Выдающиеся деятели в области психологии и педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 12:54, реферат

Краткое описание

Сокра́т— древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека. Его деятельность — поворотный момент античной философии. Своим методом анализа понятий (майевтика, диалектика) и отождествлением положительных качеств человека с его знаниями он направил внимание философов на важное значение человеческой личности.
Сократ Принимал активное участие в общественной жизни Афин. Участвовал в Пелопоннесской войне — сражался под Потидеей и при Делии. Был учителем и старшим другом афинского политика и полководца Алкивиада. В 399 г. до н. э. ему было предъявлено обвинение в том, что «он не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества, и повинен в том, что развращает юношество». Как свободный афинский гражданин, не был подвергнут казни, а сам принял яд

Вложенные файлы: 1 файл

Сократ.docx

— 1.22 Мб (Скачать файл)

Джон Дьюи

Джон Дьюи ( 20 октября 1859, Бёрлингтон, штат Вермонт — 1 июня 1952, Нью-Йорк) —американский философ и педагог, представитель философского направления прагматизм. Автор более 30 книг и 900 научных статей по философии, социологии, педагогике и др. дисциплинам.

Три пути совершенствования опыта  по Дьюи:

  • Социальная реконструкция.
  • Применение к опыту глубоко разработанных научных методов «высоких технологий».
  • Совершенствование мышления.

Социальная реконструкция — совершенствование самого общества — условие совершенствования опыта, поскольку значительная доля опыта накапливается внутри общества. Социальная реконструкция подразумевает:

  • Совершенствование отношений собственности, наделение собственностью как можно большего числа людей, акционирование собственности (в ответ на идеи марксизма).
  • Через совершенствование отношений собственности — приближение человека к итогам своего труда, сокращение паразитирующей прослойки, присваивающей результаты труда (крупные собственники, монополисты).
  • Более справедливое распределение материальных благ.
  • Борьба с бедностью, постоянная забота государства об улучшении благосостояния граждан.
  • Обеспечение прав человека, совершенствование демократического государства.

Основные проблемы морали и социальной философии Дьюи:

  • Существует плюрализм целей и благ (нет единственно возможного «высшего блага»).
  • Цели и блага не абстрактны, но конкретны.
  • Основные блага — здоровье, богатство, честь, доброе имя, дружба, высокая общественная оценка, образованность, умеренность, справедливость, доброжелательность.
  • Люди стремятся не к самим благам, а к размеру благ. Достижение блага — изменение в качестве опыта — следовательно, сам рост является главной моральной целью.
  • Моральные заповеди (не убий, не укради) не имеют абсолютного характера (например, на войне по отношению к врагу) и справедливы (не справедливы) в каждом конкретном случае.
  • Демократия — наиболее оптимальная форма человеческого общежития.
  • Цели должны соответствовать средствам, и наоборот.

Зигмунд Фрейд

 

Родился 6 мая 1856 года в Фрайберге, Чехия. Затем из-за преследований евреев в биографии Фрейда состоялся переезд вместе с семьей в город Тысменица Ивано-Франковской области Украины.

 

Фрейд – известный австрийский  психолог, основатель терапевтического психоанализа, психиатр, невролог. Родился  в городе Фрайбург. Зигмунд Фрейд широко известен на весь мир, как основатель теории, соответственно которой все невротические проблемы и расстройства человека имеют сложную природу, вызванную конфликтом сознательного и бессознательного в человеке. Зигмунд Фрейд интересовался гипнозом, занимался толкованием снов, разработал метод свободных ассоциаций, теорию сновидений и т.д. За смелые теории и концепции Зигмунд Фрейд долгое время подвергался гонениям, был запрещен в СССР, был обвинен в сексуальных извращениях и безнравственности.

 

Психоанализ Фрейда основан  на изучении ранее испытанных травматических переживаний. Разбирая сновидение как  сообщение, он выяснял причины заболевания, давая таким образом пациенту вылечиться. Кроме анализа снов теория Фрейда включала метод свободных ассоциаций. В жизни Фрейда в 1900 году была написана работа «Толкование сновидений», в ней Фрейд выдвинул теорию связанности сексуальных желаний и неврозов.

Изучению психологии Фрейд  посвятил несколько работ. Его метод  свободных ассоциаций представлял  неконтролируемый поток мыслей пациента.

В 1838 году в биографии  Зигмунда Фрейда состоялся еще один переезд: в Лондон. Макс Шур по просьбе  Фрейда, претерпевающего значительные боли в результате заболевания раком, дал ему превышенную дозу морфия. От нее Фрейд скончался 23 сентября 1939 года.

