Гендерный подход в воспитании детей старшего дошкольного возраста в процессе непосредственно-образовательной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 09:44, курсовая работа

Краткое описание

Гуманистические преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества и в российском образовании, актуализируют потребность в переосмыслении сущности процесса воспитания, поиске новых подходов к воспитанию дошкольников, способствующих наиболее полному развитию детей, в том числе и как представителей определенного пола. Изучение опыта работы воспитателей дошкольных образовательных учреждений показывают, что как у начинающих воспитателей, так и у воспитателей с большим педагогическим стажем вызывают затруднения вопросы организации воспитания мальчиков и девочек в изменившихся социокультурных условиях.

Содержание

Введение.
Глава 1. Анализ литературы по проблемам исследования полоролевого (гендерного воспитания)
1.1. Характеристика основных понятий темы
1.2. Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей.
1.4. Задачи, содержание и методы поло-ролевого воспитания в дошкольных возрастах
1.5.Особенности физического воспитания и развития мальчиков и девочек и гендерного воспитания дошкольников

Глава 2. Практическая деятельность (эксперименты)
Методические рекомендации по использованию гендерного подхода к воспитанию девочек и мальчиков в старшем дошкольном возрасте.

Заключение

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 186.28 Кб (Скачать файл)

Мальчишескую двигательную активность отличают: простота, угловатость; силовой, атлетический стиль; четкая целенаправленность; отсутствие вычурности, эстетической завершенности; элементы атаки, нападения, преследования. Движения девочек чаще всего бывают: пластичными, плавными; вычурными, эстетически богатыми (с мимикой, жестами); с элементами боязни, пассивности; более связанными с музыкой, танцами; в преобладающем «координационном» стиле, в противовес «силовому» у мальчиков.

К сожалению, фактически не одно методическое пособие для педагогов  детского сада не содержит рекомендации по дифференцированному физическому  воспитанию мальчиков и девочек. Большинство же практических работников убеждены в необходимости этого. Содержание некоторых авторских программ, опыт работы специалистов по физическому воспитанию дошкольных учреждений подтверждают целесообразность дифференцированного воспитания мальчиков и девочек.

Наряду с такими видами физкультурных занятий, как учебные, игровые, сюжетные, тренирующие, мы проводим и полоролевые в старшем дошкольном возрасте. Структура таких занятий обычна, а вот содержание имеет серьезные отличия. Одним из ведущих принципов должен стать принцип двух начал в педагогическом процессе. Данный принцип подразумевает, что обучение и воспитание дошкольников отражает особенности мужественного начала у мальчиков и женственного у девочек. Педагогический процесс при таком подходе будет иметь различный стиль, различный тон, различную направленность. Для мальчиков – это развитие быстроты, физической и силовой выносливости, воспитание выдержки, смелости; для девочек – развитие чувства ритма, красоты движений, гибкости. Этот подход осуществляется через деление общей группы детей на две подгруппы, различаемых по половому признаку на время проведения физкультурного занятия. Особенность такой дифференциации в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе специально организованной деятельности развиваются физические качества, которые принято считать сугубо женскими или сугубо мужскими. Идет углубление понимания половой принадлежности «Я - девочка», «Я - мальчик», развитие представлений детей об отличительных признаках поведения и деятельности женщины и мужчины. Эта позиция проявляется в выборе вида двигательной деятельности, соответствующей полу ребенка.

На таких занятиях используем следующие методические приемы для  учета половых особенностей дошкольников:

1. Различия в подборе  упражнений только для мальчиков  или только для девочек (например, мальчики работают на рукоходе, а девочки – с лентами).

2. Различия в дозировке  (например, девочки отжимаются 5 раз,  а мальчики 10 раз).

3. Различия по времени  (например, девочки прыгают через  скакалку 1 минуту, мальчики 1,5 минуты).

4. Различия в подборе  оборудования (например, девочкам легкие  гантели, а мальчикам более  тяжелые).

5. Различия в обучении сложным двигательным движениям (существует ряд упражнений, которыми мальчики овладевают легко, в то время как у девочек они вызывают значительные трудности и требуют большего времени для овладения ими (например, метание на дальность легче дается мальчикам, и наоборот, прыжки на скакалке – девочкам). Это требует от специалиста по физическому воспитанию разных методических подходов: например, разное число повторений, выбор подводящих и подготовительных упражнений, использование вспомогательного оборудования и т.п.

6. Пространственные ориентировки (например, мальчикам отдается большая  часть зала по сравнению с  девочками, т.к. для них характерно  дальнее зрение, а для девочек  ближнее).

7. Распределение ролей  в подвижных играх (например, мальчики  – медведи, а девочки – пчелки).

