Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 21:31, курсовая работа
Современная молодёжь живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано, во-первых, с темпом и ритмом информационно-технологических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования. Во-вторых, с насыщенным характером информации, которая создает массу «шумов», глубинно воздействующих на молодёжь, у которой зачастую еще не выработана четкая жизненная позиция. В-третьих, с экологическими и экономическими кризисами, поразившими наше общество, что вызывает у детей чувства безнадежности и раздражения (при отсутствии чувства личной ответственности) из-за того, что старшие поколения оставляют им такое наследство.
Введение
ГЛАВА 1. теоретические аспекты ПРОБЛЕМЫ НАРКОМАНИИ ПОДРОСТКОВ И ЕЕ ПРОФИЛАКТИКИ
.1 Понятие наркомании и факторы ее возникновения
.2 Социально-педагогическая профилактика подростковой наркомании
1.3 Технологии профилактики наркомании
Глава 2. Исследование проблемы норкомании у подростков в условиях общеобразовательной школы
2.1 База практики. Методики исследования
.2 Коррекционно-развивающая программа по предупреждению подростковой наркомании в условиях общеобразовательной школы «Школа без наркотиков» и ее реализация
2.3 Результаты проведенной коррекционной работы. Рекомендации родителям и социальному педагогу
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПОДРОСТКОВОЙ НАРКОМАНИИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Студента 5 курса
Галиастанов Х.Ю.
Специальность "Социальная педагогика"
Руководитель Цыброва И.П.
Белорецк 2009
Содержание
Введение
ГЛАВА 1. теоретические аспекты ПРОБЛЕМЫ НАРКОМАНИИ ПОДРОСТКОВ И ЕЕ ПРОФИЛАКТИКИ
.1 Понятие наркомании и факторы ее возникновения
.2 Социально-педагогическая
профилактика подростковой
1.3 Технологии профилактики наркомании
Глава 2. Исследование проблемы норкомании у подростков в условиях общеобразовательной школы
2.1 База практики. Методики исследования
.2 Коррекционно-развивающая
программа по предупреждению
подростковой наркомании в
2.3 Результаты проведенной
коррекционной работы. Рекомендации
родителям и социальному
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Люди победили чуму, малярию, тиф...
Но пьянство, наркомания, СПИД, словно злые джинны, терзают человечество. Эти проблемы в нашем обществе долгое время предавались забвению, но и в эту бездну рано или поздно пришлось бы заглянуть.
Ч. Айтматов
Современная социальная ситуация изменяется непрерывно, создавая предельно нестабильную систему, на фоне которой происходит формирование подростковой субкультуры. Являясь одной из наименее адаптированных и социально незащищенных групп, подростки несут на себе отпечаток общей социальной неопределенности, неуверенности и тревожности. В результате этого на первый план в ряду социально-педагогических и психолого-педагогических проблем выдвигаются проблемы подростковой наркомании.
Проведенный анализ литературы, документальных и статистических материалов позволяет сделать вывод о том, что за последние годы в России созревает новая по своим факторам и условиям проявления ситуация в сфере наркотического влияния на подростков. Она требует своего изучения, систематического мониторинга разработки и проведения мероприятий, направленных на решение проблемы подростковой наркомании. Без ее анализа невозможно предпринять адекватные меры предупреждения наркотизации среди несовершеннолетних[11, 95].
Выбор темы исследования обусловлен рядом обстоятельств. Во-первых, неуклонно растет общее число наркоманов среди подростков. Наркомания стала по существу элементом негативной подростковой субкультуры. С учетом возраста большинства наркоманов (13 - 18 лет) под угрозой оказалось фактически треть нового поколения России.
Во-вторых, происходит расширение числа потребителей среди подростков тяжелых видов наркотиков, прежде всего, героина, кокаина, экстази.
