Деловые игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 20:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретическое обоснование и практическое применение деловых игр в профориентационной работе. Объект исследования: профориентационная работа.
Предмет исследования: деловые игры в профориентационной работе.
Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические основы в профориентационной работе;
- изучить деловые игры – как форму профориентационной работы;
- разработать методику профориентационной работы.

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 230.00 Кб (Скачать файл)

Успех деловой игры напрямую связан с качеством ее проведения. Ведущий должен грамотно организовать следующие этапы:

  1. «Запуск» игры. Ведущий знакомит игроков с целью игры, с ее описанием. Он распределяет роли, представляет игрокам вводную ситуацию и информационные данные. На этом этапе крайне важным является создание настроя и атмосферы предстоящей игры.

Корректировка игры. Из-за затянувшихся рассуждений или из-за неверно выбранной методики решения  поставленной задачи игра может затянуться или превратиться в плохо контролируемый процесс. В этом случае ведущий обязан скорректировать ход игры, но таким образом, чтобы не нарушить ее атмосферы. К примеру, часть игроков можно отправить «в командировку» с дополнительным заданием, за основу рассуждений можно принять дополнительно поступившие документы или условия, ведущий может исполнить роль приглашенного со стороны консультанта.

Создание дискомфортной  среды в группе игроков. Необходимо, чтобы группа игроков оставалась остросоциальной средой, а не средой комфортного психологического общения, при которой чувство защищенности может не позволить решить поставленную перед группой проблему.

Предотвращение сплочения  группы на основании чего-либо, не связанного с игрой. Вред результативности игры может нанести недовольство игроков неожиданными поворотами сценария, личностью ведущего, распределением ролей, успехами команд-соперников. Игроки должны понять, что успех зависит не столько от сценарной постановки игры, сколько от их участия в игре.

Учет индивидуальных особенностей личности. При распределении ролей следует учитывать психологические особенности игроков: ярко выраженный индивидуализм, повышенная или пониженная самооценка, лидерские качества и т.д.

  1. Обсуждение игры участниками выводится за рамки самой игры и проводится после ее окончания [27].

Оценка работы игроков  и команд.

Оценка задач, имеющих  конкретное решение и ответ, не должна вызывать затруднения  ведущего. Применяемый  в некоторых случаях метод  экспертных оценок, чаще всего отслеживает  следующие аспекты:

  1. Общая активность группы (может подразделяться на интеллектуальную и эмоциональную);

степень организованности группы (лидерство, эффективность совместной деятельности, быстрота реагирования на внешние воздействия);

степень индивидуальной активности (соответствие отведенной в игре роли, личный вклад в общее дело, нестандартный подход к решению задач) [28].

Сценарий проведения деловой игры чаще всего имеет  следующий вид.

Во вступительном слове  перед участниками игры ставятся задачи, представляются руководители и организаторы игры, объявляется ее программа. В проблемной лекции дается установка участникам: преодолеть психологическую инерцию мышления, разрушить традиционную схему взглядов и представлений и, хотя бы на некоторое время, оторваться от традиционных условий, устоявшихся стереотипов мышления.

После лекции проводится несложная вступительная ролевая  игра. Ее цель — активизировать участников игры, пробудить в них творческие силы, сблизить друг с другом, если ранее  им не приходилось работать в таком  составе, создать атмосферу доброжелательности и доверия, с одной стороны, соперничества и творческой дискуссии — с другой.

Далее все участники  произвольно делятся на несколько  равных групп, которые будут работать по заявленной проблеме. Каждая выдвигает  кандидата, который готовит свою программную речь и выступает с ней. По результатам обсуждения проходит голосование. Ролевая игра идет в быстром темпе, развивая импровизационное мышление игроков.

После этого равные по количеству и представительству (функциональному  и уровневому) группы, сформированные заранее, удаляются, каждая в свое помещение, для проведения мозговой атаки по одной из проблем. В каждой из таких групп имеется игротехник-методист, задача которого сводится к умелой организации процесса.

