Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 12:06, реферат
Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для определённой группы людей и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Воспроизводство и передача культуры последующим поколениям лежат в основе процесса социализации-усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов предшествующих поколений.
Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства обществ, называется субкультурой. Она формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или местожительство. Ценности субкультуры не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, они обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее. Однако большинство, как правило, относится к субкультуре с неодобрением или недоверием.
В.И.Слободчикова,
категория возраста не имеет отражательного
статуса и смысла, эта категория складывалась
и функционировала стихийно и поэтому
включала в себя многие культурно-ситуативные
смыслы. Каждый конкретный возраст всегда
имеет историю (социокультурные ориентиры)
своего возникновения. Возраст специально
конструируется в рамках определенной
общественной практики и в целях управления
этой практикой. Анализ возрастной, поколенческой
группы и ее субкультуры, таким образом,
должен отличаться от анализа этнических
или религиозных общностей (субкультур),
прежде всего в отношении механизмов возникновения
субкультуры и ее функций.
Существует целый
ряд концепций, объясняющих сущность
и причины вовлечения молодежи в
ту или иную субкультуру. Социопсихологический
подход связывал склонность к девиантному
поведению в коллективной форме с особенностями
подросткового возраста. Во многих направлениях
формирование молодежных субкультур и
механизмы включения в них рассматривались
в контексте социализации. На раннем этапе
исследований акцент делался, главным
образом, (используя термин А.В.Мудрика)
на молодежь как жертву социализации и
формирование субкультур виделось скорее
как нарушение механизмов социализации.
В исследованиях криминальных молодежных
группировок социологами Чикагской школы
причину складывания группировок и включения
в них подростков видели в неблагополучии
среды, социального окружения, не оставляющей
возможности для нормальной социализации.
Роберт Мертон интерпретировал криминальное
поведение как следствия разрыва между
притязаниями личности и возможностями
их реализации в том социальном пространстве,
в котором живут молодые люди. А. Коен в
своих исследованиях показал, что преступления
группировок были по существу неутилитарными,
они были деструктивными - как по отношению
к отдельным людям, так и нормам и совершались
из соображений престижа и для подтверждения
идентификации с группой. Ведущая идея
Коена заключается в том, что молодые люди
не становятся антисоциальными после
включения в группировку: в группировку
приходят именно антисоциально ориентированные
подростки для поддержания (институциализации)
своих антисоциальных норм и ценностей.
А.Коен утверждал, что у групп подростков
одного и того же возраста, но по-разному
ориентированных, существуют значительные
отличия в представлении о статусе и критериях
его достижения. Для «послушных учеников
из среднего класса» – это «образование,
квалификация, уважение, замужество, признание
заслуг со стороны значимых взрослых,
а в их лице - общества в целом». Для «мальчишек
из подворотни» - «моментальное удовольствие,
грубость, жестокость, высокий уровень
риска и волнения, ценности, которые не
сулят каких-либо похвал со стороны взрослых
и общественно значимого признания». Уолтер
Миллер, применив для объяснения позиции
подростков понятие «маргинальность»,
напротив, попытался доказать, что дело
не в стремлении к идентификации с нормами
среднего класса, а в желании подростков
приспособиться к ценностям "более
низкого" класса. Маргинальная позиция
складывается, когда подростки начинают
чувствовать свою незначительность, поскольку
у них отсутствуют возможности для реализации
своих потребностей в самоуважении и самоидентификации.
Таким образом, подростки не специально
выбирают девиантный путь, они просто
выбирают некий путь, позволяющий им самореализоваться,
добиться хотя бы какого-то признания
и этим путем часто оказывается девиантная
ассоциация. Работы школы социологического
мышления ("интеракционизма" или
"теории наклеивания ярлыков") опровергали
тезис о том, что девиантное поведение
есть некая психологическая предрасположенность
отдельных индивидов. Молодые люди и их
сообщества становятся девиантными, когда
им приклеивают ярлык преступника (преступного).
