Гендерный подход в воспитании детей старшего дошкольного возраста в процессе непосредственно-образовательной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 09:44, курсовая работа

Краткое описание

Гуманистические преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества и в российском образовании, актуализируют потребность в переосмыслении сущности процесса воспитания, поиске новых подходов к воспитанию дошкольников, способствующих наиболее полному развитию детей, в том числе и как представителей определенного пола. Изучение опыта работы воспитателей дошкольных образовательных учреждений показывают, что как у начинающих воспитателей, так и у воспитателей с большим педагогическим стажем вызывают затруднения вопросы организации воспитания мальчиков и девочек в изменившихся социокультурных условиях.

Содержание

Введение.
Глава 1. Анализ литературы по проблемам исследования полоролевого (гендерного воспитания)
1.1. Характеристика основных понятий темы
1.2. Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей.
1.4. Задачи, содержание и методы поло-ролевого воспитания в дошкольных возрастах
1.5.Особенности физического воспитания и развития мальчиков и девочек и гендерного воспитания дошкольников

Глава 2. Практическая деятельность (эксперименты)
Методические рекомендации по использованию гендерного подхода к воспитанию девочек и мальчиков в старшем дошкольном возрасте.

Заключение

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 186.28 Кб (Скачать файл)

• изучить отношение родителей  к игре как методу поло-ролевого воспитания.

Диагностические методики: изучения уровня полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста осуществлялось с использованием следующих методик: беседа, тестовые задания, наблюдение.

Метод беседы.

Цель — выявление представлений детей об особенностях образа «Я» мальчиков и девочек, мужчин и женщин. Беседа включает вопросы:

1.  Как тебя зовут?

2.  Ты мальчик или  девочка?

3.  Мальчик и девочка  — одинаковые или разные?

4.  В какие игры играют  мальчики, в какие — девочки?

5.  С кем интереснее  играть — с мальчиками или  девочками?

6.  Какие девочки (мальчики) тебе нравятся?

7.  Когда вырастешь,  будешь мамой или папой (тетей  или дядей)?

8.  Кто в твоей семье  самый сильный?

9.  Кто в твоей семье  самый красивый?

10.Что в семье делают  папа и мама?

Ключ: За каждый верный ответ  ребенок получает 1 балл. Высокий  уровень - 10 баллов, средний уровень  – от 9 до 5 баллов, низкий уровень  – меньше 5 баллов.

 

Тестовое задание  «Выбор игрушки»

Цель: выявление представлений детей о специфике использования мальчиками и девочками предметов по их функциональному назначению.

Суть эксперимента заключается  в том, что мальчикам и девочкам предлагаются различные игрушки (машинки, куклы, посуда, кубики, солдатики, скакалки и пр.). Ребенок должен сначала  назвать игрушки, потом разложить  их в две коробки: в одну — игрушки  для мальчиков, в другую — игрушки  для девочек. Свои действия ребенок  сопровождает пояснениями.

Ключ. Высокий уровень  — ребенок самостоятельно выполняет  задание, действия сопровождает пояснениями. Средний уровень – ребенок  справляется с заданием с небольшой  помощью взрослых, действия частично сопровождает пояснениями. Низкий уровень  – ребенку требуется помощь педагога, действия не поясняет.

 

Тестовое задание  «Назови, чьи вещи»

Цель: определение представлений детей о разделении предметов труда и быта взрослых на мамины (папины), мужские (женские) и специфики их использования.

Суть методики: ребенку предлагаются вещи, которые он характеризует как мужские или женские (мамины или папины) и объясняет, почему так считает. Ребенку задают вопрос: «Назови, чьи вещи?». Материалом для эксперимента служат: бритва, галстук, гвоздь, отвертка, молоток, лак для ногтей, бигуди, помада, духи и т.д.

Ключ. Высокий уровень  — ребенок самостоятельно выполняет  задание, действия сопровождает пояснениями. Средний уровень – ребенок  справляется с заданием с небольшой  помощью взрослых, действия частично сопровождает пояснениями. Низкий уровень  – ребенку требуется помощь педагога, действия не поясняет.

