Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 21:31, курсовая работа
Современная молодёжь живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано, во-первых, с темпом и ритмом информационно-технологических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования. Во-вторых, с насыщенным характером информации, которая создает массу «шумов», глубинно воздействующих на молодёжь, у которой зачастую еще не выработана четкая жизненная позиция. В-третьих, с экологическими и экономическими кризисами, поразившими наше общество, что вызывает у детей чувства безнадежности и раздражения (при отсутствии чувства личной ответственности) из-за того, что старшие поколения оставляют им такое наследство.
Введение
ГЛАВА 1. теоретические аспекты ПРОБЛЕМЫ НАРКОМАНИИ ПОДРОСТКОВ И ЕЕ ПРОФИЛАКТИКИ
.1 Понятие наркомании и факторы ее возникновения
.2 Социально-педагогическая профилактика подростковой наркомании
1.3 Технологии профилактики наркомании
Глава 2. Исследование проблемы норкомании у подростков в условиях общеобразовательной школы
2.1 База практики. Методики исследования
.2 Коррекционно-развивающая программа по предупреждению подростковой наркомании в условиях общеобразовательной школы «Школа без наркотиков» и ее реализация
2.3 Результаты проведенной коррекционной работы. Рекомендации родителям и социальному педагогу
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
. Просветительские программы
необходимо вести на
. В ходе программ должна
предоставляться точная и
. Предоставляемая информация
должна быть уместной и давать
знания о последствиях
. Необходимо делать акцент
на пропаганде здорового
. Информация должна
. Родители и другие
взрослые, играющие важную роль
в жизни ребенка, должны
В антинаркогенной работе следует избегать:
использования тактики запугивания;
искажения и преувеличения негативных последствий злоупотребления наркотиками при описании их воздействия;
разового характера действий, направленных на профилактику, так как такой подход не дает возможности подросткам развивать навыки противостояния наркотикам;
ложной информации, даже после однократной ее подачи вся дальнейшая информация будет отторгаться подростками, которые сегодня достаточно хорошо информированы;- упоминаний о культурных предпосылках употребления наркотиков;
оправдания употребления наркотиков.
При организации профилактики в образовательном учреждении можно выделить два этапа: подготовительный этап и этап реализации программы профилактики.
Подготовительный этап является
чрезвычайно важным, так как дает
возможность оценить проблему, определить
стратегию профилактических мероприятий,
выбрать наиболее эффективные методы,
и самое главное - подготовить
благоприятную среду для
Общая логика построения профилактической
программы требует, прежде всего, формирования
в педагогическом коллективе ценностно-смыслового
единства по отношению к проблеме
наркотиков. С этой целью администрации
ОУ необходимо организовать проведение
среди педагогического
Подготовка специалистов
к ведению профилактической работы
должна быть направлена на решение
двух групп задач: воспитательных (осознание
педагогами личной ответственности
за здоровье и безопасность воспитанников,
формирование готовности к непосредственному
участию в процессе педагогической
профилактики) и образовательных (формирование
представления о различных
Специфические задачи подготовки
педагогов к профилактической работе
предполагают расширение информированности
участников о различных аспектах
наркотизма, осознание и коррекцию
(при необходимости) личностного
отношения к наркотическим
При анализе аспектов наркотизма
понятие «зависимость» должно рассматриваться
в широком значении: в круг традиционных
объектов зависимости (лекарства, табак,
алкоголь, наркотики) вводят такие компоненты
как пища, телевизор, компьютер. Поэтому
профилактику наркотизма нужно рассматривать
как комплексную проблему, связанную
с предупреждением
Без поддержки и активного сотрудничества родителей невозможно рассчитывать на эффективность профилактических мероприятий. Поэтому следующим шагом подготовительного этапа должна стать работа с родителями: собрания, посвященные проблеме распространения наркомании среди подростков, раскрывающие важность профилактической работы, которая будет проводиться с учащимися. Следует создать инициативную группу и среди родителей, имеющих возможность непосредственно участвовать в профилактических мероприятиях.
Исследование проблемы - эта часть подготовительного этапа, которая дает возможность определить стратегию профилактической работы в данном ОУ и выбрать наиболее подходящие методы психолого-педагогической профилактики с учетом различных средовых факторов.
С целью изучения наркологической
ситуации в районе, выявлении степени
распространенности наркотических
средств, «популярности» тех или
иных наркотиков среди несовершеннолетних,
особенностей их распространения и
употребления, работникам образовательного
учреждения необходимо провести сбор
информации в учреждениях здравоохранения
и органах внутренних дел. Эти
данные помогут при организации
специального антинаркотического контроля
в общеобразовательной школе. Подобный
контроль призван исключить как
возможность использования
В самом образовательном учреждении должен быть проведен мониторинг наркологической ситуации, направленный на выявление групп риска, с которыми в дальнейшем будет проводится дифференцированная профилактическая работа.
В связи с необходимостью профилактической работы со всеми группами несовершеннолетних в ОУ должен реализовываться комплекс профилактических мероприятий, включающий в себя первичную, вторичную и третичную профилактику (Таблица 1).
Таблица 1 Схема реализации программы профилактики в ОУ
Структурные компоненты программы
Содержание работы1. Работа со школьной
средой - общее признание правил
и норм неприятия наркотиков; - чувствительность
к сигналам опасности; - образование
и информация; - тренинги активного
отрицания; - убеждение в доступности
помощи; - выявление «групп риска».2.
