Групповая работа как одна из форм организации учебной деятельности школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 23:08, курсовая работа

Краткое описание

В России происходит постоянное усовершенствование системы образования и модернизация методов организации учебного процесса, с целью повышения качества образования, его доступности, с целью поддержки и развития качеств личности ребенка. Одна из основных задач модернизации современной российской школы - изменение качества общего образования, которое связывается с достижением новых образовательных результатов. Это предполагает внесение существенных изменений в практику деятельности учителя и образовательного учреждения в целом.

Содержание

Введение………………………………….………………...….……….3
1глава.I. Групповая работа как одна из форм организации учебной деятельности школьников………….…………………….7
II. Опыт учителей русского языка при организации групповой работы на уроках……………………………………………………15
III. Организация групповой работы при изучении темы «Глагол» в 5 классе…………………………………...……...……..23
Заключение………………………………………….……………….28
Список использованной литературы……………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Групповые формы обучения.docx

— 84.22 Кб (Скачать файл)

       В большинстве случаев на уроках, где присутствует групповая форма работы, учитель всегда сам распределяет учащихся по группам, заранее или прямо на уроке, стараясь сделать команды равные «по силам». В нижеприведенном конспекте, пример того, как дети сами распределяются на группы, правда, групп всего три.

     Итак, урок Пахомовой Е.А. на тему «Главные члены предложения. Подлежащее», включает в себя именно такое деление на группы.

Учитель  предлагает побыть ученикам в роли учителей и познакомить со способами выражения подлежащего, а для этого нужно поработать в группах (конверты с заданиями разных цветов, что означает степень сложности, дети ориентируются по цвету: красный-очень сложно; синий-сложно; зелёный-просто).учитель просит определиться учеников с цветом. (Приложение 3). Итог групповой работы подводится, путем вывода: «каким членом предложения может являться существительное?[16]

Ранее уже приводился пример организации групповой работы, путем деления учащихся на группы. Но деление происходило заранее, пример групповой работы из следующего  конспекта, подразумевает деление на группы прямо на уроке.

       Конспект урока Хасяновой Е.Ф. на тему «Правописание приставок –пре и –при».  Группы формируются с учетом обучаемости учащихся, предположительно в группе будет сильный ученик и несколько средне обученных учащихся. Групп будет 6, это необходимо по сценарию проектной работы. На партах лежат заранее приготовленные листы бумаги, клеящие карандаши, отпечатанные слова с приставками. [17]

Задание (Приложение 4)

         Учитель объясняет цель предстоящей работы, которая заключается в следующем: необходимо за определенное время распределить слова на 5 групп, (2 слова в каждой группе), обосновать свой выбор, записать для каждой группы слов на большом листе значение приставки. Идет работа в группах, учитель корректирует данную работу. После окончания работы в группах, один из учащихся группы приглашается к доске и вывешивает свои листы со словами. Итог,  на доске получается 5 вариантов значения приставок ПРЕ- и ПРИ- с разными примерами. (Дети формулируют значение приставок по-своему, это разрешается на данном этапе).

       Итак, мы привели 4 примера конспектов урока русского языка по разным темам. Как правило, деление на группы происходит либо заранее, либо прямо на уроке учителем, количество групп, в среднем от 4 до 6. Но все же нами приведен еще один пример конспекта, где всего три группы, но деление происходит, путем предпочтения самих учеников.

Обратимся к примерам конспектов, где работа в группах происходит не просто на определенном этапе урока, а весь урок построен на групповой работе.

         Урок учителя русского языка и литературы, Козловой Т.В. по теме «Буквы «з» и «с» на конце приставок», полностью построен на групповой работе. Урок закрепления знаний, ученики разделены на 4 группы, в них равное присутствие слабых и сильных учеников. Урок выстроен в три этапа: стадия вызова, стадия осмысления, стадия рефлексии. Мы рассмотрим первый этап. Учитель обозначает урок, как урок взаимообучения, дети работают в четырех группах, каждая из которых получает свое задание. Учитель определяет ряд тем, по которым будет выстраиваться работа на уроке.[18]

  • Можно ли уяснить тему «Правописание приставок на – з (-с)» без знания правила «Правописание гласных и согласных в приставках».
  • Чтобы правильно подобрать приставку на – з (-с), следует чётко отделять звонкие согласные от глухих.
  • Чтобы знать, перед звонкими или глухими согласными пишется з- (с-), нужно уметь выделить корень.
  • Некоторые трудности в выборе буквы з и с на конце приставок (слова, включающие з- в состав корня, удвоенные согласные на стыке приставки и корня).(Приложение 5)

      Первый этап – стадия вызова, переходит в следующий этап – стадия осмысления. Урок рассчитан на самостоятельную работу, в итоге учитель рассчитывает получить высокий уровень осознанности изученного материала.

