Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 21:31, курсовая работа
Современная молодёжь живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано, во-первых, с темпом и ритмом информационно-технологических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования. Во-вторых, с насыщенным характером информации, которая создает массу «шумов», глубинно воздействующих на молодёжь, у которой зачастую еще не выработана четкая жизненная позиция. В-третьих, с экологическими и экономическими кризисами, поразившими наше общество, что вызывает у детей чувства безнадежности и раздражения (при отсутствии чувства личной ответственности) из-за того, что старшие поколения оставляют им такое наследство.
Введение
ГЛАВА 1. теоретические аспекты ПРОБЛЕМЫ НАРКОМАНИИ ПОДРОСТКОВ И ЕЕ ПРОФИЛАКТИКИ
.1 Понятие наркомании и факторы ее возникновения
.2 Социально-педагогическая профилактика подростковой наркомании
1.3 Технологии профилактики наркомании
Глава 2. Исследование проблемы норкомании у подростков в условиях общеобразовательной школы
2.1 База практики. Методики исследования
.2 Коррекционно-развивающая программа по предупреждению подростковой наркомании в условиях общеобразовательной школы «Школа без наркотиков» и ее реализация
2.3 Результаты проведенной коррекционной работы. Рекомендации родителям и социальному педагогу
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
·неспособность отличить любовь от жалости, тенденция путать и смешивать эти чувства;
·чувство вины при необходимости отстаивать себя, свои личные интересы или сделать что-то ради себя лично;
·постоянное откладывание всего «на потом»;
·неспособность или активное, сопровождаемое страхом нежелание участвовать в играх, развлечениях, забавах;
·в отношениях с людьми крайне редко возникает отношение подлинной близости, доверия и постоянства;
·привычная ложь даже там, где проще и естественней сказать правду.
Когда человек находит у себя эти признаки, чаще всего ему не хочется этому верить. Здесь возникает вопрос: почему? Что вызывает такой протест у нас? Может быть потому, что не хочется видеть свои собственные проблемы, а ведь они есть у каждого из нас. И эти проблемы не сильно отличаются от проблем наркоманов. Внешняя картина может быть совершенно иной: ухоженный дом, большая дружная семья, престижный, дорогой автомобиль, высокооплачиваемая работа и т.д. Но вдумайтесь и постарайтесь честно ответить себе на вопрос: не занимает ли у Вас в жизни все это такое же место, как у наркомана его наркотик.
Третья группа факторов наркотизации детей и подростков - социальные факторы - весьма обширна, она включает общесоциальные факторы, влияние среды сверстников (ближнее окружение) и школьные факторы.
Так, к общесоциальным факторам причисляют:
·нормы, политику и законодательство в отношении наркотиков;
·общественные традиции, доступность наркотиков;
·неблагоприятный социально-
·позицию средств массовой информации по отношению к проблеме наркомании;
·законодательство в области молодежной политики;
·развитость системы социально-
·организованность досуга молодежи, ее участие в общественной жизни.
Для среды сверстников как фактора наркотизации существенными являются:
·отношение «значимого окружения» к употреблению наркотиков;
·уровень социальной приемлемости
поведения и социально
·роль подростка в группе сверстников;
·широта круга общения;
·отношение подростковой группы к взрослым;
·ценностные ориентиры подростковой группы.
В контексте рассматриваемых
нами вопросов, наиболее важно знание
так называемых «школьных» факторов,
к которым исследователи
·успеваемость подростков, их желание учиться, регулярное посещение школы;
·частая смена школы;
·участие педагогов в воспитательном процессе и принятая в школе система воспитания;
·отношения подростков с учителями (уровень доверия), социально-психологический климат;
·участие педагогов в профилактике наркомании;
·связь между семьей и школой;
·участие подростков в школьном самоуправлении.
Подросток, начинающий употреблять
наркотики, находится в своеобразной
социально-психологической
1.2 Социально-педагогическая
профилактика подростковой
Рассмотрим понятие
Профилактика наркомании - это активный поступательный процесс создания условий и формирования личностных качеств, поддерживающих благополучие человека. Данный процесс призван способствовать обеспечению безопасной и поддерживающей среды; доступа к информации и к специализированным службам помощи; помощи в приобретении жизненных навыков.
До настоящего времени
вопрос о том, усилиями каких специалистов
- педагогов, врачей, психологов - должна
вестись антинаркотическая
Старания учителей, психологов, социальных педагогов недостаточны в силу их низкой осведомленности о причинах наркотизации подрастающего поколения, а также в силу того, что практически отсутствуют адаптированные научно-обоснованные программы первичной профилактики наркомании среди подростков и молодежи в условиях общеобразовательной школы.
