Гражданское образование: цели, задачи, концепции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 21:55, курсовая работа

Краткое описание

В России в настоящее время гражданское образование находится в центре внимания педагогической общественности. Это связано с изменениями, происходящими в обществе. Формирование гражданского общества и правового государства, переход к рыночной экономике, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью - определяют новые требования к отечественной системе образования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1.Сущность гражданского образования……………………………………6
Глава 2. Концепции гражданского образования…………………………………10
2.1. Понятие гражданского образования……………………………………….10
2.2.Концепция развития гражданского образования………………………….13
2.3. Курс обществоведения – ядро гражданского образования………………17
2.3.1. Понятие концепции обществоведческого образования………………..17
2.3.2. Концепция обществоведческих курсов………………………………….21
2.3.3.Изучение обществоведения и личный опыт учащихся…..……………...23
2.4. Роль истории в гражданском образовании………………………………..25
2.5. Единство обучения и воспитания………………………………………….29
2.6.Дополнительное образование в системе гражданского воспитания…….31
2.7.Повышение квалификации учителей……………………………………….33
2.8. Системный и институционально - целостный подходы……………...…35
2.9. Гражданское образование – единый комплекс…………………………36
Заключение…………………………………………………………………………41
Список использованной литературы……………………………………………..43

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА, ТиМОП.doc

— 183.00 Кб (Скачать файл)

В России отсутствует  система непрерывного гражданского образования взрослых, не сформирован  комплекс ресурсного, нормативно-правового  и организационно-методического  обеспечения системы непрерывного гражданского образования. Не определены концепция, стандарты, отсутствует единство в отношении ценностных оснований гражданского образования. Образовательный процесс в массовой практике не ориентирован на получение обучающимися опыта практической жизни в качестве сознательных и активных граждан демократического общества.

Разработка и реализация системы мер по формированию гражданских  компетентностей и правовой культуры населения является комплексной  задачей, что обусловило создание Государственной  Программы гражданского образования населения Российской Федерации.

 

 

 

 

ГЛАВА 2. КОНЦЕПЦИИ  ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

2.1. Понятие  гражданского образования.

 

Гражданское образование  в широком смысле:  образование, направленное на формирование человека-гражданина, личности, которой присущи гражданские качества. Содержание гражданского образования определяют не основы общественных наук, а проблемы общественной жизни. Именно они являются предметом содержания учебных дисциплин. Курсы, в основу которых заложена данная идея, носят четко выраженный воспитательный характер. Представителями такого подхода являются творческие коллективы НВЦ «Гражданин» под руководством Я.Соколова (Москва), творческий коллектив педагогов «Гражданский форум» (г. Брянск), Центр гражданского образования г. Самары (проект «Гражданин»).

Гражданское образование  в узком смысле отождествляется с политико-правовым курсом. Согласно этой концепции гражданское образование – это интеграция трех дисциплин: права, этики и политологии. Представители этого направления:  проектные группы Фонда правовых реформ (Москва), «Живое слово» (Санкт-Петербург), авторы учебников О. Мушинский, А.Никитин, Е.Певцова.

Гражданское образование  как интеграция общественных дисциплин. Согласно интегрированному подходу, гражданское образование понимается как интегративный курс социально-политических и правовых наук «Человек и общество». Данную точку зрения поддерживают авторский коллектив  под руководством Л.Боголюбова, авторский коллектив под руководством А.Кравченко.

В Российской Федерации сформирован определенный опыт реализации программ гражданского образования, в частности:

1.в нормативных правовых  актах, определяющих государственную  образовательную политику, сформулирована  роль гражданского образования,

2.наличие опыта концептуального оформления подходов к развитию данного направления в российских условиях (Концепции развития гражданского образования):

  • политологический подход (Л. Боголюбов, О.Кишенкова, Н.Воскресенская. Р.Мухаев);
  • системный подход;
  • институционально-ценностный подход.

3.успешная реализация  программ и проектов развития  гражданского образования в отдельных  образовательных учреждениях, на  уровне муниципалитетов и субъектов  Российской Федерации (Архангельская,  Брянская, Калининградская, Калужская,  Орловская, Пермская, Псковская, Ростовская, Самарская, Саратовская, Ульяновская области, Красноярский край, г. Москва, гг. Нижний Новгород, Петербург и др.)

