Гражданское образование: цели, задачи, концепции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 21:55, курсовая работа

Краткое описание

В России в настоящее время гражданское образование находится в центре внимания педагогической общественности. Это связано с изменениями, происходящими в обществе. Формирование гражданского общества и правового государства, переход к рыночной экономике, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью - определяют новые требования к отечественной системе образования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1.Сущность гражданского образования……………………………………6
Глава 2. Концепции гражданского образования…………………………………10
2.1. Понятие гражданского образования……………………………………….10
2.2.Концепция развития гражданского образования………………………….13
2.3. Курс обществоведения – ядро гражданского образования………………17
2.3.1. Понятие концепции обществоведческого образования………………..17
2.3.2. Концепция обществоведческих курсов………………………………….21
2.3.3.Изучение обществоведения и личный опыт учащихся…..……………...23
2.4. Роль истории в гражданском образовании………………………………..25
2.5. Единство обучения и воспитания………………………………………….29
2.6.Дополнительное образование в системе гражданского воспитания…….31
2.7.Повышение квалификации учителей……………………………………….33
2.8. Системный и институционально - целостный подходы……………...…35
2.9. Гражданское образование – единый комплекс…………………………36
Заключение…………………………………………………………………………41
Список использованной литературы……………………………………………..43

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА, ТиМОП.doc

— 183.00 Кб (Скачать файл)

На старшей ступени школы (10-11 классы) упомянутые события и явления рассматриваются с более высокой степенью анализа и обобщения.

Изучение курсов истории  в старшей школе дает возможность представить целостную картину того, как возникло и развивалось понятие «гражданин» (гражданин при избирательном характере гражданства в античном мире, переход от категории «подданный» к категории «гражданин» в европейском обществе нового времени, гражданин в переломных событиях и потрясениях новейшей эпохи). Учащиеся могут проследить, какую роль идеи гражданского общества сыграли в истории отдельных стран, человечества в целом.

Роль регионального  компонента содержания образования  в гражданском образовании и воспитании учащихся.

Развитие Российского  федеративного государства, органически  сочетающее укрепление федеративных принципов  и обеспечение самостоятельности  регионов (в рамках, определенных Конституцией Российской Федерации), а также разнообразие экономики, исторических, культурных, национальных особенностей определяют необходимость формирования у учащихся знаний о прошлом и настоящем региона, где они живут, будут работать, каждодневно наблюдают общественные явления.

В свою очередь, изучение регионального компонента содержания образования позволяет успешнее решать задачи гражданского образования и воспитания школьников, формирования у них патриотизма. В современных условиях весьма плодотворной представляется реализация гражданского и нравственного потенциала идеи малой Родины как первого шага в формировании патриотического мироощущения, его «корневой системы», в приобщении к истории и подвигам предков.

Обращение к местному, близкому и понятному учащимся материалу, реализация личностно ориентированного подхода в обучении способствует:

- развитию патриотизма  и гражданственности, пониманию  общего и особенного в развитии  конкретного региона Российской  Федерации;

- становлению социальной  ответственности личности через  отношение к конкретным проблемам развития региона как части России;

- развитию умений получать  социальную информацию и самостоятельно  ориентироваться в ней через  расширение круга источников, отражающих  региональные вопросы: местные  СМИ, информация от близких  людей, личные наблюдения и др.;

- формированию умения  применять полученные в ходе  изучения обществознания сведения  для определения собственной  позиции в общественно-политической  жизни, для решения познавательных  и практических задач в условиях  конкретных проблем развития  региона на основе субъектного опыта жизнедеятельности учащегося;

- решению адаптационных  задач социализации личности  в специфических условиях региона;

- решению профориентационных  задач в условиях региональной  системы образования и рынка  рабочей силы.

