Гендерный подход в воспитании детей старшего дошкольного возраста в процессе непосредственно-образовательной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 09:44, курсовая работа

Краткое описание

Гуманистические преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества и в российском образовании, актуализируют потребность в переосмыслении сущности процесса воспитания, поиске новых подходов к воспитанию дошкольников, способствующих наиболее полному развитию детей, в том числе и как представителей определенного пола. Изучение опыта работы воспитателей дошкольных образовательных учреждений показывают, что как у начинающих воспитателей, так и у воспитателей с большим педагогическим стажем вызывают затруднения вопросы организации воспитания мальчиков и девочек в изменившихся социокультурных условиях.

Содержание

Введение.
Глава 1. Анализ литературы по проблемам исследования полоролевого (гендерного воспитания)
1.1. Характеристика основных понятий темы
1.2. Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей.
1.4. Задачи, содержание и методы поло-ролевого воспитания в дошкольных возрастах
1.5.Особенности физического воспитания и развития мальчиков и девочек и гендерного воспитания дошкольников

Глава 2. Практическая деятельность (эксперименты)
Методические рекомендации по использованию гендерного подхода к воспитанию девочек и мальчиков в старшем дошкольном возрасте.

Заключение

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 186.28 Кб (Скачать файл)

В 5 лет идет интенсивный  процесс формирования ребенка как  личности в социальном, интеллектуальном, эмоциональном и физическом плане. Завершается первоначальное базовое  овладение речью. По осмыслению “Я”, самооценке, уровню развития речи, ориентации в окружающем можно дать прогноз  успехов в школе и жизни. В  этом возрасте совершенствуются тонкая моторика, что стимулирует развитие речи, мышления и психики в целом. Поэтому необходимо предоставить детям  возможность играть с конструктором, больше рисовать, можно обучать игре на музыкальном инструменте. Особенно надо поощрять рисование, т.к. рисунок –– своеобразная детская речь. Рисование способствует половой самоидентификации, управляет эмоционально-смысловым поведением ребенка и помогает ему освободиться от возможных последствий психотравмирующих ситуаций. Тематика детских рисунков обусловлена многими факторами. Один из них –– принадлежность ребенка к определенному полу. Общая направленность на идентификацию со своим полом придает определенное содержание и рисункам ребенка: мальчики рисуют строительство домов и городов, дороги с мчащимися автомобилями, самолеты в небе, корабли в море, а также войны, драки, потасовки. Девочки тяготеют к женским ролям, рисуют “хорошеньких девочек” и принцесс, цветы, сады, всевозможные орнаменты, а также мам, гуляющих с дочками.

В некоторых случаях в  деятельности ребенка можно найти  исключительную приверженность к ценностным ориентациям другого пола, когда  вдруг мальчики начинают увлекаться рисованием принцесс и цветочков, а  девочки рисуют батальные сцены. Такая идентификация с другим полом обусловлена тем, что ребенок  выбирает своего кумира среди представителей другого пола (чаще старший брат или сестра) и бессознательно следует  за всеми его проявлениями. Постепенно, в условиях нормальных отношений  в семье доминирующее влияние  кумира уступает место сложившимся  в субкультуре общественным ожиданиям.

Большое значение имеет знакомство ребенка со сказками. Они возбуждают любопытство, любознательность, обогащают  жизнь ребенка, развивают интеллект, помогают познать себя в будущем. Часто дети представляют себя героями  сказок (женихом, невестой).

В старшем дошкольном возрасте у девочек и несколько позже  у мальчиков встречается явление, называемое “детским романтизмом” –– склонность к романтическому обожанию и настоящей влюбленности. В поведении девочек появляется кокетство –– она вертится перед зеркалом, примеряет разные платьица и т. д...

Современные исследователи  считают, что в возрасте от 5 до 8 лет  создается “любовная карта” человека, которую можно рассматривать  как записанную в мозге программу  индивидуальных психологических и  физиологических особенностей любовного  чувства и эротизма (идеальный  образ любовника), т. е. формируется  сексуальная ориентация.

По данным родителей основная часть, как мальчиков, так и девочек  испытывали первую влюбленность в 5-6 лет.

