Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 12:06, реферат
Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для определённой группы людей и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Воспроизводство и передача культуры последующим поколениям лежат в основе процесса социализации-усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов предшествующих поколений.
Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства обществ, называется субкультурой. Она формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или местожительство. Ценности субкультуры не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, они обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее. Однако большинство, как правило, относится к субкультуре с неодобрением или недоверием.
Переоценивая
возможность своих возрастных
способностей, подростки приходят
к убеждению, что они ничем
не отличаются от взрослых людей.
Отсюда их стремление к самостоятельности
и известной «независимости», отсюда
– болезненное самолюбие и
обидчивость, острая реакция на попытки
взрослых, недооценивающих их
права и интересы. Следует
отметить характерную для подросткового
возраста повышенную возбудимость,
некоторую неудовлетворенность
характера, сравнительно частые, быстрые
и резкие смены настроения.[14]
Значительное
развитие в подростковом возрасте
приобретают волевые черты характера.
Под влиянием повышенных требований,
предъявляемых подростку, у него
развивается способность длительно
преследовать сознательно поставленные
цели, уметь преодолевать
препятствия и трудности на
этом пути.
Анализируя всё
выше сказанное можно обобщить и выявить
следующие возрастные особенности характерные
для подросткового периода:
1. Потребность
в энергетической разрядке;
2. Потребность
в самовоспитании; активный поиск
идеала;
3. Отсутствие
эмоциональной адаптации;
4. Подверженность
эмоциональному заражению;
5. Критичность;
6. Бескомпромиссность;
7. Потребность
в автономии;
8. Отвращение
к опеке;
9. Значимость
независимости как таковой;
10.
Резкие колебания характера и
уровня самооценки;
11.
Интерес к качествам личности;
12.
Потребность быть;
13.
Потребность что-то значить;
14.
Потребность в популярности;
15.
Гипертрофия потребности в
У подростков появляется
желание изучать свое «Я», понять,
на что они способны. В этот
период они стремятся себя утвердить,
особенно в глазах сверстников,
уйти от всего детского. Все меньше
ориентируются на семью и обращаются
к ней. Но зато возрастает
роль и значение референтных групп,
появляются новые образы для подражания.
Подростки, потерявшие ориентир, не имеющие
поддержки среди взрослых, стараются
найти идеал или образец для подражания.[31]
Таким образом они примыкают к той или
иной неформальной организации. Особенностью
неформальных объединений является
добровольность вступления в них и устойчивый
интерес к определенной цели, идее. Вторая
особенность этих групп – соперничество,
в основе которого лежит потребность
самоутверждения. Молодой человек стремиться
сделать что-то лучше, чем другие, опередить
в чем-то даже самых близких ему людей.
Это приводит к тому, что внутри молодежные
группы неоднородны, состоят из
большого числа микрогруппировок, объединяющихся
на основе симпатий и антипатий.
Именно в пространстве неформального
общения возможен первичный, самостоятельный
выбор подростком своего социального
окружения и партнёра. А привитие
культуры этого выбора возможно
лишь в условиях терпимости
взрослых. Нетерпимость, склонность
к разоблачениям и морализаторство
примитивизируют молодёжную
среду, провоцируют подростков
к протестным реакциям,
часто с непрогнозируемыми последствиями.
Важнейшая
функция молодёжного движения
– “стимулирование прорастания
социальной ткани на окраинах
общественного организма”.[7] Молодёжные
инициативы становятся проводником
общественной энергии между местными,
региональными, поколенческими
и т.п. зонами общественной жизни
и её центром – основными
социально- экономическими
и политическими структурами.
Многие из неформалов
– люди весьма неординарные, талантливые.
Они проводят на улице дни и
ночи напролет, не зная, зачем.
Этих молодых людей никто
не организовывает, не заставляет
приезжать сюда. Они стекаются
сами – все очень разные, и
в тоже время чем-то неуловимо
похожие. Многим из них, молодым и
полным сил, часто хочется выть
по ночам от тоски и одиночества.
Многие из них лишены веры, во что
бы то ни было и оттого
мучаются собственной ненужностью.
И, пытаясь разобраться в
себе, отправляются на поиски смысла жизни
и приключений в неформальные
молодежные объединения.
Ради чего они
стали неформалами?
73% - т.к. деятельность
официальных организаций
в сфере досуга неинтересна.
20% – т.к. официальные
учреждения не помогают в
их интересах. 7% - т.к. их увлечения
не одобряются обществом.
Принято
считать, что главное для
подростков в неформальных группировках
– возможность отдохнуть, провести
свободное время. С социологической
точки зрения это неправильно: «балдежь»
стоит на одном из последних
мест в перечне того, что
привлекает молодежь в неформальные
объединения, - об этом говорит лишь чуть
более 7%. Около 5% находят в неформальной
среде возможность общаться с близкими
себе по духу людьми. Для 11% самое главное
– условия для развития своих
способностей, возникающие в неформальных
группировках.
Информация о работе Детская и юношеская субкультура как фактор воспитания