Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 12:06, реферат
Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для определённой группы людей и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Воспроизводство и передача культуры последующим поколениям лежат в основе процесса социализации-усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов предшествующих поколений.
Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства обществ, называется субкультурой. Она формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или местожительство. Ценности субкультуры не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, они обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее. Однако большинство, как правило, относится к субкультуре с неодобрением или недоверием.
Реферат на тему:
Детская
и юношеская субкультура как
фактор воспитания
Выполнила студентка 4 курса
Факультета Менеджмент организации
Волкова
Ю.С.
Детская и подростковая
субкультура как фактор социального
воспитания.
1.1 Сущность понятия
«подростковая субкультура»
Под культурой
понимаются убеждения, ценности
и выразительные средства, которые
являются общими для определённой
группы людей и служат для
упорядочения опыта и регулирования
поведения членов этой группы. Воспроизводство
и передача культуры последующим
поколениям лежат в основе процесса
социализации-усвоения ценностей,
верований, норм, правил и идеалов
предшествующих поколений.
Система норм
и ценностей, отличающих группу
от большинства обществ, называется
субкультурой. Она формируется под
влиянием таких факторов, как
возраст, этническое происхождение,
религия, социальная группа или
местожительство. Ценности субкультуры
не означают отказа от национальной
культуры, принятой большинством,
они обнаруживают лишь некоторые
отклонения от нее. Однако большинство,
как правило, относится к субкультуре
с неодобрением или недоверием.
Молодежные субкультуры
– феномен городской культуры
западного типа. В нем отразились
разнообразные процессы, протекающие
в религиозной, идеологической, политической
сферах, сфере экономики и моды.
Основной фактор,
привлекающий молодежь в субкультуры
– стремление приобрести внешние, формальные
характеристики, позволяющие выделяться
из общей обезличенной массы населения
мегаполиса. Поэтому, несмотря на декларирование
представителями субкультуры
Иногда группа
активно вырабатывает нормы или
ценности, которые явно противоречат
господствующей культуре, ее содержанию
и формам. На основе таких норм и
ценностей формируется контркультура.
Известный пример контркультуры
- хиппи 60-х годов или "система"
в России 80-х годов.
Элементы, как
субкультуры, так и контркультуры
обнаруживаются в культуре современной
молодёжи в России. Под молодежной
субкультурой понимается культура
определенного молодого поколения,
обладающего общностью стиля
жизни, поведения, групповых норм,
ценностей и стереотипов.
Ее определяющей
характеристикой в России является
феномен субъективной "размытости",
неопределенности, отчуждения от
основных нормативных ценностей
(ценностей большинства).
Так, у немалого
числа молодых людей отсутствует
четко выраженная личностная
самоидентификация, сильны
поведенческие стереотипы, обусловливающие
деперсонализацию установок. Позиция
отчуждения в его экзистенциональном
преломлении просматривается как
в отношении к социуму,
так и в межгенерационном
общении, в контркультурной
направленности молодежного досуга.
Социальное отчуждение
проявляется чаще всего в апатии,
безразличии к политической жизни
общества, образно говоря, в позиции
"стороннего наблюдателя". На
уровне самоидентификации
проявление каких-либо определенных
политических установок
минимально. Вместе с
тем эмоциональность, легковерность
и психологическая
Существует
мнение, что аполитичность
молодежи закономерный результат
чрезмерной идеологизации воспитания
прошлых лет, а активная политизированность
граничит с социологией. Вряд ли можно
согласиться с подобной позицией: если
в стабильном обществе приоритеты частной
жизни закономерны и естественны, то в
ситуации системного кризиса социальная
индифферентность молодых чревата
необратимыми последствиями
для будущего страны. Не менее тревожно
и то, что политизация отдельных групп
молодежи приобретает черты политического
и национального экстремизма.
Противопоставление
образа "мы" и "они"
традиционна, достаточно вспомнить
хотя бы хрестоматийный роман И. С. Тургенева
"Отцы и дети". Однако сегодня
у молодого поколения нередко
выливается в полное отрицание
всех "папиных" ценностей,
включая историю собственного
государства. Эта позиция особенно
уязвима, если иметь в
виду собственную аполитичность
молодых людей, их устраненность от
участия в решении социальных проблем
для общества, а не только для себе. Особенно
явственно это противопоставление прослеживается
на уровне культурных (в узком смысле)
стереотипов молодежи: есть "наша"
мода, "наша" музыка, "наше"
общение, а есть -
"папино", которое
предлагается институциональными
средствами гуманитарной социализации.
И здесь обнаруживается третий аспект
отчуждения молодежной субкультуры
– это культурное отчуждение.