8. Различия в требованиях  к качеству выполнения заданий  (девочкам и мальчикам мы предъявляем  разные требования к выполнению  одних и тех же движений: от  мальчиков мы требуем большей  четкости, ритмичности, затраты дополнительных  усилий, а от девочек – больше  пластичности, выразительности, грациозности).

9. Расстановка и уборка  снарядов (девочки всегда расставляют  и убирают только мелкий, легкий  инвентарь, а мальчики группкой  в несколько человек – тяжелое  оборудование).

10. Различия в оценке деятельности (для мальчиков важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек – кто их оценивает и как. Для мальчиков слово «молодец» эмоционально значимо, а для девочек следует подбирать слова с более сильным эмоциональным компонентом («Ты лучшая в этом движении», «Ты была похожа на балерину», «У тебя очень мягкие движения рукой, кистью», «У тебя самое бесшумное приземление».).

11. Чаще напоминаем мальчикам  о способах выполнения, о требованиях  к качеству, так как они больше  нуждаются во внимании при  «шлифовке» отдельных элементов, техники, чаще приходится использовать помощь в плане тактильно-мышечных ощущений.

12. В работе с девочками  чаще прибегаем к образцу, имитации, словесным указаниям. 

13. Учет сензитивных этапов для формирования и совершенствования двигательных способностей, физических качеств, двигательных навыков и умений. Например, девочки лучше выполняют задания на пространственную точность на пятом и шестом годах, а мальчики – на седьмом году жизни.

14. Использование условных  обозначений на карточках, пиктограммах  для мальчиков и девочек («М»,  «Д»).

15. Акцентирование внимания  детей на мужские и женские  виды спорта.

На физкультурных праздниках используем показательные выступления, на которых мальчики демонстрируют  свое мастерство в силе, ловкости, быстроте, а девочки состязаются в гибкости, грации, двигательном творчестве. Мышечная сила, то есть способность мышцы  преодолевать сопротивление или  противодействие ему – это  необходимое качество для любого мальчика. Данное физическое качество развивается в основном методом  тренировок с небольшими отягощениями. Например, упражнения для рук мальчикам  можно выполнять с наполненными песком мешочками, начиная с веса 100-150 граммов, или с эспандерами  в 2-3 резинки; силу ног хорошо развивают  подскоки, приседания, медленный бег (особенно – с наполненным песком поясом весом до 500 граммов). Но нужно  помнить, что развитие мышечной силы в дошкольном возрасте – очень  сложное дело. Постоянный рост ребенка  при не сформировавшемся опорно-двигательном аппарате требует сугубо осторожного  обращения с нагрузками. Всякое излишнее увеличение, особенно неверно выбранная  нагрузка, может привести к отрицательным  последствиям, ухудшить, а не улучшить здоровье ребенка.

Развитию силы рук и  мышц плечевого пояса способствуют подтягивания на высокой и низкой перекладине. Упражнения на высокой  перекладине рекомендуется мальчикам и выполняются из положения виса, не касаясь ногами пола, хватом сверху. Упражнения на низкой перекладине – для девочек – выполняются хватом сверху из положения виса лежа. В каждое занятие включаем работу по воспитанию правильной осанки, постоянно напоминая детям, что это укрепит их здоровье и поможет стать еще красивее, сильнее, смелее, а девочкам стройнее, грациознее.

Следует помнить, что необходимо учитывать не только половые, но и  индивидуальные особенности, склонности и интересы детей, так как иногда девочки проявляют способности  к упражнениям с видимой «мальчишеской» направленностью, и наоборот. Поэтому  педагог не должен подавлять стремление детей заниматься определенным видом двигательной деятельности. Половая принадлежность не должна использоваться в качестве довода против какой-то двигательной деятельности.

Воспитатель должен научиться  видеть в детях мальчиков и  девочек и дифференцировать педагогический процесс в соответствии с этим. Учитывая эту разделительную тенденцию, мы проводим тематические игры с подгруппами  детей. Для мальчиков: «Отважные  путешественники», «Охотники», «Юные  матросы», «Разведчики», «Строители». Для девочек: «Из жизни цветов», «Хозяюшки», «Кошечки», «Кукольный магазин», «Танцуют все» и др. Подобный подход мы учитываем и в подвижных играх: например, для мальчиков «Водолазы», «Пожарные», «Автогонщики». Для девочек: «Пчелки», «Бабочки», «Рыбки», и т.д.

В нашем дошкольном учреждении ведется работа по оснащению двигательных центров в соответствии с потребностями  мальчиков и девочек. Мы стараемся  максимально учесть их интересы.