      Мы рассмотрели конспекты уроков русского языка, где урок полностью организован при помощи групповой работы.

       Следует отметить, что не все учителя чётко представляют себе суть групповой работы. В части конспектов под групповой работой понимается выполнение школьниками дифференцированных заданий, когда задания даются по группам, но их выполнение носит индивидуальный характер.

Учителями используются дифференцированные задания, которые зачастую, самими же учителями путаются с групповыми заданиями. Когда деление класса происходит на две, максимум на три группы, ошибочно в своих конспектах учителя, называют это  групповой работой. Необходимо рассмотреть и такие формы организации. Например, урок Щербовских Л.А. на тему «Правописание приставок».[19] Один из этапов урока называется «Работа в группах», тем не менее, деление происходит всего на две группы. Ребята заранее разделены на группы по степени подготовленности: более сильные – 1группа, остальные – 2группа. Соответственно, первая группа получает более сложное задание, вторая группа – чуть проще. Учащиеся 1 группы работают в тетрадях, второй – на листках, выданных учителем. (Приложение 6)

       Задание поверяется только у 1 группы, 2 сдает листочки учителю.

       Вот примеры конспектов, когда учитель дает учащимся дифференцированные задания, разделив на 2 группы класс, но обозначает эту работу, как групповую. К сожалению, среди проанализированных конспектов встречается достаточное количество подобных ошибок. Но все же следует разграничивать групповую работу, когда есть 4-6 групп, и дифференцированный подход и задания, рассчитанные максимум на три группы.

       Исходя из поставленных задач, можно сделать следующие выводы.

       В результате 50 проанализированных конспектов, 15 из которых содержали различные способы организации групповой работы, можно сделать вывод, что примерно треть учителей использует на своих уроках такую форму организации учебного процесса, как групповая.

         Групповая форма работы чаще всего организуется на уроках изучения нового материала, для того чтобы учитель мог понять насколько хорошо дети усвоили материал, с которым познакомились на уроке, а также так как группы достаточно разнородны по уровню успеваемости учеников, более сильные ученики могли помочь более слабым. Также групповая форма может использоваться на уроках по закреплению пройденного материала, чтобы опять же учитель мог понять, насколько дети усвоили изученный раздел или курс. Работа в группах позволяет учителю более концентрированно подходить к решению вопросов, в случае не понимания детьми материала.

       Также из рассмотренных конспектов можно увидеть, что групповая работа используется учителем при изучении таких разделов, как «Орфография» (правописание приставок), «Морфология» (падеж имен существительных).

         Чаще всего итог работы подводиться либо в выведении совместного вывода,  либо путем обращения учителя к учащимся с вопросами, либо совместного подведения итогов урока и выставления оценок, как например, если весь урок выстроен в форме групповой работы. 

 

 

 

 

 

 

III. Организация групповой работы при изучении темы «Глагол» в 5 классе.

        Опираясь на анализ научной литературы по теме исследования и опыт учителей русского языка, мы разработали задания для организации групповой работы с учащимися при изучении темы «Глагол» в пятом классе.

Для проведения групповой работы учащиеся разбивались на различное количество групп:  4 и 5. Количество учеников в классе 25 человек.

Вот пример задания наиболее эффективного при организации урока «Глагол как часть речи». Сначала учитель вместе с учащимися вспоминает, что представляет собой такая часть речи, как глагол.  Затем учитель делит учеников на 4 группы. Каждой группе дается задание: выписать из предложенных отрывков из сказок А.С.Пушкина, глаголы. На работу отводится 10 минут.

        Когда учащиеся  зрительно воспринимают задание, активируются полученные ранее  знания о глаголе, поэтому задание  выполняется значительно проще  и быстрее. Учитель при данной  работе может выяснить, насколько  хорошо дети помнят, что представляет  собой глагол и не путают  ли они его  с другой частью  речи.

          Дети  получают задание не только  выделить глаголы в текстах, но  и распределить их по вопросам: что делать? что сделать? Каждой  группе дается по три отрывка  из произведений А.С.Пушкина. (Приложение 7)

          Дети выполняют задание, учитель контролирует.  Далее от каждой группы отчитываются по 2 человека, которые озвучивают все выписанные глаголы, отвечающие на вопросы: что делать? что сделать? Учитель подводит итог выполненной работе.