Вербализация и артикуляция именно такого
обозначения данной группы людей оказывается
решающим для завершения процесса их идентификации
с этой "девиантной" группой. Исследования
показали, что из нескольких столкновений
между группировками на юге Англии широко
«разрекламированных» СМИ, возник социокультурный
феномен огромного масштаба. Весьма интересные
результаты дал функциональный подход.
В отличие от тех, кто видел в молодежи
социальную проблему, его представители
- Т. Парсонс и Ш. Айзенштадт считали, что
все молодежные субкультуры, несмотря
на поведение, стиль или сленг, были, в
конечном счете, некоторыми адаптивными
формами, их существование помогало обществу
в целом достигать стабильности, и с этой
точки зрения они были социально значимыми
и положительными. Культурно-исторический
анализ, проведенный в рамках данного
подхода выявил различия в процессах перехода
детей во взрослый статус. В доиндустриальных
обществах подростковость перемещалась
во взрослость через принимаемое всеми
и достаточно очевидное окончание детства
и начало взрослой жизни. Поскольку большой
разницы между ценностями, передающимися
от поколения к поколению, не существовало,
период взросления был «естественным»
и безпроблемным, и самой молодости (в
нашем понимании) не было. Но в индустриальных
обществах все эти процессы намного усложнились.
Молодежь индустриальной эпохи уже не
могла, как прежде, воспользоваться прежним
молодежным опытом поколения взрослых,
поскольку традиционные роли, которые
они могли воспринять в семье, уже не могли
им помочь в приобретении новых взрослых
статусов и ролей. В традиционном обществе
окончание детства отмечалось ритуалом
или празднованием, что, по сути, означало,
что подросток занял аутентичное место
во взрослом обществе. В современных индустриальных
обществах, наоборот, роли, представленные
в пределах семьи, перестали гармонировать
с более широкой социальной системой.
Таким образом, идентификация с членами
семьи не гарантировала и не обеспечивала
достижения полной социальной зрелости
и статуса взрослого в социальной системе.
Т. Парсонс видел основную функцию молодежной
культуры в положительной помощи, которую
оказывали молодежные субкультуры процессу
тяжелого перехода детей во взрослый статус.
По мнению Ш. Айзенштадта, молодежные субкультуры
- это период подготовки молодых людей
к миру вне семьи. Он считал, что они играли
столь важную роль в социализации молодых
людей, потому что именно молодежные субкультуры
создавали набор ценностей, позиций и
поведенческих норм, которые возвращали
чувство власти, потерянное молодыми людьми
в результате их маргинальной социо-экономической
и культурной позиции в современном обществе.[3]
Молодежная культура
создает пространство, в котором
молодые люди могут себя чувствовать
полномочными представителями, в то
время как, в семье или в
школе они чувствовали себя чужими
и не имеющими никаких реальных полномочий.
Молодежная субкультура обеспечивает
чувство стабильности для молодых
людей, предоставляя ясный набор
ценностей и ролей. По представлениям
функционалистов, молодежная культура
имеет общую социально-
М. Брейк выделяет
следующие функции субкультур для
молодежи:
1. Они предлагают
решение некоторых структурных
проблем молодежи на "магическом"
уровне, особенно проблем, созданных
внешними противоречиями
2. Они предлагают
некую новую культуру, из которой
можно отобрать значимые
3. Они есть
некая альтернативная форма
4. Субкультуры
предлагают осмысленный,
5. Субкультуры
предлагают новые
В ряде исследований
(Марк Абрамс и др.) молодежная субкультура
рассматривалась с позиций молодежного
потребительства и интерпретировалась
как форма массовой культуры. Было зафиксировапно
возникновение в конце 50-х гг. новой потребительской
группы, которая возникла и стала необычайно
важной для многих компаний, производящих
молодежную продукцию. Как новая потребительская
группа молодежь отличалась не своим "неправильным"
поведением, а особенностями поведения
и выбора на рынке, и именно этот новый
спектр молодежных выборов открывал новые
горизонты "подростковой культуры".