 

 

 

 

 

Э́рих Зелигманн Фромм

Э́рих Зелигманн Фромм 23 марта 1900, Франкфурт-на-Майне — 18 марта 1980, Локарно. — немецкий социолог, философ, социальный психолог, психоаналитик, представитель Франкфуртской школы, один из основателей неофрейдизма и фрейдомарксизма.

Фромм отходит от биологизма Фрейда, приближаясь по своим исходным положениям к экзистенциализму. Человеческое начинается лишь там, где кончается природное; оно коренится в специфике человеческого существования. Основная психическая потребность индивида, по Фромму, – установить систему отношений к миру и обществу. Наряду со стремлением к свободе и независимости человека, в нем столь же укоренено и стремление к безопасности. Ставя целью создание целостной концепции человека, Фромм объединяет социальный и индивидуально-психологические подходы Маркса и Фрейда. Это осуществляется через "социализацию" психоанализа и "гуманизацию" марксизма.

Связующим звеном между психикой индивида и социальной структурой общества является социальный характер. В формировании социального характера особую роль отводит страху, который ведет  к подавлению, а затем к вытеснению в бессознательное черт, несовместимых с общественными нормами. В личности сосуществуют осознанные стремления и бессознательные установки, проявляющие себя в мифах, сновидениях и др. несоциальных продуктах психики

Ему присущи ложные эмоции, находящие выражение в современных  формах любви. С отчуждением человека в современном обществе Ф., связывает  формы патологии; невроз есть прямой результат отчуждения, и индивидуальная (неадекватная) попытка компенсации  его, поиск выхода из отчуждения. Здесь  Ф. сближается с современной экзистенциальной психиатрией, для к-рой в основе психоневрозов лежит потребность в устойчивой ориентации, отвечающей жизненным потребностям личности. Ф. стремится сделать свое учение основой для общественной перестройки в духе утопических проектов создания гармоничного "здорового общества", рассчитывая на просветительские методы "социальной терапии", особенно эффективные, по мнению Ф., в период дошедшего до предела человеческого отчуждения.

 

Юнг, Карл Густав

Карл Густав Юнг (26 июля 1875 — 6 июня 1961) — швейцарский психиатр, основоположник одного из направлений  глубинной психологии, аналитической  психологии.

Юнг родился в семье  пастора швейцарской реформаторской церкви в Кесвиле в Швейцарии. Дед и прадед со стороны отца были врачами. Карл Густав Юнг закончил медицинский факультет университета в Базеле. С 1900 по 1906 год работал в психиатрической клинике в Цюрихе в качестве ассистента известного психиатра Э. Блейлера. В 1909—1913 годах сотрудничал с Зигмундом Фрейдом, играл ведущую роль в психоаналитическом движении: был первым президентом Международного психоаналитического общества, редактором психоаналитического журнала, читал лекции по введению в психоанализ. Он разработал собственную теорию и терапию, названную им «аналитической психологией». Задачей аналитической психологии считал толкование архетипических образов, возникающих у пациентов. Юнг выделял несколько уровней бессознательного: индивидуальное, семейное, групповое, национальное, расовое и коллективное бессознательное, которое включает в себя универсальные для всех времён и культур архетипы, и в образах (архетипах) которого видел источник общечеловеческой символики, в том числе мифов и сновидений. Ряд исследователей отмечает, что представления современного оккультизма прямо соотносятся с аналитической психологией Юнга и его концепцией «коллективного бессознательного», которую привлекают адепты оккультизма и деятели нетрадиционной медицины в стремлении научно обосновать свои взгляды. Юнг является автором ассоциативного теста, в ходе которого испытуемому предъявляют ряд слов и анализируют скорость реакции при назывании свободных ассоциаций к этим словам. Цель психотерапии, по Юнгу, это осуществление индивидуации личности. Также получила известность концепция психологических типов Юнга, разделяемых по установке (экстравертные и интровертные) и по сочетанию функций (мышления, чувства, ощущения и интуиции).  В 1935 году Юнг был назначен профессором психологии Швейцарской политехнической школы в Цюрихе. Тогда же он стал основателем и президентом Швейцарского общества практической психологии. Карл Густав Юнг умер в своём доме 6 июня 1961 в Кюснахте. Похоронен на кладбище протестантской церкви города.

