Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 20:58, курсовая работа
Цель исследования: теоретическое обоснование и практическое применение деловых игр в профориентационной работе. Объект исследования: профориентационная работа.
Предмет исследования: деловые игры в профориентационной работе.
Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические основы в профориентационной работе;
- изучить деловые игры – как форму профориентационной работы;
- разработать методику профориентационной работы.
- бейджики для участников и экспертов игры (40 шт)
- плакаты – 4 шт. и маркеры – 4 упаковки.
- роощрительные призы ( 6 сертификатов и 24 шоколада).
Подготовительная работа:
- определение экспертов для деловой игры, составление плана
подготовительной работы;
- отбор претендентов на профессии по резюме;
- создание и деятельность творческих групп по подготовке деловой игры,
распределение ролей: ведущие программы, художники-оформители, звукооператор, эксперты;
- подготовка оборудования и оформления (плакаты,маркеры, карточки,
бейджики).
План деловой игры:
1. Организационный момент – 10 мин.
2. Основная часть – 30 мин.
3. Подведение итогов – 5 мин.
Ход деловой игры
Звучит фоном ритмичная музыка, звучит голос за кадром. На белом экране появляются кадры о профессиях.
Голос за кадром:
Когда тебе всего 16.
Расставшись с ученической скамьей
Порой бывает трудно разобраться идти, дорогою какой.
С какой профессией пойти по жизни смело.
Тебе придется самому решить,
Чтоб инструмент в руках держать умело
Достойно и удачно жизнь прожить!
Ведущая: Добрый день, дорогие друзья! Для человека
профессия имеет огромное значение в жизни.
Но, чтобы профессионально определиться,
нужно немало времени. А если вы уже определились,
нужно стремиться получить достойную
профессию, уметь устроиться на работу,
преподнести себя так, чтобы оказаться
лучшим. Сегодня мы предлагаем Вам принять
участие в деловой игре. Представьте себе,
что в нашем городе открывается торгово-развлекательно-
Эксперты занимают специально приготовленные для них места.
Ведущая: Предлагаю начать наш конкурсный отбор
с профессии дизайнера. Прежде чем открывать
торгово-развлекателдьно-
Эксперт по дизайну: Дизайнер – это проектировщик, создатель оригинальных эскизов, образцов, моделей. Дизайнеров является специалист, имеющий художественное образование, обладающий пространственным мышлением и техническими знаниями. Не обойтись дизайнеру и без художественного вкуса и без навыков работы с людьми, поскольку лишь совместные усилия дизайнера и заказчика могут привести к созданию удачного проекта.
Ведущая: Спасибо эксперту. Прошу претендентов на вакансию дизайнера подняться на сцену. Мы предлагаем Вам разработать за 10- 15 минут эскиз дизайна детской игровой комнаты. Ваша задача нарисовать и защитить проект. А пока наши конкурсанты готовятся для вас дорогие друзья музыкальный сюрприз.
(музыкальный номер)
Ведущая: Итак, наши претенденты готовы, начинаем защиту проектов.
Конкурсанты защищают свои проекты, а эксперт по дизайну выбирает лучшего, награждает его сертификатом и поощряет участников.
Ведущая: Предлагаю продолжить наш конкурсный отбор профессией управляющего. Приглашаю на сцену эксперта по управленческой деятельности.
Эксперт по управленческой деятельности: Работа торгово-развлекательно-
- организаторские способности;
- коммуникативные способности;
- ответственность и пунктуальность
- экономическое образование.
Для выбора на данную профессию приглашается 4 претендента (выход на сцену). Сейчас каждый из Вас должен проиграть роль управляющего. Начнем с претендента №1.
– К Вам на прием приходит человек, который хочет устроиться на работу, у Вас мест нет, ваши действия. А я буду выступать в роли посетителя (инсценировка ситуации).
Следующая ситуация для претендента №2.
– К Вам на прием приходит человек, которого вы сами пригласили, для того, чтобы объяснить, что вы его должны уволить, ваши действия (инсценировка ситуации).