Особенностями решения задач гражданского образования и воспитания при изучении регионального компонента являются:

- включение в процессе  обучения не только рациональной, но и эмоциональной сферы;

- проблематизация учения  через личностно практически  значимые вопросы;

- возможность непосредственного наблюдения учащимися объекта изучения;

- опора на социокультурные  возможности региона при одновременном  их изучении;

- активное вовлечение  школьников в практическую деятельность  по решению проблем региона;

- показ отражения всех сторон жизни российского общества, развития российского государства через типичное и особенное в жизни региона и России; на использование возможностей семейного воспитания при раскрытии местного социально-экономического, политического материала, культурной жизни региона;

- выделение следующих  структурных единиц регионального  компонента: факты местного плана;  общие процессы, закономерности  развития российского общества  и региона, проявление региональных  особенностей в данном социуме  при рассмотрении общих тенденций динамики российского общества; влияние этих особенностей на жизнь учащихся сейчас и в будущем; дополнительные вопросы и темы, отражающие специфику региона, вводимые в содержание; сочетание регионального и субрегионального (район, село, деревня и т.д.) учебного материала при решении задач гражданского обучения и воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

2.5.Единство  обучения и воспитания.

Воспитание, наряду с  обучением, является одной из важнейших  составляющих гражданского образования. Обучение и воспитание трансформируют социальный опыт, включающий знания, опыт осуществления способов деятельности, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностных отношений. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели воспитания человека с активной гражданской позицией.

Формирование гражданского общества в России требует, чтобы  система образования формировала  сознательного гражданина, эффективно участвующего в демократическом  процессе. Существенным фактором гражданского становления подрастающего поколения  россиян является его активная социализация. Общепризнанно, что активную жизненную, гражданскую позицию молодого человека легче сформировать через деятельное освоение явлений социально-экономического спектра, когда он участвует в проектах моделирования социальных явлений, практически осваивает навыки ведения дискуссий и отстаивания своей точки зрения. Для того чтобы развить у российских детей такие навыки, следует раздвинуть стены школы, включить школьника в окружающий мир во всем его многообразии.

Одним из непременных условий подлинно гражданского образования и воспитания является перестройка всей системы школьного образования на демократической основе, внесение демократических отношений в саму ткань школьной жизни. Иными словами - создание в школе демократического уклада жизни.

В основу гражданского воспитания положена идея полноценного участия  личности в решении общественно  значимых задач общества. Она предполагает сочетание формирования навыков  социальной практики с глубоким усвоением  основ социальных наук. Одним из интенсивных методов социальной практики является социальное проектирование. Основная цель социального проектирования - создать условия, способствующие формированию у учащихся собственной точки зрения по обсуждаемым проблемам. Социальное проектирование представляет собой незаменимую сферу применения гражданских компетентностей. В отличие от уроков здесь нет жесткого ограничения времени, места приложения сил. Здесь возможна живая практика, с настоящими социально-значимыми результатами, реально влияющими на социальную действительность.

Социальные проекты  дают учащимся возможность связать  и соотнести общие представления, полученные в ходе уроков, с реальной жизнью, в которую вовлечены они  сами, их друзья, семьи, учителя, с общественной жизнью, с социальными и политическими событиями, происходящими в масштабах микрорайона, города, края, наконец, страны в целом. В ходе реализации проектов учащиеся активно используют свои знания, общаются и сотрудничают друг с другом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.6.Дополнительное  образование в системе гражданского воспитания

В выработке качеств  гражданина России значительна роль дополнительного образования, которое:

- в единстве с базовым  учебным содержанием, направлено  на реализацию принципов закона  РФ «Об образовании», а также  отвечает положениям Декларации прав ребенка о развитии способностей и личных суждений учащихся, осознании моральной и социальной ответственности за формирование собственной личности;

- имеет одной из  целей развитие и удовлетворение  интереса складывающейся личности к компонентам гражданской культуры, способствует расширению и углублению социально-гуманитарных знаний и способов деятельности в этой сфере, накоплению опыта творческих самостоятельных ученических исследований, формированию гуманистических, демократических, ценностно-эмоциональных установок; приобретению компетентности в различных сферах человеческой деятельности;

- использование форм  и средств внеклассной и внешкольной  работы - важнейших составляющих  дополнительного образования - открывает  широкие практико-ориентированные возможности для формирования культуры гражданственности, организации личностного опыта учащихся на основе научных знаний: участие в занятиях кружков, создании и функционировании школьных музеев, где приоритетной является нравственно-патриотическая направленность, в походах по местам боевой славы, в мероприятиях по охране окружающей среды, краеведческих экспедициях, экскурсиях и т.п.