 

 

Лев Семёнович Выго́тский

Лев Семёнович Выго́тский (первоначальное имя —  Лев Си́мхович  Вы́годский; родился 5(17) ноября 1896, Орша   Могилёвской губернии- 11 июня  1934, Москва) —  советский психолог основатель исследовательской традиции, названной в критических работах 1930-х годов « культурно – исторической теорией » в психологии. Автор литературоведческих публикаций, работ по  педологии  и  когнитивному развитию ребёнка , возглавлял т. н. « круг Выготского ». 
       Становление Выготского как учёного совпало с периодом перестройки советской психологии  на основе методологии  марксизма , в которой он принял активное участие. В поисках методов объективного изучения сложных форм психической деятельности и поведения личности Выготский подверг критическому анализу ряд философских и большинство современных ему психологических концепций («Смысл психологического кризиса», рукопись, 1926), показывая бесплодность попыток объяснить поведение человека, сводя высшие формы поведения к низшим элементам.

Исследуя речевое мышление , Выготский по-новому решает проблему локализации высших психических функций как структурных единиц деятельности  мозга . Изучая развитие и распад высших психических функций на материале детской  психологии , дефектологии  и  психиатрии, Выготский приходит к выводу, что структура  сознания— это динамическая смысловая система находящихся в единстве аффективных, волевых и интеллектуальных процессов.

В работах Выготского подробно рассмотрена  проблема соотношения роли созревания и обучения в развитии высших психических  функций ребёнка. Так, он сформулировал  важнейший принцип, согласно которому сохранность и своевременное  созревание структур мозга есть необходимое, но недостаточное условие развития высших психических функций. Главным же источником для этого развития является изменяющаяся социальная среда, для описания которой Выготским введён терминсоциальная ситуация развития, определяемая как «своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной». Именно это отношение определяет ход развития психики ребёнка на определённом возрастном этапе.

Существенным вкладом в  педагогическую психологию  является введённое Выготским понятие  зона ближайшего развития . Зона ближайшего развития — «область не созревших, но созревающих процессов», объемлющие задачи, с которыми ребёнок на данном уровне развития не может справиться сам, но которые способен решить с помощью взрослого; это уровень, достигаемый ребёнком пока лишь в ходе совместной деятельности с взрослым.

Анто́н Семёнович Мака́ренко

Биография.

Русский прозаик, публицист, педагог. Родился 1 (13) марта 1888 в г.Белополье Сумского уезда Харьковской губ. в семье рабочего-маляра. В 1904 окончил 4-классное училище в г.Кременчуге, затем годичные учительские курсы. В 1905–1914 преподавал в железнодорожных училищах.

Произведения.

 «Мажор» (1932; пьеса), «Марш  30 года» (1932),«ФД—1» (1932; очерк), «Педагогическая  поэма» (1925—1935).,«Педагогическая поэма» ,«Педагогическая поэма» , «Книга для родителей» (1937; художественно-теоретическое сочинение).

Основные  положения педагогики по Макаренко.

Величайшая заслуга Антона Семеновича в том, что он одним  из первых сумел разглядеть рождение педагогических технологий и сформулировал  основные постулаты технологической  педагогической логики.

Вот эти принципиальные положения:

*Труд, от которого зависит  реальное благосостояние ребят  (качество питания, одежды, развлечения,  экскурсии и т.д.). При этом у  воспитанников должна быть возможность  выбора

* Самоуправление.

*Коллективная ответственность.  За проступок одного отвечает  вся группа.

  Оценка деятельности А.С Макаренко.

Уже при жизни А. С. Макаренко  его деятельность и труды как  воспитателя и педагога получили высокую оценку Л. Арагона, А. Барбюса, Д. Бернала, У. Бронфенбреннера, А. Валлона, В. Галля, и других деятелей культуры и образования. Огромное значение в жизни Макаренко сыграл А. М. Горький

 

 

 

 

Станислав Теофилович Шацкий

Станислав Теофилович Шацкий родился в с.Воронине, ныне в Духовщинском районе Смоленская область, происходил из дворянской семьи, многолюдной, с выраженными религиозными настроениями.

Свою педагогическую деятельность С. Т. Шацкий начал с попытки создания частной школы, в чём ему было отказано, поэтому в 1905 году среди детей и подростков рабочих окраин Москвы он вместе c архитектором А. У. 3еленко и другими педагогами создаёт первые в России детские клубы. В 1906 году он организовал общество «Сетлемент» («Поселение» — с англ.), которое в 1908 году было закрыто полицией за пропаганду социализма среди детей, а сам Шацкий арестован. С 1909 года руководит обществом «Детский труд и отдых». В 1911 году организовал колонию «Бодрая жизнь». С 1919 по 1932 год по предложению А. В. Луначарского руководит работой первой опытной станции по народному образованию. В 1932—1934 годах руководил Центральной экспериментальной лабораторией Наркомпроса РСФСР и, одновременно, с 13 февраля 1932 года до своей скоропостижной смерти был директором Московской консерватории.

Педагогические идеи и  вклад в развитие отечественной  педагогики.


Информация о работе Выдающиеся деятели в области психологии и педагогики