          Данная  работа позволяет выявить, имеющиеся  у учащихся знания о глаголе. При подобной работе учителю  проще выявить насколько хорошо  учащиеся знают, что такое глагол. Работа в целом положительная, при своевременной корректировке работы учителем. Такая работа наиболее подходящая для начального этапа изучения раздела «Глагол».

     Следующий пример. Тема урока: Время глагола. Это урок закрепления изученного материала.                             Ребята уже многое знают о глаголах. Деление на группы происходит перед началом урока,так как потом не придется терять время на то, что распределить учеников. Учащиеся делятся по наличию в группе равного количества  слабых и сильных учеников.

       Данная работа проводится для того, чтобы понять насколько хорошо учащиеся усвоили полученный материал. А также работа в группах помогает ученикам, которые не до конца усвоили новый материал, при совместной работе с другими учащимися, еще раз повторить и понять тему. При этом все ученики должны равно по силам вкладываться в результат работы своей группы, за этим учитель следит на протяжении всей работы в группах.

      Итак, получается  4 группы по 6 учеников и 1 из 7 учеников. Учащиеся получают задание.

1 группа: вспомнить, что такое глагол, назвать времена и совместно  составить 3 предложения, с глаголами  каждого времени.

2 группа: дать характеристику глаголам  прошедшего времени и составить  предложения.

3 группа: охарактеризовать глаголы  настоящего времени и составить  предложения.

4 группа: дать характеристику глаголам  будущего времени и составить  предложения.

         Учащиеся выполняют задание, далее происходит совместная проверка. По одному участнику от каждой группы отчитываются за работу, проделанную совместно в группе.

             Далее дается задание каждой группе проспрягать по числам и лицам ряд глаголов. Учащиеся выполняют задание, учитель контролирует и корректирует работу в группах.

         Данная работа позволила, выявить, насколько хорошо учениками усвоен материал.

       Данная работа особенно результативна именно на уроках закрепления знаний. Учащиеся не только показали хороший результат, слабые ученики старались принимать активное участие в работе, чтобы лучше понять изученную тему. При такой форме работы учителю оказалось проще понять, кто из детей хорошо понял новую тему, а кто значительно хуже. Это помогло вовремя скорректировать работу, что привело к общему положительному результату.    

       Вот еще один пример задания, который наиболее подходит для повторения темы глагол. Сначала учитель делит учащихся на 4 группы. Для каждой группы учитель готовит раздаточный материал в виде конвертов, в которых на отдельных листочках написаны отдельные морфологические разных частей речи (спряжение, род, число, лицо, падеж и др.) Выполнение задания не ограничивается по времени, главное условие – скорость. Какая из команд справится с заданием быстрее, получает – 5 баллов, вторая – 4, третья – 3, четвертая -2.

        Далее каждой группе дается набор глаголов, у которых они должны определить спряжение.  (Приложение 8) Так же в каждой группе есть по одному слову исключению, которое дети так же должны найти на скорость.

Исходя из суммарного балла за оба задания, группам выставляются оценки. 10-9 – «5», 8-7 – «4», 6-5 – «3».

         Данная форма организации помогает учителю, понять насколько хорошо дети усвоили изученный раздел, различают ли они морфологические признаки разных частей речи. В дальнейшем учителю значительно проще организовать свою работу, возвращаясь к вопросам, которые вызывают затруднение у учащихся.

     Следующее задание группам подходят для урока при систематизации и обобщении знаний по теме «Глагол». Учащиеся делятся на 4 группы. Сначала проводится небольшой опрос, учащийся из 1 команды, вытаскивает из набора карточек одну, читает вслух вопрос, учащиеся 2 команды быстро отвечают, далее учащийся 2 команды вытаскивает вопрос, учащиеся 3 команды отвечают на вопрос и так далее. Если команда не может ответить, то вопрос переадресовывается. Всего вопросов 8, за каждый правильный ответ команда набирает по одному баллу. (Приложение 9)

         Подобный опрос помогает активировать все полученные знания по теме «Глагол». У ребят вырабатывается командное чувство.

        Из данного опроса вытекает следующее групповое задание. Каждой группе предлагается небольшой текст, у всех разные задания.(Приложение 10) 1 группа должна найти глаголы, определить их вид и синтаксическую роль в предложении. 2 группа: указать время глаголов, число, лицо и род ( у глаголов, у которых возможно определить данные характеристики). 3 группа: найти глаголы, поставить в неопределенную форму, определить спряжение. 4 группа: делает морфологический разбор 3 выделенных глаголов.

Информация о работе Групповая работа как одна из форм организации учебной деятельности школьников