Потребительство молодежи концентрировалось
в тех сферах, в которых происходило наиболее
бурное послевоенное развитие: подростки
покупали больше всего одежды, обуви, спиртных
напитков и табачных изделий, конфет и
шоколада, закусок, тратили много денег
на кино, театр, журналы, газеты, пластинки
и книги. При этом потребляемые товары
с точки зрения молодежи были специфичны
по отношению к товарам для «взрослых»,
что позволяло посредством потребления
утверждать молодым людям свою идентичность.
Определение молодежной культуры как
формы массовой культуры представило
молодежь как объект контроля и манипуляции
со стороны капиталистического медиа-рынка,
а субкультуры - как продукт, конструируемый
и создаваемый не молодежью, а для нее
(Р.Хоггарт, Т. Адорно).[2],[29]. Данная традиция
доминировала вплоть до 80-х гг. Постмодернистские
теоретики 80-х и 90-х подвергли ее резкой
критике, отвергнув тезис о существовании
однонаправленного процесса: с одной стороны
которого, - активные производители культурных
товаров и ценностей, научившиеся прекрасно
манипулировать сознанием и поведением
молодежи, с другой стороны, - молодежь
как пассивный потребитель, который или
недостаточно образован, или сильно подавлены
строем, чтобы осознавать то, что их бессознательно
"оглупляют". Постмодернисты обращали
внимание на культурные явления, создаваемые
самой молодежью для себя «фанзины» (журналы,
посвященные особым течениям в музыке
или отдельным музыкальным группам и издаваемые
самими «фанами», молодежные передачи
и веб-сайты), и, в известной степени, противопоставляемые
«продукции», предлагаемой молодым со
стороны взрослых. Подчеркивалось характерное
для современной культуры смешение производства,
исполнения и потребления (использования).
Постмодернистские тенденции в изучении
молодежной субкультуры выразились в
интерпретации субкультуры как пространства
игры, экспериментирования с иерархией
взрослого мира. Общество «разрешает»
выражать молодежи себя в этой сфере. Молодежь,
в свою очередь, не утрачивает своей связи
с общей культурой, разделяя ее фундаментальные
нормы и ценности. Современные исследования
ориентируются на изучение новых форм
культурных активностей современной молодежи.
Особенное внимание уделяется формам
телесного ухода и наслаждения. Эксперименты
со своей внешностью осуществляются уже
не только через одежду, а через тело: бритье
головы, татуировки, нанесение шрамов.
Даже употребление наркотиков, рассматривается
как своеобразный способом экспериментирования,
манипуляции со своей телесностью и чувственностью.
Постмодернизм выступил с критикой представления
о существовании некоей господствующей
(репрезентативной) культуры и противостоящих
ей субкультур. Влияние идей постмодернизма
привело к тому, что на определенном этапе
на Западе практически перестали говорить
о субкультурах.
1.3
Влияние субкультуры на
Социализация
– непрерывный и многогранный
процесс, который продолжается на протяжении
всей жизни человека. Однако наиболее
интенсивно он протекает в детстве
и юности, когда закладываются
все базовые ценностные ориентации,
усваиваются основные социальные нормы
и отклонения, формируется мотивация
социального поведения.
Процесс социализации
человека, его формирования и развития,
становления как личности происходит
во взаимодействии с окружающей средой,
которая оказывает на этот процесс
решающее влияние посредством самых
разных социальных факторов.
Наиболее важное
значение для социализации подростка
имеет социум. Эту ближайшую социальную
среду подросток осваивает постепенно.
Если при рождении ребенок развивается
в основном в семье, в дальнейшем он осваивает
все новые и новые среды – дошкольные
учреждения, компании друзей, дискотеки
и т.д. С возрастом освоенная ребенком
«территория» социальной среды все больше
и больше расширяется.
