Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 09:44, курсовая работа
Гуманистические преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества и в российском образовании, актуализируют потребность в переосмыслении сущности процесса воспитания, поиске новых подходов к воспитанию дошкольников, способствующих наиболее полному развитию детей, в том числе и как представителей определенного пола. Изучение опыта работы воспитателей дошкольных образовательных учреждений показывают, что как у начинающих воспитателей, так и у воспитателей с большим педагогическим стажем вызывают затруднения вопросы организации воспитания мальчиков и девочек в изменившихся социокультурных условиях.
Введение.
Глава 1. Анализ литературы по проблемам исследования полоролевого (гендерного воспитания)
1.1. Характеристика основных понятий темы
1.2. Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей.
1.4. Задачи, содержание и методы поло-ролевого воспитания в дошкольных возрастах
1.5.Особенности физического воспитания и развития мальчиков и девочек и гендерного воспитания дошкольников
Глава 2. Практическая деятельность (эксперименты)
Методические рекомендации по использованию гендерного подхода к воспитанию девочек и мальчиков в старшем дошкольном возрасте.
Заключение
Список литературы
В 5 лет идет интенсивный процесс формирования ребенка как личности в социальном, интеллектуальном, эмоциональном и физическом плане. Завершается первоначальное базовое овладение речью. По осмыслению “Я”, самооценке, уровню развития речи, ориентации в окружающем можно дать прогноз успехов в школе и жизни. В этом возрасте совершенствуются тонкая моторика, что стимулирует развитие речи, мышления и психики в целом. Поэтому необходимо предоставить детям возможность играть с конструктором, больше рисовать, можно обучать игре на музыкальном инструменте. Особенно надо поощрять рисование, т.к. рисунок –– своеобразная детская речь. Рисование способствует половой самоидентификации, управляет эмоционально-смысловым поведением ребенка и помогает ему освободиться от возможных последствий психотравмирующих ситуаций. Тематика детских рисунков обусловлена многими факторами. Один из них –– принадлежность ребенка к определенному полу. Общая направленность на идентификацию со своим полом придает определенное содержание и рисункам ребенка: мальчики рисуют строительство домов и городов, дороги с мчащимися автомобилями, самолеты в небе, корабли в море, а также войны, драки, потасовки. Девочки тяготеют к женским ролям, рисуют “хорошеньких девочек” и принцесс, цветы, сады, всевозможные орнаменты, а также мам, гуляющих с дочками.
В некоторых случаях в деятельности ребенка можно найти исключительную приверженность к ценностным ориентациям другого пола, когда вдруг мальчики начинают увлекаться рисованием принцесс и цветочков, а девочки рисуют батальные сцены. Такая идентификация с другим полом обусловлена тем, что ребенок выбирает своего кумира среди представителей другого пола (чаще старший брат или сестра) и бессознательно следует за всеми его проявлениями. Постепенно, в условиях нормальных отношений в семье доминирующее влияние кумира уступает место сложившимся в субкультуре общественным ожиданиям.
Большое значение имеет знакомство ребенка со сказками. Они возбуждают любопытство, любознательность, обогащают жизнь ребенка, развивают интеллект, помогают познать себя в будущем. Часто дети представляют себя героями сказок (женихом, невестой).
В старшем дошкольном возрасте
у девочек и несколько позже
у мальчиков встречается
Современные исследователи считают, что в возрасте от 5 до 8 лет создается “любовная карта” человека, которую можно рассматривать как записанную в мозге программу индивидуальных психологических и физиологических особенностей любовного чувства и эротизма (идеальный образ любовника), т. е. формируется сексуальная ориентация.
По данным родителей основная часть, как мальчиков, так и девочек испытывали первую влюбленность в 5-6 лет.
Исследователи полагают, что
развивающееся у детей
Таким образом, к старшему дошкольному возрасту, ребенок уже твердо идентифицирует себя с тем или иным полом, осознает необратимость половой роли. Пол в этом возрасте “переделать” уже невозможно и исправлять погрешности поло-ролевого воспитания после этого возраста трудно. Половая идентичность (по Кагану В. Е.) как единство переживания и поло-ролевого поведения уже сформирована.
1.3. Задачи, содержание и методы поло-ролевого воспитания в дошкольных возрастах
Отношение к половому воспитанию и просвещению дошкольников очень неоднозначно. Одни считают, что современное половое воспитание, пытается привить ребёнку взгляд на сексуальность как нечто нормальное и прекрасное, другие считают, что ребёнок может воспринимать сексуальность как нечто отталкивающее, и это может иметь для детской психики важную защитную функцию
Цель полового воспитания можно обозначить следующим образом: сформировать первичные представления о нравственных нормах отношений между людьми разного пола
Все, что воспитывает целостную
личность, способную осознать социальные
и нравственные нормы, свои психологические
и физиологические особенности
и благодаря этому
Исходя из общих направлений полового воспитания, можно выделить несколько основных его задач:
Помогать формированию психологической
мужественности и женственности, добиваться
оптимальных коммуникативных
Оптимизировать формирование
сексуально-эротических
Готовить к ответственному
супружеству, т.е. формировать супружеские
роли и способствовать выработке
установок взаимно
Готовить к ответственному родительству, способствовать выработке оптимальных репродуктивных установок.