Pa6oтa поисковой группы при каждой новой мозговой атаке начинается с выбора лидера по данной проблеме, который должен организовать работу группы, подготовить доклад к конференции и в конкурентной борьбе защитить выбранную программу действий. Одновременно с лидером выбирается оппонент, его задача — дать оценку программы смежной группы. Методист помогает руководителю поисковой группы организовать коллективную работу, выработать предложения.

Игротехник-методист должен добиться, чтобы по каждой из проблем  были избраны новый лидер поисковой группы и новый оппонент, таким образом, достигается максимальная активность всех участников игры. При выборе лидера очень важно соблюдение демократичности: в лидеры должны выдвигаться как руководители, так и рядовые специалисты.

По завершению самостоятельной работы поисковая группа защищает свой проект на общей конференции. К докладам обычно предъявляются следующие требования:

1. дать краткий анализ  поставленной проблемы;

2. обосновать выработанные  предложения; 

3. доказать практическую  значимость предложений и возможность их реализации.

В проблемно-ориентированной  деловой игре все равны, административные должности на период игры «ликвидируются», никто не должен пользоваться каким-либо преимуществом. Разрешается высказывать  любые идеи, однако в процессе игры совершенно недопустима критика личности.

На этой базе постепенно формируются взаимоотношения, которые  сближают разные взгляды, мнения, опыт и позволяют вырабатывать нечто  целое. Такая технология позволяет  глубоко вникнуть в проблему, обеспечить взаимопонимание между людьми и достигнуть единства социального действия, способного переломить ситуацию, разрешить кризис или создать принципиально новое решение актуальной проблемы.

Лидеры, выступающие на конференциях, обычно сдают записи своих выступлений руководителям деловой игры. Сдают свои записи и оппоненты от каждой группы. Также проводится видеозапись всех конференций деловой игры. Таким образом, фиксируются вопросы, ответы и дискуссионные моменты. Свои записи ведут также руководители игры, члены экспертной комиссии и игротехники-методисты. На основе всех собранных материалов готовится совместный отчет.

При конструировании  игры предполагается организация совместной деятельности игроков, имеющая характер ролевого взаимодействия в соответствии с правилами и нормами. Достижение цели происходит путем принятия групповых и индивидуальных решений.

Необходимо обратить внимание на наиболее типичную ошибку при разработке игры: моделируется "Среда", а не деятельность. Деловая  игра должна строиться по логике деятельности, точнее взаимодействия. В основу разработки должна быть положена деятельность, отражающая согласование различных интересов, а не структуры предприятия и т.п. модели "Среды".

Ситуация должна предполагать неоднозначность решений, содержать  элемент неопределенности, что обеспечивает проблемный характер игры и личностное проявление игроков. Прямая формулировка проблемы или указание на нее недопустимы. В то же время правила, нормы формулируются однозначно и определенно.

Таким образом, игра будет  нежизнеспособной, если плохо продумана последовательность действий и взаимосвязи участников, недостаточна драматизация происходящих событий, они не развиваются во времени, список решений задан, не ясно как осуществляется отклик на принятые решения, не автоматизированы рутинные операции, ход игры требует постоянного вмешательства ведущего [30].

2.2 Деловая игра №1

 

Тема деловой  игры: «Образ современного учителя»

Цели деловой  игры:

Образовательные: стимулирование самопознания и профессионального самоопределения учащихся;

Воспитательные: воспитывать уважение к профессии учитель;

Развавающие: развивать творческие способности.

Материально-техническое  оснащение: ПК, проектор, презентация (Приложение А).

План деловой  игры:

  1. Организационный момент – 5 мин.
  2. Задание по группам – 5 мин.
  3. Просмотр клипа – 5 мин.
  4. Самостоятельная работа по группам – 10 мин.
  5. Выступление групп – 10 мин.
  6. Рефлексия – 5 мин.
  7. Подведение итогов – 5 мин.