При этом подросток
как бы постоянно ищет и находит
ту среду, которая для него в наибольшей
степени комфортна, где подростка
лучше понимают, относятся к нему
с уважением и т.д. Для процесса
социализации важное значение имеет, какие
установки формирует та или иная среда,
в которой находится подросток, какой
социальный опыт может накапливаться
у него в этой среде – положительный или
негативный.
Подростковый
возраст, особенно с 13-15 лет
– это возраст формирования
нравственных убеждений, принципов,
которыми подросток начинает
руководствоваться в своём поведении.
В этом возрасте появляется
интерес к мировоззренческим
вопросам, таким, как возникновение
жизни на Земле, происхождение
человека, смысл жизни. Формированию
у подростка правильного отношения
к действительности, устойчивых убеждений
необходимо придавать первостепенное
значение, т.к. именно в этом
возрасте закладываются
основы сознательного, принципиального
поведения в обществе, которые
дают о себе знать и в будущем.
Нравственные убеждения подростка
складываются под влиянием окружающей
действительности. Они могут быть
ошибочными, неправильными, искаженными.
Это имеет место в тех случаях,
когда они складываются под
влиянием случайных обстоятельств,
дурного влияния улицы, неблаговидных
поступков.
В тесной связи
с формированием нравственных убеждений
молодых людей складываются их нравственные
идеалы. Этим они существенно отличаются
от младших школьников. Как показали
исследования, идеалы у подростков
проявляются в двух основных формах.
У подростка младшего возраста
в качестве идеала выступает образ
какого-либо конкретного человека,
в котором он видит воплощение
высоко ценимых им качеств. С
возрастом у молодого человека наблюдается
заметное «движение» от образов
близких людей к образам
лиц, с которыми он непосредственно
не общается. Старшие подростки
начинают предъявлять более
высокие требования к своему
идеалу. В связи с этим они начинают
осознавать, что окружающие, даже
очень любимые и уважаемые
ими, в большинстве своем
самые обыкновенные люди, хорошие
и достойные уважения, но
не являются идеальным воплощением
человеческой личности. Поэтому
в 13-14 летнем возрасте особенное
развитие приобретают поиски
идеала за пределами близких
родственных отношений.
В развитии познания
молодёжи окружающей действительности
наступает такой момент, когда
объектом познания становится
человек, его внутренний мир.
Именно в подростковом возрасте возникает
направленность на познание и
оценку морально-психологических
качеств окружающих.
Наряду с ростом
такого интереса к другим людям
у подростков начинают формироваться
и развиваться самосознание,
потребность в осознании и
оценке своих личностных качеств.
Формирование
самосознания – один из важнейших
моментов в развитии личности подростка.
Факт формирования и роста самосознания
накладывает отпечаток на всю
психическую жизнь подростка, на
характер его учебной и трудовой
деятельности, на формирование
его отношения к
действительности. Потребность самосознания
возникает из потребностей жизни
и деятельности. Под влиянием
растущих требований со стороны
окружающих у подростка возникает
потребность оценить свои возможности,
осознать, какие же особенности
его личности помогают им,
наоборот, мешают быть на высоте предъявляемых
ему требований.
Большую роль
в развитии самосознания молодого
человека играют суждения других. Усложнение
требований, которые предъявляются
подростку в процессе его деятельности,
развитие его самосознания,
общий рост сознательного отношения
к действительности приводит
к качественно новому этапу в
его развитии. У подростка
появляется и приобретает довольно
заметное значение стремление к
самовоспитанию – стремление сознательно
воздействовать на себя,
формировать такие качества
личности, которые он рассматривает
как положительные, и преодолевать
у себя отрицательные черты, бороться
со своими недостатками. В подростковом
возрасте начинают складываться и закрепляются
черты характера. Одной из
наиболее характерных особенностей
подростка, связанные с ростом его
самосознания, является стремление показать
свою «взрослость». Молодой человек
отстаивает свои взгляды и
суждения, добиваясь того, чтобы
взрослые считались с его мнением.
Он считает себя достаточно взрослым,
хочет иметь одинаковые с ними
права.
Информация о работе Детская и юношеская субкультура как фактор воспитания