Диагностика интеллекта ребенка методом рисуночного теста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2013 в 17:22, курсовая работа

Краткое описание

Правильная оценка уровня интеллекта детей на сегодняшний день одна из важнейших проблем психологии. Как бы не было грустно, но действительность такова, что каждый год детей с отклонениями в умственном развитии становится все больше. Успешная работа детского сада и семьи в области коррекции таких детей во многом зависит от правильной диагностики, причем, чем раньше будет выявлен дефект, тем результативнее будет работа по его коррекции, а также работа направленная на адаптацию ребенка к условиям внешнего мира. Одним из путей, дающих возможность такой оценки, является метод психологической диагностики.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ 5
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 7
История вопроса 7
Усвоение социального опыта 11
Связь изобразительной деятельности с психическим развитием 13
Этапы развития детского рисунка 14
Особенности рисунка умственно отсталых детей 18
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 21
Инструкция и проведение теста 21
Вариант I (по А.Л. Венгер) 21
Вариант II (по Гудинаф-Харрису) 26
Вариант III 33
Обработка результатов 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
ЛИТЕРАТУРА 40

Вложенные файлы: 1 файл

курсов Диагност. интел. методом рис. теста a.doc

— 183.50 Кб (Скачать файл)

Содержание детских рисунков зависит  от общей умственной активности рисующего  ребенка. Познавательный интерес к  окружающей действительности ведет  к тому, что все многообразие жизни  становится предметом изображения. Малыш начинает с изображения тех предметов, графическое изображение которых он усвоил с помощью взрослых. Однако когда ребенок усвоил определенное количество графических построений, у него проявляется способность к образованию графического образа любых предметов и явлений. По рисунку ребенка уже можно судить о его побуждениях и предпочтениях.

Таким образом, содержание детского рисунка  свидетельствует о ценностных ориентациях  семьи, всей социальной среды, оказывающей  влияние на ребенка, а так же о  внутренней позиции, формирующейся у него. Содержание рисунков отражает то, что значимо в мире именно для этого ребенка. Обращаясь к тому или иному содержанию, он стремится выразить отношение к изображению. Линия – основной элемент в рисунках дошкольника – выступает как средство изображения и как средство выражения отношения.

 

Связь изобразительной деятельности с психическим развитием

По мнению некоторых специалистов, изобразительная деятельность имеет  особый биологический смысл. Детство  – период интенсивного становления  физиологических и психических функций.

В первые годы жизни ребенка особенно важно развитие зрения, моторики и  сенсомоторной координации. Малыш  постепенно переходит к усвоению таких понятий, как вертикаль  и горизонталь, поэтому первые детские  рисунки естественно линейны. Рисование участвует в формировании зрительных образов, помогает координировать моторные акты.

Изобразительная деятельность требует  согласованного участия многих психических  функций. Детское рисование способствует согласованности межполушарного взаимодействия. В процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария головного мозга, а также абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие.

Особенно важна связь рисования  с мышлением и речью. Осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, и рисование предоставляет ему возможность наиболее легко выразить то, что он переживает, несмотря на нехватку слов. Детское рисование – это один из видов аналитико-синтетического мышления. Рисуя, ребенок как бы формирует объект заново, оформляя при помощи рисунка свое знание. Дети, как правило, рисуют не предмет, а обобщенное знание о нем, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками. Рисование, таким образом, выступает своеобразным аналогом речи.

Будучи напрямую связанным с  важнейшими психическими функциями, рисование  не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой, помогая ребенку  упорядочить усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель усложняющегося представления о мире.

 

Этапы развития детского рисунка

Следует отметить, что детское рисование  в своем развитии проходит несколько  определенных общих этапов.

На доизобразительном этапе графическая деятельность даже не является собственно рисованием. Карандаш и бумага, первоначально, не выступают как специфические орудия, поэтому они часто используются не по назначению. Первые графические проявления возникают в известной мере случайно, как один из возможных результатов манипуляций с карандашом и бумагой. Этот период играет огромную роль в дальнейшем развитии изобразительных способностей. Ребенок овладевает движениями руки, и вот впервые спонтанно, случайно на бумаге возникает след от карандаша. Важным является и механизм подражания.

Самой ранней стадией развития детского рисунка является стадия лишенных смысла штрихов. С их помощью ребенок не пытается выразить какое-то определенное содержание. Главное для него – след на бумаге. Этот след ребенок оставляет сам, осуществляя едва ли не первые свои продуктивные действия. Он испытывает удовлетворение оттого, что сам является виновником появления некоего продукта. Движения его часто неловки, карандаш «не слушается», порой не совсем ясно, ведет ли рука карандаш, или наоборот. Данная стадия часто именуется стадией «марания», «каракулей». Она характеризуется как доэстетическая. Часто стадию «каракулей» считают сходной с гулением ребенка, возникающем очень рано, до появления речи. Стадия «каракулей» продолжительна и неординарна.