Реализация единства базового и дополнительного образования  в целях гражданского воспитания способствует сопряжению учебной и внеучебной деятельности: проведение ученических конференций, «круглых столов», ролевых игр, приуроченных по времени с прохождением тех или иных тем учебных предметов; индивидуальные консультации педагогов-предметников, побуждающие школьников к участию в тех формах дополнительного образования, которые отвечают интересам и возможностям ученика.

Немалую роль в формировании гражданского сознания, опирающегося на личный опыт школьников, могут сыграть  различные формы ученического самоуправления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.7.Повышение  квалификации учителей

Становление системы  гражданского образования обусловило потребность в новых подходах к повышению квалификации преподавателей. В школах России граждановедческие  дисциплины, как правило, преподают учителя истории и обществоведения. В перспективе, вероятно, будет начата подготовка учителей-граждановедов в учреждениях высшего педагогического образования. Вместе с тем уже сегодня в России в условиях начального этапа становления! гражданского общества весьма актуально повышение квалификации педагогических и управленческих кадров в области гражданского образования.

Представляется достаточно очевидным, что развитие системы  среднего образования в принципиально  новых условиях начала XXI в., ее демократическая направленность возможны при условии эффективного повышения квалификации и переподготовки педагогов (причем не только педагогов-обществоведов) в области гражданского образования. От этого во многом зависит перспектива демократического развития России.

Программа повышения  квалификации и переподготовки управленческих и педагогических кадров в области  гражданского образования должна включать следующие структурно-содержательные компоненты:

1) понятие и сущность  гражданского образования, его  ценностные, содержательные и структурные компоненты; воспитательный, развивающий и интегративный потенциал гражданского образования, гражданин как нравственно-правовое понятие и гражданственность как интегративное качество личности;

2) основные тенденции  развития гражданского образования в мировой практике;

3) цели и задачи  гражданского образования в мировой  педагогической практике, его особенности  в России, направленность на формирование  у молодежи гражданской культуры  и гражданской идентичности, опыта  и навыков гражданского участия в делах общества и становление на этой основе гражданина России как человека, обладающего моральной ответственностью за судьбу своей Родины;

4) основные концептуальные  модели (формы) гражданского образования,  перспективные для России:

а) предметно-тематическая моделъ (введение в систему общего образования новых учебных курсов граждано-ведческого характера, обновление содержания социально-гуманитарного образования, экспериментальное введение новых учебных курсов (модулей) граждановедческого характера);

б) надпредметная, ценностная модель (актуализация педагогическими средствами в процессе образования ценностей гражданско-патриотического характера, иной смысловой контекст общего образования);

в) институциональная модель (моделирование жизни образовательного учреждения по сценариям гражданского общества и направленность на формирование гражданской культуры - школьное самоуправление, формирование демократического уклада школьной жизни, создание в школе правового пространства);

г) проектная модель (участие педагогического и ученического коллективов в осмыслении и решении общественно значимых проблем своего города или населенного пункта);

5) теоретические основания  гражданского образования: политологические, правовые, нравственные, коммуникативные  и конфликтологические, психолого-педагогические (теория социализации личности, концепции воспитания, концепция формирования критического мышления и др.);

6) формы и приемы  работы преподавателей гражданского  образования (практические тренинги  для преподавателей и управленцев по решению социально-педагогических ситуаций и др.);

7) новые информационные  технологии в системе повышения  квалификации преподавателей и  управленцев, интерактивные модели  обучения.

 

2.8.Системный  подход и институционно - целостный  подходы.

Информация о работе Гражданское образование: цели, задачи, концепции