В-третьих, с ростом наркомании
увеличивается число
В-четвертых, недостаточно изучены
социально-педагогические условия
проявления первичной наркомании у
подростков и разработаны меры ее
профилактики. В Уральском регионе,
как и в целом по России, незаконное
потребление наркотических
Вопросы наркомании ранее исследовались в работах многих авторов, среди которых следует отметить, прежде всего, P.O. Авакяна, А.Г. Бронникова, В.И. Брылева, А.А. Габиани, Б.Э. Закирова, Г.М. Меретукова, В.Г. Наймушина, В.И. Омигова, СВ. Ширшова и др.
В них содержится много важных практических рекомендаций, обращается внимание на опасность наркомании как социального явления, разрабатывается методика оперативно-следственных действий, предлагаются меры по совершенствованию антинаркотического законодательства.
Как показало исследование, в отечественной литературе недостаточно специальных исследований по проблеме первичной профилактики наркомании подростков.
Проблема наркомании среди
подростков одна из острейших и требует
специального изучения и решения. Сегодня
стратегическое направление в области
профилактики наркотической зависимости
регламентируется и обеспечивается
рядом нормативно- правовых документов:
ФЗ РФ «О наркотических средствах
и психотропных веществах», Уголовный
кодекс РФ, Федеральный закон «Об
основных гарантиях прав ребенка
в Российской Федерации, Закон «О
профилактике алкоголизма, наркомании
и токсикомании в Республике Башкортостан»,
Республиканская программа «
Анализ литературы свидетельствует, что до сих пор нет междисциплинарных работ, в которых были бы даны целостные характеристики состояния подростковой наркомании, особенно с точки зрения социально-педагогической проблематики. Этот аспект является одним из наиболее важных, так как знание и понимание его помогло бы решить ряд психолого-педагогических проблем, связанных с социальной адаптацией, занятостью и общением в подростковой среде, установлением оптимально-комфортной атмосферы класса, школы, что позволило бы педагогам, инспекторам отделений по профилактике правонарушений несовершеннолетних (ОППН) оптимизировать процесс антинаркотической профилактической деятельности.
Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы и обусловили выбор темы выпускной квалификационной работы «Деятельность социального педагога по профилактике подростковой наркомании в условиях общеобразовательной школы».
Проблема: какова деятельность социального педагога по предупреждению подростковой наркомании.
Цель исследования - на основе теоретического и практического исследования выявить эффективные пути профилактики подростковой наркомании в условиях общеобразовательной школы.
Объект исследования - процесс работы социального педагога по профилактике подростковой наркомании.
Предмет исследования - формы и методы первичной профилактики наркомании подростков в образовательных учреждениях.
Гипотеза исследования состоит в том, деятельность социального педагога по профилактике наркомании подростков будет успешной, если:
1)выявлены причины
2)определены методы и
формы профилактики
Для достижения поставленных целей и проверки гипотезы были сформулированы следующие задачи.
) Проанализировать литературу с целью выявления сущности понятия «наркомания», определить основные причины наркомании и особенности ее проявления в подростковой возрасте;
) Выявить технологии социально-
) Изучить особенности
деятельности социального
) Разработать коррекционно-
) составить рекомендации
социальному педагогу и
Методы исследования: В процессе написания данной работы были использованы:
эмпирические методы: наблюдение, беседы, анализ продуктов деятельности школьников, анкетирование, тестирование;
теоретические методы: анализ, сравнение, обобщение, моделирование, конкретизация и др.
Теоретическая значимость исследования
состоит в том, что уточнено понятие
первичной профилактики наркомании
подростков как комплекса педагогических
и социальных средств, направленных
на предотвращение кризиса личности
и наркомании у подростков; дана
характеристика физиологических, социально-демографических,
психологических и
Практическая значимость исследования состоит в разработке рекомендаций родителям и педагогам по профилактике подростковой наркомании с учетом специфики их деятельности, типа воспитательной организации, контингента учащихся. Данная работа будет полезной для социальных педагогов, учителей и других специалистов, занимающихся данной проблемой.
Новизна работы заключается в попытке систематизации информации о понятии «наркомания» и факторах ее возникновения, в разработке коррекционно-развивающей и информационно - просветительской программы по предупреждению подростковой наркомании.
База практики: МОБУ СОШ с. Уткалево Белорецкого района РБ. Учащиеся подросткового возраста и их родители.