Ситуация для участника №3.
– К Вам на прием приходит человек, который у Вас работает, ему нужно подписать заявление об увольнении, но вы не хотите потерять хорошего работника, ваши действия. (инсценировка ситуации).
Ситуация для участника №4.
– К Вам на прием приходит человек, которому недоплатили заработную плату, Вам нужно найти объяснение для этого человека. (инсценировка ситуации).
Ведущая: Для подведения итогов второго конкурса слово предоставляется эксперту по управленческому делу.
Эксперт объявляет победителя, вручает сертификат и участникам поощрительные призы.
Ведущая: После профессии управляющего немало важную роль выполняет менеджер по продажам. Приглашаем на сцену эксперта по менеджменту.
Эксперт по менеджменту: Для работы в области менеджмента по продажам требуется:
- общительность, интуиция
- дар убеждения собеседника
- знание экономики
- организаторские и творческие способности
- нестандартность мышления.
Его задача не просто сбыть товар, а уметь его прорекламировать, предвидеть развитие спроса и способствовать успешному продвижению на рынок.
Ведущая: Прошу подняться на сцену 4 претендентов на данную профессию (Выход на сцену). Каждому из Вас выдается товар, который вы должны прорекламировать. Пока участники готовятся, предлагаем зрителям немного отдохнуть.
Музыкальный номер.
Далее участники по очереди рекламируют свой товар.
Ведущая: Слово предоставляется эксперту по менеджменту.
Эксперт оценивает и выбирает лучшего, вручает сертификат и поощрительные подарки участникам.
Ведущая: В торгово-развлекательно-
Эксперт по спорту: Сегодня мы будем выбирать инструктора по спорту. Эту профессию можно считать публичной. Важно умение зажечь группу, чтобы тренировка не только дала практический эффект, но и доставляла радость. Цель инструктора помочь обычным людям поддержать форму, скорректировать недостатки фигуры и просто дать заряд хорошего настроения. Важны следующие качества:
- спортивное образование
- знание физиологических особенностей организма.
- отличное здоровье.
Инструктор по спорту всегда должен быть в спортивной форме.
Эксперт занимает свое место
Ведущая: Прошу выйти на сцену 4 претендентов на данную профессию (их выход). Сейчас вы должны без подготовки, по очереди провести спортивную разминку, для этого мы на сцену приглашаем группу людей, с которыми вы должны будете провести разминку, не более 1 минуты (выходит группа в спортивных костюмах). Итак, первая разминка участницы №1
Включается ритмичная музыка, и участницы по очереди проводят разминку.
Эксперт выбирает лучшего, награждает сертификатом и вручает поощрительные призы участникам.
Ведущая: А какой же торговый центр без детской игровой площадки? Приглашаю на сцену эксперта по досуговой деятельности (выход эксперта).
Эксперт по досугу: Сегодня нам нужно выбрать организатора детского досуга. Организатор детского досуга – это, прежде всего человек, который любит детей. Должен обладать:
- эмоциональностью;
- коммуникабельностью;
- важен творческий потенциал;
- чувство юмора, всегда хорошее настроение.
Также важными качествами для организатора досуга является искренность и доброжелательность, дети всегда чувствуют энергетику человека.
Ведущая: Приглашаем на сцену претендентов, на данную профессию (выход). Итак, ваша задача провести игру со зрителями.
Участники проводят игры со зрителями.
Слово предоставляется эксперту, он выбирает лучшего, вручает сертификат и поощрительные призы участникам.
Ведущая:В нашем центре мы будем открывать кафе. Для этого нам нужен первоклассный повар. Но прежде я приглашаю на сцену эксперта по пищевой промышленности. (Выход).
Эксперт по пищевой промышленности: Настоящий повар – это такой повар, который может из обычных продуктов сделать разнообразные и вкусные блюда. Должен знать правила хранения продуктов, нормы соотношения, рецепты блюд. Повар должен уметь красиво оформлять приготовленное блюдо, очень важен тонкий вкус, а главное, чтобы всегда было желание готовить здоровую и вкусную пищу.
