728 бежал из города, спасаясь от тирании хозяина-самодура.
До 1741 жил в Швейцарии, затем уехал в Париж.
В Париж возвратился в 1770 без средств к существованию. Вновь занимался самыми разными вещами чтобы прокормиться, в том числе перепиской нот.
Умер Руссо 2 июля 1778 в местечке Эрменонвиль близ Парижа - имении маркиза Р.Л. Жирардена, в котором Руссо провел последние месяцы жизни. В период якобинской диктатуры останки Жан Жака Руссо были перенесены в Парижский Пантеон.
Руссо являлся наиболее влиятельным представителем французского сентиментализма, последнего и наиболее революционного этапа Просвещения.
В теории гражданского общества
выставил принцип суверенитета народа,
пытался реформировать
Сохранив веру в бога, считал главенствующим не разум, а религиозное чувство, живущее в сердце каждого и проявляющееся как совесть. Был противником извращенной цивилизации, сторонником возвращения к природе, простоте и верховенству народа.
Константин Дмитриевич Ушинский
Константин Дмитриевич Ушинский (19 февраля (2 марта) 1824, Тула — 22 декабря 1870 (3 января 1871), Одесса) — русский педагог, основоположник научной педагогики в России.
Родился в семье Д. Г.Ушинского— отставного офицера, участника Отечественной войны 1812 года, мелкопоместного дворянина. После назначения отца Константина Дмитриевича судьёй в уездный город Новгород-Северский Черниговской губернии, вся семья Ушинских переехала туда. Константин Ушинский в 11 лет поступил в третий класс Новгород-Северской гимназии, которую окончил в 1840 году. После окончания гимназии он поступил учиться на юридический факультет Московского университета. После окончания университета, в 1846 г., Константин Ушинский был назначен исполняющим обязанности профессора "камеральных наук" Ярославского Демидовского юридического лицея. Молодой профессор отличался смелостью и самостоятельностью суждений. Некоторое время (с марта по май 1848 года) он редактировал неофициальную часть газеты "Ярославские губернские ведомости" и способствовал пропаганде естественнонаучных и исторических знаний. Но вскоре начальство заподозрило молодого педагога в политической неблагонадежности, и в 1849 г. его уволили из лицея. Переехав в Петербург, Ушинский активно сотрудничает по актуальным вопросам педагогики и народного образования в Некрасовском "Современнике", преподает словесность и географию в Гатчинском сиротском институте, работает инспектором Смольного института. Последующие годы Ушинский посвятил литературно - педагогической деятельности. 22 декабря 1870 года (3 января 1871 года) Ушинский скончался.
Основные педагогические идеи. Основными педагогическими принципами Ушинского были: 1.Обучение должно строиться с учетом возрастных и психологических особенностей развития ребенка. Оно должно быть посильным и последовательным. 2.Обучение должно строиться на основе принципа наглядности. 3.Ход обучения от конкретного к абстрактному, отвлеченному, от представлений к мысли — естественен и основывается на ясных психологических законах человеческой природы. 4.Обучение должно развивать умственные силы и способности учеников, а также давать необходимые в жизни знания.
Л.Н.Толстой
Русский писатель, философ. Родился в Ясной
Поляне, Тульской губернии, в богатой аристократической
семье. Поступил в Казанский университет,
но затем оставил его. В 23-летнем возрасте
отправился на войну с Чечней и Дагестаном.
Здесь начал писать трилогию «Детство»,
«Отрочество», «Юность».
На Кавказе участвовал
в военных действиях, будучи артиллерийским
офицером. Во время Крымской войны
отправился в Севастополь, где продолжил
воевать. После окончания войны
уехал в Санкт-Петербург и в
журнале «Современник»
С 1853 по 1863 гг. писал повесть «Казаки», после чего решил прервать литературную деятельность и стать помещиком-землевладельцем, занимаясь просветительской работой в деревне. С этой целью уехал в Ясную Поляну, где открыл школу для крестьянских детей и создал собственную систему педагогики.
Учение изложено в философско-религиозных трудах «Исследование догматического богословия», «Соединение и перевод четырех Евангелий», где главный упор делается на нравственном совершенствовании человека, обличении зла, непротивлении злу насилием.
Позже вышла в свет дилогия:
драма «Власть тьмы» и комедия
«Плоды просвещения», затем серия
рассказов-притч о законах
Исповедальная публицистика
Толстого дает развернутое представление
о его душевной драме: рисуя картины
социального неравенства и
Информация о работе Выдающиеся деятели в области психологии и педагогики