Именно на этом
уровне субкультура молодого поколения
приобретает заметные контркультурные
элементы: досуг, особенно
юношеством, воспринимается как
основная сфера жизнедеятельности,
и от удовлетворенности им зависит
общая удовлетворенность жизнью молодого
человека. Общее образование для
школьника и профессиональное для
студента как бы отходят на другой план
перед реализацией экономических ("зарабатывать
деньги") и досуговых ("интересно
провести свободное время") потребностей.
Наряду с коммуникативной
(общение с друзьями) досуг
выполняет в основном рекреативную
функцию (около одной трети
старшеклассников отмечают, что их
любимое занятие на досуге -"ничего
неделание"), в то время как
познавательная, креативная и эвристическая
функции не реализуются вовсе или
реализуются недостаточно.
Ценности национальной
культуры, как классической, так
и народной, вытесняются
схематизированными стереотипами-образцами
массовой культуры, ориентированными
на внедрение ценностей "американского
образа жизни" в его примитивном
и облегченном воспроизведении.
Любимыми героями и в определенной
степени образцами для подражания
становятся, по данным опросов, героини
так называемых "мыльных опер"
(для девушек) и видеотриллеров типа
Рэмбо (для юношей). Индивидуального
поведения молодых людей проявляются
в таких чертах социального поведения,
как прагматизм, жестокость, стремление
к материальному благополучию в ущерб
профессиональной самореализации.
Потребительство проявляется как
в социокультурном, так и в эвристических
аспектах. Эти тенденция присутствует
в культурной самореализации учащейся
молодежи, что косвенно обусловлено
и самим потоком преобладающей
культурной информации (ценности
массовой культуры), способствующей
фоновому восприятию и поверхностному
закреплению ее в сознании.
Выбор тех или
иных культурных ценностей чаще
всего связан с групповыми стереотипами
достаточно жесткого характера (не
согласные с ними легко попадают
в разряд "отверженных"),
а также с престижной иерархией
ценностей в неформальной группе
общения.
Групповые стереотипы
и престижная иерархия ценностей
обусловлены половой принадлежностью,
уровнем образования, местожительством
и национальностью реципиента. Культурный
конформизм в рамках неформальной
группы проявляется от более мягкого в
среде студенческой молодежи до
более агрессивного в среде учащихся средней
школы. Крайним направлением этой тенденции
молодежной субкультуры являются так
называемые "команды" с жесткой регламентацией
ролей и статусов их членов.
Данные исследований
показывают, что досуговая самореализация
молодежи осуществляется вне учреждений
культуры. Народная культура (традиции,
обычаи, фольклор и т. п.) большинством
молодых людей воспринимается
как анахронизм. Попытки внесения
этнокультурного содержания в процесс
социализации в большинстве случаев ограничиваются
приобщением к православию, между
тем как народные традиции, безусловно,
не ограничиваются одними лишь
религиозными ценностями. Кроме того,
этнокультурная самоидентификация состоит
прежде всего в формировании положительных
чувств в отношении к истории, традициям
своего народа, т. е. того, что принято
называть “любовью к Отечеству”.
Возникновение такой, а не иной, с указанными
особенностями молодежной субкультуры
обусловлено целым рядом причин, среди
которых наиболее значимыми представляются
следующие.
1. Молодежь,
живет в общем социальном и
культурном пространстве, поэтому
кризис общества и его
2. Кризис
института семьи и семейного
воспитания, подавление индивидуальности
и инициативности ребенка,
3. Коммерциализация
средств массовой информации, в
какой-то мере и всей
Молодежная
субкультура есть искаженное зеркало
взрослого мира вещей, отношений
и ценностей [9]. Рассчитывать на
эффективную культурную самореализацию
молодого поколения в больном
обществе не приходится, тем более
что и культурный уровень других
возрастных и социально-демографических
групп населения России также
постоянно снижается. Наблюдается
тенденция к дегуманизации и
деморализации в содержании искусства,
что проявляется, прежде всего, в
принижении, деформации и разрушении
образа человека. В частности, это
фиксируется в нарастании сцен
и эпизодов насилия и секса,
в усилении их жестокости, натуралистичности
(кинематограф, театр, рок-музыка, литература,
изобразительное искусство), что
противоречит народной нравственности
и оказывает негативное воздействие
на молодежную аудиторию. Отрицательное
влияние на аудиторию эскалации
сцен насилия и секса в кино,
на телевидении и видео
1.2
Основные подходы к
Субкультура неразрывно
связана и производна от общей
культуры. Культура общества выступает
здесь как единство в многообразии,
подчеркивается ее принципиально
«Молодежная
субкультура» не сразу стала
описываться и анализироваться
именно как субкультура (в
Информация о работе Детская и юношеская субкультура как фактор воспитания