Структура исследования: Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов к каждой главе, заключения, списка используемой литературы, приложения.
В 1 главе рассмотрены понятия «наркомания» и «профилактика наркомании», факторы, приводящие к употреблению ПАВ, технологии профилактики наркомании.
Во 2 главе описана работа по программе профилактики наркомании и результаты ее реализации.
ГЛАВА 1. теоритические аспекты ПРОБЛЕМЫ НАРКОМАНИИ ПОДРОСТКОВ И ЕЕ ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ
1.1 Понятие наркомании и факторы ее возникновения
Молодежь часто выступает транслятором облегченного отношения к наркотикам и наркотической субкультуре, пропагандируя такие ценности, как «наркотики бывают «серьезные» и «несерьезные», «наркотики делают человека «свободным», «наркотики помогают решать жизненные проблемы», «наркотики могут и должны быть легализованы».
Обратимся к характеристике ведущего термина нашего исследования - «наркомания» [16; 31].
Традиционно «наркомания» - это медицинский термин, определяемый следующим образом, Наркомания (от греч. narke - оцепенение и mania - безумие) - болезненное непреодолимое влечение к употреблению токсических средств (наркотиков), сопровождающееся тяжелыми нарушениями физических и психических функций, приводящими к деградации личности и различным формам отклоняющегося поведения (Г.В. Осипов).
Наркомания - это болезнь, вызываемая систематическим употреблением наркотиков и проявляющаяся синдромом психической и физической зависимости (Г.В. Латышев, В.С. Битенский, А.Г. Макеева и др.).
это немедицинское потребление наркотиков, ведущее к быстрому разрушению здоровья, неадекватному поведению, искажению связей с обществом (Б.М. Левин и М.Б. Левин);
пристрастие к веществам, вызывающим состояние эйфории (М.А. Галагузова);
заболевание, вызванное злоупотреблением лекарственными и нелекарственными наркотическими средствами и обусловленное зависимостью от них (Д.Д. Еникеева, В.И. Москалев, М.В.Фирсов).
Поэтому в нашей работе, наравне с использованием традиционного толкования термина «наркомания», мы говорим о наркомании не только как о заболевании или болезненном влечении, но и как об одном из факторов социальной дезорганизации личности, в основе которого лежит зависимость от психоактивных веществ.
Факторы, способствующие активной наркотизации подростков, по мнению Б.Г. Комиссарова и А.А. Роменко, можно разделить на личностные, семейные, социальные.
Личностные факторы включают:
·успешность в реализации своих стремлений;
·осознание жизненной перспективы;
·отношение к возможности употребления наркотиков;
·отношение к насилию;
·уровень эмоциональной зрелости;
·сформированность системы ценностей и привязанностей;
·наличие кризисных ситуаций;
·уровень притязаний и самооценка;
·наличие непреложных авторитетов.
К семейным факторам относят:
·систему распределение ролей, прав и обязанностей в семье;
·уровень конфликтности в семье;
·семейные традиции и отношение членов семьи к употреблению наркотиков и других психоактивных веществ;
·систему отношений и уровень эмоциональной близости между членами семьи;
·родительские ожидания;
·компетентность родителей в контексте воспитания и наличие единого подхода к воспитанию ребенка;
·генетическую предрасположенность к употреблению наркотических веществ;
·созависимость.
Остановимся более подробно на характеристике созависимости как одном из факторов наркотизации подростка.
Ученые считают, что в
результате совместной жизни с наркоманом
его родственники зарабатывают себе
психическую патологию или
Созависимость - это устойчивое
состояние болезненной
Общие признаки (симптомы) созависимости следующие:
·слишком суровое отношение к себе и к другим, нелюбовь к себе, обычно неосознанно маскируемые (прежде всего от самого себя);
·«боязнь страха», старание заранее оградить себя от него, избегая тех ситуаций, в которых этот страх может появиться;
·желание нравиться окружающим людям, сопровождаемое готовностью делать все, чтобы этого добиться;
·страх или дискомфорт при общении с напористыми или сердитыми людьми, страх личной критики и острая эмоциональная реакция на нее;