        4.   наличие широкого опыта  реализации различных моделей  гражданского образования в образовательных  учреждениях и педагогических инициатив российского уровня (Всероссийская олимпиада учащихся по граждановедению, Конкурс социальных проектов учащихся «Я — гражданин России», Межрегиональная школа гражданского образования и др.);

5.наличие государственных  и неправительственных организаций, содействующих реализации гражданского образования, в том числе в системе повышения квалификации работников образования (Партнерство «Сивитас-Россия», Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования, межрегиональная ассоциация «За гражданское образование», Российский центр гражданского образования, Российский фонд правовых реформ, более 40 региональных центров и лабораторий гражданского образования (Архангельская, Калужская, Омская, Орловская, Пермская, Псковская, Ростовская, Самарская, Тамбовская, Ярославская области Красноярский, Краснодарский край, гг. Н. Новгород, С. Петербург, и др.);

6.наличие разнообразных  учебных пособий, дидактических  материалов, учитывающих современные  достижения педагогической науки;

7.наличие периодических  изданий, поддерживающих гражданское  образование («Граждановедение»,  «Основы государства и права»  и др.);

8.опыт сотрудничества  с международными организациями  и зарубежными коллегами (ООН,  ЮНЕСКО, Совет Европы, Британский Совет, Сивитас, DEEP, Deliberating in a Democracy, КультурКонтакт, Citizenship Foundation, Matra и др.);

9.наличие организационно  оформленного профессионального  сообщества педагогов, неправительственных  организаций, занимающихся вопросами  гражданского образования (Партнерство «Сивитас-Россия», Российский центр гражданского образования, межрегиональная ассоциация «За гражданское образование», Молодежный центр по правам человека, Российский Фонд правовых реформ, Фонд Парламентаризма, Общество «Знание», Московская школа прав человека, Институт проблем гражданского общества, Ассоциация демократических школ, Движение общественно-активных школ и др.).

10.Инструктивное письмо МО РФ  от 15. 01. 03. № 13-51-08/13 «О гражданском  образовании учащихся общеобразовательных учреждений РФ».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Концепция развития  гражданского образования.

Ключевым положением для определения  содержания гражданского образования  считают  понятие «гражданское общество»  и полагают, что цель гражданского образования состоит в подготовке учащихся к осмысленной жизни и деятельности в демократическом  правовом государстве, гражданском обществе.

В реализации гражданского образования и воспитания главную роль играет цикл социально-гуманитарных дисциплин.

Гражданское воспитание - это целенаправленный процесс воздействия на учащихся, призванный активно способствовать формированию у них культуры гражданственности, или гражданской культуры. Но воспитание - это не единственный фактор, влияющий на школьника, тесно с ним связаны и воздействие массовой информации, и переживание личного опыта участия в гражданских отношениях. Однако в отличие от многих случайных, неупорядоченных воздействий школа может осуществить целостное, систематическое влияние на формирование гражданской культуры.

Гражданская культура - гражданское образование – школа.

Гражданская культура - система исторически сложившихся, воплощающих опыт многих поколений, относительно устойчивых установок, убеждений, представлений, образцов поведения, проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов гражданского и политического процесса, обеспечивающих воспроизводство жизни общества и государства на основе преемственности.

Основные составляющие единого комплекса гражданской  культуры: существенные элементы правовой, политической, экономической, духовно-нравственной культуры и культуры межнациональных и межличностных отношений.

Специфика гражданской  культуры:

  • гражданская культура отражает систему гражданских отношений и прав личности в правовом государстве;
  • гражданская культура складывается в особой сфере социума - сфере гражданского общества;
  • гражданская культура отражает различие гражданского общества и государства;
  • в условиях экономических, социальных, политических конфликтов гражданская культура содержит механизмы гражданского мира и согласия;
  • гражданская культура характеризуется неравномерностью развития в разных регионах;
  • гражданская культура - это синтез общецивилизационного опыта и национальных традиций.

Понятие гражданской  культуры охватывает значительные области  политической, правовой, экономической, духовно-нравственной культуры, относящиеся, главным образом, к массовому сознанию и поведению, т.е. связаны с выполнением типичных гражданских ролей.

