Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 21:55, курсовая работа
В России в настоящее время гражданское образование находится в центре внимания педагогической общественности. Это связано с изменениями, происходящими в обществе. Формирование гражданского общества и правового государства, переход к рыночной экономике, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью - определяют новые требования к отечественной системе образования.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1.Сущность гражданского образования……………………………………6
Глава 2. Концепции гражданского образования…………………………………10
2.1. Понятие гражданского образования……………………………………….10
2.2.Концепция развития гражданского образования………………………….13
2.3. Курс обществоведения – ядро гражданского образования………………17
2.3.1. Понятие концепции обществоведческого образования………………..17
2.3.2. Концепция обществоведческих курсов………………………………….21
2.3.3.Изучение обществоведения и личный опыт учащихся…..……………...23
2.4. Роль истории в гражданском образовании………………………………..25
2.5. Единство обучения и воспитания………………………………………….29
2.6.Дополнительное образование в системе гражданского воспитания…….31
2.7.Повышение квалификации учителей……………………………………….33
2.8. Системный и институционально - целостный подходы……………...…35
2.9. Гражданское образование – единый комплекс…………………………36
Заключение…………………………………………………………………………41
Список использованной литературы……………………………………………..43
- Системный подход.Сторонники системного подхода считают, что гражданское образование - это личностно-ориентированное образование, направленное на развитие социальных свойств школьника. Гражданское образование предполагает изменение уклада школьной жизни, создание правового пространства школы. Примерами такой деятельности являются школа «Самоопределения» (Москва), школа «Универс».
2.9. Гражданское образование – единый комплекс.
Гражданское образование представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, правовое и нравственное образование и воспитание, реализуемое посредством организации учебных курсов, проведения внеклассной и внеурочной работы, а также создания демократического уклада школьной жизни и правового пространства школы, формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников средствами учебных дисциплин.
Главная цель гражданского образования – воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе. Такой гражданин должен обладать определенной суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей, а также готовность участвовать в общественно-политической жизни школы, местных сообществ.
Гражданское образование направлено на формирование гражданской компетентности личности. Гражданская компетентность личности – совокупность готовности и способностей, позволяющих ей активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе, применить свои знания и умения на практике.
Гражданское образование в общеобразователь
-закладываются основные
- развиваются коммуникативные способности, творческий потенциал.
Курс начальной школы «Окружающий мир» знакомит младших школьников с бытом и культурой народов, населяющих Россию, и важнейшими событиями истории Российского государства.
Уроки русского языка и литературного чтения, искусства содержат богатый материал из литературного и культурного наследия нашей страны. Они позволяют воспитать в детях основы национального самосознания и достоинства, чувство уважения к своей истории и языку, формируют осознанное патриотическое чувство.
Вторая ступень (основная школа):
Содержание гражданского образования реализуется во всех учебных курсах и, в первую очередь, в дисциплинах гуманитарного и естественнонаучного циклов.
Интегрированные курсы граждановедения, обществоведения позволяют учащимся усвоить обобщенные знания о человеке, обществе, отношениях человека к природе, обществу, самому себе, другим людям; об основных областях общественной жизни (экономике, политике, праве, социальных отношениях, духовной культуре). На этих уроках подростки приобретают опыт освоения основных социальных ролей (члена семьи, избирателя, собственника, потребителя и т.д.), у них формируется уважительное отношение к иному мнению, толерантность, нетерпимое отношение к ксенофобии, этнофобии шовинизму; они учатся вести диалог и конструктивно разрешать конфликтные ситуации, делать выбор в сложных ситуациях.
Программы курсов отечественной и всеобщей истории позволяют организовать освоение школьниками истории развития прав человека, получить представления о духовном развитии человека, о статусе личности в условиях различных цивилизаций, демократии, о проблемах свободы и ответственности, гражданственности, гражданского самосознания и терпимости.
Изучаемые в курсе литературы произведения выступают в качестве источников формирования важнейших нравственных понятий и ценностей.
Изучение иностранного языка позволяет глубже понять культуру других народов, что способствует формированию толерантности.
Предметы естественнонаучного цикла, акцентируя внимание на взаимодействии и взаимозависимости природных, социальных и экономических аспектах жизни общества, должны формировать чувство ответственности за сохранение окружающей среды, готовность участвовать в решении глобальных проблем.
На третьей
ступени (средняя, полная
Одним из непременных условий
Основными элементами демократического уклада являются:
В основу гражданского воспитания положена идея полноценного участия личности в решении общественно значимых задач общества. Она предполагает сочетание формирования навыков социальной практики с глубоким усвоением основ социальных наук. Одним из интенсивных методов социальной практики является социальное проектирование, осуществляемое как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Основная цель социального проектирования – создать условия, способствующие формированию собственной точки зрения по обсуждаемым проблемам у учащихся.
Здесь возможна живая
Особую значимость в гражданском
образовании приобретает
Оценивание в гражданском образовании представляет совокупность знаний, умений, навыков мышления и действия, ценностных ориентиров. Ключевым компонентом в этой триаде являются умения (навыки), поскольку гражданин выступает как социальный деятель, способный решать общие задачи. Наиболее адекватными методами оценивания гражданской компетентности, наряду с традиционными устным и письменным опросом, тестированием, проверкой качества выполнения практических заданий, являются методы социологического исследования: интервьюирование, самооценка, наблюдение за поведением ученика в учебной ситуации и реальной жизни, задания, моделирующие реальные жизненные ситуации. Спектр подходов к оцениванию может быть представлен следующим образом: балльное оценивание, балльно-рейтинговое; оценивание по системе «зачет – незачет», оценивания «портфолио».
В настоящее время в России на государственном уровне признано, что гражданско-правовое образование и воспитание подрастающего поколения выступает необходимым условием построения в стране гражданского общества и правового государства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Важным условием решения задачи создания в России гражданского общества и правового государства, эффективной рыночной экономики является решение проблемы формирования гражданина, разделяющего демократические ценности, обладающего высоким уровнем мировоззренческой, правовой экономической и политической культуры.
Для реализации данной цели и была определена государственная программа гражданского образования в российской школе. В содержании программы закреплены такие ценности: как права и свободы человека, инициативное и активное участие в жизни общества, уважение к истории и культуре народов Российской Федерации, ответственность, толерантность, мир, отказ от насилия, межкультурный диалог и т.п.
Программа направлена на удовлетворение потребностей российского общества и государства в формировании гражданской культуры населения, основой которой являются права и свободы человека и гражданина, гражданское участие, ответственность и правосознание.
Программа ориентирована на создание условий для усиления демократических основ российского общества и государства, развитие в Российской Федерации правового государства и гражданского общества, создание механизмов реализации государственной политики в сфере гражданского образования.
В Программе определяются основные пути развития системы гражданского образования, его основные компоненты, позволяющие формировать инициативного гражданина, способного активно участвовать в создании гражданского общества и правового государства.
Программа основывается на принципах научности, демократизма, системности и преемственности, учитывает особенности современного развития российского общества и государства, тенденции развития отечественной и зарубежной практики гражданского образования.
Конечным результатом реализации Программы должно стать создание условий стабильного функционирования и ресурсного обеспечения системы гражданского образования населения Российской Федерации.
Концепции, которые разработаны ведущими специалистами в области преподавания гуманитарных дисциплин и апробируются сегодня в образовательных учреждениях, являются основой реализации программы. Они доказывают значимость гражданского образования сегодня не только для становления гражданского общества, формирования гражданина, но и для выхода российского образования из кризиса, признания его на мировом рынке образовательных услуг.
Список использованной литературы
Информация о работе Гражданское образование: цели, задачи, концепции