Исследователи полагают, что  развивающееся у детей понимание  связанных с полом представлений –– гендерных схем –– способствует определению того, какие установки и модели поведения будут ими усваиваться. Эти связанные с полом представления и понятия закономерно развиваются на протяжении дошкольного периода. Первый уровень понимания, достигаемый в промежутке между 2 и 5 годами, называется половой идентичностью. В этом возрасте дети, несмотря на то, что могут относить людей в соответствующую полу категорию (мальчик –– девочка, дядя –– тетя), не вполне понимают, в чем заключаются различия между ними. Дети этого возраста считают, что пол можно изменить, изменяя внешний вид, например, поменяв одежду. Они могут не понимать, что только мальчики способны стать папами, а девочки –– мамами. Между 5 и 7 годами, дети достигают понимания постоянства пола, т.е. понимания того, мальчики непременно становятся мужчинами, а девочки –– женщинами, и что пол внеситуативен и устойчив во времени

Таким образом, к старшему дошкольному возрасту, ребенок уже  твердо идентифицирует себя с тем  или иным полом, осознает необратимость  половой роли. Пол в этом возрасте “переделать” уже невозможно и  исправлять погрешности поло-ролевого воспитания после этого возраста трудно. Половая идентичность (по Кагану В. Е.) как единство переживания и  поло-ролевого поведения уже сформирована.

 

1.3. Задачи, содержание и методы поло-ролевого воспитания в дошкольных возрастах

Отношение к половому воспитанию и просвещению дошкольников очень  неоднозначно. Одни считают, что современное половое воспитание, пытается привить ребёнку взгляд на сексуальность как нечто нормальное и прекрасное, другие считают, что ребёнок может воспринимать сексуальность как нечто отталкивающее, и это может иметь для детской психики важную защитную функцию

Цель полового воспитания можно обозначить следующим образом: сформировать первичные представления  о нравственных нормах отношений  между людьми разного пола

Все, что воспитывает целостную  личность, способную осознать социальные и нравственные нормы, свои психологические  и физиологические особенности  и благодаря этому устанавливать  оптимальные отношения с людьми своего и противоположного пола, определяет цели полового воспитания. Оно должно помочь развивающейся личности освоить  роль мальчика или девочки, юноши  или девушки, а в дальнейшем –  роли не только мужчины или женщины, но мужа или жены, отца или матери в соответствии с общественно-моральными принципами и гигиеническими требованиями. Также важную психогигиеническую задачу составляет и предупреждение соматических и нервно-психических расстройств, которые могли бы явиться следствием изъянов полового воспитания.

Исходя из общих направлений  полового воспитания, можно выделить несколько основных его задач:

Помогать формированию психологической  мужественности и женственности, добиваться оптимальных коммуникативных установок  мужчин и женщин.

Оптимизировать формирование сексуально-эротических ориентаций и сексуального сознания в контексте  психосексуальной культуры и нравственных требований.

Готовить к ответственному супружеству, т.е. формировать супружеские  роли и способствовать выработке  установок взаимно ответственного партнёрства.

Готовить к ответственному родительству, способствовать выработке оптимальных репродуктивных установок.

Формировать здоровый образ  жизни через разъяснение зависимости  сексуальности, супружества и родительства от таких вредных привычек, как курение, алкоголизм, наркомания, от венерических заболеваний и т.д

М. Мазниченко и Т. Чхетиани выделяют следующие задачи полового воспитания:

1. Формирование поло-ролевых  позиций (сущность и нормы поведения,  присущие девочкам и мальчикам).

2. Формирование между  мальчиками и девочками дружеских  отношений, основанных на нравственных  нормах взаимоотношений полов.

3. Подготовка к будущей  семейной жизни – к роли  отца и матери.

4. Формирование положительного  отношения к своему телу и  здоровью (знания о гигиене, здоровом  образе жизни, особенностях своего  тела).

5. Удовлетворение познавательных  интересов детей.

Помимо этих задач также  выделяются задачи работы ДОУ с семьёй:

 

Задачи взаимодействия

Формы работы

1. Установление обратной связи  с родителями и согласование  действий семьи и дошкольного  учреждения.

Посещение семьи.

Анкетирование.

Беседы.

Наглядная пропаганда.

2. Ознакомление родителей с вопросами  полового воспитания.

Лекции.

3. Повышение уровня педагогической  культуры родителей.

Лекции.

4. Помощь родителям в решении  проблем полового воспитания  детей.

Тренинги.

Консультации.

Деловые игры.

Беседы.

5. Обмен опытом между родителями.

Конференции.

Круглые столы.


 

Всё то, что воспитывает  здоровую и целостную личность женщины  и мужчины, способных адекватно  осознавать и переживать свои физиологические  и психологические особенности  в соответствии с существующими  в обществе социальными и нравственными  нормами и благодаря этому  устанавливать оптимальные отношения с людьми своего и противоположного пола во всех сферах жизни, составляет не только цели, но и содержание поло-ролевого воспитания.

Оно включает в себя ряд  аспектов: общесоциальный, этический, правовой, психологический, физиолого-гигиенический, педагогический, эстетический и хозяйсивенно-экономический (Этика и психология семейной жизни/Под ред. Н.В. Гребенникова. – М., 1984, с.5).