 

Метод наблюдения.

Цель: выявить реальные действия в НОД, игре, на прогулке, в раздевальной и определить их мужские и женские признаки и качества личности

Показатели полоролевой воспитанности детей младшего дошкольного возраста

Высокий уровень:

  • представления о своем половом образе адекватные, ориентированные на образ другого (отец, мать, сверстник своего пола);
  • адекватные представления о различиях полов, включающие физический, поведенческий и нравственный аспекты;
  • наличие интереса к познанию ценностей полоролевой культуры;
  • наличие представлений об элементарных правилах полоролевого поведения, способах проявления внимания и заботы по отношению к взрослым и сверстникам своего и противоположного пола;
  • наличие у мальчиков и девочек основ качеств мужественности и женственности;
  • постоянство проявления мужских (женских) способов поведения в различных реальных и игровых ситуациях.

Средний уровень:

  • представления о своем половом образе не всегда адекватные, ориентированные на образ другого (мать, отец);
  • представления о различиях полов частичные — о некоторых характеристиках (внешних, внутренних, поведенческих) мужского и женского пола;
  • фрагментарные представления о правилах полоролевого поведения, способах проявления внимания и заботы по отношению к взрослым и сверстникам своего и противоположного пола;
  • наличие не ярко выраженного интереса к познанию ценностей полоролевой культуры;
  • наличие нестабильности в проявлении мальчиками и девочками мужских и женских качеств;
  • отсутствие стабильности в проявлении детьми «мужских» («женских») способов поведения в игровых ситуациях, отсутствие таковых проявлений в реальных ситуациях.

Низкий уровень:

  • представления о своем половом образе не адекватные, не ориентированные на образ другого (мать, отец);
  • отсутствие представлений о различиях полов;
  • отсутствие или слабое проявление интереса к познанию ценностей полоролевой культуры;
  • частичное проявление или полное отсутствие у мальчиков и девочек основ качеств мужественности и женственности;
  • проявление детьми в различных ситуациях способов поведения, противоречащих нормам «мужского» и «женского» поведения.

 

 

 

Таблица 1.Результаты констатирующего эксперимента

№ п/п

Фамилия имя ребенка

Беседа

«Выбор игрушки»

«Чьи вещи»

1

Абоимоа Андрей

В

В

В

2

Астафьева Вика

В

В

В

3

Василенко Слава

С

В

В

4

Калашников Юра

С

В

В

5

Кувалдин Никита

С

С

С

6

Кандрашкин Данил

В

С

С

7

Коростина Таня

В

С

С

8

Меньшикова Оля

В

С

С

9

Письменная Настя

В

С

С

10

Пендюрин Илья

С

С

В

11

Силова Настя

С

В

В

12

Савин Саша

Н

В

В

13

Смородинова Катя

С

В

С

14

Селихмерьева Поля

В

С

С

15

Старосельцев Илья

В

В

С

16

Тринеева Вероника

С

В

С

17

Чабоненко Павел

С

В

В

18

Чеснокова Вика

Н

Н

С

19

Шамсутдинова Ульяна

Н

Н

С

20

Хачатрян Анна

Н

С

С


 

Таблица 2. Сводные результаты констатирующего  эксперимента № 1

 

Количественный показатель

показатель

%

Высокий уровень

5

25

Средний уровень

11

55

Низкий уровень

4

20


 

 

 

 

 

 

Диаграмма 1. Уровень  полоролевого воспитания

В наши дни родительская семья по-прежнему остается важнейшим  институтом социализации дошкольников, ей принадлежит ведущая роль в  личностном развитии детей дошкольного  возраста. Сказывается, как развитие системы общественного дошкольного  воспитания, так и изменение структуры  и функций самой семьи (ослабление традиционной роли отца, занятость  женщин, сокращение количества детей  в семье и т.д.), а также нередкое желание родителей переложить ответственность  за развитие личности собственного ребенка  на плечи учреждений дошкольного  воспитания.