 В своей работе мы  стремимся найти рациональные  формы организации жизни детей  в дошкольном учреждении, обеспечить  и мальчикам, и девочкам оптимальные,  комфортные условия для их  развития. Мы ориентируемся на  реализацию принципа природосообразности, дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам, учета их психофизиологических особенностей, интересов и полоролевых предпочтений. Дошкольный возраст – наиболее благоприятный для формирования полоролевого поведения ребенка. Гуманизация образования предполагает, что в процессе формирования личности ребенка педагог учитывает все его особенности, в том числе и пол. Мы убеждены, что занятия физическими упражнениями должны занимать в этом процессе одно из ведущих мест, так как имеют большие возможности в формировании мужественности у мальчиков и женственности у девочек. Учет полоролевых особенностей дошкольников позволит педагогу, организующему их двигательную деятельность, добиться высоких результатов, не нарушая ход становления личности, заложенный природой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Практическая деятельность (эксперименты)

Практический материал 2 главы был собран на базе муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения «детский сад «Теремок» пос. Красногвардеец Бузулукского района. МДОБУ «детский сад «Теремок» организовано в феврале 1985 года. В детском саду функционирует 8 групп: 2 группы для детей раннего возраста (от 2 до 3 лет), 2 средние группы, 2 старшие группы и 2 подготовительные группы. В ДОУ реализуются основная образовательная программа  разработанная в ДОУ на основе примерной программы «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой  

Организация гендерного подхода в воспитании детей старшего дошкольного возраста, осуществлялась в старшей группе № 2. Экспериментальная группа состояла из 20 детей в возрасте от 5 до 6лет. Практическое изучение педагогического процесса началось с наблюдения за детьми во время НОД и в процессе их самостоятельной деятельности.

Наблюдение сопровождалось беседой с некоторыми из детей. В  данной группе наблюдение шло один день.

В целом картина реализации гендерного подхода в детском саду примерно одинаковая. При поло-ролевом разделении детей акцент воспитателем делается на то, что мальчики – будущие мужчины – сильные, смелые, неэмоциональные, а девочки – будущие женщины – спокойные, послушные и т.д. Это отражается и в играх детей, что можно подтвердить следующим примером:

Абоимов Андрей: «…когда они вместе играют в «дочки-матери», они говорят мне: «или вообще не играй, или будешь папой!», - и мне приходится быть папой и зарабатывать деньги. А я всегда хотел в этой игре быть братиком, чтобы мне покупали игрушки».

Таким образом, уже дети дошкольного  возраста оказываются во власти стереотипов  поведения, с которыми так долго  и безуспешно борются взрослые: «мужчина должен…». Ещё в самом начале формирования собственной модели поведения  в межполовом взаимодействии дети подавляют некоторые свои истинные предпочтения, чтобы следовать данным стереотипам (как мальчики, так и девочки). А это в свою очередь свидетельствует о том, что с детьми необходимо проводить соответствующие беседы и обсуждать такой аспект, как ложные представления о красоте человека – внутренней и внешней.

Имеющиеся знания о взаимоотношениях мужчин и женщин дети стремятся активно  применять в реальной жизни, пробовать  всё на практике.

Пендюрин Илья: «Недавно у нас с Викой была свадьба на веранде (правда, в чём заключается ритуал свадьбы, он не захотел рассказывать даже по секрету) и теперь она почти (почему-то) моя жена, хоть она и нашла после свадьбы себе какого-то другого мальчика во дворе…»; «С Меньшиковой Олей мы вместе танцуем, и она мне всегда всё уступает. Мы друзья. Если бы она была мальчиком, я бы с ней не дружил, потому что она была бы слабой. Она красивая, потому что у неё волосы как у Пайпер (героини т/с «Зачарованные»)».

Таким образом, данные наблюдения и беседы подтверждают как важность, так и недостаточность педагогической работы по реализации гендерного подхода в воспитательно-образовательном процессе детских садов. Поло-ролевое развитие детей дошкольного возраста имеет огромное значение для успешного преодоления определенных сложностей на последующих возрастных этапах (например, пубертатный период), а также для успешного завершения социализации человека в целом. При этом уровень поло-ролевого развития 5 – 6- летнего ребёнка является важным определяющим фактором для построения последующей педагогической работы в этом направлении и для выявления допущенных ранее ошибок.

Исходя из теоретического анализа проблемы, можно выделить цель и задачи констатирующего эксперимента.

Цель: выявить особенности и условия полоролевой социализации девочек и мальчиков 5-6 лет в непосредственно-образовательной деятельности через игру.

Задачи:

• выявить представления  детей об особенностях образа «Я»  мальчиков и девочек, мужчины  и женщины;

• исследовать своеобразие  интересов и позицию субъекта девочек и мальчиков в игре;

Информация о работе Гендерный подход в воспитании детей старшего дошкольного возраста в процессе непосредственно-образовательной деятельности