Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 20:58, курсовая работа
Цель исследования: теоретическое обоснование и практическое применение деловых игр в профориентационной работе. Объект исследования: профориентационная работа.
Предмет исследования: деловые игры в профориентационной работе.
Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические основы в профориентационной работе;
- изучить деловые игры – как форму профориентационной работы;
- разработать методику профориентационной работы.
Успешность профессионального самоопределения определяется психологической готовностью учащегося к выбору профессии. Эта готовность может быть связана с формированием профессиональной направленности личности, ее адекватной самооценкой, достаточной информированностью и устойчивыми профессиональными намерениями, т.е. человек должен знать достаточно хорошо о своих интересах, когнитивных способностях и личностных особенностях, кроме того, должен быть знаком с профессиями и требованиями, которые они предъявляют, а также, должен уметь соотнести эти требования со своими личностными особенностями.
Профессиональному самоопределению, как правило, предшествуют определенные события. Такими событиями могут быть: окончание учебного заведения, увольнение с работы, повышение квалификации, смена места жительства и т.д.
Единство интересов и особенностей личности в системе профессионального самоопределения характеризует профессиональная направленность. Профессиональная направленность - это интегральная характеристика мотивации профессиональной деятельности, определяемая всеми побуждениями в мотивационной сфере и в особой мере выражающаяся в интересах, отношениях, целенаправленных усилиях. Основывается на широком круге потребностей, интересов, идеалов и установок человека.
Важным механизмом профессиональной ориентации является профессиональный интерес, который выражается через положительное отношение человека к профессии. Развиваются профессиональные интересы в процессе приобретения устойчивых свойств и качеств, который включает в себя возникновение такого интереса, его становление, закрепление и переход в профессиональные намерения, а в последствии и в профессиональный выбор. Профессиональный интерес строиться на познавательном интересе, поэтому необходимо в программу обучения общеобразовательных школ, в целях профориентации школьников, включать дисциплины, способствующие расширению знаний учащихся о мире профессий.
Деловая игра – это модель какой-либо ситуации с непрерывно меняющимися условиями. Как правило, в ней действует несколько групп участников с разными интересами, и каждая из них должна решить свою проблему. По своей сути деловые игры отличаются от любых других методов обучения. Их можно было бы сравнить с тренингами (частью которых они нередко являются), однако тренинги – это соединение теории с ее отработкой на практике. А в ходе деловой игры нарушается привычная цепочка – сначала теория, потом практика. Здесь знания, умения и навыки формируются у игроков почти одновременно, в ходе практической деятельности. Кроме того, ведущий с помощью специальных приемов создает определенный эмоциональный настрой участников, который активизирует процесс обучения.
Сущность деловых игр в том, что они имеют черты как учения, так и труда. При этом обучение и труд приобретают совместный, коллективный характер и способствуют формированию профессионального творческого мышления.
Изучение проблем
В данной курсовой работе
рассмотрены теоретические
Список используемой литературы
1. Н.А.Назарбаев Казахстан в посткризисном мире: Интеллектуальный прорыв в будущее // Северный Казахстан. – 2009. - № 126. – С. 1 – 3.
2. Назарбаев Н.А Послание Президента РК к народу Казахстана // Северный Казахстан. – 2009. - № 5. – С. 1 -2.
3. Закон Республики Казахстан «Об образовании». Астана.: 2004. – 130 с.
4. Виноградова Н.А. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ: методическое пособие / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева. – М.: Айрис – пресс, 2006. – 192 с.
5. Быченко Ю.Г. , Красильников О.Ю. Деловые игры в школе бизнеса. – Саратов, 1992. –135с.
6. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1991
7. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – 2-е изд., перераб., доп. – М.: Академический. Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.
8. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы. – М.: Сфера, 2007.
9. Крайтс Дж. Методология педагогического исследования: Пособие педагога – исследователя. Самара, 1994
10. Кон И. С. Психология юношеского возраста / И. С. Кон. - М.: Просвещение, 1979.
11. Образование и наука. Энциклопедический словарь / Глав.редактор Ж.К.Туймебаев; редкол.: А.Е.Абылкасымова, И.Б.Бекбаев, М.В.Рыжаков, Н.Б. Калабаев, С.Ж.Пралиев, Г.М.Мутанов, Г.М.Кусаинов. – Алматы: 2008. – 448 с.
12. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. В.С. Кукушина. – Серия «Педагогическое образование». – Ростов н/Д: издательский центр «Март», 2002.
13. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: методическое пособие. – М. – Сфера, 2005.
14. Васильева А.И. Старший воспитатель детского сада: Пособие для работников дошк. учреждений / А.И. Васильева, Л.А. Бахтурина. – 3-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1990.
15. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. – м.: Сфера, 2005.
16. Женилко М.Ю. Справочник руководителя дошкольного образовательного учреждения. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2006.
17. Щедровицкий Г.П. Проблемы методологии системного исследования.
— М., 1964.
18. Гильбо Е.В. Свободная деятельность.//Школьный психолог. - №46.
2000.
19. Дудченко В.С. Профориентация: проблемы, опыт, перспективы //
Информационно-методический, дидактический журнал «Имидж»-№2-март-2002.
20. Красовский Ю.Д. Методы активного обучения. – М.: Высшая школа, 1999.
21. Геронимус Ю.В. Игра, модель, экономика. –М.: "Знание", 1999.
22. Данилко О. В. Использование метода игрового моделирования в работе с педагогами //Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения – 2003.
22. Беляева И. В. Педагогический совет с использованием методов активизации // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения – 2008.
23. Арутюнов Ю. С. , Дера В. Г. Деловая игра «Мозговая атака». / Методическое пособие. М.: ИПКИР, 1990.
24. Активные методы обучения в системе подготовки специалистов и руководителей. Сб. науч. трудов / Под ред. А. Жукова. – Л.: ЛТЭИ, 1990.
25. Исаева З. А., Мынбаева А.К., Садвокасова З. М. Активные методы и формы обучения в высшей школе. – Алматы, 2005.
26. Урустаева Г.Д. Педагогика высшей школы: активные методы и формы обучения. – Алматы, 1999.
27. Трайнев В.А. Деловые игры в учебном процессе: методология разработки и практика проведения. – М.: МАНИПТ, 2002.
28. Ельцова О.М. Методика подготовки и проведения педагогических советов в ДОУ // Дошкольное воспитание – 2002.
29. Гаворина Л.С. Повышение профессионального мастерства педагогов через вовлеченность в управление ДОУ // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения – 2009.
30. Пугачев В. П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом. Учебник для студентов вузов. – М.: АСПЕКТ-ПРЕСС, 2001.