Работа с несовершеннолетними группы
риска- разработка индивидуальных программ
помощи в зависимости от факторов
риска; - оказание помощи в преодолении
проблем.3. Работа с несовершеннолетними,
употребляющими наркотические вещества-
создание мотивации для обращения
за помощью к специалистам; - адресная
помощь наркозависимым несовершеннолетним;
- помощь в семье в решении проблем,
связанных с наркозависимостью
несовершеннолетнего; - создание благоприятных
условий для
То есть, в программу следует включать следующие группы структурных компонентов:
действия, направленные на школьную среду в целом;
действия, направленные на детей «группы риска»;
- действия, направленные на помощь детям, замеченным в употреблении наркотиков.
Таким образом, основными формами и методами социального педагога по профилактики наркомании выступают: беседа, тренинги, консультирование, игротерапия, музыкотерапия, арттерапия, трудотерапия, подавление, игнорирование, концентрация на положительном, создание ситуации успеха и другие. Работа социального педагога осуществляется как индивидуально, так и с подгруппой школьников. Чередование теоретических и практических занятий позволит провести рефлексию школьников на полученную информацию.
Рассмотрев в первой главе теоретические аспекты проблемы наркомании и ее первичной профилактики, мы выявили, что наркомания -это болезненное непреодолимое влечение к употреблению токсических средств (наркотиков), сопровождающееся тяжелыми нарушениями физических и психических функций, приводящими к деградации личности и различным формам отклоняющегося поведения. Мы выявили, что существуют факторы, способствующие активной наркотизации подростков, которые, можно разделить на личностные, семейные, социальные. Под профилактикой наркомании в условиях общеобразовательной школы мы понимаем комплекс социально - психолого-педагогических мер, направленных на предупреждение распространения наркомании среди детей и подростков. Основными формами и методами социального педагога по профилактики наркомании выступают: беседа, тренинги, консультирование, игротерапия, арттерапия, трудотерапия, подавление, игнорирование, концентрация на положительном, создание ситуации успеха и другие. Работа социального педагога осуществляется как индивидуально, так и с подгруппой школьников. Чередование теоретических и практических занятий позволит увидеть реакции школьников на полученную информацию.
социальный педагогический наркомания подросток
Глава 2. Практическая работа социального педагога по профилактике подростковой наркомании в условиях общеобразовательной школы.
.1 База практики. Методики исследования
Профилактическая работа была организованна в ходе прохождения государственной практики в группе учащихся МОБУ СОШ с. Уткалево Белорецкого района Республики Башкортостан с 26 января по 14 февраля 2009 года.
Основные методики, используемые в данной работе по профилактике подростковой наркоманиии, являются:
Тест для родителей подростков «Подвержен ли ваш ребенок к риску пристраститься к алкоголю и наркотикам (журнал практика административной работы в школе»)
Анкета Изучение наркогенной ситуациив коллективе (административный опросник Дж. О. Нилла);
Анкета личный опыт школьника относительно одурманивающих веществ (из журнала Практика административной работы в школе, №2, 2003г).
Профилактика химической
зависимости, т.е зависимости ПАВ
и наркотических веществ, равно
как и моделирование
Анализ СМИ, рекламы, референтной группы расскрыли их негативную роль, способствующих развитию вредных привычек и девиантных форм поведения.
Однако, изучение специальной литературы, опыта работы социальных педагогов показывают позитивное влияние профилактических программ. Огромное значение при разработке профилактических программ имеет учение А. Маслоу, создавшего иерархическую модель жизненных потребностей:
физиологические потребности,
потребность в защите и безопасности,
любви и уважении и др.
Неудовлетворенность этих потребностей способно, по мнению ученого, вызвать психологические расстройства, способствующие зависимости от ПАВ.
В последние десятилетие
сложился интегративный переход, в
котом делается акцент на обучение
человека. Проблемы человека рассматриваются,
прежде всего, как проблемы обучения.
Формирование жизненных навыков
рассматриваются как
На основе этого подхода
мы разработали программу
.2 Коррекционно-развивающая
программа по предупреждению
подростковой наркомании в
Нами была разработана коррекционно - развивающая программа по профилактике подростковой наркомании в условиях общеобразовательной школы.
Цель программы:
Способствовать формированию у школьников - подростков социальных навыков, необходимых для ЗОЖ, коррекция определенных психологических особенностей личности, создающих зависимость к употреблению химических веществ.
Задачи:
·организация и проведение специальных профилактических мероприятий, направленных на предупреждение употребления ПАВ, наркотических средств, алкогольных напитков;
·содействие улучшению качества воспитания и формирования у детей и подростков антинаркотических устоев;
·способствовать повышению качества здоровья школьников;
·оказание детям и подросткам консультационной и психокоррекционной помощи;
·осуществление
Актуальность программы:
·По данным Всемирной организации
здравоохранения суммарное
Разработанная нами программа включает в себя 3 основные задачи:
) развитие личностной компетенции;
) выработка и развитие навыков защиты;
) предупреждение возникновения проблем.
Первая задача реализуется посредством обучения навыкам эффективного общения, принятия решений.
Вторая - посредством обучения умению противостоять различным факторам риска.
Третья реализуется