Сначала штрихи идут более менее  в одном направлении, но по мере того, как рука приобретает уверенность, направление меняется, штрихи принимают  форму ломанных, или закругленных линий. В силу этого, из хаотической  массы получаются случайные сочетания, которые иногда напоминают ребенку какие-то предметы. За первой стадией, приходящейся обычно на начало третьего года жизни, следует близкая к ней по объективным результатам, но резко отличающаяся по переживаниям самого ребенка стадия бесформенных изображений.

Сейчас уже ребенок определенно  стремится выразить на бумаге какой-то образ, но его силы еще не достаточны, поэтому часто посторонний наблюдатель  не в состоянии без помощи самого «художника» определить смысл изображенного. Здесь нет еще общей формы предмета, отдельные части возникают самостоятельно, по мере того, как вспоминаются ребенком. Иногда они даже не примыкают непосредственно друг к другу. Там, где эта разорванность резко подмечается детьми, они часто обводят все эти части общим кругом, подчеркивая их сопричастность друг другу.

На четвертом – пятом году жизни ребенок вступает в следующую  стадию – стадию схематичного изображения. Она тянется очень долго, и в ней можно наметить ряд ступеней в зависимости от того, как первые примитивные схемы наполняются все более существенным содержанием. Например, человек сначала изображается очень упрощенно. Его фигура слагается из двух основных частей: головы и какой-либо подпорки. В качестве опоры выступают часто лишь ноги, которые оказываются прикрепленными непосредственно к голове. Изображаются они в виде «палок», идущих под некоторым углом вниз. Эти рисунки людей получили название – «головоногов».

Постепенно в человеческой фигуре выделяются новые части, прежде всего  – туловище и руки. Туловище может быть квадратным, овальным, в виде удлиненной полоски и т.д. Иногда его обособление от ног достигается тем, что две линии идущие от головы перечеркиваются небольшой горизонтальной линией. Руки часто изображают с пальцами, которые бывают велики и число их часто в несколько раз превышает действительное.

Там где из общей массы туловища выделяется шея, она получает несоразмерно большую длину. Лицо, которое неизменно  фигурирует во всех рисунках, снабжается обычно некоторыми чертами. В большинстве  случаев появляются глаза, рот, намек на нос; уши и брови появляются на детских рисунках не сразу. Однако зубы выступают довольно часто. Эти несовершенные портреты ребенок старается снабдить некоторыми эмблемами, соответствующими статусу человека. У мужчины часто – шляпа. У женщины – прическа с крупным бантом. Одежда отображается лишь присутствием пуговиц. Подобные изображения представляют человека в анфас. Лишь постепенно совершается переход к профилю. При этом ребенок на продолжительное время задерживается на промежуточной ступени: лишь часть фигуры рисуется в профиль, остальное обращено к наблюдателю лицом. Иногда это даже приводит к удвоению отдельных органов: рта, носа и д.р.

Правильные профили имеют также  свою особенность: на них отмечаются и те части тела, которые реально не могут быть наблюдаемы в профиль. Особенно часто изображается скрываемая туловищем рука.

Пропорции нарисованных таким образом  фигур обычно не соответствуют действительности. Люди, изображаемые на рисунке, в большинстве  случаев оказываются «головастиками». Туловище часто имеет небольшой объем, там же где его длина непропорционально велика, оно изображается в виде узкой полоски, часто перечерченной горизонтальными штрихами.

Аналогично рисункам человека так  же схематично изображаются и животные. При этом рисунки бывают настолько общи, что посторонний наблюдатель не всегда может отличить кошку от собаки, а лошадь от коровы. Иногда животное наделяется одной характерной чертой, которая позволяет отнести его к определенному виду: пятачок у поросенка, рога у барана. Такую же схему мы видим при рисовании домов, паровозов, деревьев и т.д.

Следующая стадия развития рисунка  – стадия правдоподобных изображений – характеризуется постепенным отказом от схемы и попытками воспроизвести действительный вид предметов. Ноги уже приобретают некоторый изгиб, руки находят себе применение, голова обрастает волосами, шея имеет значительно меньший объем, плечи – округлость. Человек одевается в одежду. Все достигается не сразу. Рисунок проходит и промежуточную стадию, на которой часть его оформляется еще схематически.