Содержание полового воспитания конкретизируется в различных программах, которые включают следующие темы:

  • Анатомо-физиологическая и гигиеническая часть.
  • Социально-психологическая часть.

При этом очевидна необходимость  разработки программы, действительно  охватывающей все уровни возрастного  развития ребёнка. Но такая разработка не может быть подменена директивным введением новых разделов программы, а требует фундаментального научного и этического обоснования, серьёзных исследований в области детской сексологии (Исаев Д.Н., Каган В.Е. Психогигиена пола у детей: Руководство для врачей. – Л., 1986) с учётом, как подчёркивает Т.А. Репина (Репина Т.А. Особенности общения мальчиков и девочек в детском саду. // Вопросы психологии, 1984, №4, с.62.), диалектики противоречий, возникающих в практической деятельности воспитателя и педагога.

Анализ данных различных  литературных источников позволяет  выделить следующие методы поло-ролевого воспитания:

  • Рассказ воспитателя.
  • Беседа.
  • Сочинение сказок.
  • Рассказывание из личного опыта.
  • Чтение стихотворений и прозы.
  • Сочинение рассказов.
  • Работа с пиктограммами.
  • Обсуждение произведений искусства различного жанра.
  • Коллективное рисование.
  • Задания, выполняемые детьми коллективно.
  • Дидактические игры.
  • Анализ житейских ситуаций
  • Ролевые игры.
  • Сюжетно-ролевые игры.
  • Личный пример взрослых.

Таким образом, методы поло-ролевого воспитания делятся на словесные, наглядные, практические и игровые и являются общепедагогическими.

 

1.4. Особенности физического воспитания и развития мальчиков и девочек и гендерного воспитания дошкольников.

Вопрос о природе различий в развитии двигательных функций  мальчиков и девочек дошкольного  возраста представляет большой интерес. Ученые О.Недригайлова, Ц.Какабадзе, В.Урицкая, Н.Шишниашвили, И.Попов пришли к выводу о превосходстве мальчиков в уровне развития основных движений и физических качеств над девочками и необходимости дифференцированного подхода к ним в процессе физического воспитания. Ученые С.Ярнесакс, Э.Ю.Пээбо, Э.С.Вильчковский выявили, что в процессе игр у мальчиков большее место занимают движения скоростно-силового характера (бег, метание предметов в цель, на дальность, лазание, борьба, спортивные игры). Девочки любят игры с мячом, скакалкой, лентой.

Обычно дети предпочитают те упражнения, которые у них лучше  получаются. Если дать мальчикам мяч, они чаще начинают с ним пытаться играть в футбол, но как правило, это проявляется в сильных ударах по мячу. Девочки практически так не поступают. Если им в руки попал мяч, чаще всего они начинают повторять упражнения из «школы мяча».

Так как центр тяжести  у девочек находится ниже, чем  у мальчиков, они легче справляются  с упражнениями на равновесие. Если есть бревно, мальчики по нему лучше  побегают, пососкакивают с него, в то время как девочки будут по нему медленно ходить, может быть с поворотами, получая от этого удовольствие.

Известно, что жизненная  емкость легких, сила мышц рук и  туловища больше у мальчиков, разнятся и антропометрические данные мальчиков  и девочек.

По данным Э.С. Вильчковского, девочки по сравнению с мальчиками характеризуются: большой частотой движений кистью руки; более высокими результатами во всех упражнениях, характеризующих проявление ловкости; большей гибкостью в поясничном и тазобедренном суставах; большими результатами в прыжках в длину с места толчком одной ноги. У мальчиков по сравнению с девочками: большая скорость бега, на дистанциях 10, 20 и 30 м; большая выносливость к статическим усилиям; выше результаты в метаниях набивного мяча массой 1 кг.

 У мальчиков лучше  развита первая сигнальная система.  Гормон тестостерон тормозит  развитие центра головного мозга,  отвечающего за развитие речи. Поэтому, когда мы просим мальчика  дать оценку движению, что очень  важно в интеллектуальном развитии, то речь его отрывиста, он  помогает себе жестами. У девочек  же вторая сигнальная система  раньше становится ведущей, поэтому  девочки лучше воспринимают словесные пояснения. Мальчики более уверенно ориентируются в новой обстановке, но меньшее значение отдают подчинению правилам, они менее терпеливы и аккуратны. Девочки же очень стремятся подчиняться правилам, которые введены, тщательно планируют свою деятельность.

Информация о работе Гендерный подход в воспитании детей старшего дошкольного возраста в процессе непосредственно-образовательной деятельности