Гражданская культура является одновременно как следствием, так  и предпосылкой становления гражданского общества и правового государства. Без массовой гражданской культуры невозможно продуктивное функционирование гражданского общества; без общенациональной установки на создание гражданского общества немыслима образовательно-воспитательная деятельность, направленная на овладение подрастающими поколениями гражданской культурой. В Концепции модернизации российского образования подчеркивается, что одной из важнейших задач воспитания является формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания.

Школа не единственный фактор гражданского образования и воспитания, но ее роль возрастает в условиях глубоких перемен в жизни страны. Одно дело - стабильное общество, где функционируют  устоявшиеся институты, где сложилась  признаваемая большинством общества система ценностей, где долговременной тенденцией является сохранение гражданского мира, где толерантность, партнерство, солидарность, стремление к консенсусу постоянно доминируют.

Гражданское образование  – это та область содержания образования, которая дает учащимся необходимую для полноценной гражданской жизни систему знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, образов поведения.

Речь идет о социально-гуманитарных предметах: истории, обществоведении, географии. Ядром содержания гражданского образования и воспитания является учебный предмет, называемый сегодня обществоведением.

В рамках других учебных  дисциплин также происходит гражданское  образование.

Во-первых, при обсуждении и решении общественно значимых проблем, связанных с той или иной дисциплиной, создаются условия для становления гражданских компетентностей и обретения соответствующих ценностей (например, проблемы экологии на уроках географии, биологии и зоологии, проблемы клонирования и генетических мутаций на уроках анатомии, зоологии, биологии; проблемы гонения на ученых - на уроках биологии, физики, астрономии, социальные проблемы на уроках истории и т.д.).

Во-вторых, гражданские  компетентности тесно связаны с  универсальными умениями и способностями, которые проявляются и в других сферах жизни (не только в социальной сфере). Освоение учащимися способов и приемов исследовательской деятельности, поиска и анализа информации, разрешения конфликтов, общения, принятия решений, овладение учебными навыками - все это служит развитию гражданских компетентностей. Понимание этого позволит педагогам наполнить новым смыслом привычные занятия, использовать в полной мере богатейшие возможности учительской кооперации и межпредметных связей.

Концептуальная разработка проблем формирования школой гражданской культуры особенно актуальна в связи с обновлением целей и содержания учебных дисциплин, проектированием образовательных систем и моделей современной основной и старшей школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3.Курс обществоведения  - ядро гражданского образования.

2.3.1. Понятие  концепции обществоведческого образования.

Современная концепция  обществоведческого образования выдвигает  в качестве важнейшего принципа отбора содержания создание необходимых условий  для типичной деятельности любого человека и гражданина. Иными словами, содержание обществоведческого образования должно включать те знания, способы деятельности, ценностные ориентации, образцы поведения, без которых невозможно соответствующее критериям гражданской культуры выполнение типичных социальных ролей в современном обществе. Это означает, что в задачу общеобразовательной школы входят не взращивание политических лидеров, но подготовка культурного избирателя; подготовка не «командиров производства», а современного работника. Каждый строит семейные отношения, вступает в имущественные отношения, включается в межгрупповые и межнациональные отношения и т.д. В этой плоскости и лежит ответ на вопрос, что излагать в общеобязательной части содержания, а что вывести за ее пределы для тех, кто стремится к углубленному изучению социальных дисциплин.

Курс обществоведения  позволяет учащимся овладеть знаниями, умениями, системой жизненных ценностей, социальными нормами, способами  деятельности, которые необходимы любому гражданину в его отношениях с другими людьми, институтами гражданского общества, государством. Содержание курса способствует воспитанию гражданственности - идейно-нравственного качества личности, характеризующегося зрелым политическим сознанием, развитым чувством патриотизма, сопричастностью судьбам своей нации, осознанием себя полноправным гражданином своей страны.

Можно ли говорить о гражданственности  человека, не знающего Конституцию  своей страны, права человека и  гражданина, функции различных государственных  органов?

Может ли гражданин сознательно выступать в роли избирателя, не разбираясь в предвыборных программах и лозунгах, в облике политических партий и движений, личных качеств политических деятелей?

Можно ли быть собственником  квартиры, дома, земельного участка  и т.п., производителем и потребителем товаров и услуг, не вступая в многообразные отношения с другими людьми и юридическими лицами, не зная принципов экономической деятельности, норм, регулирующих имущественные и трудовые отношения?

Информация о работе Гражданское образование: цели, задачи, концепции