Формировать здоровый образ
жизни через разъяснение
М. Мазниченко и Т. Чхетиани выделяют следующие задачи полового воспитания:
1. Формирование поло-ролевых
позиций (сущность и нормы
2. Формирование между
мальчиками и девочками
3. Подготовка к будущей семейной жизни – к роли отца и матери.
4. Формирование положительного
отношения к своему телу и
здоровью (знания о гигиене, здоровом
образе жизни, особенностях
5. Удовлетворение познавательных интересов детей.
Помимо этих задач также выделяются задачи работы ДОУ с семьёй:
Задачи взаимодействия |
Формы работы |
1. Установление обратной связи с родителями и согласование действий семьи и дошкольного учреждения. |
Посещение семьи. Анкетирование. Беседы. Наглядная пропаганда. |
2. Ознакомление родителей с |
Лекции. |
3. Повышение уровня |
Лекции. |
4. Помощь родителям в решении проблем полового воспитания детей. |
Тренинги. Консультации. Деловые игры. Беседы. |
5. Обмен опытом между родителями. |
Конференции. Круглые столы. |
Всё то, что воспитывает здоровую и целостную личность женщины и мужчины, способных адекватно осознавать и переживать свои физиологические и психологические особенности в соответствии с существующими в обществе социальными и нравственными нормами и благодаря этому устанавливать оптимальные отношения с людьми своего и противоположного пола во всех сферах жизни, составляет не только цели, но и содержание поло-ролевого воспитания.
Оно включает в себя ряд аспектов: общесоциальный, этический, правовой, психологический, физиолого-гигиенический, педагогический, эстетический и хозяйсивенно-экономический (Этика и психология семейной жизни/Под ред. Н.В. Гребенникова. – М., 1984, с.5).
Содержание полового воспитания конкретизируется в различных программах, которые включают следующие темы:
При этом очевидна необходимость разработки программы, действительно охватывающей все уровни возрастного развития ребёнка. Но такая разработка не может быть подменена директивным введением новых разделов программы, а требует фундаментального научного и этического обоснования, серьёзных исследований в области детской сексологии (Исаев Д.Н., Каган В.Е. Психогигиена пола у детей: Руководство для врачей. – Л., 1986) с учётом, как подчёркивает Т.А. Репина (Репина Т.А. Особенности общения мальчиков и девочек в детском саду. // Вопросы психологии, 1984, №4, с.62.), диалектики противоречий, возникающих в практической деятельности воспитателя и педагога.
Анализ данных различных литературных источников позволяет выделить следующие методы поло-ролевого воспитания:
Таким образом, методы поло-ролевого воспитания делятся на словесные, наглядные, практические и игровые и являются общепедагогическими.
1.4. Особенности физического воспитания и развития мальчиков и девочек и гендерного воспитания дошкольников.
Вопрос о природе различий
в развитии двигательных функций
мальчиков и девочек
Обычно дети предпочитают те упражнения, которые у них лучше получаются. Если дать мальчикам мяч, они чаще начинают с ним пытаться играть в футбол, но как правило, это проявляется в сильных ударах по мячу. Девочки практически так не поступают. Если им в руки попал мяч, чаще всего они начинают повторять упражнения из «школы мяча».
Так как центр тяжести у девочек находится ниже, чем у мальчиков, они легче справляются с упражнениями на равновесие. Если есть бревно, мальчики по нему лучше побегают, пососкакивают с него, в то время как девочки будут по нему медленно ходить, может быть с поворотами, получая от этого удовольствие.
Известно, что жизненная емкость легких, сила мышц рук и туловища больше у мальчиков, разнятся и антропометрические данные мальчиков и девочек.
По данным Э.С. Вильчковского, девочки по сравнению с мальчиками характеризуются: большой частотой движений кистью руки; более высокими результатами во всех упражнениях, характеризующих проявление ловкости; большей гибкостью в поясничном и тазобедренном суставах; большими результатами в прыжках в длину с места толчком одной ноги. У мальчиков по сравнению с девочками: большая скорость бега, на дистанциях 10, 20 и 30 м; большая выносливость к статическим усилиям; выше результаты в метаниях набивного мяча массой 1 кг.
У мальчиков лучше
развита первая сигнальная