Наряду с этим происходят перемены и в рисунках животных, домов и  т.д. Заметно обогащаются и темы рисунков: появляются пейзажи, улицы, стройки. Однако, несмотря на все эти изменения, три черты остаются неизменными. Во-первых, рисунки, как и прежде, представляют собой только контуры изображаемых предметов. Во-вторых, все еще не соблюдается пропорциональность в изображении: рост человека может превышать высоту дома, нарисованного по соседству. В-третьих, сохраняется зарисовка тех предметов, которые при данном положении в действительности не видны. С этим связана и наиболее характерная особенность детского рисунка – его прозрачность. Например, может присутствовать на рисунке кошелек лежащий в кармане, и даже видны монеты находящиеся в нем.

Несмотря на значительное несовершенство рисунков этой стадии, ребенок, не обладающий художественной одаренностью, редко  поднимается на следующую ступень  без специального обучения. Поэтому  и взрослые, не обучавшиеся рисованию, обнаруживают в своем творчестве очень много черт сходных с уже отмеченными. Но если ребенок получает систематические указания на несовершенство его произведения и наставления о способе их исправить, он достигает четвертой стадии правильных изображений.

Здесь мы встречаемся с рисунками различной степени совершенства, но это уже зависит от индивидуальных художественных способностей, и не имеет в своей основе какую-либо общую закономерность. При этом изображение в значительной мере утрачивает свою детскость.

А.А. Смирнов отмечает, что едва ли можно приурочить каждую из отмеченных стадий строго определенному возрасту. Здесь сказывается как индивидуальная одаренность, так и влияние на ребенка тех образцов, которыми он пользуется. Тем не менее, определенная тенденция была все же выделена на основе статистической обработки больших коллекций детских рисунков. Представленные данные дают возможность учесть общие закономерности стадиального развития детского рисунка и тот средневозрастной фон, на котором может быть выявлена индивидуальная специфика рисунка конкретного ребенка.

Природа становления изобразительной  деятельности наглядно прослеживается в сопоставлении этого процесса на уровне нормального развития и  при умственной отсталости. При этом со всей очевидностью выступает диагностическая ценность графической продукции, как показателя уровня интеллектуального развития.

 

Особенности рисунка умственно отсталых детей

С.Степанов выделил в своей работе [6] ряд особенностей изобразительной деятельности детей-олигофренов.

У детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью – степенью идиотии – в лучшем случае отмечается некоторая способность к восприятию, наличие пассивного внимания, привлекаемого движущимися предметами, резкими звуками и т.п. Запас представлений у них крайне ограничен. Речь как правило не развивается, либо ее развитие недостаточно. Двигательная недостаточность резко выражена.

При данном диагнозе черкание карандашом по бумаге, производящее каракули, в  большинстве случаев невозможно. К этому нет ни потребности, ни физических возможностей. Ребенок берется за карандаш лишь при внешнем побуждении. Если он и начинает подражать действиям другого, то быстро бросает это занятие.

Таким образом, при тяжелой умственной отсталости абсолютно исключено  рисование даже в стадии каракулей, т.е. та деятельность, которая способствует развитию ориентировочной активности и техники рисования.

Детей со степенью имбецильность характеризуют  грубые нарушения познавательной деятельности, часто нарушения в развитии речи, моторное недоразвитие, особенно нарушение тонкой моторики. Эти дефекты обуславливают беспомощность детей-имбецилов в изобразительной деятельности. Они также как и дети-идиоты пассивны с карандашом и бумагой. Начав наносить каракули, они быстро прекращают эти действия. Каракули они не ассоциируют с реальными предметами. Даже при специальном обучении, они не в состоянии нарисовать линию. Сложное изображение, требующее нескольких движение, им вообще не удается. При попытке изобразить по представлению тот или иной предмет, имбецил долгое время обучавшийся рисованию этого предмета, производит заученные движения. Его движения заучены, но неосознанны. Он смотрит на результаты своих усилий, но не понимает что рисует. Ребенок не может соотнести графическое построение с образом реального предмета.

В отдельных более легких случаях  некоторые дети способны выполнить  требования нарисовать определенные предметы по представлению. Иногда их графические  построения отвечают элементарным требованиям  изображения. Но в подавляющем большинстве  случаев при глубокой умственной отсталости рисунки даже в юношеском возрасте крайне не совершенны.

У детей-дебилов отклонения в развитии более легкие. Однако в сравнении  с нормой и здесь отмечаются существенные отличия. Относительное простые  предметы округлой формы изображаются учащимися первого класса вспомогательной школы менее дифференцировано, чем первоклассниками общеобразовательной школы, характерные особенности дебилами опускаются. Лишь к третьему классу дети начинают выделять визуально значимые признаки предмета, индивидуализирующие его графическое построение.

Информация о работе Диагностика интеллекта ребенка методом рисуночного теста