Опираясь на взгляды отечественных исследователей А. Данилина, В.В. Ковалева, И.П. Марова, под профилактикой наркомании в условиях общеобразовательной школы мы понимаем комплекс социально - психолого-педагогических мер, направленных на предупреждение распространения наркомании среди детей и подростков.
По мнению Кокина В.И профилактика
злоупотребления наркотиками - комплекс
социальных, образовательных и медико-
Современная концепция первичного,
т.е. раннего предупреждения употребления
наркотиков среди детей и подростков
базируется на положении о том, что
в центре внимания должна находиться
личность несовершеннолетнего и
три основные сферы, в которых
реализуется его
Данная концепция охватывает все стороны жизнедеятельности подростка, что создает условия для активного выявления и динамического контроля над процессом предупреждения употребления психоактивных веществ. Она позволяет оценить эффективность всей системы профилактических мероприятий, то есть ее направленность на искоренение источников дискомфорта, как в самом ребенке, так и в социальной и природной среде, и одновременно создать условия для приобретения несовершеннолетним необходимого опыта, обучение ребенка новым навыкам, которые помогут реализовать поставленные цели, сохранить здоровье и предупредить возникновение новых проблем. Однако важным для нас является положение о витальной функции семьи - жизненно необходимой среды для развития и воспитания ребенка.
С целью предотвращения употребления наркотиков в образовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования проводится профилактическая работа.
Профилактика злоупотребления
психоактивными веществами - это комплекс
социальных, образовательных и медико-
ВОЗ принята классификация профилактики, предусматривающая первичную, вторичную и третичную ее формы.
Первичная профилактика направлена
на предупреждение приобщения к употреблению
ПАВ, вызывающих болезненную зависимость.
Это работа с популяцией условно
здоровых людей, а также с так
называемой группой риска наркотизации.
К этой группе относятся молодые
люди, в ближайшем окружении которых
есть потребители наркотиков. Также
в группу риска входят экспериментирующие
с психоактивными веществами; имеющие
генетическую предрасположенность
к психическим и
Ввиду опасности формирования зависимости даже после однократного приема ПАВ (особенно у детей и подростков), первичная профилактика приобретает приоритетное значение. При этом важно отметить, что, согласно современному пониманию природы наркотической зависимости, «воротами» приобщения к наркотикам является употребление алкоголя и курение. Поэтому ведение профилактической работы должно начинаться с профилактики употребления алкоголя и табака.
Вторичная профилактика злоупотребления
психотропными веществами направлена
на предотвращение формирования зависимости
от психоактивных веществ и
Третичная профилактика злоупотребления ПАВ (или реабилитация наркозависимых) проводится среди больных наркоманиями и токсикоманиями и направлена на предотвращение рецидивов заболевания. То есть, реабилитация предполагает проведение комплекса мероприятий, способствующих восстановлению личностного и социального статуса больного наркоманиями, включая алкоголизм, и возвращение его в семью, в ОУ, к общественно полезной деятельности.
При первичной профилактике
эффективность воздействия
В настоящее время во всем
мире в образовательной среде
борьба с наркоманиями проводится путем
использования различных
1.3 Технологии профилактики наркомании
Для профилактики наркомании
в образовательной среде
Волонтерское движение. Достаточно
специфическая и «
Технология «натравливания». Обладает очень высокой эффективностью, но часто при ее реализации происходят действия, которые с трудом могут быть признаны законными. Суть ее заключается в том, что создается открытый информационный канал (пейджер, телефон горячей линии), куда любой может сообщить о месте, где торгуют наркотиками. Информация об адресах распространителей проверяется силами общественности. Движущая сила этой технологии - родители наркоманов. Применима на территориях с различным социальным составом населения.
Группы поддержки, или
группы созависимых, - традиционная и
эффективная форма работы по третичной
и отчасти вторичной
Из цикла диагностических
методик можно использовать анкетирование
с помощью специальных
Любая профилактическая программа или проект должны включать в себя определенные виды деятельности по каждому из следующих направлений:
распространение информации
о причинах, формах и последствиях
потребления наркотических
формирование у подростков навыков анализа и критической оценки информации, получаемой о наркотиках, умение принимать правильное решение;
предоставление альтернативы
наркотизации;- коррекция социально-
целевая работа с группой риска (определение групп риска и оказание адекватной помощи в преодолении проблем, ведущих к появлению тяги к наркотикам);
тесное взаимодействие с организациями и структурами, проводящими профилактическую работу.
Профилактические программы в школе должны соответствовать ряду правил:
. Любая работа в области
антинаркотического