 

Ход деловой  игры

 

  1. Организационный момент  (слайд №1)     

Учитель… когда произносишь  это слово, всегда охватывает какое-то волнение. Вроде бы ничего особенного и нет в этом слове. Самое обычное название профессии человека. Но вот, когда произносишь это слово, то не просто название профессии встаёт перед глазами, а конкретный человек. Добрый или не очень, чуткий или равнодушный, любящий свою профессию, детей или нет… Учитель… Школа… Начало начал. Здесь истоки характеров, идеалов, убеждений. Врачи и строители, летчики и инженеры - всё начинается здесь. Какими сумеешь вырастить и воспитать их? Чему научишь? Какой след оставишь в юных сердцах?

Целеполагание и мотивация (слайд №2). Сегодня на уроке  мы постараемся создать образ современного учителя.

Разбить на 3 группы: (слайд №3)                                                           

Учащиеся выбирают жетоны разных цветов по своему усмотрению (зеленые, синие или фиолетовые). Получатся 3 группы учащихся: «Психологи», «Поэты», «Художники». Каждая группа получает свое задание.

  1. Задание по группам

Группа «Психологи»

Выберите 5 наиболее необходимых  качеств, обеспечивающих успешность в профессии учитель (объяснить и доказать выбор).

  1. Доброта.
  2. Вежливость.
  3. Объективность
  4. Честность.
  5. Отзывчивость.
  6. Внимательность.
  7. Ум.
  8. Требовательность.
  9. Коммуникабельность.
  10. Обаяние.
  11. Терпеливость.
  12. Строгость.
  13. Щедрость.
  14. Красота.
  15. Чувство юмора.
  16. Наблюдательность.
  17. Оригинальность.
  18. Исполнительность.
  19. Доброжелательность.

Группа «Поэты»

Продолжить  стихотворение.

Современный наш учитель!

Его задача, в чем она?

Он жизни будущей  строитель,

Как и в другие времена.

Это …

Группа «Художники»

Нарисовать  эмблему к данной профессии.                                   

  1. Просмотр клипа (для творческого настроя на работу)
  2. Самостоятельная работа по группам
  3. Выступление групп (слайды № 4,5,6)
  4. Рефлексия. Составление синквейна (пятистрочие)

Правила составления  синквейна:

1 строка – 1 существительное,

2 строка – 2 прилагательных,

3 строка – 3 глагола,

4 строка – предложение,  выражающие основную мысль.

5 строка – 1 существительное.

 Вначале предложить  группам самостоятельно придумать  синквейн, а затем общий в качестве  подведения итогов урока (слайд  №7).

  1. Подведение итогов

Итак, подводя итоги нашей сегодняшней делово игры, можно сделать

вывод, что создав образ  современного учителя, мы еще раз  пришли к тому что, учитель - это наверное самая важная профессия для всех людей, так как именно они закладывают  всю душу в ребенка для того, чтобы он стал личностью.

 

 

2.3 Деловая  игра №2

 

Тема деловой  игры: «Шанс»

Цели деловой  игры:

Образовательные: способствовать профессиональному самоопределению обучающихся;;

Воспитательные: выявить склонности обучающихся к различным видам человеческой деятельности;

Развавающие: развивать познавательные интересы, память, творческие способности обучающихся.

Материально-техническое  оснащение:

- проектор, ноутбук, слайды по профессиям;

- демонстрационный стенд с методической литературой по

профориентации;

- плакаты: объявление о кастинге на вакантные должности, названия

профессий;

- диски с музыкой (ритмичной)

- стенд «обратная связь» – изображение дома из пенопласта, цветные

кирпичи из бумаги (оранжевые  и коричневые), иголки;

- карточки с названием, составом блюд;

- карточки с рекламируемыми продуктами;

Информация о работе Деловые игры