Но роль семьи сохраняется. В семье ребенок душой и  телом отдыхает от образовательного учреждения, где его личность тонет  в массе других личностей. Сердечность  семейных отношений, забота и ласка, внимание к индивидуальным особенностям личностного развития девочек и  мальчиков дают им ту опору, которая  на многие дальнейшие годы определит  характерные особенности их личности. Нами, в результате анкетирования  родителей было установлено, что  в настоящее время значительная часть родителей – 75 % не знают, что  такое гендерное воспитание и как осуществлять процесс воспитания ребёнка с учётом данного подхода. И только единицы (25%) имеют небольшие представления, как осуществлять гендерное воспитание младших дошкольников.

 

Диаграмма 2.Родители о гендерном воспитании

 

Следующим этапом практического  изучения педагогического процесса стал констатирующий эксперимент, уточняющий результаты наблюдения и сопровождавшийся опросом детей и воспитателя. Данный эксперимент включает в себя методы поло-ролевого воспитания, описанные  в главе 1, данной работы (коллективное рисование, личный пример взрослого, беседа, работа с пиктограммами).

Ход эксперимента:

Всем детям были розданы одинаковые картинки с цветами. Им было предложено раскрасить их по своему желанию. Данное задание имело своей целью заинтересовать детей, настроить их на коллективную работу и позволить им как можно более внимательно рассмотреть и сравнить пиктограммы. Далее был задан вопрос: «Что нарисовано на картинках?». Последующая беседа разворачивалась исходя из ответов детей и состояла из следующих вопросов экспериментатора:

 

Примерная формулировка вопросов:

Примерные ответы детей:

Что нарисовано на картинках?

Ромашки (или цветы), которые почему-то улыбаются по-разному. Цветы –  мальчик и девочка.

Почему цветы выглядят по-разному?

Наверное, просто потому что это красиво.

Как вы догадались, что это мальчик  и девочка?

У девочки бантик, а у другого  цветочка – нет и ствол разный; у них разные лепестки и лица, черты лица.

Почему цветы держатся за руки?

Они боятся потеряться. Они брат и  сестра.

Кем лучше быть, мальчиком или  девочкой?

Девочки: девочкой – она выходит  замуж и рожает детей.

Мальчики: мальчиком – они сильные  и много зарабатывают.

Мальчики, с кем лучше дружить, с мальчиком или девочкой?

С мальчиками – они не капризные  и с ними весело.

Девочки, с кем лучше дружить, с мальчиком или девочкой?

С девочками – мальчики всегда бегают и обижают всех, а девочки  хорошо себя ведут.

Мальчики и девочки ведут  себя одинаково? Почему?

---

Как должны вести себя мальчики и  девочки?

Хорошо.

Могут ли они играть в одинаковые игры и с одинаковыми игрушками?

Да, мы все играем вместе.

Почему мальчики и девочки ссорятся?

Потому что мальчики обижают  девочек или девочки обижаются  на них сами просто так.

Нужно ли дружить мальчикам и  девочкам?

Нужно.

Как они должны вести себя друг с другом и с воспитателями?

Хорошо со всеми.

Как они должны вести себя со своей  семьёй?

Хорошо (что такое хорошо нигде  не уточняется).

Для чего нужна семья?

Чтобы рожать детей. Их рожают из живота.

Откуда появились все мальчики и девочки (откуда берутся дети)?

В животе у женщины живёт крокодильчик. Когда он умирает от любви, в животе остаётся ребёнок. Потом он подрастает и рождается.

Как мальчики и девочки должны ухаживать  за своим телом?

Должны ухаживать одинаково (мыть руки, делать зарядку, купаться и пр.).

18. Бывают ли «мужские и женские  профессии»?

Бывают. Мужские: доктор, пожарный, милиционер.

Женские: мед. сестра, продавец, воспитатель, учитель, официантка.

Информация о работе Гендерный подход в воспитании детей старшего дошкольного возраста в процессе непосредственно-образовательной деятельности