Ведущая: Для выбора повара приглашаются 4 претендента. Вы должны с помощью карточек с блюдами составить комплексный обед и пояснить выбор.
Слово эксперту по пищевой промышленности. Он выбирает лучшего, вручает сертификат и поощрительные призы участникам.
Ведущая: Вот мы с вами практически готовы открыть торгово- развлекательно-оздоровительный центр. Но самое главное вы ощутили на себе, что не так прост путь к профессиям, его нужно всем преодолеть. И я приглашаю на сцену всех экспертов (выход)
Эксперт по управленческой деятельности: Мы все с вами стоим перед главным выбором- выбором профессии. Мы должны решить для себя не только кем стать, но и каким стать!
Эксперт по менеджменту: И мы хотим поделиться установочными правилами, которые направляют наши устремления в поисках основного жизненного пути.
Эксперт по спорту: Правило №1. «Умейте быстро выбирать». Порой невыносимо больно жертвовать сном, развлечениями, спокойной жизнью, только ради выбранной цели. Мир не приостановится в своем развитии, чтобы дать Вам возможность оглядеться, присмотреться – наш век стремительных скоростей и быстрых решений.
Эксперт по досугу: Правило №2 «Только вперед». Для осуществления выбранной цели требуется одержимость, Меняйтесь, чтобы выжить. Не сдавайтесь при неудачах.
Эксперт по пищевой промышленности: Правило №3 «Скажите, нет своим страхам». Самый главный враг сидит внутри нас: хитрый, злой и коварный, алчный, жадный, трусливый, подлый, слабый и ленивый, как извести его? Изобрети себя заново. Известно только одно: не победив себя – не поднимешься на пик намеченной вершины.
Эксперт по дизайну: Если мы выбираем профессию, в рамках которой всего сможем трудиться для человечества, которая нам будет приносить удовлетворение – то мы с вами обретем профессиональное счастье!
3. Заключительная часть
Ведущая: Наша деловая игра подошла к своему логическому завершению. Всем говорим огромное спасибо. И пусть вам обязательно повезет с профессией, желаем удачи!
И сейчас мы предлагаем Вам выразить свое мнение, впечатление о деловой игре «Шанс», через строительный материал в виде кирпичиков, где оранжевый кирпич означает – очень понравилось, полученная информация для меня важна; коричневый кирпич – ничего нового, для себя не почерпнула.
Желающие участники подходят к стенду и прикрепляют кирпичики к контуру дома, после этого ведущая делает вывод по цветовой гамме. Если дом оранжевый, то можно будет сказать, что мы выполнили поставленные задачи.
Заключение
В современном мире правильный выбор молодым человеком профессии играет очень большую роль. После окончания школы, т.е. в 14 – 17 лет, он еще не может сделать достаточно осознанный выбор, взвесить все за и против, все плюсы и минусы и соотнести свои потребности со своими реальными возможностями. От того какой он выбор сделает зависит его дальнейшая судьба: будет ли он успешной личностью, будет ли он любить свою работу и будет ли он действительно профессионалом в свое работе. Но по мимо того, от правильности выбора профессии молодым поколением, зависти не только его личная судьба, но и судьба страны. Чем более успешен человек в своей трудовой деятельности, тем более благополучна социальная обстановка в государстве, тем меньше затрат оно несет на профессиональную переподготовку, на повторное обучение, тем более снижен риск попадание такого человека в группу социального риска. Поэтому очень важно оказать молодежи помощь в выборе дальнейшего профессионального пути. На что и нацелена профессиональная ориентация. В ходе изучения психолого-педагогической литературы было выявлено, что являясь одним из активных способов обучения, деловые игры обладают следующими особенностями: активизацией мышления и поведения участников, высокой степенью вовлечения в процесс игры, обязательностью взаимодействия участников между собой и с материалами игры.